ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку ( русскому языку) для 1-4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577).
Список учебно-методической литературы
1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2019г
Учебное пособие для 1-го класса по учебному предмету «Русский родной язык» предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Работа с учебным пособием позволит расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него — к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
2. Русский родной язык. 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.]
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научится:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»
научится:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научится:
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Тематическое планирование для 1-го класса соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык. 1 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе
Раздел 1.
Секреты речи и текста (5ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Словарь в картинках.
Раздел 4.Секреты речи и текста (1ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование по родному языку(русскому) 1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Секреты речи и текста 5ч |
1. | Как люди обращаются друг с другом. | 1 | | |
2. | Вежливые слова. | 1 | | |
3. | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | | |
4. | Зачем людям имена. | 1 | | |
5. | Спрашиваем и отвечаем | 1 | | |
Язык в действии 5ч |
6. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | |
7. | Как можно играть звуками. | 1 | | |
8. | Где поставить ударение. | 1 | | |
9. | Как сочетаются слова. | 1 | | |
10. | Как сочетаются слова. | 1 | | |
Русский язык: прошлое и настоящее 6ч |
11. | Как писали в старину. | 1 | | |
12. | Как писали в старину | 1 | | |
13. | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
14. | Дом в старину: что как называлось | 1 | | |
15. | Во что одевались в старину. | 1 | | |
16. | Во что одевались в старину | 1 | | |
Секреты речи и текста 1ч |
17. | Сравниваем тексты | 1 | | |