СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 5 класса по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5 класса по предмету "Музыка"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО школы


Руководитель __________/Н.Г. Ишкова/

(Протокол №__ от ____________ 2019 года)


Принята на заседании педагогического совета


(Протокол №____ от __________2019 года)


УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _____________2019 года)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель: Ишкова Н.Г.

учитель изобразительного искусства 1 категории


п. Новокасторное, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.

  • Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год.


Рабочая программа «Музыка» 5 класс составлена на основании:

Рабочая программа по музыке в 5-х классах разработана на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, авторской программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение», 2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.

Согласно базисному учебному плану на изучение «Музыки» в 5классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 34 урока.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель предмета: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражать заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивать формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Основные задачи:

приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориен­тация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоцио­нальной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработан­ной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объеди­няющий момент, который связан с введением темы года.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно – нравственного  воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств –  литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод игры.

Место предмета в учебном плане


Предмет музыка входит в духовно-нравственную область образования. Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа». В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение музыки в 5 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов в год (1 час резервный).


УМК, на основе которого ведется преподавание в данном классе:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013;

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013;

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов;

-коммуникативность и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Содержание учебного предмета

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч.)


Разделы программы

Количество часов

  1. Музыка и литература

17

  1. Музыка и изобразительное искусство

18

ИТОГО:

35



Раздел 1. Музыка и литература” (17 часов)


Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. Народное музыкальное творчество. (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни.

Урок 4. Вокальная музыка.Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. (1ч)

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.(1ч.)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки Тверского края.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни. Народные истоки русской профессиональной музыке. (1ч)

Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Вторая жизнь песни. Стилевое многообразие музыки 20 столетия.(1ч)

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.Романтизм в западноевропейской музыке.(1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В. Моцарт – Ф. Шопен)

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Урок 17. Мир композитора…(1ч)

Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.


Раздел 2 . Музыка и изобразительное искусство (18 часов)


Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему.Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.(1ч)

Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка.Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве.(1ч)

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час)Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32-33. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 34. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 35. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.









Тематическое  планирование 

п/п

Тема


Кол-во часов

Практическая часть программы


Вид учебной

деятельности обучающихся

Универсальные

учебные действия


Музыка и литература(17ч)

1

Что роднит музыку с литературой

1


Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.

2-3-4

Вокальная музыка

3


Работа с отрывков из рассказа

В. Белова

Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.

Л: развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения

Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2


Прослушивание:

А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»



Л: уметь тонко воспринимать муз.произведения на основе русских народных сказаний.

Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

П: знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст , повтор, вариационность) создан образ.

К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1


Прослушивание:

С. Рахманинов «Вокализ»

Г. Свиридов «Романс»

Ф. Шуберт «Баркарола»

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

М. Глинка «Венецианская ночь»

Л: расширять свой музыкальный кругозор

Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.

К: исполнение романса.

8-9

Вторая жизнь песни

2


Прослушивание:

П. Чайковский «Камаринская»,

«В церкви»,

«Концерт № 1»,

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»,

«Проводы масленицы»

С. Рахманинов «Сюита для двух ф-но»

Э. Григ «Пер Гюнт»-фрагменты

Л: развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.

Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.

10

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1


Прослушивание:

В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

В. Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г. Свиридов «Снег идет»

М. Глинка «хор «Славься!»


Л: ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.

Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2


Прослушивание:

Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»

«Снег идет», «Коляда»

П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»

Л: расширять свой музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1


Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оперы «Садко»


Л: расширять свой музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер. П: знать музыкальные термины.

К: выполнение творческого задания.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1


Прослушивание:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагмент

Балет «Спящая красавица»- фрагмент


Л: расширять культурно-информационное представление о музыке.

Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.

15

Музыка в театре, кино и на телевидении

1


Прослушивание:

фрагмента музыкального спектакля, кинофильмов,

ТВ-передач.


Л: Посещать театры и кино.

Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1


Прослушивание:

Э.Уэббер мюзикл «Кошки»


Л: Расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.

17

Мир композитора...

1

Практическая работа

Прослушивание:

Музыка использованная в течениипервого полугодия.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений.


Л: Формировать уважение к личности композитора.

П: Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств


Музыка и изобразительное искусство (18ч)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1


Прослушивание:

М. Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.


Л: расширять культурно-информационное представление о музыке.

Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз.культуры.

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1


Прослушивание:

Музыка М.Мусоргского, С.Рахманинова,

П.Чайковского,

Г.Свиридова,

Дж.Каччини

Ф.Шуберта


Л: Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.

Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

20-21

Звать через прошлое к настоящему

2


Прослушивание:

А.Бородин «Богатырская симфония»

С.Прокофьев фрагм. Кантаты «Александр Невский»


Л: Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.

Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз.образами.

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2


Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Весенние воды»


Л: развивать художественный вкус.

Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1


Прослушивание:

Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.


Л: уважать традиции древней Руси

Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1


Прослушивание:

И.Бах «Чакона»

П.Чайковский «Мелодия»

А.Шнитке «Кончерто гроссо»

Н.Паганини

«Каприс № 24»

С.Рахманинов «Рапсодия»

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.

26-27

Волшебная палочка дирижера.

2


Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

( «Героическая») -2 часть


Л: обращать внимание на язык жестов дирижера.

Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

28

Застывшая музыка.

1


Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха


Л: любить великое прошлое родной земли.

Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

29

Полифония в музыке и живописи.

1


Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

Музыка П.Чайковского.


Л: любить великое прошлое родной земли.

Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

30

Музыка на мольберте.

1


Прослушивание:

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»


Л: эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО

Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительность муз.зарисовок и слышать музыку живописных картин.

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

1


Прослушивание:

Музыка

К.Дебюсси.


Л: знать истоки зарождения джаза

Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.

32-33

О подвигах, о доблести и славе...

1


Прослушивание:

Д.Кабалевский «Реквием»


Л: быть достойным памяти павших.

Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.

34

В каждой мимолетности вижу я мир…

1


Прослушивание:

С.Прокофьев «Мимолетности»


Л: развивать образное мышление

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.

35

Мир композитора. С веком наравне.

1

Практи

ческая работа

Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

Обобщить музыкальные и художественные впечатления.

Л: ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» 5 класс:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013;

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013;

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.

Технические средства обучения

  • Экран

  • Компьютер

  • Музыкальная колонка

  • Проектор 

Интернет-ресурсы:

  • Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/

  • Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/

  • Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/

  • Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник научится:

В сфере личностных результатов:

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,участвовать в различных формах музицирования;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

В сфере предметных результатов:

- разбираться в основных достижениях различных областях культуры.

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры,владеть специальной терминологией.

- называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

В сфере метапредметных результатов:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности.

В процессе практической работы на уроках выпускник получит возможность:

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах

шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическоеинтонирование, импровизация, игра на инструментах);

- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных 

событиях школы;

- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно -творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

- создавать и заполнять различные определители;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.











Календарно – тематическое планирование

Типы уроков: ОНЗ - открытия новых знаний; ОУР – обработка умений и рефлексии; РК – развивающего контроля; ОМН – общеметодологической направленности.



п/п


Тема урока


Тип урока


Вид

контроля

Дата проведения

по плану

по факту


Музыка и литература (17ч)

1

Что роднит музыку с литературой

ОНЗ

Текущий устный опрос



03.09



2

Вокальная музыка

ОНЗ

Текущий устный опрос


10.09


3

Вокальная музыка. Народное музыкальное творчество

ОМН

Текущий устный опрос


17.09


4

Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс

ОУР

Текущий устный опрос


24.09


5

Фольклор в музыке русских композиторов

ОНЗ

Текущий устный опрос


01.10


6

Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира

ОУР

Текущий устный опрос


08.10


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

ОУР

Текущий устный опрос


15.10


8

Вторая жизнь песни

ОНЗ

Текущий устный опрос


22.10


9

Вторая жизнь песни. Народные истоки русской профессиональной музыке

ОУР

Текущий устный опрос


29.10


10

Вторая жизнь песни. Стилевое многообразие музыки 20 столетия

ОУР

Текущий устный опрос


12.11


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западноевропейской музыке

ОМН

Текущий устный опрос


19.11


12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

ОМН

Текущий устный опрос


26.11


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

ОНЗ

Текущий устный опрос

03.12


14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

ОУР

Текущий устный опрос

10.12


15

Музыка в театре, кино и на телевидении

ОМН

Текущий устный опрос

17.12


16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

ОУР

Текущий устный опрос


24.12


17

Мир композитора

РК

Тематический тест

14.01



Музыка и изобразительное искусство (18ч)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством


ОМН

Текущий устный опрос


21.01


19

Небесное и земное в звуках и красках

ОНЗ

Текущий устный опрос


28.01


20

Звать через прошлое к настоящему.

ОУР

Текущий устный опрос


04.02


21

Звать через прошлое к настоящему.

Выразительность и изобразитель-

ность музыкальной интонации

ОМН

Текущий устный опрос

11.02


22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

ОНЗ

Текущий устный опрос


18.02


23

Музыкальная живопись и живописная музыка.Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве

ОУР

Текущий устный опрос



25.02


24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

ОМН

Текущий устный опрос



03.03


25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

ОМН

Текущий устный опрос

10.03


26

Волшебная палочка дирижера

ОНЗ

Текущий устный опрос

17.03


27

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

ОУР

Текущий устный опрос

07.04


28

Застывшая музыка

ОУР

Текущий устный опрос

14.04


29

Полифония в музыке и живописи

ОМН

Текущий устный опрос


21.04


30

Музыка на мольберте

ОМН

Текущий устный опрос


28.04


31

Импрессионизм в музыке и живописи

ОМН

Текущий устный опрос


05.05


32

О подвигах, о доблести и славе...

ОНЗ

Текущий устный опрос


12.05


33

О подвигах, о доблести и славе...

ОНЗ

Текущий устный опрос


19.05


34

В каждой мимолетности вижу я мир…

ОУР

Текущий устный опрос


26.05


35

Мир композитора. С веком наравне

РК

Итоговый стартовая диагностика




22