Рабочая программа основного общего образования по экологии
11 класс
Авторы: Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов.
Пояснительная записка.
1. Цели изучения учебного предмета:
освоение знаний об основных закономерностей, теориях и концепциях экологии; о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;
овладение умениями раскрывать причины экологических кризисов, определять пути решения глобальных экологических проблем;
развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; определять значение устойчивого развития природы и человечества.
воспитание гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
2. Общая характеристика учебного предмета.
2.1. Краткая характеристика.
Курс экологии направлен на обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставление школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полного объема основных экологических знаний, предусмотренного Проектом Российского стандарта школьного экологического образования; создание фундамента для изучения глобальной и социальной экологии в 10-11 классах.
Эти цели определяют основные задачи курса: формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; формирование экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды, закрепление знаний о природе родною края, воспитание бережного отношения к ней.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
2.2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (34 ч), изучение взаимосвязей природных и социальных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).
2.3. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу.
В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:
1. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Организм и среда». Дополнительный час отведен на контрольную работу.
2. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Сообщества и популяции». Дополнительный час отведен на контрольную работу.
3. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Экосистемы». Дополнительный час отведен на контрольную работу.
2.4. Общий объем часов на изучение дисциплины.
В 10 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Всего: количество часов: 34, контрольных работ- 3ч, практических работ – 3 часа.
3. Место предмета в учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса экологии Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) - 34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) — 34ч. Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.
4. Результаты освоения курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать:
— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
— об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
— о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
— о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
Учащиеся должны уметь:
— решать простейшие экологические задачи;
— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
— объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
— строить графики простейших экологических зависимостей;
— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. |
I. | Введение | 1 | 1 | - | - | - | - |
II. | Организм и среда | 11 | 8 | 2 | 1 | - | - |
III. | Сообщество и популяция | 10 | 9 | - | 1 | - | - |
ΙV | Экосистемы | 10 | 8 | 1 | 1 | - | - |
| Итого | 34 | 28 | 3 | 3 | - | - |
Содержание учебного предмета
(1 час в неделю; всего 34 часа)
Введение (1 ч)
Планируемые результаты обучения
знать/ понимать
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды.
Среда - источник веществ, энергии и информации.
Уметь:
Давать определение терминам: экология
Объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; вклад экологии в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
Краткое описание содержания раздела.
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.
Организм и среда (11ч)
Планируемые результаты обучения
знать/ понимать
Способность к самовоспроизводству;
Ограниченность ресурсов;
Экологические факторы, абиотические и биотические факторы;
Закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор;
Анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов;
Средообразующая деятельность организмов;
Фотопериодизм, суточные и годовые ритмы;
Биотические связи, трофические отношения, конкуренция, симбиоз, нейтрализм; хищники, жертвы, паразиты, циклическое колебание численности;
Закон Гаузе, правило Тинеманна
Уметь:
Давать определение терминам: биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор.
Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы.
Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.
Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов.
Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.
Характеризовать разные типы взаимоотношений.
Анализировать содержание рисунков учебника.
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природной среде;
Краткое описание содержания раздела.
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике. Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. Жизненные формы животных (на примере насекомых). Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Практическая работа № 1 «Экологические группы птиц».
Практическая работа № 2 «Строение плодов и семян, распространяемых ветром».
Сообщества и популяции (10 ч)
Планируемые результаты обучения
знать/ понимать
Основные понятия Популяция Биоценоз Экосистема
Строение биологических объектов: видов, популяций, экосистем.
Популяционная организация живой природы.
Плотность популяций
Биоценозный уровень организации живой природы
Структура экосистем: биоценоз, экотоп.
Популяция - элемент экосистемы.
Биоценоз, ярусность, экологическая ниша,.Пространственная и морфологическая структуры экосистемы.
Классификация наземных экосистем.
Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ.
Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем.
Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Элементы биогеоценоза.
Уметь:
Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; численность и плотность популяции, структуру популяции; ёмкость среды, саморегуляцию численности, динамику численности популяции;
Сравнивать понятия вид, популяция, экосистема;
Объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Называть: компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы.
Изучать процессы, происходящие в популяции.
Изучать процессы, происходящие в экосистемах.
Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).
Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Анализировать состояние биоценоза.
Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.
Краткое описание содержания раздела.
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.
Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.
Демонстрация
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Биоценоз дубравы
Биоценоз пресного водоёма.
Экосистемы (10 ч)
Планируемые результаты обучения
знать/ понимать
Основные понятия: Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты; цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса; агроценозы, агроэкосистемы; сукцессии, незрелые и зре-лые сообщества; функции биологического разнообразия; биосфера, озоновый экран, живое вещество, круговороты углерода, азота, кислорода.
Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы.
Роль автотрофов и гетеротрофов.
Пищевые связи в экосистемах.
Направления потока вещества в пищевой сети.
Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.
Трофическая структура биоценоза.
Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.
Биосфера - глобальная экосистема.
Границы биосферы.
Компоненты и свойства биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.
Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;
Учение об уровнях организации жизни, на ступеньке биосферный уровень, строение биологических объектов: биосферы.
Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые).
Агроэкосистемы.
Проблемы рационального природопользования.
Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Факторы, вызывающие экологический кризис.
Экологический кризис и его последствия.
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: -загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана; -антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы; -влияние человека на растительный и животный мир; -влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия.
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды).
Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.
Уметь:
Давать определение терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп.
Составлять схемы пищевых цепей.
Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.
Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.
Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.
Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.
Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Объяснять причины устойчивости экосистемы.
Объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз).
Приводить примеры:: агроэкосистем; неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.
Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.
Раскрывать сущность рационального природопользования.
Раскрывать роль человека в биосфере.
Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис.
Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы.
Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Называть: современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения.
Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.
Краткое описание содержания раздела.
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.
Демонстрация
Пищевые цепи и сети, экологическая пирамида.
Карта первичной продукции в биосфере.
Схемы круговоротов веществ в биосфере.
Практическая работа № 3 «Пищевые цепочки»
Материально – техническое обеспечение:
1. УМК.
2. Плакаты:
Структура биогеоценоза (экосистемы)
Пищевые связи в экосистемах
Ярусность
Смена растительных сообществ
Жизненные формы животных
Биоценоз дубравы
Биоценоз пруда
Агроценоз
Приспособленности птиц: особенности клюва и лап
Распространение плодов и семян
Популяции
Пищевые цепи
Пирамиды биомассы
Типы экологических взаимоотношений в природе
Зональное распределение растительности экосистем
Площадь поверхности и готовая продуктивность экосистем Земли
Смена сообществ при зарастании водоема
Влияние деятельности человека на состояние природных сообществ
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Круговорот азота в биосфере
Круговорот фосфора в природе
Загрязнение окружающей среды
Карты
Зоогеографическая карта мира
Зоогеографическая карта России
Природные зоны России
Портреты учёных:
В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
Дидактический материал:
Инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ,
Тематические и контрольные тесты
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийные учебные пособия:
CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под
редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.
CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»
CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебный план школы на 2011 – 2012 учебный год
Основная учебно- методическая литература:
1. Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. 2. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.
3. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
5. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.
Дополнительная учебно – методическая литература:
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл. проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.
Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов, экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -
Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с. Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального
комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е,
перераб. И доп. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 272 с: с ил.
Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:Лениздат, 1987. - 223 с.
Интернет-ресурсы:
www.festival.1september.ru – газета 1 сентября (фестиваль); www. 1september.ru – газета «Биология» – приложение к 1 сентября; www.nature.ru – научные новости биологии; http:// www. 1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября» – объединение; http:// www.soil.nisu.ru/~ecol/ – Экоцентр МГУ.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; www.km.ru/educashion – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»; http://www.wc.ssu.samara.ru/~nauka/ – Путеводитель в мире науки для школьников.