СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Экология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Экология"»

Рабочая программа основного общего образования по экологии

11 класс

Авторы: Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов.


Пояснительная записка.

1. Цели изучения учебного предмета:

  • освоение знаний об основных закономерностей, теориях и концепциях экологии; о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;

  • овладение умениями раскрывать причины экологических кризисов, определять пути решения глобальных экологических проблем;

  • развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; определять значение устойчивого развития природы и человечества.

  • воспитание гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


2. Общая характеристика учебного предмета.

2.1. Краткая характеристика.


Курс экологии направлен на обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставле­ние школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полного объема ос­новных экологических знаний, предусмотренного Проектом Россий­ского стандарта школьного экологического образования; создание фундамента для изучения глобальной и социальной экологии в 10-11 классах.

Эти цели определяют основные задачи курса: формирование по­нятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерно­стей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; фор­мирование экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны ок­ружающей среды, закрепление знаний о природе родною края, вос­питание бережного отношения к ней.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосу­ществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необ­ходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.




2.2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обуче­ния (34 ч), изучение взаимосвязей природных и соци­альных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).


2.3. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу.

В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:

1. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Организм и среда». Дополнительный час отведен на контрольную работу.

2. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Сообщества и популяции». Дополнительный час отведен на контрольную работу.

3. На 1 час увеличилось количество часов в разделе «Экосистемы». Дополнительный час отведен на контрольную работу.

2.4. Общий объем часов на изучение дисциплины.

В 10 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Всего: количество часов: 34, контрольных работ- 3ч, практических работ – 3 часа.


3. Место предмета в учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса экологии Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) -  34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) — 34ч. Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.


4. Результаты освоения курса.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

Учащиеся должны знать:

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологи­ческий опти­мум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на;

— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интро­дукции и акклиматизации видов;

— об отношениях организмов в популяциях (поня­тие популяции, типы популяций, их демографиче­ская структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

— о строении и функционировании экосистем (по­нятия «экосистема», «биоценоз» как основа природ­ной экоси­стемы, круговороты веществ и потоки энер­гии в экосистемах, экологические основы формирова­ния и поддержива­ния экосистем);

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая про­дукция; фак­торы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агро­экосистемах);

— о саморазвитии экосистем (этапы формирова­ния экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

— о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, эко­логические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

— о динамике отношений системы «природа—об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);


Учащиеся должны уметь:

— решать простейшие экологические задачи;

— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических воп­росов;

— объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

— строить графики простейших экологических за­висимостей;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;


Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Введение

1

1

-

-

-

-

II.

Организм и среда

11

8

2

1

-

-

III.

Сообщество и популяция

10

9

-

1

-

-

 ΙV

Экосистемы

10

8

1

1

-

-


Итого

34

28

3

3

-

-














Содержание учебного предмета

(1 час в неделю; всего 34 часа)


Введение (1 ч)

Планируемые результаты обучения

знать/ понимать

  • Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды.

  • Среда - источник веществ, энергии и информации.

Уметь:

  • Давать определение терминам: экология

  • Объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; вклад экологии в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устой­чивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

Краткое описание содержания раздела.

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Эколо­гия как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного об­щества.


Организм и среда (11ч)

Планируемые результаты обучения

знать/ понимать

  • Способность к самовоспроизводству;

  • Ограниченность ресурсов;

  • Экологические факторы, абиотические и биотические факторы;

  • Закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор;

  • Анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов;

  • Средообразующая деятельность организмов;

  • Фотопериодизм, суточные и годовые ритмы;

  • Биотические связи, трофические отношения, конкуренция, симбиоз, нейтрализм; хищники, жертвы, паразиты, циклическое колебание численности;

  • Закон Гаузе, правило Тинеманна

Уметь:

  • Давать определение терминам: биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор.

  • Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы.

  • Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

  • Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.

  • Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов.

  • Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.

  • Характеризовать разные типы взаимоотношений.

  • Анализировать содержание рисунков учебника.

  • Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

  • Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природной среде;


Краткое описание содержания раздела.

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниче­ние их ре­сурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. Закон экологического оптимума. Понятие экстре­мальных условий. Экологическое разнообразие ви­дов. Закон ог­раничивающего фактора. Мера воздей­ствия на организмы в практической деятельности че­ловека. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с ус­тойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагопри­ятных условий. Использование явлений анабиоза на практике. Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активно­сти. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное зна­чение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инже­нерия. Жизненные формы животных (на примере насеко­мых). Ритмика внешней среды. Суточные и годовые рит­мы в жизни организмов. Сигнальное значение факто­ров. Фото­периодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Практическая работа № 1 «Экологические группы птиц».

Практическая работа № 2 «Строение плодов и семян, распространяемых ветром».


Сообщества и популяции (10 ч)

Планируемые результаты обучения

знать/ понимать

  • Основные понятия Популяция Биоценоз Экосистема

  • Строение биологических объектов: видов, популяций, экосистем.

  • Популяционная организация живой природы.

  • Плотность популяций

  • Биоценозный уровень организации живой природы

  • Структура экосистем: биоценоз, экотоп.

  • Популяция - элемент экосистемы.

  • Биоценоз, ярусность, экологическая ниша,.Пространственная и морфологическая структуры экосистемы.

  • Классификация наземных экосистем.

  • Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ.

  • Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем.

  • Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Элементы биогеоценоза.

Уметь:

  • Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; численность и плотность популяции, структуру популяции; ёмкость среды, саморегуляцию численности, динамику численности популяции;

  • Сравнивать понятия вид, популяция, экосистема;

  • Объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  • Называть: компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы.

  • Изучать процессы, происходящие в популяции.

  • Изучать процессы, происходящие в экосистемах.

  • Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).

  • Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

  • Анализировать состояние биоценоза.

  • Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.


Краткое описание содержания раздела.

Понятие популяции. Типы популяций. Внутриви­довые отношения. Формы совместной жизни. Отно­шения в попу­ляциях и практическая деятельность человека.

Понятие демографии. Особенности экологии орга­низмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популя­ций. Прогноз численности и устойчивости популя­ций по возрастной структуре. Использование демо­графических показателей в сельском и лесном хозяй­стве, в промысле. Поддержа­ние оптимальной струк­туры природных популяций.

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Про­цессы, происходящие при возрастании плот­ности. Их роль в ограничении численности. Популя­ции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плот­ностью популяций.

Односторонние изменения и обратная связь (регу­ляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динами­ке численности популяций. Немедленная и запазды­вающая регуляция. Типы динамики численности раз­ных видов. Задачи поддержания регуляторных воз­можностей в природе.

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и ма­лочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообра­зователи. Экологические ниши видов в био­ценозах. Особенности распределения видов в про­странстве и их актив­ность во времени. Условия устой­чивости природных сообществ. Последствия наруше­ния структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Демонстрация

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Биоценоз дубравы

Биоценоз пресного водоёма.


Экосистемы (10 ч)

Планируемые результаты обучения

знать/ понимать

  • Основные понятия: Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты; цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса; агроценозы, агроэкосистемы; сукцессии, незрелые и зре-лые сообщества; функции биологического разнообразия; биосфера, озоновый экран, живое вещество, круговороты углерода, азота, кислорода.

  • Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы.

  • Роль автотрофов и гетеротрофов.

  • Пищевые связи в экосистемах.

  • Направления потока вещества в пищевой сети.

  • Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.

  • Трофическая структура биоценоза.

  • Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

  • Биосфера - глобальная экосистема.

  • Границы биосферы.

  • Компоненты и свойства биосферы.

  • Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.

  • Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

  • Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;

  • Учение об уровнях организации жизни, на ступеньке биосферный уровень, строение биологических объектов: биосферы.

  • Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые).

  • Агроэкосистемы.

  • Проблемы рационального природопользования.

  • Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

  • Факторы, вызывающие экологический кризис.

  • Экологический кризис и его последствия.

  • Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: -загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана; -антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы; -влияние человека на растительный и животный мир; -влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия.

  • Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды).

  • Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Уметь:

  • Давать определение терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп.

  • Составлять схемы пищевых цепей.

  • Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.

  • Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.

  • Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.

  • Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.

  • Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

  • Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

  • Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

  • Объяснять причины устойчивости экосистемы.

  • Объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

  • Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз).

  • Приводить примеры:: агроэкосистем; неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы.

  • Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

  • Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

  • Раскрывать сущность рационального природопользования.

  • Раскрывать роль человека в биосфере.

  • Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис.

  • Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы.

  • Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

  • Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

  • Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

  • Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  • Называть: современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

  • Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  • Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения.

  • Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.


Краткое описание содержания раздела.

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа при­родной экосистемы. Масштабы вещественно-энерге­тических связей между живой и косной частями эко­системы. Круговорот веществ и поток энергии в эко­системах. Основные ком­поненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, ре­дуценты. Последствия нарушения круговорота ве­ществ и потока энергии. Экологические правила соз­дания и поддержания искусственных экосистем. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энер­гии по цепям питания. Первичная и вторичная био­логическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологиче­скую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологиче­ские особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управ­ления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчи­вости и биологического разнообразия. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмо­сферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связыва­ние и запасание косми­ческой энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической ис­тории. Условия стабильности и продуктивности био­сферы. Рас­пределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в исполь­зовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Демонстрация

Пищевые цепи и сети, экологическая пирамида.

Карта первичной продукции в био­сфере.

Схемы круговоротов веществ в биосфере.

Практическая работа № 3 «Пищевые цепочки»


Материально – техническое обеспечение:


1. УМК.

2. Плакаты:

  1. Структура биогеоценоза (экосистемы)

  2. Пищевые связи в экосистемах

  3. Ярусность

  4. Смена растительных сообществ

  5. Жизненные формы животных

  6. Биоценоз дубравы

  7. Биоценоз пруда

  8. Агроценоз

  9. Приспособленности птиц: особенности клюва и лап

  10. Распространение плодов и семян

  11. Популяции

  12. Пищевые цепи

  13. Пирамиды биомассы

  14. Типы экологических взаимоотношений в природе

  15. Зональное распределение растительности экосистем

  16. Площадь поверхности и готовая продуктивность экосистем Земли

  17. Смена сообществ при зарастании водоема

  18. Влияние деятельности человека на состояние природных сообществ

  19. Биосфера

  20. Круговорот углерода в биосфере

  21. Круговорот азота в биосфере

  22. Круговорот фосфора в природе

  23. Загрязнение окружающей среды


Карты

Зоогеографическая карта мира

Зоогеографическая карта России

Природные зоны России


Портреты учёных:

В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;


Дидактический материал:

Инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ,

Тематические и контрольные тесты


Технические средства обучения:

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор


Мультимедийные учебные пособия:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под
редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»

CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.



Учебно-методическое обеспечение предмета


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план школы на 2011 – 2012 учебный год


Основная учебно- методическая литература:

1. Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. 2. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

3. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

5. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.


Дополнительная учебно – методическая литература:

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл. проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов, экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -

Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с. Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального

комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е,

перераб. И доп. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 272 с: с ил.

Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:Лениздат, 1987. - 223 с.


Интернет-ресурсы:

www.festival.1september.ru – газета 1 сентября (фестиваль); www. 1september.ru – газета «Биология» – приложение к 1 сентября; www.nature.ru – научные новости биологии; http:// www. 1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября» – объединение; http:// www.soil.nisu.ru/~ecol/ – Экоцентр МГУ.

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; www.km.ru/educashion – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»; http://www.wc.ssu.samara.ru/~nauka/ – Путеводитель в мире науки для школьников.