СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экология и мы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экология и мы"»


Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ

приказ от 01.09.2022 г. № 1

___________________ А.В. Симонян












Рабочая программа

внеурочной деятельности «Экология и мы»


6 класс


Направление: духовно-нравственное


Количество часов: 33


Учитель: Куденко Марина Сергеевна



Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение», 2011 год.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





х. Карповка, 2022

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология и мы» для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» Письмо Минобрнауки от от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Примерная программа внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение», 2011год;

  • Устав МБОУ Карповской СОШ;

  • Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;

  • План внеурочной деятельности МБОУ Карповской СОШ на 2022–2023 учебный год;

  • График внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год;

  • Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе внеурочной деятельности














Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для школьников.

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.

Задачи:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь обучающихся в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли - это формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность курса заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием учеников.

Курс включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы курса «Юный эколог» организованы экскурсии.

Согласно учебному плану МБОУ Карповской СОШ, духовно-нравственное направление реализуется через курс «Экология и мы» на изучение которого отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю.













РАЗДЕЛ № 1



Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и мы»

Раздел 1. «ВВЕДЕНИЕ». (2 ч)

Тема 1. Вводное занятие. Правила поведения в природе. Жизнь на Земле (1 ч.)

Инструктажи по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Цели занятий в новом учебном году. Схема «Возникновение жизни на Земле». Сходства и различия между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Правила поведения в природе.

Тема 2. Экскурсия «Живая и неживая природа. Учись видеть прекрасное» (1ч.)

Живая и неживая природа. Отличительные признаки живой природы.


Раздел 2. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (10 ч)

Тема 3. Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Фенологический календарь. (1 ч.)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 4. Изменения окружающей среды. Выставка рисунков и фотографий «Кружева осени» (1 ч.)

Признаки ранней осени. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

Тема 5. Условия жизни растений.(1ч.)

Жизнедеятельность растений. Условия жизни растений.

Тема 6. Растения саванн и степей. Растения пустынь и полупустынь. (1ч.)

Растения саванн (слоновая трава, баобаб и др.) и степей. Растения пустынь и полупустынь.

Тема 7. Растения тайги. (1ч.). Растения тайги: кедр, пихта, можжевельник, кедровый стланик.

Тема 8. Растения тропических лесов.(1ч.). Растения тропических лесов.

Тема 9. Флора нашего края. Лекарственные растения. (1ч.) Лекарственные растения Ростовской области: подорожник, крапива, ромашка и др.

Тема 10. Родная природа. Природные зоны. (1ч.) Природа Ростовской области. Природные зоны России.

Тема 11. Экологический проект «Растения наши друзья.» (1ч.) Охрана растений. Красная книга Ростовской области.

Тема 12. Экологический проект «Мусор нашего хутора» (1ч.) Проблема загрязнения окружающей среды бытовым мусором.


Раздел 3. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (6 ч)

Тема 13. Динозавры – вымерший вид животных (1час). Книги о динозаврах. Видеофильм о жизни динозавров. Внешний вид и образ жизни различных видов динозавров.

Тема 14. Животные, какие они? (1ч.) Царство Животные, общая характеристика.

Тема 15. Экологические группы животных: хищники, травоядные, падальщики. (1ч.)

Экологические группы животных: хищники, травоядные, падальщики.

Тема 16.Взаимосвязи в животном мире.(1ч.) Полезные взаимосвязи в животном мире.

Тема 17. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1ч.)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Сохранение вымирающих видов. Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 18. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1ч.). Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ростовской области. Разгадывание загадок.

Раздел 4. «РЕКИ И ОЗЕРА» (11ч)

Тема 19. Реки и озера. Жизнь у рек и озер. (1ч.)Пресная вода. Осадки.

Тема 20. Получение кислорода под водой (1ч.). Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 21. Пресноводные животные и растения.

Тема 22.Морские обитатели.

Тема 23. Вода- источник жизни. (1 ч.). Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии.

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

Тема 24. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».(1ч.) Причины загрязнения водоемов: человек и его деятельность.

Тема 25. Экологический десант. (1ч.).

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. Сбор пластикового мусора.

Тема 26. Околоводные птицы (1ч.). Особое питание, перья и другие приспособления.

Тема 27. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1ч.). Рассказы о первоцветах. Первоцветы в Красной книге области.

Тема 28. Акция «Сохраним первоцвет!» Охрана раннецветущих растений.

Тема 29. День Земли. (1ч.). Обращения к жителям своего хутора (листовки – призывы об охране природы родного края).


Раздел 5. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (3 ч)

Тема 30. Одомашнивание животных. Жизнь среди людей (1ч.)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Знакомство с разновидностями домашних животных.

Тема 31. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1ч.)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 32. Влияние человека на флору и фауну. Охрана природы в России. (1 ч.). Мини- сочинение «Защити себя»


Раздел 6. «ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (1 ч)

Тема 33. Конкурс рисунков и фотографий «Юный натуралист». (1ч.). Рисунки и фотографии живой природы.





Формы организации и виды деятельности



Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).



Основные виды деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии; экскурсии;
- знакомство с научно-популярной литературой;
- проектная деятельность; 
- самостоятельная работа, работа в парах, в группах; творческие работы;
- практические работы.












\





РАЗДЕЛ № 2



Календарно-тематическое планирование





п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Правила поведения в природе.

Жизнь на Земле

1

05.09

2.

Экскурсия «Живая и неживая природа. Учись видеть прекрасное»

1


12.09

3.

Времена года на Земле

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Фенологический календарь

1




19.09

4.

Изменения окружающей среды

Выставка рисунков и фотографий «Кружева осени»

1

26.09

5.

Условия жизни растений

1

03.10

6.

Растения саванн и степей. Растения пустынь и полупустынь

1

10.10

7.

Растения тайги

1

17.10

8.

Растения тропических лесов

1

24.10

9.

Флора нашей области. Лекарственные растения

1

07.11

10.

Родная природа. Природные зоны

1

14.11

11.

Экологический проект «Растения – наши друзья»

1

21.11

12.

Экологический проект «Мусор нашего хутора»

1

28.11

13.

Динозавры – вымерший вид животных

1

05.12

14.

Животные, какие они?

1

12.12

15.

Экологические группы животных: хищники, травоядные, падальщики

1

19.12

16.

Взаимоотношения в животном мире

1

26.12

17.

Экологический проект «Почему

нужно защищать природу?»

1

09.01

18.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

16.01

19.

Реки и озера. Жизнь у рек и озер

1

23.01

20.

Получение кислорода под водой

1

30.01

21.

Пресноводные животные и растения

1

06.02

22.

Морские обитатели

1

13.02

23.

Вода – это источник жизни

1

20.02

24.

Экологический проект

«Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1


27.02

25.

Экологический десант. Сбор пластикового мусора.

1

06.03

26.

Околоводные птицы

1

13.03

27.

Подготовка акции «Сохраним воду!». Проведение акции

1

20.03

28.

День Земли

1

10.04

29.

Акция «Сохраним первоцвет!»

1

17.04

30.

Одомашнивание животных. Жизнь среди людей

1

24.04

31.

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

1

15.05

32.

Влияние человека на флору и фауну. Охрана природы в России

1

22.05

33.

Конкурс рисунков и фотографий «Юный натуралист»

1

29.05





































РАЗДЕЛ № 3


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экология и мы»



Личностные результаты:

  • Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Показатели в личностной сфере ребёнка

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • умение слушать собеседника и вести диалог; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своё мнения и аргументирование свой точки зрения и оценка событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.


Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности по научно-позновательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;  экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.


Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мир.

К концу 6 класса ученик научится:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Получит возможность научиться:

- определять наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области;

- определять пользу, которую приносят представители животного мира;

- различать неживое и живое в природе;

- узнавать основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- различать съедобные и несъедобные грибы;

- различать позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- соблюдать правила поведения в природе.

Изучая этот курс, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.






«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___30.08.2022 года №____11_____

Руководитель МС ______________ /А.Ю. Напалко/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР:



______________ /О.В. Скабелина/

«_30_» _____08______ 2022 г.