СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и ктп по биологии 10 класс. Один час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп 10 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин

Руководитель ШМО__________З.Х Чарухова

Протокол №___от

_______________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Н.В. Удовица

«__» ____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор гимназии-интернат


__________

Е.Е. Скопинцева-Китюк


Приказ № ___ от «__»____________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Наименование учебного предмета: БИОЛОГИЯ

Класс:10-а, 10-б

Уровень обученности: БАЗОВЫЙ

Учитель: Джепаров Алим Ризаевич

Квалификационная категория: первая категория








2020-2021 г.




Введение


Разработана на основе примерной программы «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 10-11 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. «Просвещение»,2011.


Рабочая программа по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе и составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11классов (базовый уровень) автора Л.Н. Сухоруковой и В.С. Кучменко, изданной в 2011 году.


Базовый учебник: «Биология – 10-11. учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников

1. Планируемые результаты


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.






2.Содержание учебного предмета


Раздел I. Строение и функции клетки. Размножение и развитие (19 ч)

I. Химия клетки (5 ч)

Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, принцип комплементарности, репликация ДНК. Информационная функция ДНК. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) — универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.

Лабораторные работы:

1. Роль ферментов в биохимических реакциях.

II. Клетка— целостная система взаимосвязанных органоидов (7 ч)

Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Общий план строения клеток прокариот и эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки — рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Энергетическое обеспечение клетки.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.

Лабораторные работы:

2. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот.

3. Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

IV. Жизненный цикл клетки (2 ч).

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологический смысл митоза. Редукционное деление — мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафазa I, телофазa I. Мейоз II,его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Регуляция клеточного цикла. Гибель клетки: апоптоз, некроз.

Обобщение знаний: 1. Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).

VI. Размножение и развитие организмов (3 ч)

Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов, вегетативное размножение). Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии овогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений. Партеногенез. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный период развития животных. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы митоза, мейоза, стадии онтогенеза, способы бесполого и полового размножения, чередования поколений, двойного оплодотворения.

Лабораторные работы:

4. Строение половых клеток.

Обобщение: Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований (семинар)


II. Неклеточные формы жизни (2 ч).

Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение вирусов, их размножение.

Обобщение знаний:

1. Неклеточные формы жизни — вирусы (семинар).


Раздел II. Основные закономерности наследственности и изменчивости

I. Закономерности наследственности ( 14 ч)

Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

Обобщение знаний.

1. Выдающиеся отечественные генетики (конференция).

2. Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).

Практические работы:

2. Решение типовых задач по генетике.







3.Тематический план

Наименование раздела.

Всего часов

Из них количество

лабораторных работ

практических работ

контрольных работ

Химия клетки

5

1



Клетка— целостная система взаимосвязанных органоидов

7

2


1

. Жизненный цикл клетки

2




. Размножение и развитие организмов

3

1


1

Неклеточные формы жизни

2




Закономерности наследственности

14


2

1

ИТОГО

34

























Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


____________ Н.В. Удовица



«__» ____________2020 г.


«Утверждаю»

Директор гимназии-интерната


__________ Е.Е. Скопинцева-Китюк


Приказ № ___ от

«__»____________2020 г.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование учебного предмета: БИОЛОГИЯ

Класс:10-а, 10-б

Уровень обученности: БАЗОВЫЙ

Учитель: Джепаров Алим Ризаевич

Квалификационная категория: первая категория











2020-2021 г.

№ ур.

кол-во часов

Раздел. Тема урока

Даты проведения по плану

Даты проведения по факту

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оборудование

Домашнее задание

Раздел 1. Химия клетки

1

Неорганические вещества клетки



Оценивать роль воды и других неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.

учебник, с. 10–11,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 11

2

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.



Устанавливать связь между строением молекул углеводов и липидов и выполняемыми ими функциями

учебник, с. 12–13,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 13

3

Белки строение и функции



Характеризовать строение и функции белков. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях.

учебник, с. 14–15,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Составить таблицу «Виды белков»

4

Белки строение и функции Л. р.№1 «Роль ферментов в биохимических реакциях».



Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

Лабораторные принадлежности.

учебник, с. 16–17,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 17

5

Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота.



Характеризовать строение и функции нуклеиновых кислот. Знать сходство и различия белков и нуклеиновых кислот. Различать типы нуклеиновых кислот.

Умение объяснять значение аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в клетке.

учебник, с. 18–19,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 19

Раздел 2. Клетка целостная система взаимосвязанных органоидов


6

Клеточная теория



Выделять существенные признаки строения клетки. Уметь пользоваться цитологической терминологией. Знать основные части и органоиды клетки, их функции

учебник, с. 20–21,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 21

7

Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Л. р.№2. «Сравнение строения клеток прокариот и эукариот».



Устанавливать связь между строением и функциями немембранных органоидов клетки. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях. Готовить микропрепараты. Наблюдать процессы происходящие в клетке, описывать их.

Лабораторные принадлежности.

учебник, с. 22–23,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 23

8


Вакуолярная и опорно-двигательная система клетки Л. р.№3. «Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках».



Устанавливать связь между строением и функциями мембранных органелл клетки в частности вакуоли и опроно-двигательной системой клетки.

Лабораторные принадлежности.

учебник, с. 24–25,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 25

9

Пластиды и митохондрии. Рибосомы



Устанавливать связь между строением и функциями мембранных органелл клетки в частности пластид, митохондрий и рибосом.

учебник, с. 26–27,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 27

10

Энергетическое обеспечение клетки



Сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов.

учебник, с. 28–29,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 29

11

1 ч

Строение и функции клеточного ядра



Перечислять основные особенности клеток прокариот и эукариот. Устанавливать связь между строением и функциями ядра.

учебник, с. 30–31,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 31

12

1 ч

Контрольная работа «Химия клетки и клетка как целостная система»




Листы с контрольной работой.

Повторение пройденного материала.


Раздел 3.Жизненный цикл клетки

13

1 ч

Деление клетки. Митоз



Определять митоз как основу бесполого размножения и роста организма. Объяснять значение митоза.

учебник, с. 30–31,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Сделать зарисовки фаз митоза

14

1 ч

Мейоз



Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение мейоза.

учебник, с. 30–31,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 33

Раздел 4.Размножение и развитие организмов

15

1 ч

Способы размножения организмов



Сравнивать особенности разных способов размножения организмов. Изображать циклы развития организмов в виде схем.

учебник, с. 34–35,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

. Ответить письменно на вопросы стр 35

16

1 ч

Образование половых клеток. Оплодотворение. Л.р.№4. «Строение половых клеток»



Готовить микропрепараты. Наблюдать процессы, происходящие в клетке, описывать их.

Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения.

учебник, с. 36–37,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 37

17

1 ч

Индивидуальное развитие организма



Характеризовать основные этапы онтогенеза. Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объяснять особенности постэмбрионального развития. Различать прямое и непрямое развитие животных.

учебник, с. 38–39,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 39

18

Контрольная работа по темам «Жизненный цикл клетки и Размножение и развитие организмов»




Листы для контрольной работы.

Повтор пройденного матерала.

Раздел 5. Неклеточные формы жизни

19

1 ч

Особенности жизнедеятельности и строения прокариот.



Характеризовать основные признаки прокариотов, а в частности их структуру и процессы жизнедеятельности и отличия от эукариотов.

учебник, с. 40–41,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 41

20

1 ч

Вирусы



Характеризовать основные признаки вирусов, а в частности их структуру и процессы жизнедеятельности. Влияние на жизненные процессы человека и других живых организмов.

учебник, с. 42–43,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 43

Раздел 6. Закономерности наследственности


21

1 ч

Закономерности наследственности. Первый и Второй закон Менделя.



Определять главные задачи современной генетики. Оценивать роль, которую сыграли законы наследования, открытые Грегором Менделем, в развитии генетики, селекции и медицины. Понимать при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно использовать биологическую терминологию по теме.

учебник, с. 46–47,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 47


22

1 ч

Объяснение законов Менделя с позиции гипотезы чистоты гамет.



Характеризовать гипотезу объясняющую законы Менделя с позиции чистоты гамет.

учебник, с. 48–49,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 49

23

1 ч

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.



Решать генетические задачи на дигибридное скрещивание. Реализовывать продуктивное общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учетом позиций других участников при обсуждении закономерностей наследования признаков.

учебник, с. 50–51,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 51

24

1 ч

Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Менделя.



Определять основные понятия Хромосомной теории и цитологического объяснения хромосомой теории

учебник, с. 52–53,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 53

25

1 ч

Сцепленное наследование генов.



Перечислять основные причины сцепления генов. Объяснять закономерности наследования заболеваний, сцепленных с полом.

учебник, с. 54–55,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 55

26

1 ч

Хромосомное определение пола. Наследование сцепленное с полом



Различать мужские и женские хромосомы их структуру и наличие у живых организмов.

учебник, с. 56–57,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 57

27

1 ч

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.



Знать основные взаимодействия генов. Отличать аллельные и неаллельный взаимодействия между генами. Характеризовать цитоплазматическую наследственность на уровне пластид растений.

учебник, с. 58–59,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 59


28

1 ч

П.р.№1. «Решение типовых задач по генетике».




Уметь решать генетические задачи.

Листы с генетическим задачами. Работа у доски.

Решение генетических задач.

29


П.р.№1. «Решение типовых задач по генетике».



Уметь решать генетические задачи.

Листы с генетическим задачами. Работа у доски.

Решение генетических задач.

30

1 ч

Контрольная работа «Основы Генетики»




Листы с контрольной работой.

Повторение пройденного материала.

31

1 ч

Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция.



Характеризировать молекулы наследственности, их процессы, протекающие в жизнедеятельности организмов. Этапы реализации генетической информации.

учебник, с. 60–61,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 61

32-33

2 ч

Генетический код. Биосинтез белков.



Характеризовать генетический код. Уметь различать виды РНК участвующие в синтезе белков. Определять и характеризовать этапы биосинтеза белка и знать регуляцию этого процесса.

учебник, с. 62–65,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 65

34

1 ч

Молекулярная теория гена. Генная инженерия



Характеризовать современные представления о структуре гена.

Дать оценку значению генной инженерии в жизни человечества.

учебник, с. 66–67,

электронное приложение к учебнику,

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 67




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!