СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я волонтер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Я волонтер»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я волонтер»»

17


ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Я волонтер»












Направление: социальное





Составитель: учитель Пахомова Н.Б.






2021 год



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Я волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.

Цель:

Развитие детского волонтёрского движения в школе №82.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Правовой базой для составления программы являются:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

• Конвенция ООН о правах ребенка.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и

объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 12-16 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.

Продолжительность учебного года: 6-8 классы - 35 учебных недель, 9-е классы – 34 недели. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу для 6-7 классов, и один раз в неделю по одному часу для 8-9 классов. Продолжительность занятия – 40 минут.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой;

КТД.


III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.


Личностные результаты освоения программы «Я волонтер – я помощник» должны отражать:

- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы являются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга учащихся

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

- активность участия;

- умение планировать работу волонтёров;

- самостоятельность.


В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:


Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.






IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6-7 классы

Тема учебного занятия

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеуади

торные

1

Мы – волонтеры! - 5 часов

1.1

.

Вводный урок. Волонтерское

движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы

1

1


Участие в беседе. Просмотр видеофильмов, обсуждение

1.2

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.

«Что умеет волонтер? Что умеем мы?»

1

1


Составление плана, изготовление эмблемы, разработка правил

1.3

Права и обязанности

волонтера

1

1


Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

1.4

Встреча с руководителем Школы социального волонтерства


1

1


Налаживание взаимодействия, просмотр презентации


1.5

Проект. Разработка

визитки "Ты хочешь стать волонтером?",

кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10

заповедей волонтера"

или "права волонтера"

1



Участие в беседе Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

2.

Доброта, забота, милосердие - 14 часов

2.1

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека

1



Участие в беседе Изготовление открытки

2.2

Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека

1


1

Выступление детей

2.3

Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны

1

1


Участие в беседе Изготовление подарка

2.4

Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов

1


1

Разработка заданий, распределение обязанностей

2.5

Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю

1

1


Участие в беседе Изготовление закладки

2.6

Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек

1



Выступление детей, вручение подарков школьному библиотекарю

2.7

Проведение акции «Самая чистая школьная площадка»

1


1

Уборка территории школы

2.8

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

1

1


Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение

2.9

Акция «Вахта памяти».

1


1

Участие в беседе Уборка памятника и территории

2.10

Изготовление для мам подарков ко Дню матери

1

1


Участие в беседе Изготовление подарка

2.11

Изготовление подарков к Дню инвалида.

1

1


Участие в беседе Изготовление подарков.

2.12

Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро»

1

1


Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров

2.13

Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки

1

1


Участие в беседе Изготовление новогодних игрушек

2.14

К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

1


1

Участие в беседе Развешивание кормушек и кормление птиц

3.

Мы – за здоровый образ жизни! – 3 часа

3.1

Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» 

1

1


Участие в беседе Изготовление буклетов по ЗОЖ

3.2

Проведение Недели Здоровья в школе

1

1


Участие в спортивных соревнованиях Изготовление буклетов по тебе «Мы за ЗОЖ!»

3.3

8 февраля – День зимних видов спорта

1


1

Участие в соревнованиях

4.

Доброта, забота, милосердие – 7 часов

4.1

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце»

1

1


Участие в беседе Выполнение тренинга

4.2

Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества

1

1


Участие в беседе Изготовление открыток

4.3

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества

1


1

Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла

4.4

Изготовление подарков для педагогов ко Дню 8 Марта

1

1


Участие в беседе Изготовление подарков

4.5.

Поздравление педагогов с Днём 8 Марта

1


1

Выступление детей, вручение подарков

4.6

2.04 – Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1


1

Участие в беседе Ремонт книг

4.7

12.04 – Международный день милосердия. «Будьте

Милосердным»

1

1


Участие в беседе Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение

5.

Кинешма– мой дом! – 4 часа

5.1

Проектирование действий по

благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

1


Участие в беседе Составление плана действий

5.2

Трудовой десант

1


1

Участие в уборке территории

5.3

Участие к акции «Ветеран живёт рядом».

1


1

Выступление детей, поздравление ветерана

5.4

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты

1

1


Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах

6.

В кругу друзей – 2 часа

6.1

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

1

1


Проведение линейки Выполнение анкеты

6.2

Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел»

1

1


Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры»

Итого: 35 часов



8-9 классы

1.

Мы – волонтеры! – 4 часа

1.1

Организационное заседание волонтерской команды. Сбор «Эстафета добрых дел»

1

1


Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение

1.2

Организационное заседание волонтерской команды. Составление плана работы на год.

«Что умеет волонтер? Что умеем мы?»

1

1


Участие в планировании Составление плана

1.3

Права и обязанности

волонтера

1

1


Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

1.4

Встреча с руководителем Школы социального волонтерства


1

1


Налаживание взаимодействия, просмотр презентации


2

Доброта, забота, милосердие – 10 часов

2.1

Подготовка ко всероссийскому дню Экологии

1


1

Участие в беседе Проведение акции по уборке школьного двора

2.2

Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

1

1


Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение

2.3

Ремонт книг «Книжке - новую жизнь!»

1

1


Участие в беседе Ремонт книг

2.4

Акция «Вахта памяти». Уборка памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него

1


1

Участие в беседе Уборка памятника и территории

2.5

Изготовление для мам подарков ко Дню матери

1

1


Участие в беседе Изготовление подарка

2.6

Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро»

1



Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров

2.7

Изготовление подарков ко Дню инвалида. Поздравление учеников-инвалидов

1

1


Участие в беседе Изготовление подарков, выступление детей и вручение подарков

2.8-2.9

Всероссийский день зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

1


1

Участие в беседе Развешивание кормушек и кормление птиц

2.10

Конкурс проектов «Мы рады вам птицы!»

1

1


Участие в беседе Работа над проектом

3.

Мы – за здоровый образ жизни! – 8 часов

3.1

Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!»

1

1


Участие в беседе Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ

3.2

Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков

1

1


Участие в беседе Изготовление буклетов

3.3

Конкурс плакатов и газет «Мы и наше здоровье»

1

1


Участие в беседе Выпуск плакатов и газет

3.4

Проведение Недели Здоровья в школе

1

1


Участие в спортивных соревнованиях Изготовление буклетов по тебе «Мы за ЗОЖ!»

3.5

8 февраля – День зимних видов спорта

1


1

Участие в соревнованиях

3.6

Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!»

1

1


Участие в беседе Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ

3.7-3.8

Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду»

2


2

Участие в беседе Проведение физминуток

4.

Доброта, забота, милосердие – 7 часов

4.1

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце»

1

1


Участие в беседе Выполнение тренинга

4.2

Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества

1

1


Участие в беседе Изготовление открыток

4.3

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества

1


1

Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла

4.4

Изготовление подарков для тружениц тыла, ветеранов труда

1

1


Участие в беседе Изготовление подарков

4.5

Поздравление тружениц тыла и ветеранов труда на квартирах

1


1

Выступление детей, вручение подарков труженицам тыла

4.6

Международный день милосердия. «Будьте

Милосердным»

1

1


Участие в беседе Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение

4.7

Участие к акции «Ветеран живёт рядом»

1


1

Выступление детей, помощь по дому, поздравление ветерана

5.

Новосибирск – мой дом! – 3 часа

5.1

Проектирование действий по

благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

1


Участие в беседе Составление плана действий

5.2

Трудовой десант

1


1

Участие в уборке территории

5.3

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты

1


1

Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах

6.

В кругу друзей – 2 часа

6.1

Итоговый сбор «Волонтер – это здорово!»


1

1


Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры»

6.2

Итоговое мероприятие «Мы волонтеры!»

1

1


Праздничное выступление-концерт учащихся


Итого: 34 часа






V.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


п/п

Разделы программы

Виды контроля

Форма контроля

1

Мы – волонтеры!

Вводный, текущий, итоговый

Тренинг – 2

Проект – 2

Анкетирование – 2

Ведение дневника волонтеров - 2

2

Участие в благотворительных акциях.

Изготовление поделок – 13

Трудовые дела – 6

Проект – 1

Акции – 6

3

Пропаганда ЗОЖ

Акции – 3

Выступление агит отряда -1


Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения Дневника волонтеров, статей в газете, на школьном сайте, фотоотчетов


VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.


I год обучения


Раздел 1. Мы – волонтеры!- 4 часа

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях

по четырем направлениям- 27 часов

1. «Новосибирск – мой дом!» (4 часа)

2. «В кругу друзей» (2 часа)

3. «Доброта, забота, милосердие» (21 часов)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.

Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 3 часа

Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.





VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.

М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm

6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/

7. Проект «Эра милосердия прошла?»

8. Волонтёрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!