17
ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я волонтер»
Направление: социальное
Составитель: учитель Пахомова Н.Б.
2021 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Я волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения в школе №82.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 12-16 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.
Продолжительность учебного года: 6-8 классы - 35 учебных недель, 9-е классы – 34 недели. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу для 6-7 классов, и один раз в неделю по одному часу для 8-9 классов. Продолжительность занятия – 40 минут.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой;
КТД.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Я волонтер – я помощник» должны отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6-7 классы
№ | Тема учебного занятия | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеуади торные |
1 | Мы – волонтеры! - 5 часов |
1.1 . | Вводный урок. Волонтерское движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы | 1 | 1 | | Участие в беседе. Просмотр видеофильмов, обсуждение |
1.2 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» | 1 | 1 | | Составление плана, изготовление эмблемы, разработка правил |
1.3 | Права и обязанности волонтера | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение |
1.4 | Встреча с руководителем Школы социального волонтерства | 1 | 1 | | Налаживание взаимодействия, просмотр презентации |
1.5 | Проект. Разработка визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | 1 | | | Участие в беседе Выполнение проекта "Паспорт Волонтера" |
2. | Доброта, забота, милосердие - 14 часов |
2.1 | Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека | 1 | | | Участие в беседе Изготовление открытки |
2.2 | Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека | 1 | | 1 | Выступление детей |
2.3 | Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарка |
2.4 | Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов | 1 | | 1 | Разработка заданий, распределение обязанностей |
2.5 | Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление закладки |
2.6 | Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек | 1 | | | Выступление детей, вручение подарков школьному библиотекарю |
2.7 | Проведение акции «Самая чистая школьная площадка» | 1 | | 1 | Уборка территории школы |
2.8 | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение |
2.9 | Акция «Вахта памяти». | 1 | | 1 | Участие в беседе Уборка памятника и территории |
2.10 | Изготовление для мам подарков ко Дню матери | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарка |
2.11 | Изготовление подарков к Дню инвалида. | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарков. |
2.12 | Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» | 1 | 1 | | Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров |
2.13 | Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление новогодних игрушек |
2.14 | К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» | 1 | | 1 | Участие в беседе Развешивание кормушек и кормление птиц |
3. | Мы – за здоровый образ жизни! – 3 часа |
3.1 | Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление буклетов по ЗОЖ |
3.2 | Проведение Недели Здоровья в школе | 1 | 1 | | Участие в спортивных соревнованиях Изготовление буклетов по тебе «Мы за ЗОЖ!» |
3.3 | 8 февраля – День зимних видов спорта | 1 | | 1 | Участие в соревнованиях |
4. | Доброта, забота, милосердие – 7 часов |
4.1 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» | 1 | 1 | | Участие в беседе Выполнение тренинга |
4.2 | Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление открыток |
4.3 | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества | 1 | | 1 | Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла |
4.4 | Изготовление подарков для педагогов ко Дню 8 Марта | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарков |
4.5. | Поздравление педагогов с Днём 8 Марта | 1 | | 1 | Выступление детей, вручение подарков |
4.6 | 2.04 – Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | 1 | | 1 | Участие в беседе Ремонт книг |
4.7 | 12.04 – Международный день милосердия. «Будьте Милосердным» | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение |
5. | Кинешма– мой дом! – 4 часа |
5.1 | Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | 1 | | Участие в беседе Составление плана действий |
5.2 | Трудовой десант | 1 | | 1 | Участие в уборке территории |
5.3 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом». | 1 | | 1 | Выступление детей, поздравление ветерана |
5.4 | КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты | 1 | 1 | | Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах |
6. | В кругу друзей – 2 часа |
6.1 | Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | 1 | 1 | | Проведение линейки Выполнение анкеты |
6.2 | Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел» | 1 | 1 | | Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры» |
Итого: 35 часов |
8-9 классы |
1. | Мы – волонтеры! – 4 часа |
1.1 | Организационное заседание волонтерской команды. Сбор «Эстафета добрых дел» | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение |
1.2 | Организационное заседание волонтерской команды. Составление плана работы на год. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» | 1 | 1 | | Участие в планировании Составление плана |
1.3 | Права и обязанности волонтера | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение |
1.4 | Встреча с руководителем Школы социального волонтерства | 1 | 1 | | Налаживание взаимодействия, просмотр презентации |
2 | Доброта, забота, милосердие – 10 часов |
2.1 | Подготовка ко всероссийскому дню Экологии | 1 | | 1 | Участие в беседе Проведение акции по уборке школьного двора |
2.2 | Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение |
2.3 | Ремонт книг «Книжке - новую жизнь!» | 1 | 1 | | Участие в беседе Ремонт книг |
2.4 | Акция «Вахта памяти». Уборка памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него | 1 | | 1 | Участие в беседе Уборка памятника и территории |
2.5 | Изготовление для мам подарков ко Дню матери | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарка |
2.6 | Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» | 1 | | | Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров |
2.7 | Изготовление подарков ко Дню инвалида. Поздравление учеников-инвалидов | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарков, выступление детей и вручение подарков |
2.8-2.9 | Всероссийский день зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» | 1 | | 1 | Участие в беседе Развешивание кормушек и кормление птиц |
2.10 | Конкурс проектов «Мы рады вам птицы!» | 1 | 1 | | Участие в беседе Работа над проектом |
3. | Мы – за здоровый образ жизни! – 8 часов |
3.1 | Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!» | 1 | 1 | | Участие в беседе Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ |
3.2 | Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление буклетов |
3.3 | Конкурс плакатов и газет «Мы и наше здоровье» | 1 | 1 | | Участие в беседе Выпуск плакатов и газет |
3.4 | Проведение Недели Здоровья в школе | 1 | 1 | | Участие в спортивных соревнованиях Изготовление буклетов по тебе «Мы за ЗОЖ!» |
3.5 | 8 февраля – День зимних видов спорта | 1 | | 1 | Участие в соревнованиях |
3.6 | Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!» | 1 | 1 | | Участие в беседе Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ |
3.7-3.8 | Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду» | 2 | | 2 | Участие в беседе Проведение физминуток |
4. | Доброта, забота, милосердие – 7 часов |
4.1 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» | 1 | 1 | | Участие в беседе Выполнение тренинга |
4.2 | Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление открыток |
4.3 | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества | 1 | | 1 | Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла |
4.4 | Изготовление подарков для тружениц тыла, ветеранов труда | 1 | 1 | | Участие в беседе Изготовление подарков |
4.5 | Поздравление тружениц тыла и ветеранов труда на квартирах | 1 | | 1 | Выступление детей, вручение подарков труженицам тыла |
4.6 | Международный день милосердия. «Будьте Милосердным» | 1 | 1 | | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение |
4.7 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом» | 1 | | 1 | Выступление детей, помощь по дому, поздравление ветерана |
5. | Новосибирск – мой дом! – 3 часа |
5.1 | Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | 1 | | Участие в беседе Составление плана действий |
5.2 | Трудовой десант | 1 | | 1 | Участие в уборке территории |
5.3 | КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты | 1 | | 1 | Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах |
6. | В кругу друзей – 2 часа |
6.1 | Итоговый сбор «Волонтер – это здорово!» | 1 | 1 | | Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры» |
6.2 | Итоговое мероприятие «Мы волонтеры!» | 1 | 1 | | Праздничное выступление-концерт учащихся |
Итого: 34 часа |
V.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Разделы программы | Виды контроля | Форма контроля |
1 | Мы – волонтеры! | Вводный, текущий, итоговый | Тренинг – 2 Проект – 2 Анкетирование – 2 Ведение дневника волонтеров - 2 |
2 | Участие в благотворительных акциях. | Изготовление поделок – 13 Трудовые дела – 6 Проект – 1 Акции – 6 |
3 | Пропаганда ЗОЖ | Акции – 3 Выступление агит отряда -1 |
Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения Дневника волонтеров, статей в газете, на школьном сайте, фотоотчетов
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
I год обучения
Раздел 1. Мы – волонтеры!- 4 часа
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях
по четырем направлениям- 27 часов
1. «Новосибирск – мой дом!» (4 часа)
2. «В кругу друзей» (2 часа)
3. «Доброта, забота, милосердие» (21 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 3 часа
Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.
М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Проект «Эра милосердия прошла?»
8. Волонтёрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/