Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № ______ от________________ | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № ______ от_________________ | «Утверждено» Приказ № ____ от ________ Директор МБОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа» __________/ Е.Н. Кобзарева/ |
Рабочая программа
Учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс
(2021-2022 учебный год)
Программу составила:
учитель начальных классов
Гапченкова Нина Владимировна,
первая квалификационная
категория
с. Студенок, 2021 год
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса__________________________________________ 2
Содержание учебного предмета, курса______________________________________________________________3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы___________11
Приложение ___________________________________________________________________________________12
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе авторской программы Б..М.Неменского /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, 1-4 классы.- М.-Просвещение, 2015 и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373, по русскому языку.
Рабочая программа разработана учителем на основании:
учебного плана МБОУ «Студенокская СОШ» на 2021-2022 учебный год,
УМК «Школа России»
Календарного учебного графика и режима работы МБОУ «Студенокская СОШ» на 2021-2022 учебный год
Списка учебников и учебных пособий, утверждённых к использованию на 2021-2022 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
знать названия известных центров народных художественных ремесел России;
знать ведущие художественные музеи России;
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
Получат возможность научиться:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных
2. Содержание учебного предмета, курса
Искусство вокруг нас
Искусство в твоём доме
Твои игрушки.
Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов.
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с её формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Задание: создание игрушки из любых подручных материалов.
Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке
Посуда у тебя дома.
Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.
Обусловленность формы, украшения посуды её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая).
Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерво, металл, стекло).
Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
Выразительность форм и декора посуды. Образная ассоциации рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды.
Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.
Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке.
Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).
Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.
Обои и шторы у тебя дома.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты.
Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).
Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
Мамин платок.
Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.
Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушённый, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.
Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Твои книжки.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг.
Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.).
Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трёх Мастеров над созданием книги.
Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.
Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, блая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя)
Открытки.
Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики).
Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.
Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.
Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).
Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Роль художника в создании всех предметов в доме, роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения.
Выставка творческих работ.
Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого).
Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.
Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села).
Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор.
Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.).
Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.
Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.
Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зелёных островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.
Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.).
Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках — мемориалах воинской славы.
Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах.
Назначение и роль ажурных оград в украшении города.
Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.
Связь творчества художника с реальной жизнью.
Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.
Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решётки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»)
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей
Волшебные фонари.
Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города.
Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей.
Фонари праздничные, торжественные, лирические.
Связь образного строя фонаря с природными аналогами.
Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Витрины.
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.
Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.
Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объёмные макеты (по группам).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Удивительный транспорт
Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолёт-стрекоза, вездеход-паук и т, д.).
Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы, графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города.
Создание коллективных панно.
Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).
Беседа о роли художника в создании облика города.
Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующие силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие.
Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.
Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Художник в театре.
Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища.
Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством.
Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.
Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
Театр кукол.
Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова.
Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы.
Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.
Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.
Материалы: пластилин, бумага, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.
Маски.
Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов.
Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.
Условность языка масок и их декоративная выразительность.
Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.
Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Афиша и плакат.
Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр.
Выражение в афише образа спектакля.
Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.
Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.
Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.
Праздник в городе.
Роль художника в создании праздничного облика города.
Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.
Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.
Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.
Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)».
Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства.
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.).
Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).
Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Музеи (выставочные залы) родного города.
Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.
Рассказ учителя и беседа.
Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.
Как воспитывать в себе зрительские умения.
Мир в картине. Роль рамы для картины.
Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства.
Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В.Ван Гога, К. Коро и т.д.
Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах.
Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.
Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (В.Серов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.
Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир.
Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.
Натюрморт как рассказ о человеке.
Картина-натюрморт.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте.
Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.
Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).
Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Картины исторические и бытовые.
Изображение в картинах событий из жизни людей.
Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий.
Учимся смотреть картины.
Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.
Материалы; акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.
Скульптура в музее и на улице.
Скульптура — объёмное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры.
Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство.
Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.
Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).
Учимся смотреть скульптуру.
Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.
Художественная выставка (обобщение темы).
Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).
Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.
Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов, отведенных на раздел |
1 | Искусство в твоем доме | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 11 |
4 | Художник и музей | 8 |
Итого | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Дата проведения |
План | Факт |
Искусство в твоем доме ( 8 ч.) |
1 | Твои игрушки | | |
2 | Посуда у тебя дома | | |
3 | Обои и шторы у тебя дома | | |
4 | Мамин платок | | |
5 | Твои книжки | | |
6 | Открытки | | |
7 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | | |
8 | Твои игрушки | | |
Искусство на улицах твоего города ( 7 ч.) |
9 | Памятники архитектуры | | |
10 | Парки, скверы, бульвары | | |
11 | Ажурные ограды | | |
12 | Волшебные фонари | | |
13 | Витрины | | |
14 | Удивительный транспорт | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | . | |
Художник и зрелище ( 11 ч.) |
16 | Художник в цирке | | |
17 | Художник в театре | | |
18 | Театр кукол | | |
19 | Театр кукол | | |
20 | Маски | | |
21 | Маски | | |
22 | Афиша и плакат | | |
23 | Афиша и плакат | | |
24 | Праздник в городе | | |
25 | Праздник в городе | | |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | | |
Художник и музей ( 8 ч.) |
27 | Музей в жизни города | | |
28 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж. | | |
29 | Картина-портрет | | |
30 | Картина-натюрморт | | |
31 | Картины исторические и бытовые | | |
32 | Скульптура в музее и на улице | | |
33 | Художественная выставка | | |
34 | Обобщающий урок. Выставка работ | | |