СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 3 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Изобразительное искусство" "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изобразительное искусство" 3 класс "Школа России"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Студенокская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области



«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ______

от________________


«Принято»

на заседании

педагогического совета

Протокол № ______

от_________________

«Утверждено»

Приказ № ____ от ________

Директор МБОУ

«Студенокская средняя

общеобразовательная школа»

__________/ Е.Н. Кобзарева/





Рабочая программа

Учебного предмета «Изобразительное искусство»

3 класс

(2021-2022 учебный год)



Программу составила:

учитель начальных классов

Гапченкова Нина Владимировна,

первая квалификационная

категория

с. Студенок, 2021 год

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса__________________________________________ 2

  2. Содержание учебного предмета, курса______________________________________________________________3

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы___________11

  4. Приложение ___________________________________________________________________________________12


Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе авторской программы Б..М.Неменского /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, 1-4 классы.- М.-Просвещение, 2015 и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373, по русскому языку.

Рабочая программа разработана учителем на основании:

  • учебного плана МБОУ «Студенокская СОШ» на 2021-2022 учебный год,

  • УМК «Школа России»

  • Календарного учебного графика и режима работы МБОУ «Студенокская СОШ» на 2021-2022 учебный год

  • Списка учебников и учебных пособий, утверждённых к использованию на 2021-2022 учебный год



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • знать названия известных центров народных художественных ремесел России;

  • знать ведущие художественные музеи России;

         выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

      чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

      сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

      правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

      выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

      соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

      чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

      выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

      использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

                    творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

         использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

         расписывать готовые изделия согласно эскизу;

         применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

           Получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных


2. Содержание учебного предмета, курса

Искусство вокруг нас

Искусство в твоём доме

Твои игрушки.

Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов.

Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки про­шлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с её формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов.

Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке

Посуда у тебя дома.

Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.

Обусловленность формы, украшения посуды её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая).

Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерво, металл, стекло).

Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выразительность форм и декора посуды. Образная ассоциации рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды.

Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).

Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

Обои и шторы у тебя дома.

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты.

Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

Мамин платок.

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.

Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседнев­ный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушённый, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Твои книжки.

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг.

Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.).

Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трёх Мастеров над созданием книги.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, блая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя)

Открытки.

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики).

Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.

Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравю­ры наклейками или графической монотипии).

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Роль художника в создании всех предметов в доме, роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения.

Выставка творческих работ.

Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого).

Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры.

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села).

Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор.

Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.).

Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Парки, скверы, бульвары.

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зелёных островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.

Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.).

Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках — мемориалах воинской славы.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножни­цы, клей.

Ажурные ограды.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах.

Назначение и роль ажурных оград в украшении города.

Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.

Связь творчества художника с реальной жизнью.

Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решётки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»)

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

Волшебные фонари.

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города.

Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей.

Фонари праздничные, торжественные, лирические.

Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Витрины.

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.

Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объёмные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Удивительный транспорт

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолёт-стрекоза, вездеход-паук и т, д.).

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы, графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города.

Создание коллективных панно.

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села).


Художник и зрелище

Художник в цирке.

Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующие силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие.

Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Художник в театре.

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища.

Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством.

Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Театр кукол.

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова.

Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы.

Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.

Материалы: пластилин, бумага, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

Маски.

Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов.

Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.

Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Афиша и плакат.

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр.

Выражение в афише образа спектакля.

Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.

Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.

Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные празднич­ные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.

Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.

Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)».

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Художник и музей

Музеи в жизни города.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства.

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.).

Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Музеи (выставочные залы) родного города.

Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.

Рассказ учителя и беседа.

Картина – особый мир. Картина – пейзаж.

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.

Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства.

Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В.Ван Гога, К. Коро и т.д.

Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах.

Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным на­строением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (В.Серов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.

Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир.

Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению).

Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Натюрморт как рассказ о человеке.

Картина-натюрморт.

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте.

Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Картины исторические и бытовые.

Изображение в картинах событий из жизни людей.

Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий.

Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

Материалы; акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Скульптура в музее и на улице.

Скульптура — объёмное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры.

Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство.

Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.

Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).

Учимся смотреть скульптуру.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Художественная выставка (обобщение темы).

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).

Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»




3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Название раздела

Кол-во часов, отведенных на раздел

1

Искусство в твоем доме

8

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

11

4

Художник и музей

8

Итого

34











Приложение


Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела программы, тема

Дата проведения

План

Факт

Искусство в твоем доме ( 8 ч.)

1

Твои игрушки



2

Посуда у тебя дома



3

Обои и шторы у тебя дома



4

Мамин платок



5

Твои книжки



6

Открытки



7

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)



8

Твои игрушки




Искусство на улицах твоего города ( 7 ч.)

9

Памятники архитектуры



10

Парки, скверы, бульвары



11

Ажурные ограды



12

Волшебные фонари



13

Витрины



14

Удивительный транспорт



15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

.


Художник и зрелище ( 11 ч.)

16

Художник в цирке



17

Художник в театре



18

Театр кукол



19

Театр кукол



20

Маски



21

Маски



22

Афиша и плакат



23

Афиша и плакат



24

Праздник в городе



25

Праздник в городе



26

Школьный карнавал (обобщение темы)



Художник и музей ( 8 ч.)

27

Музей в жизни города



28

Картина – особый мир. Картина – пейзаж.



29

Картина-портрет



30

Картина-натюрморт



31

Картины исторические и бытовые



32

Скульптура в музее и на улице



33

Художественная выстав­ка



34

Обобщающий урок. Выставка работ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!