СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса " В мире слов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для занятий внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 4 класса, для подготовки к олимпиадам и конкурсам, для развития интереса к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " В мире слов".»






Рабочая программа курса

« В мире слов»

для учащихся 4 класса.










учитель начальных классов

МБОУ СШ № 35

г.Ульяновска

Кобылицкая О.А.







г.Ульяновск

2019 г.









Пояснительная записка.


Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Родной язык – высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого развития, чувством родного языка.

Программа курса «В мире слов » имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Необходимость данной программы заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.


Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-   приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-    развитие мотивации к изучению русского языка;

-     развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

-     совершенствование общего языкового развития учащихся;

-      углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-    воспитание культуры обращения с книгой;

-  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

     Развивающие: -    развивать  смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

-  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Режим проведения занятий, количество часов:
Курс изучения “В мире слов ” подготовлен для учащихся 4-х классов. Программа рассчитана на детей 8-10 лет, реализуется за 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (научно-познавательное направление).
Место проведения занятий: рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Описание ценностных ориентиров содержания курса.



Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.

В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации про граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.




Планируемые результаты:

обучающиеся должны знать:

-   отличительные признаки основных языковых единиц;

-   основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-     слова, словосочетания, предложения, текст; откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; 

-   основные орфографические  и пунктуационные правила;

-   о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

обучающиеся должны уметь:

-     четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

-    подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

-    различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-        пользоваться орфографическим, словобразовательным,

фразеологическим, этимологическими словарями

- правильно употреблять изученные слова в речи; 

- безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи; - составлять инструкции к орфографическим правилам; - тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно.

4-й класс.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;





Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.












Содержание программы.

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова. 

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

Формы проведения занятий:

-  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-    анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, литературными источниками.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются:

- по способу подачи языкового материала (устные и письменные); - по частоте проведения (систематические и эпизодические); - по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мониторинг и оценка планируемых результатов

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Система отслеживания и оценивания итоговых результатов проходит через участие их в конкурсах и викторинах, проектах, создании портофолио. Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся за период обучения.







Тематическое планирование. (32 часа)


Тема занятия

Количество часов



Повторение пройденного во 2 и 3 классах.

5 ч.

1.

«Кто, кто в алфавите живет?». Анкетирование.



1

2.

»Почему их так называют?» Происхождение слов.


1

3.

Грамматическая сказка «Волшебник Ударник»,

1

4.

Путешествие в страну больших букв.


1

5.

На конкурс в славную страну «Словаринку».

1



Однородные члены предложения.

5 ч.

6.

Грамматическая сказка «Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях».


1

7.

«Устаревшие слова» устный журнал.


1.

8.

Анаграммы, шарады, метаграммы

1.

9 -10

«Русский медвежонок» участие в олимпиаде


2



Имя существительное.

4 ч.

11.

«Здравствуй, имя Существительное»

1

12.

Грамматическая сказка «Зачем Существительному род».


1.

13.

«Что рассказали падежи о себе» .

1

14.

Проект «Пословица – всем делам помощница»


1



Имя прилагательное.

2

15.

Синонимы, антонимы.

« Азбука вежливости».

1

16.

«У самого синего моря»

1


Местоимение.

2 ч.

17.

«Крылатые слова» устный журнал.


1

18.


«В гостях у дедушки Крылова»

1



Глагол .

4ч.

19.

Грамматическая сказка «Умные спорщики».

1

20.

Грамматическая сказка «Глагол – часть страны Речь». Игры, ребусы, чтение стихов.


1

21.

Чтение шуточного рассказа Ф. Кривина «Инфинитив».

Тест по теме «Глагол».


1

22.

Грамматическая сказка «О царе Глаголе и Сыновьях его». Чтение стихов. Викторина «Из истории глаголов».


1


Другие части речи.

9 ч.

23 -27


Неделя русского языка.

а) Олимпиада;

б) Конкурс грамматического плаката:

в) КВН:

г) Подведение итогов.


5ч.

28.


«Уроки чисел».


1

29.


Чтение рассказа «Невзао и досиза»

Грамматическая сказка «Кто важнее».


1

30-31

Проект « Тайны русских слов»


1

32.

Итоговое занятие. Анкетирование.

Праздник « Язык мой – друг мой!»

1


Итого 32часа












Список литературы.


1.Г.Александрова « Занимательный русский язык», « Тригон»,М., 1997г.

2.В.Волина «Учимся играя» « Новая школа»,М., 1994г.

3.Н. Винокурова « Лучшие тесты на развитие творческих способностей»,М., «АСТ- Пресс», 1999г.

4.Г.Граник «Секреты орфографии», М., Просвещение , 1991г.

5.И. Голуб «Моя самая первая книжка о словах». М., « Дрофа», 1995г.

6.В.П.Канакина «Радость познания в слове» М., « Новая школа», 1996г.

7.А.О. Орг, Н.Г. Белицкая « Олимпиады по русскому языку» 4 класс, М., « Экзамен», 2010г.

8. « Предметные олимпиады» 4 класс, авт.-сост. Н.В.Лободина, Волгоград: «Учитель» , 2010г

9. «Русский язык в начальных классах» под ред. М.Соловейчик, М., « Линка –пресс» , 1994г.

10.Н.Н. Ушаков « Внеклассные занятия по русскому языку», М., «Просвещение», 1971г.

11.Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа» 2-4 классы, М, Айрис- пресс, 2007г

Журналы « Начальная школа».

12.А.И. Клопова « Развитие интереса к изучению русского языка», №11, 1988г.

13.Л.Пилипчук «Учимся и играем», №10,2005г.

14.И.Решетникова « Час занимательного русского языка», №7,2002г.

15.Е.А.Пожидаева « Учебная олимпиада по русскому языку» ,№10, 2011








Материально – техническое оснащение.

1.Персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки музыкального материала и аудиозаписей.

2.Телевизор .

3.Магнитная доска, наборы магнитов разного цвета.

4.  Наличие лингвистических словарей;  карточек с играми и заданиями; текстов для работы на занятиях.

5.Уголок русского языка (стенд).


























Приложение.



4 класс


Тема: крылатые слова (устный журнал)


Цель: развитие устной речи, расширение словарного запаса, знания о крылатых выражениях; развитие умения определять значения устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Оборудование: Книга И. Голуб «Моя самая первая книжка о словах», В. Варина «Учимся, играя», фразеологический словарь.



На доске: За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

(В.Викторов)


Оказался молодцом,

Смог осилить ношу -

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

(А. Шибаев)

-Замолчи, Петрусь! – говорят.

-Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

(Н. Силков)

1. Сообщение темы занятия, задач.


Первая страница устного журнала.


- Бывают ли крылатые слова? Как их еще называют? (фразеологизмы).

Учитель: Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности.

Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы «Ф». Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не разлить, и фразеологизм водой не разольешь.

Так из слов, вернее сочетания слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмами.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека, другие связаны с мифологическими событиями («пусто, словно Мамай прошел»), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Вторая страница журнала.


Давайте поиграем в слова и вспомним выражения, в которых встречается слово «рука». (Учащиеся подбирают выражения, записывают на доске).


Золотые руки, руки коротки, рукой подать, ударить по рукам, протянуть руку помощи, взять в руки, из рук вон плохо, носить на руках, держать себя в руках.

- Теперь попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов.

- Как видим, все эти словосочетания употребляются, как правило, в переносном смысле.

- А теперь попробуйте в ваших словосочетаниях заменить какие–нибудь слова близкими по значению.(Не получается).

Заменить слова в таких словосочетаниях нельзя. Они и называются поэтому устойчивыми или фразеологическими. А еще их называют крылатыми словами: они как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя не своего состава, ни грамматических форм.


Третья страница журнала.


Сравним фразеологизмы и обычные слова:


Человек с головой – учащиеся подбирают слова: человек умный, толковый.

Как снег на голову – внезапно, неожиданно.

Сложить голову – погибнуть.

Топорная работа – плохая, некачественная.

Закончите предложение, выражение:

- До каких ты пор будешь бить баклуши? – говорим мы (кому?) лентяю.

- Ой, так можно попасть впросак! – предостерегаем (кого?) рассеянного.

- У тебя все получится шиворот-навыворот, сетуем на (кого?) бестолкового.

Учитель: Сколько их – словосочетаний с крыльями, которые спешат нам на помощь, когда мы хотим эмоционально, образно выразить свое отношение к чему-либо.


Четвертая страница журнала.


Сейчас я прочитаю вам рассказ одного школьника, а вы постарайтесь выделить устойчивые словосочетания и одно из них выберите для заглавия.

Учитель читает рассказ «Попались на удочку» (из книги И. Голуб «Моя самая первая книжка о словах», Москва, изд. дом «Дрофа», 1995 г.) стр.299.

В тексте встретились фразеологизмы: пальчики оближешь, уши развесили, потерял голову, попались на удочку, одним духом, в три ручья, не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Пятая страница журнала.


Некоторые обороты включают слова, называющие домашних животных и диких. Какие, по-вашему, названия животных могут входить в выражения:


голоден как… неповоротлив как…

хитер как … надут как …(павлин)

труслив как … нем как …


Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. О том, как возник этот фразеологизм рассказывает ученица (домашнее задание для хорошо читающих, сильных учеников).

Сведения из книги И. Голуб «Моя самая первая книжка о словах» стр.304


Шестая страница журнала.


Заключение.

Исполнение (подготовленными учащимися) стихов с фразеологизмами.

Подведение итогов.



























Олимпиада по русскому языку. 4 класс. 1 тур. Ключ.

1. Диктант. 20 баллов.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож. Спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Оценка: Если диктант написан безошибочно, он оценивается 20 баллами. За каждую ошибку вычитается 1 балл. За каждое исправление неграфического характера вычитается 1 балл.

2. Спиши, укажи части речи.

Из-за холодных утренних рос хлеб рос очень медленно.

Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.

Оценка: За каждое – 1 балл.

3. Письменно объясни, как ты понимаешь эти выражения.

Делать из мухи слона.

Стрелять из пушки по воробьям.

Как кошка с собакой.

Оценка: За каждое правильно объяснённое выражение – 5 баллов, если имеются небольшие лексические неточности – 4 балла.

4. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых(скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешня), герои (басня), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла.

5. Какие три правила требуют подбирать однокоренные слова для проверки орфограммы корня? Допиши все три правила, приведя к каждому по два примера.

А) Для проверки слов…

Б) Для проверки слов …

В) для проверки слов …

Оценка: За каждое правильно сформулированное правило – 3 балла, за каждый верно подобранный пример – 0,5 балла.

диктант – 20 Всего баллов: 64 балла.

2 задание – 4 балла

3 задание – 15 баллов

4 задание – 16 баллов.

5 задание – 9 баллов.


Олимпиада по русскому языку . 4 класс. 2 тур. Ключ.

1.Диктант.

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги. И сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички.

Оценка: Если диктант написан безошибочно, он оценивается 15 баллами. За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл. За каждое исправление неграфического характера – 0,5 балла, за каждую пропущенную запятую – 0,5 балла.

2. Укажи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.

Шурка.

Я смотрю – в избе мой брат, Шурка – слесарь в мастерской,

У него шинель до пят. Он такой степенный,

Он с запиской отпускной Представительный такой,

К нам пришёл на выходной. Прямо как военный.

Оценка: За каждую правильно указанную часть речи – 1 балл..

3. Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того слова.

Лес, лесник, прелесть. Лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

Оценка: 3 балла, если есть хотя бы одна ошибка – 0,5 балла.

4. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, сапоги.

Оценка: За каждое – 1 балл.

5. Объясни фразеологизм «знать на зубок».

Оценка, За правильное объяснение – 5 баллов, если в объяснении имеются небольшие лексические неточности – 4 балла.

6. Запиши имя мальчика, в которое можно вписать какую-нибудь букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами. Запиши получившееся слово.

Оценка: 2 балла. Ответ: Коля – колья.

7. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.

Сено овод Яр вал

Банк рот Воз очки

Стол ежи Газ ёлка

Зал глас Гриб марка

Свет ода Хор он

Бор яр

Оценка: За каждое слово – 1 балл.

8. Определи, сколько раз встречается ж в предложении.

Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

Оценка. 2 балла.


Диктант – 15 баллов 6 задание – 2 балла

2 задание – 4 балла 7 задание – 11 баллов

3 задание – 3 балла 8 задание – 2 балла.

4 задание – 6 баллов Всего баллов: 48 баллов.

5 задание – 5 баллов