СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Математика 5 класс"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по математике 5 класс Виленкин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математика 5 класс"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОДОБРЕНА на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики Протокол № 1 от ____.08.2022 г. Рук. ШМО______ Жук Т.В.

СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР МБОУ Гордеевской СОШ ____________ Молявко В.И. ______ августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ Гордеевской СОШ № от ____.08.22 г. № ___

Директор МБОУ Гордеевской СОШ

___________ Подрубная Н.В.






Рабочая программа

по математике

на 2022-2023 учебный год

5 класс






Срок реализации: 1 год


Рабочую программу составила: ГРОШЕК ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - учитель математики высшей квалификационной категории







ГОРДЕЕВКА-2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предмет «Математика» в 5 классе представлен учебным предметом «Математика».

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), Концепции преподавания учебного курса «Математики» в образовательных организациях Российской Федерации, на основе Примерной программы по математике, положений и требований предъявляемых к результатам освоения ООП ООО, а также с учетом Программы воспитания.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Математика» на уровне основного общего образования (5-9 классы) изучается в качестве обязательного учебного предмета. Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю, всего  170 учебных часов.

Кол-во часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество часов в неделю

5

5

5

5

5

Количество часов в год

170

170

170

170

170



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:

  • продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; 

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; 

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; 

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Задачи:

  • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;

  • Развивать познавательные способности;

  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;

  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Воспитательный потенциал учебного предмета «Математики» реализуется через:

1) содержание образования;

2) методы и формы обучения;

3)использование   случайно   возникших   и   специально   созданных воспитывающих ситуаций;

4) личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решение, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы от части противостоять ей.

Решение задач   требует   от   учащихся   добросовестной   и   серьезной   работы   над приобретением   и   укреплением   знаний,   что   приводит   к   систематическому напряжению   умственных   усилий,   настойчивости   в   преодолении   трудностей.   При этом   у   учащегося   воспитываются   такие   черты   характера   как   трудолюбие, усидчивость,   упорство   в   преследовании   намеченной   цели,   умение   не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. 



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Натуральные числа и нуль (55 часов)

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.


Дроби (69 часов)

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.


Наглядная геометрия (30 часов) (тематика данного раздела распределены в разделы «Натуральные числа» и «Дроби»)

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма


Повторение (16 часов)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

-необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

-способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.


1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; 

  • формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; 

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; 

  • условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; 

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; 

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; 

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 

  • обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; 

  • формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, 

  • аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; 

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; 

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; 

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2)  Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.


Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; 

  • ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; 

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 

  • в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; 

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; 

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; 

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; 

  • обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); 

  • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; 

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3)  Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.


Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; 

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные результаты:

1. Числа и вычисления

- Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

- Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

- Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

- Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

- Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.


2. Округлять натуральные числа.

- Решение текстовых задач

- Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

- Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.

- Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

- Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы вели- чины через другие.

- Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.


3. Наглядная геометрия

- Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

- Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

- Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

- Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

- Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

- Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

- Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

- Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

- Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

- Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

- Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование

раздела (главы), темы

Кол-во часов

Контроль знаний

об-ся (кол.)

Используемые

ЭОР, ЦОР

Глава 1. Натуральные числа.

75

6


§1. Натуральные числа и шкалы.

15

1

http://school-collection.edu.ru/


https://pdf.11klasov.net/15899-matematika-5-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-vilenkin-zhohov-chesnokov.html


П.1. Обозначение натуральных чисел


3


П.2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник


3


П.3. Плоскость. Прямая. Луч


2


П.4.Шкалы и координаты


3


П.5.Меньше или больше

3


§2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

2

http://school-collection.edu.ru/


https://pdf.11klasov.net/15899-matematika-5-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-vilenkin-zhohov-chesnokov.html


П.6.Сложение натуральных чисел и его свойства

5


П.7. Вычитание

4


П.8.Числовые и буквенные выражения

З


П.9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3


П.10.Уравнение

4



§3. Умножение и деление натуральных чисел.

27

2

http://school-collection.edu.ru/


https://pdf.11klasov.net/15899-matematika-5-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-vilenkin-zhohov-chesnokov.html


П.11. Умножение натуральных чисел и его свойства

5


П.11. Деление


7


П.12. Деление с остатком

3


П.13. Упрощение выражений

5


П.14.Порядок выполнения действий

3


П.15. Квадрат и куб числа

2


§4. Площади и объемы.

12

1

http://school-collection.edu.ru/


https://pdf.11klasov.net/15899-matematika-5-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-vilenkin-zhohov-chesnokov.html


П.16. Формулы


2


П.17. Площадь. Формула площади прямоугольника

2


П.18. Единицы измерения площадей


3


П.19. Прямоугольный параллелепипед

1


П.20. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

3


Глава 2. Дробные числа.

79

7


§5. Обыкновенные дроби.

23

2

https://drive.google.com/file/d/1uC6q28mm_Zqgw5098IcIiPWwL3VyT0bq/view


http://school-collection.edu.ru/


П.21. Окружность и круг

2


П.22. Доли. Обыкновенные дроби

4


П.23. Сравнение дробей

3


П.24. Правильные и неправильные дроби

2


П.25. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3


П.26. Деление и дроби

2


П.27. Смешанные числа

2


П.28. Сложение и вычитание смешанных чисел

3


§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

1

https://drive.google.com/file/d/1uC6q28mm_Zqgw5098IcIiPWwL3VyT0bq/view


http://school-collection.edu.ru/


http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php


П.29. Десятичная запись дробных чисел


2


П.30. Сравнение десятичных дробей


3


П.31. Сложение и вычитание десятичных дробей


5


П.32. Приближенные значения чисел, округление чисел

2


§7. Умножение и деление десятичных дробей.

26

2

https://drive.google.com/file/d/1uC6q28mm_Zqgw5098IcIiPWwL3VyT0bq/view


http://school-collection.edu.ru/


П.33. Умножение десятичных дробей на натуральное число

3


П.34. Деление десятичных дробей на натуральное число

5


П.35. Умножение десятичных дробей

5


П.36. Деление на десятичную дробь

7


П.37. Среднее арифметическое

4


§8. Инструменты для вычислений и измерений.

17

2

https://drive.google.com/file/d/1uC6q28mm_Zqgw5098IcIiPWwL3VyT0bq/view


http://school-collection.edu.ru/


http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php


П.38. Микрокалькулятор


2


П.39. Проценты


5


П.40. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник


3


П.41. Измерение углов. Транспортир


3


П.42. Круговые диаграммы

2


Повторение.

16



Итого

170

13