Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678, примерной программы Математика: 5-6 кл основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018 – 34 с., учебного плана на текущий учебный год.
Рабочая программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» к « метапредметным результатам». Способствует решению следующих задач изучения математики ступени основного образования:
приобретение математических знаний и умений:
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности:
освоение компетенций учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора
Арифметика является одним из опорных предметов основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления обучающихся в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Развитие логического мышления обучающихся в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, геометрический материал. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения обучающимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Содержание линии «Геометрический материал» способствует формированию у обучающихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления. Линия «Вероятность и статистика» − обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности обучающихся – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В соответствии с Примерным учебным планом основного общего образования на изучение математики в 5 – 6 классах предусмотрено 5 часов в неделю (всего 165 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Отношения, пропорции, проценты (30 ч.)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
2.Целые числа (29 ч.)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
3.Рациональные числа (35 ч.)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
4.Десятичные дроби (28 ч.)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
5.Обыкновенные и десятичные дроби (13 ч.)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики. Добавлена тема «Сбор и группировка статистических данных» .
6.Повторение (30 ч.)
При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная программа реализуется по учебнику Математика 6 класс авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.
| Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
1 | Обобщение и систематизация программного материала 5 класса | 10 |
2 | Отношения, пропорции, проценты | 30 |
3 | Целые числа | 29 |
4 | Обобщение и систематизация программного материала за I полугодие | 11 |
5 | Рациональные числа | 35 |
6 | Десятичные дроби | 28 |
7 | Обыкновенные и десятичные дроби | 13 |
8 | Обобщение и систематизация программного материала 5 – 6 классов | 9 |
| всего | 165 |
Распределение учебного материала по темам, с учетом разбиения их на логически завершенные блоки знаний (подтемы). Количество контрольных работ
№ п/п | Изучаемый материал | К-во часов | К-во контрольных работ |
1 | Обобщение и систематизация программного материала 5 класса | 10 | 1 (ДКР) |
2 | Отношения, пропорции, проценты | 30 | 2 |
| Отношения и пропорции | 14 | 1 |
| Проценты | 16 | 1 |
3 | Целые числа | 29 | 2 |
| Сложение и вычитание целых чисел | 15 | 1 |
| Умножение и деление целых чисел | 14 | 1 |
4 | Обобщение и систематизация программного материала за I полугодие | 11 | 1 |
5 | Рациональные числа | 35 | 3 |
| Сложение и вычитание рациональных чисел | 11 | 1 |
| Умножение и деление рациональных чисел | 13 | 1 |
| Уравнения | 11 | 1 |
6 | Десятичные дроби | 28 | 2 |
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | 1 |
| Умножение и деление десятичных дробей | 15 | 1 |
7 | Обыкновенные и десятичные дроби | 13 | 1 |
8 | Обобщение и систематизация программного материала 5-6 классов | 9 | 1 (ИКР) |
| всего | 165 | 13 |
ДКР – диагностическая, ИКР - итоговая
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Дроби. Рациональные числа
Ученик научится:
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Ученик получит возможность:
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
Ученик получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения. Уравнения.
Ученик научится:
• решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;
строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек.
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Ученик получит возможность овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Описательная статистика
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность. Комбинаторика
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Календарно – тематическое планирование по математике 6 класс
( 5 ч. в неделю; всего 165 ч.)
Учебник «Математика 6 кл» С. М. Никольский, М.: Просвещение, 2016
№ п/п | Дата план/факт | Содержание учебного материала | К-во часов | |
Обобщение и систематизация учебного материала 10 ч. |
1 | | | Натуральные числа и нуль | 1 | |
2 3 | | | Измерение величин | 2 | |
4 5 | | | Делимость натуральных чисел | 2 | |
6 7 | | | Обыкновенные дроби | 2 | |
8 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
9 | | | Диагностическая контрольная работа. | 1 | |
10 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Отношения, пропорции, проценты 30 ч |
Отношения и пропорции | 14 | |
11 | | | Отношение чисел и величин | 1 | |
12 13 | | | Масштаб | 2 | |
14 15 | | | Деление числа в данном отношении | 2 | |
16 17 | | | Пропорции | 2 | |
18 19 20 | | | Прямая и обратная пропорциональность | 3 | |
21 | | | Отношения и пропорции | 1 | |
22 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
23 | | | К/р № 1 Отношения и пропорции. | 1 | |
24 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Проценты | 16 | |
25 26 | | | Понятие о проценте | 2 | |
27 28 29 30 31 | | | Задачи на проценты | 5 | |
32 33 34 | | | Круговые диаграммы | 3 | |
35 | | | Вероятность события | 1 | |
36 | | | Круговые диаграммы, вероятность событий | 1 | |
37 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
38 | | | К/р № 2 Проценты. | 1 | |
39 | | | Анализ к/р. | 1 | |
40 | | | Итоговое обобщение | 1 | |
Целые числа. 29 ч. |
Сложение и вычитание целых чисел | 15 | |
41 42 | | | Отрицательные целые числа | 2 | |
43 44 | | | Противоположные числа. Модуль числа | 2 | |
45 46 | | | Сравнение целых чисел | 2 | |
47 48 | | | Сложение целых чисел | 2 | |
49 50 | | | Законы сложения целых чисел | 2 | |
51 52 | | | Разность целых чисел | 2 | |
53 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
54 | | | К/р № 3 Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел | 1 | |
55 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Умножение и деление целых чисел | 14 | |
56 57 | | | Произведение целых чисел | 2 | |
58 59 | | | Частное целых чисел | 2 | |
60 61 | | | Распределительный закон | 2 | |
62 63 | | | Раскрытие скобок и заключение в скобки | 2 | |
64 65 | | | Действия с суммами нескольких слагаемых | 2 | |
66 | | | Представление целых чисел на координатной оси | 1 | |
67 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
68 | | | К/р № 4 Умножение и деление целых чисел. | 1 | |
69 | | | Анализ к/р. | 1 | |
VI. Обобщение и систематизация учебного материала за I полугодие 11 ч. |
70 | | | Отношения | 1 | |
71 | | | Пропорции | 1 | |
72 | | | Проценты | 1 | |
73 | | | Целые числа, действия над ними | 1 | |
74 | | | Контрольная работа за I полугодие | 1 | |
75 | | | Анализ к/р | 1 | |
76 | | | Отношения, пропорции, проценты | 1 | |
77 | | | Целые числа | 1 | |
78 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
79 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
80 | | | Итоговое обобщение | 1 | |
Рациональные числа 35 ч |
Сложение и вычитание рациональных чисел | 11 | |
81 | | | Отрицательные дроби | 1 | |
82 83 | | | Рациональные числа | 2 | |
84 85 | | | Сравнение рациональных чисел | 2 | |
86 87 88 | | | Сложение и вычитание дробей | 3 | |
89 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
90 | | | К/р № 5 Сложение и вычитание рациональных чисел. | 1 | |
91 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Умножение и деление дробей | 13 | |
92 93 94 | | | Умножение и деление дробей | 3 | |
95 96 | | | Законы сложения и умножения | 2 | |
97 98 99 | | | Смешанные дроби произвольного знака | 3 | |
100 101 | | | Изображение рациональных чисел на координатной оси | 2 | |
102 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
103 | | | К/р № 6 Умножение и деление дробей. | 1 | |
104 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Уравнения | 11 | |
105 106 107 108 | | | Уравнения. | 4 | |
109 110 111 112 | | | Решение задач с помощью уравнений. | 4 | |
113 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
114 | | | К/р № 7 Уравнения. | 1 | |
115 | | | Анализ к/р. | 1 | |
Десятичные дроби 28 ч. |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | |
116 117 | | | Понятие положительной десятичной дроби. | 2 | |
118 119 | | | Сравнение положительных десятичных дробей | 2 | |
120 121 122 123 124 | | | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 5 | |
125 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
126 | | | К/р № 8 Десятичные дроби. | 1 | |
127 | | | Анализ к/р. | 1 | |
128 | | | Итоговое обобщение | 1 | |
Умножение и деление десятичных дробей. проценты | 15 | |
129 130 | | | Перенос запятой в положительной десятичной дроби. | 2 | |
131 132 | | | Умножение положительных десятичных дробей | 2 | |
133 134 135 | | | Деление положительных десятичных дробей. | 3 | |
136 | | | Десятичные дроби и проценты. | 1 | |
137 138 | | | Десятичные дроби произвольного знака | 2 | |
139 | | | Приближение десятичных дробей | 1 | |
140 | | | Приближение суммы, разности, произведения и частного. | 1 | |
141 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
142 | | | К/р № 9 Десятичные дроби. | 1 | |
143 | | | Анализ к/р. Решение задач. | 1 | |
VII. Обыкновенные и десятичные дроби 13 ч |
144 | | | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. | 1 | |
145 | | | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | |
146 | | | Непериодические бесконечные десятичные дроби | 1 | |
147 | | | Длина отрезка | 1 | |
148 | | | Длина окружности. Площадь круга | 1 | |
149 | | | Координатная ось. | 1 | |
150 151 152 | | | Декартова система координат на плоскости. | 3 | |
153 | | | Столбчатые диаграммы и графики. | 1 | |
154 | | | Обобщение и систематизация учебного материала | 1 | |
155 | | | К/р № 10 Обыкновенные и десятичные дроби. | 1 | |
156 | | | Анализ к/р. Решение задач. | 1 | |
VIII. Обобщение и систематизация учебного материала 9 ч. |
157 | | | Отношения и пропорции | 1 | |
158 | | | Проценты | 1 | |
159 160 | | | Рациональные числа | 2 | |
161 162 | | | Обыкновенные и десятичные дроби | 2 | |
163 | | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
164 | | | Анализ к/р. Решение задач. | 1 | |
165 | | | Итоговый урок. | 1 | |
| | всего | 165 | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.__