СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на формирование у подростков духовной нравственности, гражданской ответственности и воспитание патриотизма. Программа «Музейное дело» предусматривает взаимосвязанность с краеведческой и музееведческой составляющих курса, что  создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края  музейно-краеведческими средствами. Всё это дает возможность обучающимся получать знания и  представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы,  требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики про ведения таких  исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музейное дело"»


Аннотация к рабочей программе


Рабочая программа разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 годы»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 31.12.2015г., (Интернет-ресурс http://www.consultant.ru );

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Примерных программ внеурочной деятельности Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014. (ФГОС) и ПООП ООО.


Данная программа направлена на формирование у подростков духовной нравственности, гражданской ответственности и воспитание патриотизма. Программа «Музейное дело» предусматривает взаимосвязанность с краеведческой и музееведческой составляющих курса, что создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Всё это дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики про ведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.


Программа предназначена для проведения внешкольной работы в общеобразовательной школе.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, реализуется в течение года по 2 часа в неделю. Итого – 68 часов.


Цель программы «Музейное дело» - через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея. Создание теоретических основ краеведения и музееведения, включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.

Задачи программы «Музейное дело»:

1. Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

2. Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.

3. Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие

4. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.

5. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

6. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения курса историко-краеведческого кружка «Музейное дело» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами изучения курса историко-краеведческого кружка «Музейное дело» является формирование следующих умений:

  • учащиеся получают первичные знания в области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной экспозиции и фондовой работе в музее, знакомятся с основными понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель. Происходит знакомство с экспонатами школьного музея;

  • знакомство с ведением краеведческой научно-исследовательской работой;

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего района, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Глушковского района в историко-культурное наследие региона.


Работа краеведческого историко-краеведческого кружка «Музейное дело» осуществляется в 2-х направлениях:

1.   Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее, творческие отчёты, записи,).

Формы работы: беседы, лекции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок. проектно-исследовательская деятельность, конкурсы. Параллельно с поисковой – исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным материалам для учащихся школы и жителей. Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации).

Формы контроля: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления. Участие в школьных, районных и областных конференциях, краеведческих проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.




















Содержание учебного курса (68 ч)


Основы музееведения(26 ч)

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина


Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Основные понятия и термины в музейном деле (музей, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).


Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей


История музейного дела в России. Музейная сеть и классификация музеев. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.


Музейный предмет и способы его изучения.


Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Способы изучения музейных предметов.

Практическая работа: выполнение творческой работы «О чем могут рассказать вещи в школьном музее».


Фонды музея. Работа с фондами


Определение понятий «фонды музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Комплектование музейных фондов. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Хранение музейных фондов.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.


Музейная экспозиция и её виды


Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты и др.). Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.


Поисково-исследовательская и научная деятельность музея


Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.


Выставочная деятельность музея. Классификация выставок


Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.


Экскурсионная деятельность музея.


Маршрут экскурсии. Использование  различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

Практическая работа: участие в подготовке экскурсии в школьном музее.


Край, в котором я живу (28 ч).


История Глушковского района

Краеведение – наука о родном крае. Глушковский район возникновение, становление и развитие. Население. Села. Административное устройство.

Практическая работа: Создание презентации «Край, в котором я живу».


Растительный и животный мир Глушковского района. Полезные ископаемые.

Природа Глушковского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания. Топонимика.

Практическая работа: Создание презентации «Край, в котором я живу».


Культура Глушковского района

Глушковский район в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Легенды, рассказы. Фольклор. Архитектурные памятники.

Практическая работа: Сбор информации по истории края, написание научно-исследовательских работ.


Великая Отечественная война в истории моего края

История Глушковского района в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение. Награда в твоем доме.

Практическая работа: Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – участники Великой Отечественной войны», написание научно-исследовательских работ.


Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Участие наших земляков в Великой Отечественной войне. Участие в Курской битве.

Любимов И. С. – Герой Советского Союза. Дети войны.

Практическая работа: Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – участники Великой Отечественной войны», написание научно-исследовательских работ.


Участие наших земляков в интернациональных войнах.

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане, Чечне.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея, создание экскурсии.


Родная школа. Её история и традиции (14 ч).

История Глушковский средней школы.

Возникновение Глушковской средней школы. Школа в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей. Создание презентации «Наша школа».

Учителя – ветераны педагогического труда.

Первый педагогический состав Глушковской средней школы. Учителя – участники Великой Отечественной войны. Ветераны педагогического труда.

Практическая работа: Создание презентации «Наша школа».


Директора Глушковской средней школы.

Вклад в развитие школы. Судьба.

Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей.


Выпускники школы.

Выпускники школы – личные достижения. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей. Создание презентации «Наша школа».






























Тематическое планирование /68 ч/



п/п

Разделы и темы занятий

Кол-во часов

занятия

Дата прохождения темы занятия

Примечание

Основы музееведения. /26 ч/


1-2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

2

1-2



3-4

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

2

3-4



5-8

Музейный предмет и способы его изучения.

4

5-8



9-12

Фонды музея. Работа с фондами.

4

9-12



13-16

Музейная экспозиция и её виды.

4

13-16



17-20

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

4

17-20



21-22

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

2

21-22



23-26

Экскурсионная деятельность музея.

4

23-26



Край, в котором я живу. /28 ч/

27-30

История Глушковского района.

4

1-4



31-34

Растительный и животный мир Глушковского района. Полезные ископаемые.

4

5-8



35-38

Культура Глушковского района.

4

9-12



39-40

Великая Отечественная война в истории моего края.

6

13-18



41-50

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

6

19-24



51-54

Участие наших земляков в интернациональных войнах.

4

25-28



Родная школа. Её история и традиции. /14 ч/

55-58

История Глушковской средней школы.

4

1-4



59-62

Учителя – ветераны педагогического труда.

4

5-8



63-64

Директора Глушковской средней школы.

2

9-10



65-66

Выпускники школы.

2

11-12



67- 68

Подводим итоги работы кружка.

2

13-14






10