Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 годы»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 31.12.2015г., (Интернет-ресурс http://www.consultant.ru );
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Примерных программ внеурочной деятельности Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014. (ФГОС) и ПООП ООО.
Данная программа направлена на формирование у подростков духовной нравственности, гражданской ответственности и воспитание патриотизма. Программа «Музейное дело» предусматривает взаимосвязанность с краеведческой и музееведческой составляющих курса, что создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Всё это дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики про ведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа предназначена для проведения внешкольной работы в общеобразовательной школе.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, реализуется в течение года по 2 часа в неделю. Итого – 68 часов.
Цель программы «Музейное дело» - через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея. Создание теоретических основ краеведения и музееведения, включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Задачи программы «Музейное дело»:
1. Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
2. Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
3. Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие
4. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
5. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
6. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения курса историко-краеведческого кружка «Музейное дело» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами изучения курса историко-краеведческого кружка «Музейное дело» является формирование следующих умений:
учащиеся получают первичные знания в области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной экспозиции и фондовой работе в музее, знакомятся с основными понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель. Происходит знакомство с экспонатами школьного музея;
знакомство с ведением краеведческой научно-исследовательской работой;
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего района, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Глушковского района в историко-культурное наследие региона.
Работа краеведческого историко-краеведческого кружка «Музейное дело» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее, творческие отчёты, записи,).
Формы работы: беседы, лекции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок. проектно-исследовательская деятельность, конкурсы. Параллельно с поисковой – исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным материалам для учащихся школы и жителей. Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации).
Формы контроля: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления. Участие в школьных, районных и областных конференциях, краеведческих проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
Содержание учебного курса (68 ч)
Основы музееведения(26 ч)
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Основные понятия и термины в музейном деле (музей, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
История музейного дела в России. Музейная сеть и классификация музеев. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Музейный предмет и способы его изучения.
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Способы изучения музейных предметов.
Практическая работа: выполнение творческой работы «О чем могут рассказать вещи в школьном музее».
Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Комплектование музейных фондов. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Хранение музейных фондов.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты и др.). Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.
Экскурсионная деятельность музея.
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
Практическая работа: участие в подготовке экскурсии в школьном музее.
Край, в котором я живу (28 ч).
История Глушковского района
Краеведение – наука о родном крае. Глушковский район возникновение, становление и развитие. Население. Села. Административное устройство.
Практическая работа: Создание презентации «Край, в котором я живу».
Растительный и животный мир Глушковского района. Полезные ископаемые.
Природа Глушковского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания. Топонимика.
Практическая работа: Создание презентации «Край, в котором я живу».
Культура Глушковского района
Глушковский район в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Легенды, рассказы. Фольклор. Архитектурные памятники.
Практическая работа: Сбор информации по истории края, написание научно-исследовательских работ.
Великая Отечественная война в истории моего края
История Глушковского района в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение. Награда в твоем доме.
Практическая работа: Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – участники Великой Отечественной войны», написание научно-исследовательских работ.
Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)
Участие наших земляков в Великой Отечественной войне. Участие в Курской битве.
Любимов И. С. – Герой Советского Союза. Дети войны.
Практическая работа: Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – участники Великой Отечественной войны», написание научно-исследовательских работ.
Участие наших земляков в интернациональных войнах.
Наши земляки - участники военных действий в Афганистане, Чечне.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея, создание экскурсии.
Родная школа. Её история и традиции (14 ч).
История Глушковский средней школы.
Возникновение Глушковской средней школы. Школа в годы Великой Отечественной войны.
Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей. Создание презентации «Наша школа».
Учителя – ветераны педагогического труда.
Первый педагогический состав Глушковской средней школы. Учителя – участники Великой Отечественной войны. Ветераны педагогического труда.
Практическая работа: Создание презентации «Наша школа».
Директора Глушковской средней школы.
Вклад в развитие школы. Судьба.
Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей.
Выпускники школы.
Выпускники школы – личные достижения. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).
Практическая работа: Организация Экскурсий по школьному музею для обучающихся школы, учителей, родителей. Создание презентации «Наша школа».
Тематическое планирование /68 ч/
№ п/п | Разделы и темы занятий | Кол-во часов | № занятия | Дата прохождения темы занятия | Примечание |
Основы музееведения. /26 ч/ |
1-2 | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | 2 | 1-2 | | |
3-4 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 2 | 3-4 | | |
5-8 | Музейный предмет и способы его изучения. | 4 | 5-8 | | |
9-12 | Фонды музея. Работа с фондами. | 4 | 9-12 | | |
13-16 | Музейная экспозиция и её виды. | 4 | 13-16 | | |
17-20 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 4 | 17-20 | | |
21-22 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 2 | 21-22 | | |
23-26 | Экскурсионная деятельность музея. | 4 | 23-26 | | |
Край, в котором я живу. /28 ч/ |
27-30 | История Глушковского района. | 4 | 1-4 | | |
31-34 | Растительный и животный мир Глушковского района. Полезные ископаемые. | 4 | 5-8 | | |
35-38 | Культура Глушковского района. | 4 | 9-12 | | |
39-40 | Великая Отечественная война в истории моего края. | 6 | 13-18 | | |
41-50 | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу). | 6 | 19-24 | | |
51-54 | Участие наших земляков в интернациональных войнах. | 4 | 25-28 | | |
Родная школа. Её история и традиции. /14 ч/ |
55-58 | История Глушковской средней школы. | 4 | 1-4 | | |
59-62 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 4 | 5-8 | | |
63-64 | Директора Глушковской средней школы. | 2 | 9-10 | | |
65-66 | Выпускники школы. | 2 | 11-12 | | |
67- 68 | Подводим итоги работы кружка. | 2 | 13-14 | | |
10