СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы социальной жизни" 6 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа "ОСЖ" составлена для специальных коррекционных школ VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы социальной жизни" 6 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья






«Утверждено»

Директор

__________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2020г.






Рабочая программа


по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

предметная область: «Технология»

класс 6

срок освоения программы: 2020-2021 учебный год











Разработал: учитель Галиуллина Г.М.











Уфа - 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Предметные результаты освоения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Календарно-тематическое планирование















































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка» для 5-11 классов составлена на основе учебного плана утвержденного приказом МО РФ от 10.04.02 №29/2065-п

Преподавание Социально - бытовая ориентировка ведётся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В.  М: ВЛАДОС 2001г.  Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

По школьному учебному плану на уроки по СБО отводится 1 ч. в неделю, 34 часа в год.

В системе предметов «Социально - бытовая ориентировка» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную, социальную и культурную цели:

Расширение социального пространства детей с  умственной отсталостью на основе реализации программы «Социально-бытовая ориентировка».

  • формирование у воспитанников коррекционной школы знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением слуха;

  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  • развитие умений, необходимых детям с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Для достижения поставленных целей изучения Социально - бытовая ориентировка необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

Решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Коррекционно – образовательная: способствовать развитию представлений о магазинах торговли промышленными товарами, их отделами, о специализированных магазинах промышленных товаров и их отделами;

Коррекционно – развивающая: коррекция и развитие логического мышления, внимания, культуры речи, памяти; проводить осмысление уже известных знаний; способствовать выработке умений и навыков по их применению; расширять кругозор.

Коррекционно – воспитательная: воспитание самостоятельности, культуры поведения в общественных местах.


К концу обучения в 6 классе учащиеся должны знать:

  • правила закаливания организма, приёмы обтирания и мытья ног, правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов, о вреде наркотиков и токсических веществ;

  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами, правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;

  • способы выбора доброкачественных продуктов, приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния, способы хранения продуктов и готовой пищи, правила составления рецепта блюда;

  • место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;

  • гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой влажной уборки, правила пользования электропылесосом, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

  • виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов), порядок приобретения билетов и талонов, компостирование талонов;

  • виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы, правила поведения в магазине и общения с работниками магазина, правила покупки товаров, стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров);

  • перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений;

  • способы вызова врача на дом, меры по предупреждению глистных заболеваний, функции основных врачей-специалистов, основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку, о возможном вреде самолечения;  

  • виды детских учреждений и назначение, адрес дома детского творчества, какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Учащиеся должны уметь:

  • закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий, отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость;

  • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки, зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить платье, брюки, рубашки, подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей, гладить их;

  • пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности, приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности, составить рецепт блюда, вымыть, вычистить посуду;

  • рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности, выполнять определённые обязанности в семье;

  • производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи, чистить мебель, соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами;

  • выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направление и зоны;

  • выбрать нужный товар, выяснить срок гарантии на его использование, оплатить, проверить чек и сдачу, хранить чек в течение срока гарантии на товар, вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя;

  • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись посылаемых предметов, упаковать бандероль, посылку в твёрдой упаковке, определить стоимость почтовых отправлений;

  • записаться на приём к врачу, вызвать врача на дом, в экстренных случаях врачей «скорой помощи», приобрести лекарство в аптеке;


  1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально- бытовая ориентировка»


Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету СБО, готовность их применения.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;

  • понимание их значения для здорового образа жизни человека;

  • умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;

  • представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;

  • соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;

  • знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого;

  • знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;

  • знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;

  • представление о статьях семейного бюджета;

  • представление о различных видах средств связи.

  • умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара;

  • умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

  • умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;

  • усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

  • умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;

  • умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет- средствами;

  • знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет;

  • составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально - бытовая ориентировка»



I триместр


1

Личная гигиена

5

2

Одежда и обувь

6


II триместр


3

Семья

1

4

Учреждения и организация

2

5

Средства связи

2

6

Питание

5


III триместр


7

Жилище

4

8

Торговля

2

9

Медицинская помощь

4

10

Культура поведения

3


Итого

34


Личная гигиена

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных ванн, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.

Одежда и обувь

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Семья Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.

Учреждения и организации

Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без неё, школа, УВК (детский сад-школа) – учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение.

Средства связи

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Питание

Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.

Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)

Торговля

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

Медицинская помощь

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.

Культура поведения Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.


4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол. ч.


I триместр


Личная гигиена

5 ч.

1

Правила личной гигиены в течение дня

1

2

Правила закаливания организма для общего состояния здоровья человека.

1

3

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

1

4

Уход за кожей рук, ног, и ногтями

1

5

Практическая работа «Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки».

1


Одежда и обувь

6 ч

6

Мелкий ремонт одежды (подготовительные работы)

1

7

Практическая работа «Пришивание пуговиц, петель, вешалок».

1

8

Пришивание кнопок и крючков

1

9

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

10

Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей

1

11

Утюг. Правила техники безопасности при работе.

1


II триместр



Семья

1 ч.

12

Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения в семье.

1


Учреждения и организация

2 ч.

13

Дошкольные и школьные учреждения. Их назначения.

1

14

Правила поведения в школьных учреждениях.

1


Средства связи

2 ч.

15

Виды писем. Порядок отправки писем различ­ных видов.

1

16

Написание адреса и индекса на конвертах.

1


Питание

5 ч.

17

Гигиена приготовления пищи. Правила безопасной работы на кухне.

1

18

Хранение продуктов и готовой пищи.

Замораживание, размораживание.

1

19

Приготовление пищи. Ужин. Меню ужина

1

20

Приготовление блюд из макаронных изделий.

1


Практическое занятие «Варка макарон»

1


III триместр



Жилище

3 ч.

21

Основные правила организации рабочего места школьника.

1

22

Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).Пылесос.

1

23

Пр.р. «Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним».

1


Торговля

2 ч.

24

Специализированные продовольственные магазины.

2


Медицинская помощь

4 ч.

25

Медицинские учреждения. Их назначение.

1

26

Работники медицинских учреждений.

1

27

Виды медицинской помощи.

Вызов «скорой помощи» и врача на дом.

1

28

Экскурсия в аптеку.

1


Культура поведения

3 ч.

29

Поведение в общественных местах (кино, театре, музее, библиотеке).


30

Поведение при посещении массовых мероприятий.


31

Итоговая контрольная работа.



Итого

34



«Рассмотрено»

на заседании ШМО технологии

Руководитель МО______/Ханафина А.Ф./

«___»_________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ / Богданова Л.В./ «___»___________2020г.