СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Сфера

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса разработана на основе авторской программы Л.Н. СУхоруковой УМК "Сфера". Планирование на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Сфера»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  3. Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения (утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014);

  4. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2);

  5. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1);

  6. Примерная программа по учебному предмету. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.

Состав УМК:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Тетрадь-тренажёр. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.


Особенностью 5 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.


Цель и задачи обучения биологии в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

С учетом подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для освоения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работа с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.


В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  • стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  • тематические проверочные (контрольные работы);

  • проекты;

  • лабораторные и практические работы;

  • самоанализ и самооценка.

Общая характеристика учебного предмета биология отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется 205 ч. (5-9 классы). На обучение предмету биология отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета биология на ступени основного обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета биология. Содержание учебного предмета биология в 5 классе отражено в поурочном планировании.


2. Тематическое планирование


Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Введение



3 ч.

1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни

Проект «Многообразие флоры и фауны Ярославской области»

12 ч.

2. Клеточное строение живых организмов

Проект «Микроскопические методы исследования»

10 ч.

3. Ткани живых организмов


8 ч.

Заключение


1 ч.


Календарно-тематическое планирование


Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии

Формы контроля

ИКТ

Дата

Введение (3 ч.)

1.

Урок 1.

Биология – наука о живых организмах


§ 1 с. 8-9


Разнообразие организмов.

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анато­мия, физиология, экология. Эстетичес­кое, культурно-историческое, практи­ческое значение живых организмов


Стартовая диагностика


05.09.2017

2.

Урок 2.

Условия жизни организмов


§ 2 с.10-11

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — осно­ва жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли.

Природное окружение и здоровье человека


Тест


12.09.2017

3.

Урок 3.

Осенние явления в жизни растений родного края


Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни родного края»


Отчет по проведенным наблюдениям


19.09.2017

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

4.

Урок 1.

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.


§ 3 с.14-15

Отличительные признаки живых организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.



Мультимедийная презентация

26.09.2017

5.

Урок 2.

Деление царств на группы


§ 4 с.16

Многообразие растений, принципы их классификации.

Отделы растений. Многообразие животных (типы, классы хордовых). Типы животных, их характеристика


Тест


03.10.2017

6.

Урок 3.

Среда обитания. Экологичес­кие факторы


§ 5 с.18-19

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среда обитания как совокупность ком­понентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности


Самостоятельная работа

Мультимедийная презентация

10.10.2017

7.

Урок 4.

Вода как среда жизни


§6 с.20-21

Среда – источник веществ, энергии и информации.

Гидросфера. Приспособленность орга­низмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.


Устный опрос


17.10.2017

8.

Урок 5.

Наземно-воздушная среда жизни

§7 с. 22-23

Среда – источник веществ, энергии и информации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружаю­щей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умерен­ной влажности. Устойчивые к недос­татку влаги растения и животные.

Л.р. №1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»


Устный опрос


24.10.2017

9.

Урок 6.

Свет в жизни растений и жи­вотных


§7 с. 23-25

Среда – источник веществ, энергии и информации. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые рас­тения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.


Устный опрос


07.11.2017

10.

Урок 7.

Почва как среда жизни


§ 8 с. 26-27

Влияние экологических факторов на организмы. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в поч­ве. Роль животных в почвообразова­нии. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образова­нии гумуса и плодородии почв.


Устный опрос


14.11.2017

11.

Урок 8.

Организменная среда жизни


§ 9 с. 28-29

Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных видов в экосистеме (паразитизм). Организменная среда жизни. Приспо­собленность растений, животных, грибов к использованию других орга­низмов для постоянного или времен­ного обитания. Паразиты среди расте­ний и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное про­живание организмов


Устный опрос


21.11.2017

12.

Урок 9.

Сообщество живых организмов


§ 10 с.30-31

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Основные растительные сообщества. Роль растений в сообществе. Взаимо­связь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные жи­вотные. Животные - падальщики. Природные сообщества Ярославской области


Самостоятельная работа

Мультимедийная презентация

28.11.2017

13.

Урок 10.

Роль грибов и бактерий


§ 11 с. 32-33


Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу пита­ния. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях


Устный опрос


05.12.2017

14.

Урок 11.

Типы взаимоотношений ор­ганизмов в сообществе


§ 12 с.34-35, подготовка к тесту

Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Отношения хищник-жертва. Отноше­ния паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимо­отношений между организмами для устойчивого и длительного существо­вания сообщества


Защита проекта «Многообразие флоры и фауны Ярославской области»

Мультимедийная презентация

12.12.2017

15.

Урок 12.

Обобщение по теме «Разнообразие живых орга­низмов. Среды жизни».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Тест


19.12.2017

Клеточное строение живых организмов (10 часов)

16.

Урок 1.

Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов


§ 13 с. 38-39

Клеточное строение организмов.

Исто­рия изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) – доказательство родства и единства живой природы




Мультимедийная презентация

26.12.2017

17.

Урок 2.

Устройство увеличительных приборов


§ 14 с.40-41

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроско­пом.


Л.р. №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».



Мультимедийная презентация


18.

Урок 3.

Состав и строение клеток


§ 15 с.42-43

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Органические и минеральные вещест­ва. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.


Л.р. №3 «Состав клеток растений».

Тест



19.

Урок 4.

Строение бактериальной клетки


§16 с. 44-45

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе


Тест

Мультимедийная презентация


20.

Урок 5.

Строение жи­вотной и грибной клеток


§17 с. 46

Клеточное строение организмов.

Общие черты строения ядерных клеток. Строе­ние животной и грибной клеток. Сход­ство и различия ядерных клеток


Тест

Мультимедийная презентация


21.

Урок 6.

Строение растительной клетки. Вирусы


§17 с. 46-47

Клеточное строение организмов. Клетки растений. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами.

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Сход­ство и различия ядерных клеток.

Л.р. №4 «Строение клеток листа элодеи».


Тест

Мультимедийная презентация


22.

Урок 7.

Образование новых клеток


§ 18 с. 48-49

Рост и развитие организмов.

Подготовка клетки к делению. Про­цесс деления. Значение деления кле­ток для роста и развития организма


Устный опрос

Мультимедийная презентация


23.

Урок 8.

Одноклеточные растения, животные и грибы


§ 19 с. 50-51

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Общие признаки одноклеточных орга­низмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточ­ные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.


Л.р. №5 «Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание».


Устный опрос

Мультимедийная презентация


24.

Урок 9.

Колониальные и многоклеточные организмы


§ 20 с. 52-53, с.54

Клеточное строение организмов. Ткани и органы растений. Строение животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Происхождение колониальных и многоклеточных форм.

Особенности организации многоклеточных растений, грибов и животных.


Пр.р. №1 «Строение колонии вольвокса»


Устный опрос



25.

Урок 10.

Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Защита проекта «Микроскопические методы исследования»



Ткани живых организмов (8 часов)

26.

Урок 1.

Покровные ткани растений и животных


§ 21 с. 56, 58-59

Клетки, ткани и органы растений.

Ткани. Значение покровных тка­ней (урок-исследование).


Устный опрос

Мультимедийная презентация


27.

Урок 2.

Строение покровной ткани листа


§ 21 с. 56-57

Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Приготовление микропрепарата кожи­цы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование вы­водов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.

Л.р. №6 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»


Устный опрос

Мультимедийная презентация


28.

Урок 3.

Механические и проводящие ткани растений


§ 22 с. 60-61

Клетки, ткани и органы растений.

Особенности строения клеток механи­ческой ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции


Устный опрос

Мультимедийная презентация


29.

Урок 4.

Основные и образовательные ткани растений


§23 с. 62-63

Клетки, ткани и органы растений.

Фотосинтезирующая ткань, её распо­ложение, строение и значение. Запаса­ющая и образовательная ткани: распо­ложение, особенности строения, функции


Устный опрос

Мультимедийная презентация


30.

Урок 5.

Соединительные ткани животных


§24 с. 64-65

Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Общие признаки соединительных тка­ней животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая со­единительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.

Л.р. №7 «Изучение соединительных тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».


Устный опрос

Мультимедийная презентация


31.

Урок 6.

Мышечная и нервная ткани животных


§ 25 с. 66-67

Клетки, ткани и органы растений.

Строение и функции клеток поперечно­полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её зна­чение в обеспечении целостности орга­низма


Устный опрос

Мультимедийная презентация


32.

Урок 7.

Обобщение по теме «Клеточное строение живых ор­ганизмов. Ткани живых организ­мов»

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых ор­ганизмов» и «Ткани живых организ­мов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа



33.

Урок 8.

Итоговый контроль по курсу «Биология. Живой организм. 5 класс»

Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообщест­вах и средах жизни, деятельности чело­века в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Тест



Заключение (1 ч.)

34.

Урок 1.

Весенние явления в жизни растений родного края. Заключительный урок по курсу

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной.


Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни родного края».

Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества

Промежуточная аттестация




3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • натуральные объекты (микропрепараты клеток растений и животных; коллекции съедобных и ядовитых грибов, морских животных; гербарии лишайников, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений, морских водорослей);

  • приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • модели, аппликации клетки;

  • Биология. Введение в биологию. 5 класс. – мультимедийное электронное пособие, ООО «Дрофа», 2012 г.

  • ТСО: проекционная аппаратура.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

Для ученика:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

Для учителя:

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:

  1. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.

  2. авторская программа: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015..


Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 5 классе отражены в ООП ООО образовательного учреждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!