Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.
Особенностью 5 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Цель и задачи обучения биологии в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Введение (3 ч.) |
1. | Урок 1. Биология – наука о живых организмах § 1 с. 8-9 | Разнообразие организмов. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов | | Стартовая диагностика | | 05.09.2017 |
2. | Урок 2. Условия жизни организмов § 2 с.10-11 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | | Тест | | 12.09.2017 |
3. | Урок 3. Осенние явления в жизни растений родного края | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни родного края» | Отчет по проведенным наблюдениям | | 19.09.2017 |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) |
4. | Урок 1. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. § 3 с.14-15 | Отличительные признаки живых организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | | | Мультимедийная презентация | 26.09.2017 |
5. | Урок 2. Деление царств на группы § 4 с.16 | Многообразие растений, принципы их классификации. Отделы растений. Многообразие животных (типы, классы хордовых). Типы животных, их характеристика | | Тест | | 03.10.2017 |
6. | Урок 3. Среда обитания. Экологические факторы § 5 с.18-19 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности | | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация | 10.10.2017 |
7. | Урок 4. Вода как среда жизни §6 с.20-21 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. | | Устный опрос | | 17.10.2017 |
8. | Урок 5. Наземно-воздушная среда жизни §7 с. 22-23 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. | Л.р. №1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» | Устный опрос | | 24.10.2017 |
9. | Урок 6. Свет в жизни растений и животных §7 с. 23-25 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | | Устный опрос | | 07.11.2017 |
10. | Урок 7. Почва как среда жизни § 8 с. 26-27 | Влияние экологических факторов на организмы. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | | Устный опрос | | 14.11.2017 |
11. | Урок 8. Организменная среда жизни § 9 с. 28-29 | Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных видов в экосистеме (паразитизм). Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов | | Устный опрос | | 21.11.2017 |
12. | Урок 9. Сообщество живых организмов § 10 с.30-31 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Основные растительные сообщества. Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики. Природные сообщества Ярославской области | | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация | 28.11.2017 |
13. | Урок 10. Роль грибов и бактерий § 11 с. 32-33 | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях | | Устный опрос | | 05.12.2017 |
14. | Урок 11. Типы взаимоотношений организмов в сообществе § 12 с.34-35, подготовка к тесту | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества | | Защита проекта «Многообразие флоры и фауны Ярославской области» | Мультимедийная презентация | 12.12.2017 |
15. | Урок 12. Обобщение по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Тест | | 19.12.2017 |
Клеточное строение живых организмов (10 часов) |
16. | Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов § 13 с. 38-39 | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) – доказательство родства и единства живой природы | | | Мультимедийная презентация | 26.12.2017 |
17. | Урок 2. Устройство увеличительных приборов § 14 с.40-41 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. | Л.р. №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | | Мультимедийная презентация | |
18. | Урок 3. Состав и строение клеток § 15 с.42-43 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. | Л.р. №3 «Состав клеток растений». | Тест | | |
19. | Урок 4. Строение бактериальной клетки §16 с. 44-45 | Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе | | Тест | Мультимедийная презентация | |
20. | Урок 5. Строение животной и грибной клеток §17 с. 46 | Клеточное строение организмов. Общие черты строения ядерных клеток. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток | | Тест | Мультимедийная презентация | |
21. | Урок 6. Строение растительной клетки. Вирусы §17 с. 46-47 | Клеточное строение организмов. Клетки растений. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Сходство и различия ядерных клеток. | Л.р. №4 «Строение клеток листа элодеи». | Тест | Мультимедийная презентация | |
22. | Урок 7. Образование новых клеток § 18 с. 48-49 | Рост и развитие организмов. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
23. | Урок 8. Одноклеточные растения, животные и грибы § 19 с. 50-51 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р. №5 «Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание». | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
24. | Урок 9. Колониальные и многоклеточные организмы § 20 с. 52-53, с.54 | Клеточное строение организмов. Ткани и органы растений. Строение животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Происхождение колониальных и многоклеточных форм. Особенности организации многоклеточных растений, грибов и животных. | Пр.р. №1 «Строение колонии вольвокса» | Устный опрос | | |
25. | Урок 10. Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Защита проекта «Микроскопические методы исследования» | | |
Ткани живых организмов (8 часов) |
26. | Урок 1. Покровные ткани растений и животных § 21 с. 56, 58-59 | Клетки, ткани и органы растений. Ткани. Значение покровных тканей (урок-исследование). | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
27. | Урок 2. Строение покровной ткани листа § 21 с. 56-57 | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. | Л.р. №6 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
28. | Урок 3. Механические и проводящие ткани растений § 22 с. 60-61 | Клетки, ткани и органы растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
29. | Урок 4. Основные и образовательные ткани растений §23 с. 62-63 | Клетки, ткани и органы растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
30. | Урок 5. Соединительные ткани животных §24 с. 64-65 | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. | Л.р. №7 «Изучение соединительных тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание». | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
31. | Урок 6. Мышечная и нервная ткани животных § 25 с. 66-67 | Клетки, ткани и органы растений. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
32. | Урок 7. Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | |
33. | Урок 8. Итоговый контроль по курсу «Биология. Живой организм. 5 класс» | Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Тест | | |
Заключение (1 ч.) |
34. | Урок 1. Весенние явления в жизни растений родного края. Заключительный урок по курсу | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. | Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни родного края». Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества | Промежуточная аттестация | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: