Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии «Сфера» по биологии под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, утвержденный приказом директора ОУ от 24.08.2015 № 01-07/113.
Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.
Курс «Биология - 8. Человек. Культура и здоровье» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «биологии». Он является логическим продолжением курса «Биология -7.». В основу построения курса «Биология. Человек. Культура и здоровье. 8 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы.
Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-8 не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологические и гуманитарные знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Введение (2 часа) |
1. | Урок 1. Наука об организме человека. д/з п.1. | Общие сведения об организме человека. Методы изучения организма человека. Науки о строении и функциях организма: анатомия, физиология, цитология, гистология, генетика. | | Стартовая диагностика | | 04.09.2017 |
2. | Урок 2. Культура здоровья — основа полноценной жизни д/з п.2. | Развитие представлений о культуре здоровья. Здоровье — состояние организма. Типы здоровья. Здоровье и культура поведения. Цели и задачи, организация самонаблюдений. | | Устный | | 06.09.2017 |
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (8 часов) |
3. | Урок 1. Клетка — структурная единица организма. д/з п.3. | Химический состав клетки, строение клетки: мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, ядро | | Тест | Мультимедийная презентация | 11.09.2017 |
4. | Урок 2. Соматические и половые клетки. д/з п. 4. | Деление клеток. Набор хромосом соматических и половых клеток. Деление соматических клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 13.09.2017 |
5. | Урок 3. Наследственность и здоровье. д/з п. 5. | Гены и хромосомы. Генотип. Фенотип. Наследование признаков организма. Доминантные и рецессивные признаки. Характер наследования. | | Устный опрос | | 18.09.2017 |
6. | Урок 4. Наследственная и ненаследственная изменчивость. д/з п.6. | Наследственная изменчивость, её виды: мутационная изменчивость, причины мутаций, их биологическое значение; комбинативная изменчивость, её биологическое значение. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Методы изучения изменчивости. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 20.09.2017 |
7. | Урок 5. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование. д/з п.7. | Наследственные заболевания, их причины. Общая характеристика генетических заболеваний. Общая характеристика хромосомных болезней. Наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям. Роль медико-генетического консультирования в диагностике наследственных аномалий. Основные методы исследования. | | Устный опрос | | 25.09.2017 |
8. | Урок 6. Факторы окружающей среды и здоровье. д/з п. 8. | Связь природы и здоровья человека. Среда обитания человека: природная, социальная. Экологические факторы, их классификация. Воздействие абиотических факторов на человека. Биотические, антропогенные факторы, их влияние на здоровье человека. Цели и задачи, организация практической работы. | | Устный опрос | | 27.09.2017 |
9. | Урок 7. Образ жизни и здоровье. д/з п.9. | Здоровье и образ жизни: здоровый, рискованный. Вредные привычки. Главные условия здорового образа жизни. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 02.10.2017 |
10. | Урок 8. Обобщение по теме: «Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | 04.10.2017 |
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов) |
11. | Урок 1. Компоненты организма человека. д/з п. 10 | Ткани организма человека. Основные типы: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Органы и системы органов. Анатомо-физиологические системы человека, их функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей. | | Мультимедийная презентация | 09.10.2017 |
12. | Урок 2. Строение и принципы работы нервной системы. д/з п. 11. | Значение нервной системы в координации деятельности организма. Нейрон, его строение. Нервные волокна. Функции нейрона. Выделение частей нервной системы: по расположению — центральная и периферическая, по функциям — соматическая и вегетативная. Развитие нервной системы в онтогенезе. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 11.10.2017 |
13. | Урок 3. Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. д/з п. 12. | Рефлекс, рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Прямая и обратная связь. Виды рефлексов. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 16.10.2017 |
14. | Урок 4. Внутренняя среда организма — основа его целостности. Кровь. д/з п. 13. | Жидкая внутренняя среда организма, её роль в поддержании гомеостаза. Компоненты внутренней среды организма, их взаимосвязь. Гомеостаз. Состав и функции крови. Эритроциты: строение и функции. | | Устный опрос | | 18.10.2017 |
15. | Урок 5. Форменные элементы крови. Кроветворение. д/з п. 13. | Особенности строения лейкоцитов. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Особенности строения и функции лимфоцитов. Тромбоциты, их функции, механизм свёртывания крови. Функции крови. Кроветворение. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. | Лабораторная работа №2. Сравнение микроскопического строения крови лягушки и человека. | | Мультимедийная презентация | 23.10.2017 |
16. | Урок 6. Иммунитет. д/з п. 14. | Иммунитет, строение и функции иммунной системы. Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Факторы, влияющие на иммунитет. Иммунодефицит человека. ВИЧ. Профилактика заболевания. | | Устный опрос | | 25.10.2017 |
17 | Урок 7. Иммунология и здоровье. д/з п. 15. | Иммунология как наука, вклад учёных в её развитие. Искусственный иммунитет, его виды. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 06.11..2017 |
Опорно-двигательная система и здоровье (7 часов) |
18. | Урок 1. Значение опорно-двигательной системы. д/з п. 16 | Особенности строения и функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Строение и форма костей. Рост костей в длину и ширину. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Практическая работа №1. Химический состав костей. | | Мультимедийная презентация | 08.11.2017 |
19. | Урок 2. Общее строение скелета. Осевой скелет. д/з п. 17 | Осевой скелет человека, его компоненты, особенности строения. Скелет головы. Соединение костей мозгового и лицевого отделов. Позвоночник — основа скелета туловища. Строение позвонка. Отделы позвоночника. | Лабораторная работа №3 Выявление особенностей строения позвоночника. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 13.11.2017 |
20. | Урок 3. Добавочный скелет. Соединение костей. д/з п. 18. | Состав скелета верхней конечности. Строение и функции плечевого пояса, руки. Состав скелета нижней конечности. Строение и функции тазового пояса, ноги. Виды соединения костей. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Практическая работа №2. Строение и функции суставов. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 15.11.2017 |
21. | Урок 4. Мышечная система. Строение и функции мышц. д/з п. 19. | Функции мышечной системы. Строение скелетной мышцы. Группы мышц, их функции. Особенности работы мышечной системы. Утомление мышц. Регуляция деятельности мышц. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Практическая работа №3. Утомление мышц. | Тест | Мультимедийная презентация | 20.11.2017 |
22. | Урок 5. Основные группы скелетных мышц. д/з п. 20. | Особенности скелетных мышц. Мышцы головы и шеи, особенности прикрепления, функции. Мышцы туловища, функции. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 22.11.2017 |
23. | Урок 6. Осанка. Первая помощь при травмах скелета. д/з п. 21. | Осанка. Причины нарушения осанки, гигиенические условия формирования правильной осанки. Плоскостопие, причины появления и меры предупреждения плоскостопия. Растяжение связок. Вывихи и переломы, оказание первой доврачебной помощи. | Лабораторная работа №4 Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 27.11.2017 |
24. | Урок 7. Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система и здоровье». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | 29.11.2017 |
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов) |
25. | Урок 1. Строение сердечно-сосудистой системы. д/з п. 22. | Роль сердечно-сосудистой системы в организме человека. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов, их строение. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 04.12.2017 |
26. | Урок 2. Работа сердца. д/з п.23 | Автоматия сердца. Условия её обеспечения. Сердечный цикл, его фазы. Система коронарных сосудов. Сердечный выброс. Тоны сердца. Электрические явления в сердце. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №5. Подсчет пульса в разных условиях.. | Устный опрос | | 06.12.2017 |
27. | Урок 3. Движение крови по сосудам. д/з п.24 | Движущая сила кровотока. Скорость кровотока. Кровяное давление, значение его измерения. Пульс. Особенности движения крови по венам. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы. | | Устный опрос | Видеофильм | 11.12.2017 |
28. | Урок 4. Регуляция кровообращения. д/з п. 25 | Нервная регуляция кровообращения, общая и местная. Сердечно-сосудистые рефлексы. Иннервация сердца. Гуморальная регуляция. Влияние факторов окружающей среды на сердечно-сосудистую систему | | Устный опрос | | 13.12.2017 |
29. | Урок 5. Первая помощь при обмороках и кровотечениях. д/з п. 26 | Значение первой доврачебной помощи при обмороках и кровотечениях. Обморок, вызывающие его причины. Оказание первой помощи. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях. Цели и задачи, организация практической работы. | Практическая работа №4. Приемы остановки артериального кровотечения. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 18.12.2017 |
30. | Урок 6. Лимфатическая система. д/з п. 27 | Значение и строение лимфатической системы. Особенности строения капилляров и сосудов в связи с выполняемыми функциями. Лимфатические узлы и протоки, их функции в организме человека. | | Тест | Мультимедийная презентация | 20.12.2017 |
31. | Урок 7. Строение и функции органов дыхания. д/з п.28 | Компоненты дыхания, его роль в жизнедеятельности организма. Верхние дыхательные пути, строение и функции. Нижние дыхательные пути, строение и функции. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | 25.12.2017 |
32. | Урок 8. Этапы дыхания. Лёгочные объёмы. д/з п. 29 | Газообмен в лёгких. Механизмы вдоха и выдоха. Лёгочные объёмы дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Общая ёмкость. | Лабораторная работа №6 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. | Устный опрос | | 27.12.2017 |
33. | Урок 9. Регуляция дыхания. д/з п. 30 | Регуляция дыхания, её значение для жизнедеятельности организма. Нервная регуляция, дыхательный центр. Кашель и чихание - защитные дыхательные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
34. | Урок 10. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. д/з п. 31 | Основные источники загрязнения воздуха, последствия его воздействия на организм человека. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. Курение — фактор риска для органов дыхания. Первая доврачебная помощь при нарушениях дыхания. Приёмы искусственного восстановления дыхания. Цели и задачи, организация практической работы. | Практическая работа №5. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
35. | Урок 11. Обобщение по теме: «Кровеносная, лимфатическая и дыхательная системы». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | |
36. | Урок 12. Обмен веществ. Питание. Пищеварение. д/з п. 32 | Обмен веществ — основной признак живых организмов. Особенности обмена веществ. Этапы пищеварения. Пластический, энергетический обмен веществ. Роль белковой пищи в жизнедеятельности организма. Роль ферментов в процессах обмена | | | Мультимедийная презентация | |
37. | Урок 13. Органы пищеварительной системы. д/з п. 33 | Общая характеристика пищеварительной системы. Строение ротовой полости. Особенности строения стенки пищеварительного канала. Компоненты пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительных желёз. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
38. | Урок 14. Пищеварение в полости рта. д/з п. 34 | Вкусовые ощущения, их влияние на пищеварение. Слюнные железы, их значение. Расщепление веществ в ротовой полости. Зубы, их виды, строение, функции. Жевание и глотание. Уход за зубами, гигиена полости рта. Кариес, причины его появления. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Практическая работа №6. Расщепление веществ в ротовой полости. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
39. | Урок 15. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. д/з п. 35. | Строение и функции желудка. Компоненты желудочного сока, их роль в пищеварении. Особенности пищеварения в двенадцатиперстной кишке. Роль поджелудочного сока, желчи в пищеварительном процессе. Некоторые правила гигиены органов пищеварения. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
40. | Урок 16. Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. д/з п. 36. | Особенности строения и функций тонкого кишечника. Ферментативное расщепление, всасывание. Процессы, протекающие в толстом кишечнике. Роль аппендикса в жизнедеятельности человека, опасность его воспаления для организма. Барьерная роль печени в процессах пищеварения и обмена веществ. Значение бактериальной флоры кишечника для здоровья человека. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
41. | Урок 17. Регуляция пищеварения. д/з п. 37 | Методы исследования пищеварительной системы. Сущность и значение работ И.П. Павлова. Нервная, гуморальная регуляция пищеварения. Ощущения, связанные с потребностью в пище. Анатомо-физиологическое обоснование влияния эмоционального состояния на пищеварение. | | Тест | | |
42. | Урок 18. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. д/з п. 38 | Роль белков, жиров, углеводов в обмене веществ. Роль воды и минеральных солей в обмене веществ. Значение сбалансированного питания для жизнедеятельности организма. | | Устный опрос | | |
43. | Урок 19. Витамины и их значение для организма. д/з п. 39. | Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
44. | Урок 20. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. д/з п. 40. | Культура питания, её составляющие. Рациональное питание. Режим питания. Калорийность пищи. Правила питания детей и подростков. Цели и задачи, организация практической работы. | Практическая работа №7. Составление суточного пищевого рациона. | Устный опрос | | |
45. | Урок 21. Пищевые отравления и их предупреждение. д/з п. 41. | Общая характеристика пищевых отравлений. Пищевые отравления немикробной, микробной природы. Острые кишечные отравления. Нарушения пищеварения при глистных заболеваниях. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
46. | Урок 22. Обобщение по теме: «Пищеварительная система. Пищеварение» | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | |
47. | Урок 23. Строение и функции мочевыделительной системы. д/з п. 42 | Общая характеристика выделительной системы. Органы выделительной системы. Органы мочевыделительной системы. Строение почки, нефрона. | | | Мультимедийная презентация | |
48. | Урок 24. Мочеобразование и его регуляция. д/з п. 42. | Общая характеристика процесса мочеобразования. Образование первичной, вторичной мочи. Регуляция мочеобразования. Факторы, влияющие на функцию почек. Правила гигиены органов мочевыделительной системы. | | Устный опрос | | |
49. | Урок 25. Строение и функции кожи. д/з п. 43 | Общая характеристика строения и функций кожи. Наружный слой кожи — эпителий. Строение и функции клеток эпителия, содержание в них меланина. Волосы, ногти, потовые и сальные железы — производные эпителия. Строение и функции дермы. Подкожная клетчатка, особенности строения, значение. | | Тест | Мультимедийная презентация | |
50. | Урок 26. Культура ухода за кожей. Болезни кожи. д/з п. 44. | Гигиенические правила ухода за кожей, ногтями и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Основные кожные заболевания и их причины. | | Устный опрос | | |
51. | Урок 27. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание. д/з п.45 | Понятие терморегуляции. Механизм работы рецепторов холода и тепла. Закаливание организма. Основные принципы закаливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Приёмы первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
52. | Урок 28. Обобщение по теме: «Мочевыделительная система. Строение кожи» | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | |
Репродуктивная система и здоровье (3 часа) |
53. | Урок 1. Строение и функции репродуктивной системы. д/з п. 46. | Значение репродуктивной системы человека. Строение репродуктивной системы: женская половая система, мужская половая система. Оплодотворение. Эмбриональное развитие. Физиологические процессы репродуктивного периода: менструации и поллюции. | | | Видеофильм | |
54. | Урок 2. Внутриутробное развитие и рождение ребёнка. д/з п. 47 | Основные периоды внутриутробного развития человека: зародышевый период, плацентарный период. Рождение ребёнка. Основные правила гигиены и питания беременной, кормящей матери. Важность грудного вскармливания. | | | | |
55. | Урок 3. Репродуктивное здоровье. д/з п. 48. | Репродуктивное здоровье — важнейший компонент здоровья человека. Ранняя беременность и роды у несовершеннолетних. Влияние образа жизни беременной женщины на развитие плода. Тендерные роли. Культура взаимоотношений между представителями разных полов. Венерические заболевания — болезни поведения. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём. | | Самостоятельная работа | | |
Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч) |
56. | Урок 1. Центральная нервная система. Спинной мозг. д/з п.49 | Общая характеристика центральной нервной системы. Спинной мозг, особенности строения, функции. Спинномозговые нервы. Последствия нарушения функций спинного мозга при различных травмах. | | | Мультимедийная презентация | |
57. | Урок 2. Головной мозг: задний и средний мозг. д/з п. 50. | Отделы головного мозга. Продолговатый мозг — продолжение спинного мозга; его строение и функции. Задний мозг: мост, мозжечок; строение и функции. Функции черепно-мозговых нервов. Особенности строения и значение среднего мозга. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
58. | Урок 3. Промежуточный мозг. Конечный мозг. д/з п. 51 | Промежуточный мозг, его строение и функции. Особенности строения конечного мозга. Зоны коры головного мозга, их функции. Общий план строения головного мозга. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №7. Строение головного мозга человека. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
59. | Урок 4. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. д/з п. 52 | Отделы нервной системы человека. Особенности функций соматического отдела. Характерные функции вегетативного отдела. Части вегетативной нервной системы — симпатическая и парасимпатическая. Взаимосвязь отделов нервной системы. | | Тест | Мультимедийная презентация | |
60. | Урок 5. Эндокринная система. Гуморальная регуляция. д/з п.53 | Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней секреции, их функции. Железы смешанной секреции. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
61. | Урок 6. Строение и функции желёз внутренней секреции. д/з п. 54 | Гормоны, их значение. Гипофиз — регулятор функций организма. Щитовидная и околощитовидная железы. Гормоны щитовидной железы. Надпочечники, влияние вырабатываемых ими гормонов на процессы жизнедеятельности организма. Эпифиз, его роль в организме. Тимус, его функции. Эндокринная часть половых желёз, их гормоны. Гуморальная регуляция — важнейшее звено в регуляции деятельности всего организма. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
62. | Урок 7. Обобщение по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье» | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | |
Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 часов) |
63. | Урок 1. Органы чувств. Анализаторы. д/з п. 55 | Органы чувств. Ощущение и восприятие. Анализаторы, или сенсорные системы. Механизм работы. Отделы анализатора, их взаимосвязь. Исследования И.П. Павлова. Компенсация анализаторов. | | | Мультимедийная презентация | |
64. | Урок 2. Зрительный анализатор. д/з п. 56 | Орган зрения, его значение. Строение органа зрения. Функции зрительного анализатора. Оптика глаза. Зрительные пути. | Лабораторная работа №8 Изучение строения и работы органов зрения. | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
65. | Урок 3. Слуховой и вестибулярный анализаторы. д/з п. 57 | Значение органа слуха. Его строение. Механизм работы слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, строение, значение. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
66. | Урок 4. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. д/з п. 58 | Вкусовая чувствительность. Механизм работы вкусового анализатора. Обоняние. Работа обонятельного анализатора. Действие двигательного анализатора. Взаимосвязь анализаторов. | | Устный опрос | | |
67. | Урок 5. Гигиена органов чувств. д/з п. 59 | Нарушения зрения и их предупреждение. Травмы глаз. Первая помощь. Гигиена органа слуха. Основные правила гигиены других органов чувств. | | Тест | | |
68. | Урок 6. Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса | Итоговый контроль. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3. Обобщение и систематизация знаний по разделу биологии 8 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: тетрадь-экзаменатор | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.