СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс УМК "Сфера"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа построениа на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой УМК "СФера". Планирование на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс УМК "Сфера"»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №18970;

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения (далее ООП ООО) утверждена протоколом педагогического совета № 4 от 27.05.2014;

  4. Учебного плана школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2;

  5. Календарного учебного графика работы школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1;

  6. Примерной программой по учебному предмету биология 5-9 классы.- М.; Просвещение, 2011.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии «Сфера» по биологии под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, утвержденный приказом директора ОУ от 24.08.2015 № 01-07/113.

Состав УМК:

  1. Биология. Человек. Культура и здоровье. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко- М.: Просвещение, 2017.

  2. Биология. Человек. Культура и здоровье. 8 класс Тетрадь-тренажер.: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2017.

  3. Методические рекомендации к учебнику «Биология. Человек. Культура и здоровье. 8 класс /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2017.

Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.

Курс «Биология - 8. Человек. Культура и здоровье» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «биологии». Он является логическим продолжением курса «Биология -7.». В основу построения курса «Биология. Человек. Культура и здоровье. 8 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы.

Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-8 не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологические и гуманитарные знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

  • овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическим оборудованием, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;

  • развитие: познавательных интересов интеллектуальных и творчесих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  1. стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  2. тематические проверочные (контрольные работы);

  3. проекты;

  4. лабораторные и практические работы;

  5. самоанализ и самооценка.

Общая характеристика предмета «биология» отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется 205 часов, а в 8 классе – 68 (по 2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании. Особенностью 8 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.

Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

  1. Гены и хромосомы.

  2. Генотип. Фенотип.

  3. Наследование признаков организма. Доминантные и рецессивные признаки.

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности

  1. Компоненты внутренней среды организма, их взаимосвязь. Гомеостаз.

2. Тематическое планирование

Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Введение


2 часа

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

Проект «Мое семейное древо»

8 часов

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности


7 часов

Опорно-двигательная система и здоровье


7 часов

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

Проект «Мы за здоровый образ жизни»

28 часов

Репродуктивная система и здоровье


3 часа

Система регуляции жизнедеятельности и здоровье


7 часов

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы


6 часов


Календарно-тематическое планирование

Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии


Формы контроля

ИКТ

Дата

Введение (2 часа)

1.

Урок 1. Наука об организме человека.

д/з п.1.

Общие сведения об организме человека. Методы изучения организма человека. Науки о строении и функциях организма: анатомия, физиология, цитология, гистология, генетика.


Стартовая диагностика


04.09.2017

2.

Урок 2. Культура здоровья — основа полноценной жизни

д/з п.2.

Развитие представлений о культуре здоровья. Здоровье — состояние орга­низма. Типы здоровья. Здоровье и культура поведения. Цели и задачи, ор­ганизация самонаблюдений.



Устный


06.09.2017

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (8 часов)

3.

Урок 1. Клетка — структурная единица организма.

д/з п.3.

Химический состав клетки, строение клетки: мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, ядро


Тест

Мультимедийная презентация

11.09.2017

4.

Урок 2. Соматические и половые клетки.

д/з п. 4.

Деление клеток. Набор хромосом соматических и половых клеток. Деле­ние соматических клеток. Митоз. Об­разование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

13.09.2017

5.

Урок 3. Наследственность и здоровье.

д/з п. 5.

Гены и хромосомы. Генотип. Фенотип. Наследование признаков организма. Доминантные и рецессивные признаки. Характер наследования.


Устный опрос


18.09.2017

6.

Урок 4. Наследственная и ненаслед­ственная изменчивость.

д/з п.6.


Наследственная изменчивость, её виды: мутационная изменчивость, причины мутаций, их биологическое значение; комбинативная изменчивость, её биоло­гическое значение. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Методы изучения изменчивости.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

20.09.2017

7.

Урок 5. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

д/з п.7.


Наследственные заболевания, их причины. Общая характеристика генетических заболеваний. Общая характе­ристика хромосомных болезней. Наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям. Роль медико-генетического консультирования в диагностике наследственных аномалий. Основные методы исследования.



Устный опрос


25.09.2017

8.

Урок 6. Факторы окружающей среды и здоровье.

д/з п. 8.

Связь природы и здоровья человека. Среда обитания человека: природная, социальная. Экологические факторы, их классификация. Воздействие абиотических факторов на человека. Биотические, антропогенные факторы, их влияние на здоровье человека. Цели и задачи, организация практи­ческой работы.



Устный опрос


27.09.2017

9.

Урок 7. Образ жизни и здоровье.

д/з п.9.

Здоровье и образ жизни: здоровый, рис­кованный. Вредные привычки. Глав­ные условия здорового образа жизни.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

02.10.2017

10.

Урок 8. Обобщение по теме: «Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа


04.10.2017

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов)

11.

Урок 1. Компоненты организма че­ловека.

д/з п. 10

Ткани организма человека. Основные типы: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Органы и сис­темы органов. Анатомо-физиологические системы человека, их функции. Цели и задачи, организация лабора­торной работы.


Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей.


Мультимедийная презентация

09.10.2017

12.

Урок 2. Строение и принципы рабо­ты нервной системы.

д/з п. 11.


Значение нервной системы в координации деятельности организма. Ней­рон, его строение. Нервные волокна. Функции нейрона. Выделение частей нервной системы: по расположению — центральная и периферическая, по функциям — соматическая и вегета­тивная. Развитие нервной системы в онтогенезе.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

11.10.2017

13.

Урок 3. Основные механизмы нерв­ной регуляции. Гуморальная регуля­ция.

д/з п. 12.



Рефлекс, рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Прямая и об­ратная связь. Виды рефлексов. Гумо­ральная регуляция жизнедеятельности организма.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

16.10.2017

14.

Урок 4. Внутренняя среда организ­ма — основа его целостности. Кровь.

д/з п. 13.



Жидкая внутренняя среда организма, её роль в поддержании гомеостаза. Компоненты внутренней среды организма, их взаимосвязь. Гомеостаз. Состав и функции крови. Эритроциты: строение и функции.



Устный опрос


18.10.2017

15.

Урок 5. Форменные элементы крови. Кроветворение.

д/з п. 13.



Особенности строения лейкоцитов. От­крытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Особенности строения и функции лим­фоцитов. Тромбоциты, их функции, ме­ханизм свёртывания крови. Функции крови. Кроветворение. Цели и задачи, организация лабораторной и практичес­кой работ.


Лабораторная работа №2. Сравнение микроскопического строения крови лягушки и человека.



Мультимедийная презентация

23.10.2017

16.

Урок 6. Иммунитет.

д/з п. 14.



Иммунитет, строение и функции иммунной системы. Клеточный и гумо­ральный механизмы иммунитета. Факторы, влияющие на иммунитет. Иммунодефицит человека. ВИЧ. Профилактика заболевания.



Устный опрос


25.10.2017

17

Урок 7. Иммунология и здоровье.

д/з п. 15.



Иммунология как наука, вклад учёных в её развитие. Искусственный иммуни­тет, его виды. Переливание крови. Груп­пы крови. Резус-фактор.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

06.11..2017

Опорно-двигательная система и здоровье (7 часов)

18.

Урок 1. Значение опорно-двигательной системы.

д/з п. 16

Особенности строения и функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Строение и фор­ма костей. Рост костей в длину и ши­рину. Цели и задачи, организация лабораторной работы.


Практическая работа №1. Химический состав костей.



Мультимедийная презентация

08.11.2017

19.

Урок 2. Общее строение скелета. Осевой скелет.

д/з п. 17


Осевой скелет человека, его компоненты, особенности строения. Скелет головы. Соединение костей мозгового и лицевого отделов. Позвоночник — основа скелета туловища. Строение позвонка. Отделы позвоночника.


Лабораторная работа №3 Выявление особенностей строения позвоночника.

Устный опрос

Мультимедийная презентация

13.11.2017

20.

Урок 3. Добавочный скелет. Соеди­нение костей.

д/з п. 18.


Состав скелета верхней конечности. Строение и функции плечевого пояса, руки. Состав скелета нижней конечности. Строение и функции тазового пояса, ноги. Виды соединения костей. Цели и задачи, организация лабора­торной работы.


Практическая работа №2. Строение и функции суставов.


Устный опрос

Мультимедийная презентация

15.11.2017

21.

Урок 4. Мышечная система. Строе­ние и функции мышц.

д/з п. 19.


Функции мышечной системы. Строение скелетной мышцы. Группы мышц, их функции. Особенности работы мы­шечной системы. Утомление мышц. Регуляция деятельности мышц. Цели и задачи, организация лабораторной работы.


Практическая работа №3. Утомление мышц.


Тест

Мультимедийная презентация

20.11.2017

22.

Урок 5. Основные группы скелетных мышц.

д/з п. 20.


Особенности скелетных мышц. Мышцы головы и шеи, особенности прикрепления, функции. Мышцы тулови­ща, функции.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

22.11.2017

23.

Урок 6. Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

д/з п. 21.

Осанка. Причины нарушения осанки, гигиенические условия формирования правильной осанки. Плоскостопие, при­чины появления и меры предупрежде­ния плоскостопия. Растяжение связок. Вывихи и переломы, оказание первой доврачебной помощи.

Лабораторная работа №4 Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.

Устный опрос

Мультимедийная презентация

27.11.2017

24.

Урок 7. Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система и здоровье».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



29.11.2017

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов)

25.

Урок 1. Строение сердечно-сосудистой системы.

д/з п. 22.


Роль сердечно-сосудистой системы в ор­ганизме человека. Строение сердца. Ви­ды кровеносных сосудов, их строение. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

04.12.2017

26.

Урок 2. Работа сердца.

д/з п.23

Автоматия сердца. Условия её обеспе­чения. Сердечный цикл, его фазы. Система коронарных сосудов. Сердеч­ный выброс. Тоны сердца. Электри­ческие явления в сердце. Цели и за­дачи, организация лабораторной работы.


Лабораторная работа №5. Подсчет пульса в разных условиях..



Устный опрос


06.12.2017

27.

Урок 3. Движение крови по сосудам.

д/з п.24

Движущая сила кровотока. Скорость кровотока. Кровяное давление, значение его измерения. Пульс. Особенности движения крови по венам. Профилак­тика заболеваний сердечно-сосудистой системы.



Устный опрос

Видеофильм

11.12.2017

28.

Урок 4. Регуляция кровообращения.

д/з п. 25

Нервная регуляция кровообращения, общая и местная. Сердечно-сосудистые рефлексы. Иннервация сердца. Гумо­ральная регуляция. Влияние факторов окружающей среды на сердечно-сосудистую систему


Устный опрос


13.12.2017

29.

Урок 5. Первая помощь при обморо­ках и кровотечениях.

д/з п. 26


Значение первой доврачебной помо­щи при обмороках и кровотечениях. Обморок, вызывающие его причины. Оказание первой помощи. Виды кро­вотечений. Признаки артериального, венозного кровотечений. Доврачеб­ная помощь при кровотечениях. Це­ли и задачи, организация практичес­кой работы.


Практическая работа №4. Приемы остановки артериального кровотечения.


Устный опрос

Мультимедийная презентация

18.12.2017

30.

Урок 6. Лимфатическая система.

д/з п. 27


Значение и строение лимфатической системы. Особенности строения капил­ляров и сосудов в связи с выполняемыми функциями. Лимфатические узлы и протоки, их функции в организме человека.



Тест

Мультимедийная презентация

20.12.2017

31.

Урок 7. Строение и функции органов дыхания.

д/з п.28


Компоненты дыхания, его роль в жизнедеятельности организма. Верхние ды­хательные пути, строение и функции. Нижние дыхательные пути, строение и функции.



Устный опрос

Мультимедийная презентация

25.12.2017

32.

Урок 8. Этапы дыхания. Лёгочные объёмы.

д/з п. 29


Газообмен в лёгких. Механизмы вдоха и выдоха. Лёгочные объёмы дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измере­ние. Общая ёмкость.


Лабораторная работа №6 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

Устный опрос

27.12.2017

33.

Урок 9. Регуляция дыхания.

д/з п. 30


Регуляция дыхания, её значение для жизнедеятельности организма. Нервная регуляция, дыхательный центр. Кашель и чихание - защитные дыха­тельные рефлексы. Гуморальная регу­ляция дыхания. Цели и задачи, орга­низация лабораторной работы.




Устный опрос

Мультимедийная презентация


34.

Урок 10. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях ды­хания.

д/з п. 31


Основные источники загрязнения воздуха, последствия его воздействия на организм человека. Заболевания дыхательной системы, их профилакти­ка. Курение — фактор риска для органов дыхания. Первая доврачебная помощь при нарушениях дыхания. Приёмы искусственного восстановле­ния дыхания. Цели и задачи, органи­зация практической работы.


Практическая работа №5. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


35.

Урок 11. Обобщение по теме: «Кровеносная, лимфатичес­кая и дыхательная системы».


Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа



36.

Урок 12. Обмен веществ. Питание. Пи­щеварение.

д/з п. 32


Обмен веществ — основной признак живых организмов. Особенности обме­на веществ. Этапы пищеварения. Плас­тический, энергетический обмен ве­ществ. Роль белковой пищи в жизнедеятельности организма. Роль ферментов в процессах обмена



Мультимедийная презентация


37.

Урок 13. Органы пищеварительной системы.

д/з п. 33


Общая характеристика пищеварительной системы. Строение ротовой полос­ти. Особенности строения стенки пище­варительного канала. Компоненты пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительных желёз.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


38.

Урок 14. Пищеварение в полости рта.

д/з п. 34

Вкусовые ощущения, их влияние на пищеварение. Слюнные железы, их значение. Расщепление веществ в ротовой полости. Зубы, их виды, строе­ние, функции. Жевание и глотание. Уход за зубами, гигиена полости рта. Кариес, причины его появления. Це­ли и задачи, организация лаборатор­ной работы.


Практическая работа №6. Расщепление веществ в ротовой полости.


Устный опрос

Мультимедийная презентация


39.

Урок 15. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

д/з п. 35.


Строение и функции желудка. Компоненты желудочного сока, их роль в пищеварении. Особенности пищеваре­ния в двенадцатиперстной кишке. Роль поджелудочного сока, желчи в пищеварительном процессе. Некото­рые правила гигиены органов пище­варения.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


40.

Урок 16. Пищеварение в тонкой и толс­той кишке. Барьерная роль печени.

д/з п. 36.


Особенности строения и функций тонко­го кишечника. Ферментативное расщеп­ление, всасывание. Процессы, протека­ющие в толстом кишечнике. Роль аппендикса в жизнедеятельности чело­века, опасность его воспаления для ор­ганизма. Барьерная роль печени в про­цессах пищеварения и обмена веществ. Значение бактериальной флоры кишечника для здоровья человека.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


41.

Урок 17. Регуляция пищеварения.

д/з п. 37


Методы исследования пищеварительной системы. Сущность и значение работ И.П. Павлова. Нервная, гумо­ральная регуляция пищеварения. Ощущения, связанные с потребностью в пище. Анатомо-физиологическое обоснование влияния эмоционального состояния на пищеварение.



Тест



42.

Урок 18. Белковый, жировой, угле­водный, солевой и водный обмены ве­ществ.

д/з п. 38


Роль белков, жиров, углеводов в обмене веществ. Роль воды и минераль­ных солей в обмене веществ. Значе­ние сбалансированного питания для жизнедеятельности организма.



Устный опрос



43.

Урок 19. Витамины и их значение для организма.

д/з п. 39.


Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гипови­таминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


44.

Урок 20. Культура питания. Особен­ности питания детей и подростков.

д/з п. 40.


Культура питания, её составляющие. Рациональное питание. Режим питания. Калорийность пищи. Правила питания детей и подростков. Цели и задачи, организация практической работы.


Практическая работа №7. Составление суточного пищевого рациона.


Устный опрос



45.

Урок 21. Пищевые отравления и их предупреждение.

д/з п. 41.


Общая характеристика пищевых отрав­лений. Пищевые отравления немикроб­ной, микробной природы. Острые ки­шечные отравления. Нарушения пищеварения при глистных заболева­ниях. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.


Устный опрос

Мультимедийная презентация


46.

Урок 22. Обобщение по теме: «Пищеварительная система. Пи­щеварение»

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа



47.

Урок 23. Строение и функции мочевыделительной системы.

д/з п. 42

Общая характеристика выделительной системы. Органы выделительной систе­мы. Органы мочевыделительной систе­мы. Строение почки, нефрона.




Мультимедийная презентация


48.

Урок 24. Мочеобразование и его регу­ляция.

д/з п. 42.

Общая характеристика процесса мочеобразования. Образование первичной, вторичной мочи. Регуляция мочеобразования. Факторы, влияющие на функ­цию почек. Правила гигиены органов мочевыделительной системы.



Устный опрос



49.

Урок 25. Строение и функции кожи.

д/з п. 43

Общая характеристика строения и функций кожи. Наружный слой ко­жи — эпителий. Строение и функции клеток эпителия, содержание в них меланина. Волосы, ногти, потовые и сальные железы — производные эпите­лия. Строение и функции дермы. Под­кожная клетчатка, особенности строе­ния, значение.



Тест

Мультимедийная презентация


50.

Урок 26. Культура ухода за кожей. Бо­лезни кожи.

д/з п. 44.


Гигиенические правила ухода за кожей, ногтями и волосами. Гигиеничес­кие требования к одежде и обуви. Ос­новные кожные заболевания и их причины.



Устный опрос



51.

Урок 27. Роль кожи в регуляции тем­пературы тела. Закаливание.

д/з п.45

Понятие терморегуляции. Механизм работы рецепторов холода и тепла. За­каливание организма. Основные прин­ципы закаливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Приёмы первой помощи при тепловом и солнеч­ном ударе.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


52.

Урок 28. Обобщение по теме: «Мочевыделительная система. Строение кожи»

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Репродуктивная система и здоровье (3 часа)

53.

Урок 1. Строение и функции репро­дуктивной системы.

д/з п. 46.

Значение репродуктивной системы че­ловека. Строение репродуктивной сис­темы: женская половая система, мужс­кая половая система. Оплодотворение. Эмбриональное развитие. Физиологи­ческие процессы репродуктивного пе­риода: менструации и поллюции.




Видеофильм


54.

Урок 2. Внутриутробное развитие и рождение ребёнка.

д/з п. 47

Основные периоды внутриутробного развития человека: зародышевый пери­од, плацентарный период. Рождение ребёнка. Основные правила гигиены и питания беременной, кормящей мате­ри. Важность грудного вскармливания.






55.

Урок 3. Репродуктивное здоровье.

д/з п. 48.

Репродуктивное здоровье — важнейший компонент здоровья человека. Ранняя беременность и роды у несовершеннолетних. Влияние образа жизни бере­менной женщины на развитие плода. Тендерные роли. Культура взаимоотно­шений между представителями разных полов. Венерические заболевания — бо­лезни поведения. Профилактика заболе­ваний, передающихся половым путём.



Самостоятельная работа



Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч)

56.

Урок 1. Центральная нервная систе­ма. Спинной мозг.

д/з п.49

Общая характерис­тика центральной нервной системы. Спинной мозг, особенности строения, функции. Спинномозговые нервы. Пос­ледствия нарушения функций спинного мозга при различных травмах.




Мультимедийная презентация


57.

Урок 2. Головной мозг: задний и средний мозг.

д/з п. 50.

Отделы головного мозга. Продолговатый мозг — продолжение спинного мозга; его строение и функции. Зад­ний мозг: мост, мозжечок; строение и функции. Функции черепно-мозговых нервов. Особенности строения и зна­чение среднего мозга.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


58.

Урок 3. Промежуточный мозг. Конеч­ный мозг.

д/з п. 51


Промежуточный мозг, его строение и функции. Особенности строения конеч­ного мозга. Зоны коры головного моз­га, их функции. Общий план строения головного мозга. Цели и задачи, орга­низация лабораторной работы.


Лабораторная работа №7. Строение головного мозга человека.

Устный опрос

Мультимедийная презентация


59.

Урок 4. Соматический и вегетатив­ный отделы нервной системы.

д/з п. 52



Отделы нервной системы человека. Особенности функций соматического отдела. Характерные функции вегетативного отдела. Части вегетативной нервной системы — симпатическая и парасимпатическая. Взаимосвязь от­делов нервной системы.



Тест

Мультимедийная презентация


60.

Урок 5. Эндокринная система. Гумо­ральная регуляция.

д/з п.53


Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней секреции, их функции. Железы смешанной секреции. Гуморальная и нейрогумо­ральная регуляция.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


61.

Урок 6. Строение и функции желёз внутренней секреции.

д/з п. 54


Гормоны, их значение. Гипофиз — регулятор функций организма. Щитовидная и околощитовидная железы. Гормоны щитовидной железы. Надпо­чечники, влияние вырабатываемых ими гормонов на процессы жизнедея­тельности организма. Эпифиз, его роль в организме. Тимус, его функции. Эндокринная часть половых желёз, их гормоны. Гуморальная регуляция — важнейшее звено в регуляции деятель­ности всего организма.



Устный опрос

Мультимедийная презентация


62.

Урок 7. Обобщение по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье»

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа



Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 часов)

63.

Урок 1. Органы чувств. Анализаторы.

д/з п. 55


Органы чувств. Ощущение и восприятие. Анализаторы, или сенсорные системы. Механизм работы. Отделы анализатора, их взаимосвязь. Исследования И.П. Павлова. Компенсация анализаторов.



Мультимедийная презентация


64.

Урок 2. Зрительный анализатор.

д/з п. 56

Орган зрения, его значение. Строение органа зрения. Функции зрительного анализатора. Оптика глаза. Зрительные пути.

Лабораторная работа №8 Изучение строения и работы органов зрения.

Устный опрос

Мультимедийная презентация


65.

Урок 3. Слуховой и вестибулярный анализаторы.

д/з п. 57


Значение органа слуха. Его строение. Механизм работы слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, строе­ние, значение.


Устный опрос

Мультимедийная презентация


66.

Урок 4. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.

д/з п. 58



Вкусовая чувствительность. Механизм работы вкусового анализатора. Обоня­ние. Работа обонятельного анализатора. Действие двигательного анализатора. Взаимосвязь анализаторов.


Устный опрос


67.

Урок 5. Гигиена органов чувств.

д/з п. 59


Нарушения зрения и их предупреждение. Травмы глаз. Первая помощь. Гигиена органа слуха. Основные пра­вила гигиены других органов чувств.



Тест



68.

Урок 6. Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса

Итоговый контроль. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3.

Обобщение и систематизация знаний по разделу биологии 8 класса. Выяв­ление уровня сформированности ос­новных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: тетрадь-экзаменатор





3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • натуральные объекты (микропрепараты клеток растений и животных; коллекции съедобных и ядовитых грибов, морских животных; гербарии лишайников, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений, морских водорослей);

  • приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • модели, аппликации клетки;

  • Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. – мультимедийное электронное пособие, ООО «Дрофа», 2017 г.

  • ТСО: проекционная аппаратура.

  1. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко- М.: Просвещение, 2017.

  2. Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь-тренажер. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2017.

  3. Электронное приложение «Биология – 8 класс. Разнообразие живых организмов /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2017.

  4. Методические рекомендации к учебнику «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2016.

Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 8 классе отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!