СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК "Сфера"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой УМК "Сфера".Планирование расчитано на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс УМК "Сфера"»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №18970;

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения (далее ООП ООО) утверждена протоколом педагогического совета № 4 от 27.05.2014;

  4. Учебного плана школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2;

  5. Календарного учебного графика работы школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1;

  6. Примерной программой по учебному предмету биология 5-9 классы.- М.; Просвещение, 2011.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии «Сфера» по биологии под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, утвержденный приказом директора ОУ от 24.08.2015 № 01-07/113.

Состав УМК:

  1. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко- М.: Просвещение, 2018.

  2. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс Тетрадь-тренажер.: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко- М.: Просвещение, 2018.

  3. Методические рекомендации к учебнику «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, - М.: Просвещение, 2018.

Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.

Курс «Биология - Живые системы и экосистемы. 9 класс» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «биологии». Он является логическим продолжением курса «Биология -8.». В основу построения курса «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы.

Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-9 генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологические и гуманитарные знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

  • овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическим оборудованием, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;

  • развитие: познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  1. стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  2. тематические проверочные (контрольные работы);

  3. проекты;

  4. лабораторные и практические работы;

  5. самоанализ и самооценка.

Общая характеристика предмета «биология» отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется 205 часов, а в 9 классе – 68 (по 2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета в 9 классе отражено в календарно-тематическом планировании. Особенностью 9 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.

2. Тематическое планирование


Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Введение


2 часа

Организм

Проект 3 «Влияние освещения на морфологию колеуса», проект 4 «Действие экологического фактора», проект 5 «Превращение наземной формы традесканции в водную»

19 ч

Вид. Популяция. Эволюция видов


25 ч

Биоценоз. Экосистема


14 ч

Биосфера

Проект 6 «Актуальные экологические проблемы региона»

8 ч

Итого


68 ч.


Календарно-тематическое планирование

Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии


Формы контроля

ИКТ

Дата

Введение (2 часа)

1

1. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать

Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы.




03.09.2018

2

2. Методы биологического познания

Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.




05.09.2018

Организм (19 ч)

3

1. Организм — целостная саморегулирующаяся система

Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей —основа поведения организма.



Мультимедийная презентация

10.09.2018

4

2. Размножение и развитие организмов

Способность к размножению и индивидуальному развитию — свойство организма как биосистемы. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения. Оплодотворение. Эмбриональное развитие животных. Особенности постэмбрионального развития.



Мультимедийная презентация

12.09.2018

5

3. Способы размножения растений оранжереи

Цели и задачи, организация экскурсии в оранжерею, правила поведения.




17.09.2018

6

4. Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека

Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание.



Мультимедийная презентация

19.09.2018

7

5. Возрастные периоды развития детей

Внутриутробный и внеутробный периоды (новорождённости, грудного возраста, раннего детского возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста). Возрастные периоды развития детей.




24.09.2018

8

6. Наследственность и изменчивость — свойства организма

Наследственность и изменчивость — общие свойства организмов. Наследственная информация, её носители. Виды изменчивости. Генетическая символика.




26.09.2018

9

7. Основные законы наследования признаков

Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков.



Мультимедийная презентация

01.10.2018

10

8. Основные законы наследования признаков

Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленное с полом.




03.10.2018

11

9. Решение генетических задач

Систематизация знаний учащихся о закономерностях наследственности. Закрепление знаний о генах и хромосомах — материальных носителях наследственности. Применение законов генетики при решении задач.




08.10.2018

12

10. Закономерности наследственной изменчивости

Комбинативная изменчивость, её источники. Мутационная изменчивость. Мутации, их виды. Искусственное получение мутаций.




10.10.2018

13

11. Контрольно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний о половом и бесполом размножении, основных закономерностях наследственности, изменчивости. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.




15.10.2018

14

12. Экологические факторы и их действие на организм

Понятия: внешняя среда, экологические факторы. Классификация экологических факторов. Действие экологических факторов на организм. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор. Практическое значение знаний о закономерностях действия факторов. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 1 «Оценка температурного режима учебных помещений»,




17.10.2018

15

13. Адаптация организмов к условиям среды

Приспособленность организмов к условиям внешней среды — адаптация, её типы. Примеры пассивной и активной приспособленности организмов к действию факторов внешней среды.




22.10.2018

16

14. Влияние природных факторов на организм человека

Возникновение рас и географических групп людей. Характерные черты людей разных рас, приспособительное значение внешних различий. Географические группы людей, их отличительные признаки.




24.10.2018

17

15. Ритмичная деятельность организма

Влияние суточных ритмов на процессы жизнедеятельности человека. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Влияние сезонных изменений на процессы, протекающие в организме человека.




29.10.2018

18

16. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна

Сон. Фазы сна. Особенности процессов, протекающих в фазы медленного и быстрого сна. Причины сна. Значение сна для жизнедеятельности организма человека. Гигиенические требования к продолжительности и условиям сна детей и взрослых.




31.10.2018

19

17. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс

Экстремальные факторы. Стресс, причины его возникновения. Виды стресса: полезный стресс, дистресс (вредный стресс). Стадии дистресса. Исследования Г. Селье. Профилактика стресса. Метод релаксации.




12.11.2018

20

18. Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека

Курение, воздействие компонентов табака на организм человека. Влияние алкоголя на органы и системы органов человека. Наркотики, последствия их применения. Здоровый образ жизни — главное условие полноценного развития человека.




14.11.2018

21

19. Контрольно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний обэкологических факторах, их воздействии на организм. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.




19.11.2018

Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)

22

1. Вид и его критерии

Вид, критерии вида. Человек разумный — биосоциальный вид. Видовые критерии. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 2 «Изучение критериев вида»


Мультимедийная презентация

21.11.2018

23

2. Популяционная структура вида

Популяция — структурная единица вида, надорганизменная живая система. Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчивого существования.



Мультимедийная презентация

26.11.2018

24

3. Динамика численности популяций

Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность и плотность популяции. Динамика численности популяции. Популяционные циклы. Популяционные взрывы.



Мультимедийная презентация

28.11.2018

25

4. Саморегуляция численности популяций

Ёмкость среды. Способность человека к расширению ёмкости среды. Основные способы регуляции численности популяции. Решение человеком демографических проблем.




03.12.2018

26

5. Структура популяций

Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций.



Мультимедийная презентация

05.12.2018

27

6. Учение Дарвина об эволюции видов

Предпосылки возникновения учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину.




10.12.2018

28

7. Современная эволюционная теория

Естественный отбор — основа учения Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы. Изоляция — фактор эволюции. Виды изоляции.



Мультимедийная презентация

12.12.2018

29

8. Современная эволюционная теория

Естественный отбор — основа учения Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы. Изоляция — фактор эволюции. Виды изоляции.




17.12.2018

30

9. Формирование приспособлений — результат эволюции

Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции. Приспособительная окраска. Причины возникновения приспособленности, её относительный характер. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 3 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»



19.12.2018

31

10. Видообразование — результат действия факторов эволюции

Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Биологическая изоляция — основа образования новых видов.




24.12.2018

32

11. Селекция — эволюция, направляемая человеком

Селекция, её истоки и задачи. Вклад Н.И. Вавилова и И.В. Мичурина в развитие отечественной селекции. Искусственный отбор и его результаты. Методы селекции. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 4 «Искусственный отбор и его результаты»



26.12.2018

33

12. Систематика и эволюция

Систематика и классификация. Искусственная и естественная классификации. Принципы классификации. Современная система живых организмов.





34

13. Доказательства и основные этапы антропогенеза

Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека.





35

14. Доказательства и основные этапы антропогенеза

Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека.





36

15. Биологические и социальные факторы эволюции человека

Биологические факторы эволюции человека. Ведущая роль естественного отбора на ранних стадиях антропогенеза. Роль социальных факторов в эволюции человека. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности. Современный этап антропогенеза. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»




37

16. Высшая нервная деятельность

И.М. Сеченов — основатель рефлекторной теории. И.П. Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности. Сущность рефлекторной теории Сеченова–Павлова. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Взаимная индукция.





38

17. Высшая нервная деятельность

Доминанта. Работы А.А. Ухтомского по изучению доминирующего очага возбуждения. Анализ и синтез сигналов раздражителей и ответной деятельности организма.





39

18. Особенности высшей нервной деятельности человека

Сознание — результат действия социальных факторов в эволюции человека. Первая и вторая сигнальные системы. Формирование динамического стереотипа. Сознание как специфическое свойство человека. Рассудочная деятельность. Особенности бессознательных и подсознательных процессов. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л. р. 6 «Закономерности восприятия»,

л. р. 7 «Устойчивость внимания»,

л. р. 8 «Выработка навыков зеркального письма»




40

19. Мышление и воображение

Мышление как процесс отражения действительности. Виды мышления. Различие мыслительных процессов у людей и животных. Особенности творческого мышления. Воображение, его роль в творческой деятельности человека. Цели и задачи, организация практических работ.

П. р. 1 «Определение ведущей руки»,

п. р. 2 «Логическое мышление»




41

20. Речь

Общая характеристика речи как высшей функции центральной нервной системы. Значение речи. Особенности речевых органов человека. Язык — средство реализации речи. Развитие речи у детей. Виды речи.





42

21. Память

Общая характеристика памяти, её виды. Формирование памяти — условие развития мышления. Цели и задачи, организация практических работ.

П.р. 3 «Выявление объёма смысловой памяти»,

п. р. 4 «Выявление объёма кратковременной памяти»,

п. р. 5 «Выявление точности зрительной памяти»




43

22. Эмоции

Эмоции, их значение. Виды эмоций. Типы эмоциональных состояний человека. Управление эмоциональным состоянием человека и культура его поведения.





44

23. Чувство любви — основа брака и семьи

Общая характеристика семьи как основы человеческого общества. Любовь — социальное явление, основа создания семьи. Основные функции семьи. Гендерные роли. Физическая и психическая зрелость. Роль родителей в семье.





45

24. Типы высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности восприятия информации об окружающем мире. Темперамент. Типы темперамента. Определение типа темперамента. Типы высшей нервной деятельности. Тип ВНД — основа формирования характера. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ.

Л. р. 9 «Типы высшей нервной деятельности»,

п. р. 6 «Определение типа темперамента»




46

25. Контрольно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний об эволюции видов, антропогенезе; особенностях ВНД животных и человека. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.





Биоценоз. Экосистема (14 ч)

47

1.Биоценоз. Видовая и пространственная структура

Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структуры биоценоза. Биоценоз — устойчивая живая система.



Мультимедийная презентация


48

2.Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза

Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша.



Мультимедийная презентация


49

3. Неконкурентные взаимодействия между видами

Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник–жертва, паразит–хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида.



Мультимедийная презентация


50

4. Разнообразие видов в природе — результат эволюции

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент



Мультимедийная презентация


51

5. Организация и разнообразие экосистем

Функциональные группы организмов в экосистеме, их значение для поддержания круговорота веществ. Учение Сукачёва о биогеоценозе. Разнообразие экосистем, их ценность.



Мультимедийная презентация


52

6. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

Экосистема — открытая система. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л.р. 10. «Цепи питания обитателей аквариума»


Мультимедийная презентация


53

7. Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши

Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению.





54

8. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем

Разнообразие естественных водных экосистем. Морские экосистемы, их ценность. Разнообразие и ценность пресноводных экосистем. Взаимосвязь природных экосистем.





55

9. Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации





56

10. Развитие и смена сообществ и экосистем

Равновесие в сообществе. Развитие и смена сообществ под влиянием естественных причин и в результате деятельности человека. Практическое применение знаний о развитии сообществ.





57

11. Агроценоз. Агроэкосистема

Общая характеристика агроэкосистемы. Агроценоз — живой компонент агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы защиты растений.





58

12. Парк как искусственная экосистема

Движущие силы эволюции: естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент





59

13. Биологическое разнообразие и пути его сохранения

Биологическое разнообразие, его компоненты. Опасность обеднения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории. ООПТ родного края.





60

14. Контрольно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний о структуре биоценозов, разнообразии экосистем, ценности биогеоценозов, путях сохранения биоразнообразия. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.





Биосфера (8 ч)

61

1. Среды жизни. Биосфера и её границы

Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века.



Мультимедийная презентация


62.

2. Среды жизни. Биосфера и её границы

Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века.





63.

3. Живое вещество биосферы и его функции

Деятельность живых организмов – главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность.



Видеофильм


64.

4. Средообразующая деятельность живого вещества

Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования.





65.

5. Средообразующая деятельность живого вещества

Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования.



Мультимедийная презентация


66.

6. Круговорот веществ — основа целостности биосферы

Общая характеристика круговорота веществ. Особенности геологического и биологического круговоротов веществ. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода. Нарушение биогеохимического цикла углерода и его последствия.



Мультимедийная презентация


67.

7. Биосфера и здоровье человека

Взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Особенности искусственно созданной среды обитания человека. Экология жилища. Значение знаний о закономерностях развития природы для сохранения биосферы. Кодекс здоровья.



Мультимедийная презентация


68.

8. Контрольно-обобщающий урок

Итоговая проверка






3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • натуральные объекты (микропрепараты клеток растений и животных; коллекции съедобных и ядовитых грибов, морских животных; гербарии лишайников, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений, морских водорослей);

  • приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • модели, аппликации клетки;

  • Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. – мультимедийное электронное пособие, ООО «Дрофа», 2018 г.

  • ТСО: проекционная аппаратура.

  1. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко- М.: Просвещение, 2018.

  2. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Тетрадь-тренажер.: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, - М.: Просвещение, 2017.

  3. Электронное приложение «Биология – 9 класс. Разнообразие живых организмов /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко- М.: Просвещение, 2017.

  4. Методические рекомендации к учебнику «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс» /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко- М.: Просвещение, 2018.

Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 9 классе отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!