Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии «Сфера» по биологии под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, утвержденный приказом директора ОУ от 24.08.2015 № 01-07/113.
Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.
Курс «Биология - Живые системы и экосистемы. 9 класс» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «биологии». Он является логическим продолжением курса «Биология -8.». В основу построения курса «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы.
Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-9 генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологические и гуманитарные знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Введение (2 часа) |
1 | 1. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать | Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы. | | | | 03.09.2018 |
2 | 2. Методы биологического познания | Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания. | | | | 05.09.2018 |
Организм (19 ч) |
3 | 1. Организм — целостная саморегулирующаяся система | Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей —основа поведения организма. | | | Мультимедийная презентация | 10.09.2018 |
4 | 2. Размножение и развитие организмов | Способность к размножению и индивидуальному развитию — свойство организма как биосистемы. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения. Оплодотворение. Эмбриональное развитие животных. Особенности постэмбрионального развития. | | | Мультимедийная презентация | 12.09.2018 |
5 | 3. Способы размножения растений оранжереи | Цели и задачи, организация экскурсии в оранжерею, правила поведения. | | | | 17.09.2018 |
6 | 4. Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека | Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание. | | | Мультимедийная презентация | 19.09.2018 |
7 | 5. Возрастные периоды развития детей | Внутриутробный и внеутробный периоды (новорождённости, грудного возраста, раннего детского возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста). Возрастные периоды развития детей. | | | | 24.09.2018 |
8 | 6. Наследственность и изменчивость — свойства организма | Наследственность и изменчивость — общие свойства организмов. Наследственная информация, её носители. Виды изменчивости. Генетическая символика. | | | | 26.09.2018 |
9 | 7. Основные законы наследования признаков | Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков. | | | Мультимедийная презентация | 01.10.2018 |
10 | 8. Основные законы наследования признаков | Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленное с полом. | | | | 03.10.2018 |
11 | 9. Решение генетических задач | Систематизация знаний учащихся о закономерностях наследственности. Закрепление знаний о генах и хромосомах — материальных носителях наследственности. Применение законов генетики при решении задач. | | | | 08.10.2018 |
12 | 10. Закономерности наследственной изменчивости | Комбинативная изменчивость, её источники. Мутационная изменчивость. Мутации, их виды. Искусственное получение мутаций. | | | | 10.10.2018 |
13 | 11. Контрольно-обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний о половом и бесполом размножении, основных закономерностях наследственности, изменчивости. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | 15.10.2018 |
14 | 12. Экологические факторы и их действие на организм | Понятия: внешняя среда, экологические факторы. Классификация экологических факторов. Действие экологических факторов на организм. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор. Практическое значение знаний о закономерностях действия факторов. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 1 «Оценка температурного режима учебных помещений», | | | 17.10.2018 |
15 | 13. Адаптация организмов к условиям среды | Приспособленность организмов к условиям внешней среды — адаптация, её типы. Примеры пассивной и активной приспособленности организмов к действию факторов внешней среды. | | | | 22.10.2018 |
16 | 14. Влияние природных факторов на организм человека | Возникновение рас и географических групп людей. Характерные черты людей разных рас, приспособительное значение внешних различий. Географические группы людей, их отличительные признаки. | | | | 24.10.2018 |
17 | 15. Ритмичная деятельность организма | Влияние суточных ритмов на процессы жизнедеятельности человека. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Влияние сезонных изменений на процессы, протекающие в организме человека. | | | | 29.10.2018 |
18 | 16. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна | Сон. Фазы сна. Особенности процессов, протекающих в фазы медленного и быстрого сна. Причины сна. Значение сна для жизнедеятельности организма человека. Гигиенические требования к продолжительности и условиям сна детей и взрослых. | | | | 31.10.2018 |
19 | 17. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс | Экстремальные факторы. Стресс, причины его возникновения. Виды стресса: полезный стресс, дистресс (вредный стресс). Стадии дистресса. Исследования Г. Селье. Профилактика стресса. Метод релаксации. | | | | 12.11.2018 |
20 | 18. Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека | Курение, воздействие компонентов табака на организм человека. Влияние алкоголя на органы и системы органов человека. Наркотики, последствия их применения. Здоровый образ жизни — главное условие полноценного развития человека. | | | | 14.11.2018 |
21 | 19. Контрольно-обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний обэкологических факторах, их воздействии на организм. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | 19.11.2018 |
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч) |
22 | 1. Вид и его критерии | Вид, критерии вида. Человек разумный — биосоциальный вид. Видовые критерии. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 2 «Изучение критериев вида» | | Мультимедийная презентация | 21.11.2018 |
23 | 2. Популяционная структура вида | Популяция — структурная единица вида, надорганизменная живая система. Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчивого существования. | | | Мультимедийная презентация | 26.11.2018 |
24 | 3. Динамика численности популяций | Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность и плотность популяции. Динамика численности популяции. Популяционные циклы. Популяционные взрывы. | | | Мультимедийная презентация | 28.11.2018 |
25 | 4. Саморегуляция численности популяций | Ёмкость среды. Способность человека к расширению ёмкости среды. Основные способы регуляции численности популяции. Решение человеком демографических проблем. | | | | 03.12.2018 |
26 | 5. Структура популяций | Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций. | | | Мультимедийная презентация | 05.12.2018 |
27 | 6. Учение Дарвина об эволюции видов | Предпосылки возникновения учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину. | | | | 10.12.2018 |
28 | 7. Современная эволюционная теория | Естественный отбор — основа учения Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы. Изоляция — фактор эволюции. Виды изоляции. | | | Мультимедийная презентация | 12.12.2018 |
29 | 8. Современная эволюционная теория | Естественный отбор — основа учения Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы. Изоляция — фактор эволюции. Виды изоляции. | | | | 17.12.2018 |
30 | 9. Формирование приспособлений — результат эволюции | Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции. Приспособительная окраска. Причины возникновения приспособленности, её относительный характер. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 3 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания» | | | 19.12.2018 |
31 | 10. Видообразование — результат действия факторов эволюции | Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Биологическая изоляция — основа образования новых видов. | | | | 24.12.2018 |
32 | 11. Селекция — эволюция, направляемая человеком | Селекция, её истоки и задачи. Вклад Н.И. Вавилова и И.В. Мичурина в развитие отечественной селекции. Искусственный отбор и его результаты. Методы селекции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 4 «Искусственный отбор и его результаты» | | | 26.12.2018 |
33 | 12. Систематика и эволюция | Систематика и классификация. Искусственная и естественная классификации. Принципы классификации. Современная система живых организмов. | | | | |
34 | 13. Доказательства и основные этапы антропогенеза | Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека. | | | | |
35 | 14. Доказательства и основные этапы антропогенеза | Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека. | | | | |
36 | 15. Биологические и социальные факторы эволюции человека | Биологические факторы эволюции человека. Ведущая роль естественного отбора на ранних стадиях антропогенеза. Роль социальных факторов в эволюции человека. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности. Современный этап антропогенеза. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» | | | |
37 | 16. Высшая нервная деятельность | И.М. Сеченов — основатель рефлекторной теории. И.П. Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности. Сущность рефлекторной теории Сеченова–Павлова. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Взаимная индукция. | | | | |
38 | 17. Высшая нервная деятельность | Доминанта. Работы А.А. Ухтомского по изучению доминирующего очага возбуждения. Анализ и синтез сигналов раздражителей и ответной деятельности организма. | | | | |
39 | 18. Особенности высшей нервной деятельности человека | Сознание — результат действия социальных факторов в эволюции человека. Первая и вторая сигнальные системы. Формирование динамического стереотипа. Сознание как специфическое свойство человека. Рассудочная деятельность. Особенности бессознательных и подсознательных процессов. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л. р. 6 «Закономерности восприятия», л. р. 7 «Устойчивость внимания», л. р. 8 «Выработка навыков зеркального письма» | | | |
40 | 19. Мышление и воображение | Мышление как процесс отражения действительности. Виды мышления. Различие мыслительных процессов у людей и животных. Особенности творческого мышления. Воображение, его роль в творческой деятельности человека. Цели и задачи, организация практических работ. | П. р. 1 «Определение ведущей руки», п. р. 2 «Логическое мышление» | | | |
41 | 20. Речь | Общая характеристика речи как высшей функции центральной нервной системы. Значение речи. Особенности речевых органов человека. Язык — средство реализации речи. Развитие речи у детей. Виды речи. | | | | |
42 | 21. Память | Общая характеристика памяти, её виды. Формирование памяти — условие развития мышления. Цели и задачи, организация практических работ. | П.р. 3 «Выявление объёма смысловой памяти», п. р. 4 «Выявление объёма кратковременной памяти», п. р. 5 «Выявление точности зрительной памяти» | | | |
43 | 22. Эмоции | Эмоции, их значение. Виды эмоций. Типы эмоциональных состояний человека. Управление эмоциональным состоянием человека и культура его поведения. | | | | |
44 | 23. Чувство любви — основа брака и семьи | Общая характеристика семьи как основы человеческого общества. Любовь — социальное явление, основа создания семьи. Основные функции семьи. Гендерные роли. Физическая и психическая зрелость. Роль родителей в семье. | | | | |
45 | 24. Типы высшей нервной деятельности | Индивидуальные особенности восприятия информации об окружающем мире. Темперамент. Типы темперамента. Определение типа темперамента. Типы высшей нервной деятельности. Тип ВНД — основа формирования характера. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. | Л. р. 9 «Типы высшей нервной деятельности», п. р. 6 «Определение типа темперамента» | | | |
46 | 25. Контрольно-обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний об эволюции видов, антропогенезе; особенностях ВНД животных и человека. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | |
Биоценоз. Экосистема (14 ч) |
47 | 1.Биоценоз. Видовая и пространственная структура | Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структуры биоценоза. Биоценоз — устойчивая живая система. | | | Мультимедийная презентация | |
48 | 2.Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза | Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. | | | Мультимедийная презентация | |
49 | 3. Неконкурентные взаимодействия между видами | Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник–жертва, паразит–хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида. | | | Мультимедийная презентация | |
50 | 4. Разнообразие видов в природе — результат эволюции | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | | | Мультимедийная презентация | |
51 | 5. Организация и разнообразие экосистем | Функциональные группы организмов в экосистеме, их значение для поддержания круговорота веществ. Учение Сукачёва о биогеоценозе. Разнообразие экосистем, их ценность. | | | Мультимедийная презентация | |
52 | 6. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме | Экосистема — открытая система. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л.р. 10. «Цепи питания обитателей аквариума» | | Мультимедийная презентация | |
53 | 7. Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши | Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению. | | | | |
54 | 8. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем | Разнообразие естественных водных экосистем. Морские экосистемы, их ценность. Разнообразие и ценность пресноводных экосистем. Взаимосвязь природных экосистем. | | | | |
55 | 9. Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации | | | | |
56 | 10. Развитие и смена сообществ и экосистем | Равновесие в сообществе. Развитие и смена сообществ под влиянием естественных причин и в результате деятельности человека. Практическое применение знаний о развитии сообществ. | | | | |
57 | 11. Агроценоз. Агроэкосистема | Общая характеристика агроэкосистемы. Агроценоз — живой компонент агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы защиты растений. | | | | |
58 | 12. Парк как искусственная экосистема | Движущие силы эволюции: естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | | | | |
59 | 13. Биологическое разнообразие и пути его сохранения | Биологическое разнообразие, его компоненты. Опасность обеднения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории. ООПТ родного края. | | | | |
60 | 14. Контрольно-обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний о структуре биоценозов, разнообразии экосистем, ценности биогеоценозов, путях сохранения биоразнообразия. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | |
Биосфера (8 ч) |
61 | 1. Среды жизни. Биосфера и её границы | Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века. | | | Мультимедийная презентация | |
62. | 2. Среды жизни. Биосфера и её границы | Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века. | | | | |
63. | 3. Живое вещество биосферы и его функции | Деятельность живых организмов – главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность. | | | Видеофильм | |
64. | 4. Средообразующая деятельность живого вещества | Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования. | | | | |
65. | 5. Средообразующая деятельность живого вещества | Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования. | | | Мультимедийная презентация | |
66. | 6. Круговорот веществ — основа целостности биосферы | Общая характеристика круговорота веществ. Особенности геологического и биологического круговоротов веществ. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода. Нарушение биогеохимического цикла углерода и его последствия. | | | Мультимедийная презентация | |
67. | 7. Биосфера и здоровье человека | Взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Особенности искусственно созданной среды обитания человека. Экология жилища. Значение знаний о закономерностях развития природы для сохранения биосферы. Кодекс здоровья. | | | Мультимедийная презентация | |
68. | 8. Контрольно-обобщающий урок | Итоговая проверка | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.