СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сфера"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК "Сфера" Л.Н. Сухорукова. Календарное планирование на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сфера"»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  3. Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения (утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014);

  4. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2);

  5. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1);

  6. Примерная программа по учебному предмету. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.

Состав УМК:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Тетрадь-тренажёр. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.


Особенностью 5 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы) Сангаков Р., Ильичев Р., Басова Т., Сорокин Н., Стрижов Г., для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.


Цель и задачи обучения биологии в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

С учетом подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для освоения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работа с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.


В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  • стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  • тематические проверочные (контрольные работы);

  • проекты;

  • лабораторные и практические работы;

  • самоанализ и самооценка.

Общая характеристика учебного предмета биология отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется 205 ч. (5-9 классы). На обучение предмету биология отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета биология на ступени основного обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета биология. Содержание учебного предмета биология в 5 классе отражено в поурочном планировании.


2. Тематическое планирование


Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Введение



3 ч.

1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни

Проект «Многообразие флоры и фауны Ярославской области»

12 ч.

2. Клеточное строение живых организмов

Проект «Микроскопические методы исследования»

10 ч.

3. Ткани живых организмов


8 ч.

Заключение


1 ч.


Календарно-тематическое планирование


Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии

Формы контроля

ИКТ

Дата

Введение (3 ч.)

1.

Урок 1.

Биология – наука о живых организмах


§ 1 с. 8-9


Разнообразие организмов.

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анато­мия, физиология, экология. Эстетичес­кое, культурно-историческое, практи­ческое значение живых организмов


Стартовая диагностика


05.09.2017

2.

Урок 2.

Условия жизни организмов


§ 2 с.10-11

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — осно­ва жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли.

Природное окружение и здоровье человека


Тест


12.09.2017

3.

Урок 3.

Осенние явления в жизни растений родного края


Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни родного края»


Отчет по проведенным наблюдениям


19.09.2017

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

4.

Урок 1.

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.


§ 3 с.14-15

Отличительные признаки живых организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.



Мультимедийная презентация

26.09.2017

5.

Урок 2.

Деление царств на группы


§ 4 с.16

Многообразие растений, принципы их классификации.

Отделы растений. Многообразие животных (типы, классы хордовых). Типы животных, их характеристика


Тест


03.10.2017

6.

Урок 3.

Среда обитания. Экологичес­кие факторы


§ 5 с.18-19

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среда обитания как совокупность ком­понентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности


Самостоятельная работа

Мультимедийная презентация

10.10.2017

7.

Урок 4.

Вода как среда жизни


§6 с.20-21

Среда – источник веществ, энергии и информации.

Гидросфера. Приспособленность орга­низмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.


Устный опрос


17.10.2017

8.

Урок 5.

Наземно-воздушная среда жизни

§7 с. 22-23

Среда – источник веществ, энергии и информации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружаю­щей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умерен­ной влажности. Устойчивые к недос­татку влаги растения и животные.

Л.р. №1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»


Устный опрос


24.10.2017

9.

Урок 6.

Свет в жизни растений и жи­вотных


§7 с. 23-25

Среда – источник веществ, энергии и информации. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые рас­тения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.


Устный опрос


07.11.2017

10.

Урок 7.

Почва как среда жизни


§ 8 с. 26-27

Влияние экологических факторов на организмы. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в поч­ве. Роль животных в почвообразова­нии. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образова­нии гумуса и плодородии почв.


Устный опрос


14.11.2017

11.

Урок 8.

Организменная среда жизни


§ 9 с. 28-29

Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных видов в экосистеме (паразитизм). Организменная среда жизни. Приспо­собленность растений, животных, грибов к использованию других орга­низмов для постоянного или времен­ного обитания. Паразиты среди расте­ний и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное про­живание организмов


Устный опрос


21.11.2017

12.

Урок 9.

Сообщество живых организмов


§ 10 с.30-31

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Основные растительные сообщества. Роль растений в сообществе. Взаимо­связь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные жи­вотные. Животные - падальщики. Природные сообщества Ярославской области


Самостоятельная работа

Мультимедийная презентация

28.11.2017

13.

Урок 10.

Роль грибов и бактерий


§ 11 с. 32-33


Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу пита­ния. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях


Устный опрос


05.12.2017

14.

Урок 11.

Типы взаимоотношений ор­ганизмов в сообществе


§ 12 с.34-35, подготовка к тесту

Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Отношения хищник-жертва. Отноше­ния паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимо­отношений между организмами для устойчивого и длительного существо­вания сообщества


Защита проекта «Многообразие флоры и фауны Ярославской области»

Мультимедийная презентация

12.12.2017

15.

Урок 12.

Обобщение по теме «Разнообразие живых орга­низмов. Среды жизни».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Тест


19.12.2017

Клеточное строение живых организмов (10 часов)

16.

Урок 1.

Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов


§ 13 с. 38-39

Клеточное строение организмов.

Исто­рия изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) – доказательство родства и единства живой природы




Мультимедийная презентация

26.12.2017

17.

Урок 2.

Устройство увеличительных приборов


§ 14 с.40-41

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроско­пом.


Л.р. №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».



Мультимедийная презентация


18.

Урок 3.

Состав и строение клеток


§ 15 с.42-43

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Органические и минеральные вещест­ва. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.


Л.р. №3 «Состав клеток растений».

Тест



19.

Урок 4.

Строение бактериальной клетки


§16 с. 44-45

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе


Тест

Мультимедийная презентация


20.

Урок 5.

Строение жи­вотной и грибной клеток


§17 с. 46

Клеточное строение организмов.

Общие черты строения ядерных клеток. Строе­ние животной и грибной клеток. Сход­ство и различия ядерных клеток


Тест

Мультимедийная презентация


21.

Урок 6.

Строение растительной клетки. Вирусы


§17 с. 46-47

Клеточное строение организмов. Клетки растений. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами.

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Сход­ство и различия ядерных клеток.

Л.р. №4 «Строение клеток листа элодеи».


Тест

Мультимедийная презентация


22.

Урок 7.

Образование новых клеток


§ 18 с. 48-49

Рост и развитие организмов.

Подготовка клетки к делению. Про­цесс деления. Значение деления кле­ток для роста и развития организма


Устный опрос

Мультимедийная презентация


23.

Урок 8.

Одноклеточные растения, животные и грибы


§ 19 с. 50-51

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение.

Общие признаки одноклеточных орга­низмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточ­ные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.


Л.р. №5 «Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание».


Устный опрос

Мультимедийная презентация


24.

Урок 9.

Колониальные и многоклеточные организмы


§ 20 с. 52-53, с.54

Клеточное строение организмов. Ткани и органы растений. Строение животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Происхождение колониальных и многоклеточных форм.

Особенности организации многоклеточных растений, грибов и животных.


Пр.р. №1 «Строение колонии вольвокса»


Устный опрос



25.

Урок 10.

Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Защита проекта «Микроскопические методы исследования»



Ткани живых организмов (8 часов)

26.

Урок 1.

Покровные ткани растений и животных


§ 21 с. 56, 58-59

Клетки, ткани и органы растений.

Ткани. Значение покровных тка­ней (урок-исследование).


Устный опрос

Мультимедийная презентация


27.

Урок 2.

Строение покровной ткани листа


§ 21 с. 56-57

Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Приготовление микропрепарата кожи­цы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование вы­водов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.

Л.р. №6 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»


Устный опрос

Мультимедийная презентация


28.

Урок 3.

Механические и проводящие ткани растений


§ 22 с. 60-61

Клетки, ткани и органы растений.

Особенности строения клеток механи­ческой ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции


Устный опрос

Мультимедийная презентация


29.

Урок 4.

Основные и образовательные ткани растений


§23 с. 62-63

Клетки, ткани и органы растений.

Фотосинтезирующая ткань, её распо­ложение, строение и значение. Запаса­ющая и образовательная ткани: распо­ложение, особенности строения, функции


Устный опрос

Мультимедийная презентация


30.

Урок 5.

Соединительные ткани животных


§24 с. 64-65

Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение.

Общие признаки соединительных тка­ней животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая со­единительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.

Л.р. №7 «Изучение соединительных тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».


Устный опрос

Мультимедийная презентация


31.

Урок 6.

Мышечная и нервная ткани животных


§ 25 с. 66-67

Клетки, ткани и органы растений.

Строение и функции клеток поперечно­полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её зна­чение в обеспечении целостности орга­низма


Устный опрос

Мультимедийная презентация


32.

Урок 7.

Обобщение по теме «Клеточное строение живых ор­ганизмов. Ткани живых организ­мов»

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых ор­ганизмов» и «Ткани живых организ­мов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Самостоятельная работа



33.

Урок 8.

Итоговый контроль по курсу «Биология. Живой организм. 5 класс»

Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообщест­вах и средах жизни, деятельности чело­века в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Тест



Заключение (1 ч.)

34.

Урок 1.

Весенние явления в жизни растений родного края. Заключительный урок по курсу

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной.


Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни родного края».

Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества

Промежуточная аттестация




3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • натуральные объекты (микропрепараты клеток растений и животных; коллекции съедобных и ядовитых грибов, морских животных; гербарии лишайников, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений, морских водорослей);

  • приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • модели, аппликации клетки;

  • Биология. Введение в биологию. 5 класс. – мультимедийное электронное пособие, ООО «Дрофа», 2012 г.

  • ТСО: проекционная аппаратура.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

Для ученика:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

Для учителя:

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:

  1. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.

  2. авторская программа: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015..


Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 5 классе отражены в ООП ООО образовательного учреждения.


Скачать

© 2018 771 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!