Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.
Особенностью 5 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы) Сангаков Р., Ильичев Р., Басова Т., Сорокин Н., Стрижов Г., для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Цель и задачи обучения биологии в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Введение (3 ч.) |
1. | Урок 1. Биология – наука о живых организмах § 1 с. 8-9 | Разнообразие организмов. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов | | Стартовая диагностика | | 05.09.2017 |
2. | Урок 2. Условия жизни организмов § 2 с.10-11 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | | Тест | | 12.09.2017 |
3. | Урок 3. Осенние явления в жизни растений родного края | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни родного края» | Отчет по проведенным наблюдениям | | 19.09.2017 |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) |
4. | Урок 1. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. § 3 с.14-15 | Отличительные признаки живых организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | | | Мультимедийная презентация | 26.09.2017 |
5. | Урок 2. Деление царств на группы § 4 с.16 | Многообразие растений, принципы их классификации. Отделы растений. Многообразие животных (типы, классы хордовых). Типы животных, их характеристика | | Тест | | 03.10.2017 |
6. | Урок 3. Среда обитания. Экологические факторы § 5 с.18-19 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности | | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация | 10.10.2017 |
7. | Урок 4. Вода как среда жизни §6 с.20-21 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. | | Устный опрос | | 17.10.2017 |
8. | Урок 5. Наземно-воздушная среда жизни §7 с. 22-23 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. | Л.р. №1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» | Устный опрос | | 24.10.2017 |
9. | Урок 6. Свет в жизни растений и животных §7 с. 23-25 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | | Устный опрос | | 07.11.2017 |
10. | Урок 7. Почва как среда жизни § 8 с. 26-27 | Влияние экологических факторов на организмы. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | | Устный опрос | | 14.11.2017 |
11. | Урок 8. Организменная среда жизни § 9 с. 28-29 | Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных видов в экосистеме (паразитизм). Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов | | Устный опрос | | 21.11.2017 |
12. | Урок 9. Сообщество живых организмов § 10 с.30-31 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Основные растительные сообщества. Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики. Природные сообщества Ярославской области | | Самостоятельная работа | Мультимедийная презентация | 28.11.2017 |
13. | Урок 10. Роль грибов и бактерий § 11 с. 32-33 | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях | | Устный опрос | | 05.12.2017 |
14. | Урок 11. Типы взаимоотношений организмов в сообществе § 12 с.34-35, подготовка к тесту | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества | | Защита проекта «Многообразие флоры и фауны Ярославской области» | Мультимедийная презентация | 12.12.2017 |
15. | Урок 12. Обобщение по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Тест | | 19.12.2017 |
Клеточное строение живых организмов (10 часов) |
16. | Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов § 13 с. 38-39 | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) – доказательство родства и единства живой природы | | | Мультимедийная презентация | 26.12.2017 |
17. | Урок 2. Устройство увеличительных приборов § 14 с.40-41 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. | Л.р. №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | | Мультимедийная презентация | |
18. | Урок 3. Состав и строение клеток § 15 с.42-43 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. | Л.р. №3 «Состав клеток растений». | Тест | | |
19. | Урок 4. Строение бактериальной клетки §16 с. 44-45 | Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе | | Тест | Мультимедийная презентация | |
20. | Урок 5. Строение животной и грибной клеток §17 с. 46 | Клеточное строение организмов. Общие черты строения ядерных клеток. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток | | Тест | Мультимедийная презентация | |
21. | Урок 6. Строение растительной клетки. Вирусы §17 с. 46-47 | Клеточное строение организмов. Клетки растений. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Сходство и различия ядерных клеток. | Л.р. №4 «Строение клеток листа элодеи». | Тест | Мультимедийная презентация | |
22. | Урок 7. Образование новых клеток § 18 с. 48-49 | Рост и развитие организмов. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
23. | Урок 8. Одноклеточные растения, животные и грибы § 19 с. 50-51 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р. №5 «Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание». | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
24. | Урок 9. Колониальные и многоклеточные организмы § 20 с. 52-53, с.54 | Клеточное строение организмов. Ткани и органы растений. Строение животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Происхождение колониальных и многоклеточных форм. Особенности организации многоклеточных растений, грибов и животных. | Пр.р. №1 «Строение колонии вольвокса» | Устный опрос | | |
25. | Урок 10. Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов». | Обобщение и систематизация знаний по теме. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Защита проекта «Микроскопические методы исследования» | | |
Ткани живых организмов (8 часов) |
26. | Урок 1. Покровные ткани растений и животных § 21 с. 56, 58-59 | Клетки, ткани и органы растений. Ткани. Значение покровных тканей (урок-исследование). | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
27. | Урок 2. Строение покровной ткани листа § 21 с. 56-57 | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. | Л.р. №6 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
28. | Урок 3. Механические и проводящие ткани растений § 22 с. 60-61 | Клетки, ткани и органы растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
29. | Урок 4. Основные и образовательные ткани растений §23 с. 62-63 | Клетки, ткани и органы растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
30. | Урок 5. Соединительные ткани животных §24 с. 64-65 | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. | Л.р. №7 «Изучение соединительных тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание». | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
31. | Урок 6. Мышечная и нервная ткани животных § 25 с. 66-67 | Клетки, ткани и органы растений. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
32. | Урок 7. Обобщение по теме «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Самостоятельная работа | | |
33. | Урок 8. Итоговый контроль по курсу «Биология. Живой организм. 5 класс» | Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | Тест | | |
Заключение (1 ч.) |
34. | Урок 1. Весенние явления в жизни растений родного края. Заключительный урок по курсу | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. | Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни родного края». Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества | Промежуточная аттестация | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: