Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии «Сфера» по биологии под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, утвержденный приказом директора ОУ от 24.08.2015 № 01-07/113.
Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствуют планируемым результатам.
Курс «Биология -7. Разнообразие организмов» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «биологии». Он является логическим продолжением курса «Биология -6. Живой организм». Изучение растений, животных, бактерий и грибов с точки зрения их функций в биосфере, как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, продолжается в 7 классе на основе положений об экосистемной организации жизни. В основу построения курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы.
Изучение живых систем начинается с обобщений сведений об организме. Этим достигается преемственность курсов биологии 6 и 7 классов. Положения о надорганизменных и экологических системах проводятся через все содержание курса и обеспечивают его целостность и системность. Знакомству с компонентами экосистемы способствуют экологические идеи о растениях, как производителях органического вещества, животных, как потребителей, бактериях и грибах, как его разрушителях, проведенные через содержание курса 6 класса «Живой организм».
Обращение к понятию «Экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистемах средообразующую роль. Это дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.
Изучение разнообразия жизни способствует так же введение эволюционных понятий в начале курса, знакомство с общей картиной происхождения и развития жизни на Земле. Положение эволюционной теории о движущих силах, доказательствах и результатах эволюции, сформулированные просто и доступно, служат основой для установления филогенетических связей между крупными таксонами и конкретизируются при изучении эволюции растительного и животного мира. Эколого-эволюционное введение завершается рассмотрением основных принципов систематики, классификацией живых организмов. Основные категории систематики конкретизируются при изучении разнообразия растений, животных, грибов, бактерий. Обзор разнообразия начинается с царства Растений, представители которого в наземных и водных экосистемах играют роль производителей органического вещества. Отделы растений изучаются в эволюционном порядке.
При рассмотрении разнообразия животных, как потребителей органического вещества, главное внимание уделяется характеристике наиболее крупных таксонов, их роль в экосистемах, значению морских беспозвоночных животных в образовании осадочных пород, связи животных и растений. В соответствии с общей экологической направленностью курса учебная информация о разнообразии классов Птицы и Млекопитающие раскрывается на примере экологических групп.
Царства Бактерии и Грибы изучаются после царства Животные, так как в экосистемах представители этих царств в основном играют роль разрушителей органического вещества. Разнообразие грибов рассматривается не только в связи с особенностями строения, но и в связи с разнообразием субстратов (экологические группы грибов). При изучении лишайников подчеркивается их ведущее значение в формировании экосистем как начального звена сукцессии, использование лишайников как биоиндикаторов.
В основу изучения разнообразия жизни положены также идеи компетентностного подхода, ориентирующего на применение знаний и способов деятельности за пределами системы образования. Формированию предметной компетентности, опыта применения знаний в повседневной жизни способствуют задания тетради-практикума и рубрика учебника «Мои биологические исследования».
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Раздел: Организация живой природы (2 часа) |
1. | Урок 1. Организм. Вид. п. 1,2, | Экосистемная организация жизни на Земле. Общие признаки живых организмов. Средообразующая роль живых организмов, методы их изучения. Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Значение объединения особей в популяции и виды. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | | Стартовая диагностика | | |
2. | Урок 2. Природное сообщество. Экосистема. п. 3,4, | Природное сообщество как надвидовая живая система. Видовая структура сообщества. Роль доминирующих и средообразующих видов. Пространственная структура сообщества. Естественные и искусственные экосистемы, их значение для биосферы. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
Раздел: Эволюция живой природы(3 часа) |
3. | Урок 1. Эволюционное учение. Доказательства эволюционного учения. п. 5,6, | Ч. Дарвин — основатель учения об эволюции живой природы. Движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания и разнообразие видов — результат эволюции. Эволюция, выраженная в строении организма. Картины прошлого в развитии зародыша. Реликты. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
4. | Урок 2. История развития жизни на Земле. Систематика растений и животных. п. 7,8, | Гипотезы о возникновении жизни на Земле. Историческое развитие живой природы: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Систематика организмов как раздел биологии. Основные систематические группы от царства до вида. Основные царства живой природы. | | Устный опрос | Мультимедийная презентация | |
5. | Урок 3. Обобщающий урок по теме: «Эволюция живой природы» | Обобщение знаний по теме. | | Тест | | |
Раздел: Растения – производители органического вещества (12 часов) |
6. | Урок 1. Царство Растений. Подцарство настоящие водоросли. Багрянки. п. 9,10, | Ботаника — наука о растениях. Методы изучения. Основные признаки царства Растения. Разнообразие растений. Эволюция растений. Водоросли — самые древние растения Земли. Характерные особенности строения водорослей. Особенности строения и разнообразие представителей отдела Зелёные водоросли. Отдел Бурые водоросли — типичные обитатели прибрежной зоны морей и океанов. Самые глубоководные растения — представители царства Багрянки. | Л/Р №1 Изучение строения одноклеточных водорослей | | Мультимедийная презентация | |
7. | Урок 2. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли. Роль водорослей в водных экосистемах. п. 11,12, | Изучение строения хламидомонады и хлореллы (одноклеточных водорослей), спирогиры и ламинарии (многоклеточных водорослей). Водоросли — основная часть планктона. Значение водорослей, обитающих на дне морских экосистем. | Л/Р №2 Изучение многоклеточных водорослей. | Тест | Мультимедийная презентация | |
8. | Урок 3. Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. п. 13,14, | Эволюция высших растений. Первые наземные растения — псилофиты. Общие черты строения высших растений. Общая характеристика отдела Моховидные. Разнообразие мхов — печёночники и листостебельные мхи. Особенности размножения мхов. Половое и бесполое поколения в цикле развития растений. | | Тест | Мультимедийная презентация | |
9. | Урок 4. Изучение строения мхов. Роль мхов в образование болотных экосистем. п. 15,16, | Строение кукушкина льна, сфагнума. Сравнение строения водорослей и мхов. Средообразующая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Значение мхов в образовании торфа. | Л/Р №3 Строение мха кукушкина льна | Тест | Мультимедийная презентация | |
10. | Урок 5. Отдел Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей и плаунов в образовании древних лесов. п. 17,18, | Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные — живые ископаемые. Особенности строения папоротников. Отделы Хвощевидные и Плауновидные. Образование и значение каменного угля. Разнообразие современных папоротников. | Л/Р №4 Строение папоротников | Тест | Мультимедийная презентация | |
11. | Урок 6. Отдел Голосеменные. Разнообразие Хвойных. п. 19,20, | Общие черты семенных растений. Эволюционные преимущества семенного размножения. Отличительные особенности голосеменных растений. Строение шишек и семян сосны обыкновенной. Разнообразие хвойных. Изучение строения побегов и шишек хвойных растений. Хвойные растения как самая многочисленная группа современных голосеменных. Древние голосеменные — живые ископаемые. | Л/Р №5 Строение побегов хвойных растений. Л/Р №6 Строение мужских и женских шишек. | Тест | Мультимедийная презентация | |
12. | Урок 7. Роль голосеменных в экосистеме тайги. п 21 | Лесообразующая роль голосеменных растений. Основные лесообразующие породы и их значение в природе и жизни человека. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Тайга — устойчивая экосистема. Значение хвойных лесов. Рациональное использование и охрана. | | Устный опрос | | |
13. | Урок 8. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветных. п 22,23, | Покрытосеменные (Цветковые) растения — наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа высших растений. Отличительные признаки покрытосеменных растений. Классы покрытосеменных, их происхождение. Отличительные признаки семейства Крестоцветные. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. | Л/Р №7 Признаки однодольных и двудольных Л/Р №8 Признаки семейства Крестоцветных. | Тест | Мультимедийная презентация | |
14. | Урок 9. Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые. п. 24,25, | Отличительные признаки семейства Паслёновые. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение паслёновых в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. Отличительные признаки семейства Бобовые. Разнообразие видов. Жизненные формы растений семейства. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение бобовых в природе, охраняемые виды. Определение Растений семейства. | Л/Р №9 Признаки семейства Бобовые Л/Р №10 Признаки семейства Пасленовые. | Устный опрос | | |
15. | Урок 10. Класс Однодольные. Семейство Лилейные. п. 25,26, | Отличительные признаки семейства Лилейные. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение лилейных в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. | Л/Р №11 Признаки семейства Лилейные. | Устный опрос | | |
16. | Урок 11. Семейство Злаки. Роль Покрытосеменных в развитии земледелия. п. 27,28, | Отличительные признаки семейства Злаки. Разнообразие видов. Жизненные формы семейства. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение злаковых в природе и жизни человека, охраняемые виды. Определение растений семейства. | Л/Р №12 Строение пшеницы. | Устный опрос | | |
17. | Урок 12. Обобщающий урок по теме «Растения – производители органического вещества» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растения — производители органического вещества». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | Тест | | |
Раздел: Животные – потребители органического вещества (12 часов) |
18. | Урок 1. Царство животные. Подцарство одноклеточные. п. 26. | Зоология — наука о животных, методы её изучения. Характерные признаки животных. Типы симметрии многоклеточных животных. Происхождение и развитие животного мира. Общие признаки представителей подцарства Одноклеточные. | | | Мультимедийная презентация | |
19. | Урок 2. Тип Инфузории. Тип Споровики. Подцарство Многоклеточные. п. 27 | Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Споровики: особенности строения, размножения в связи с паразитическим образом жизни. Тип Инфузории — наиболее сложноорганизованные простейшие, особенности их строения, образа жизни, размножения. Роль представителей типа Инфузории в экосистемах и жизни человека. | Л/Р №13 Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. | Тест | Мультимедийная презентация | |
20. | Урок 3. Тип Кишечнополостных. Тип Плоские черви. п. 29, 30 | Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Основные признаки кишечнополостных, среда их обитания. Гидра — типичный представитель типа. Разнообразие кишечнополостных. Характерные признаки типа Плоские черви. Разнообразие плоских червей, систематические группы. | | Тест | Мультимедийная презентация | |
21. | Урок 4. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. п. 31,32 | Характерные признаки типа Круглые черви. Нематода и аскарида — типичные представители типа. Разнообразие круглых червей, их роль в экосистемах. Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими круглыми червями. Характерные признаки представителей типа Кольчатые черви. Разнообразие, классификация. Класс Многощетинковые черви: типичные представители, основные признаки, образ жизни. Класс Малощетинковые черви; типичный представитель — дождевой червь. Внешнее строение дождевого червя. Класс Пиявки: основные признаки, образ жизни, типичные представители. Роль кольчатых червей в экосистемах и жизни человека. | Л/Р №14 Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения | Тест | Мультимедийная презентация | |
22. | Урок 5. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. п. 33, 34. | Характерные признаки представителей типа Моллюски. Прудовик обыкновенный, особенности строения. Разнообразие моллюсков, их классификация. Характерные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в экосистемах и жизни человека. Усложнение организации моллюсков. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л/Р №15 Изучение строения раковин моллюсков | Тест | Мультимедийная презентация | |
23. | Урок 6. Класс Паукообразные. Класс Ракообразные. п. 36, 35. | Общая характеристика представителей типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак, особенности строения, образа жизни в связи с условиями обитания. Разнообразие ракообразных, их роль в экосистемах и жизни человека. Характерные признаки класса Паукообразные. Паук-крестовик, особенности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания. Разнообразие паукообразных, их роль в экосистемах. Меры профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма. | | Тест | Мультимедийная презентация | |
24. | Урок 7. Класс Насекомые. Тип Хордовые. п. 37, 38 | Общая характеристика, особенности строения. Среды жизни представителей класса Насекомые. Особенности внешнего строения насекомых. Особенности внутреннего строения насекомых. Прогрессивные признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Признаки прогрессивного развития строения хордовых. Ланцетник — представитель подтипа Бесчерепные. Общая характеристика подтипа Черепные, или Позвоночные. | Л/Р №16 Внешнее строение насекомого и типов развития. | Тест | Мультимедийная презентация | |
25. | Урок 8. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. п. 39, 40. | Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Характерные признаки класса Хрящевые рыбы. | Л/Р №17 Внешнее и внутреннее строение рыб. | Тест | Мультимедийная презентация | |
26. | Урок 9. Класс Костные рыбы. Класс Земноводные. п. 41, 42. | Характерные признаки класса Костные рыбы. Подклассы Лопастепёрые (двоякодышащие, кистепёрые), Лучепёрые. Разнообразие лучепёрых рыб в природе и жизни человека. Охраняемые виды рыб. Характерные признаки класса Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных по сравнению с рыбами. Особенности процессов размножения, развития и происхождения земноводных. Разнообразие земноводных. | Л/Р №18 Изучение передвижения рыб. | Тест | Мультимедийная презентация | |
27. | Урок 10. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птиц. п. 43,44. | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Особенности размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся, разнообразие, классификация. Роль пресмыкающихся в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды. Общая характеристика класса Птицы. Изучение особенностей внешнего строения. Цель, задачи, организация лабораторной работы. Внутреннее строение птиц. Черты прогрессивной организации птиц. Происхождение птиц. Размножение и развитие птиц. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. | Л/Р №19 Внешнее строение и перьевой покров птиц. | Тест | Мультимедийная презентация | |
28. | Урок 11. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие. п. 45,46. | Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Основные экологические группы: птицы леса, птицы открытых пространств, птицы водоёмов и побережий. Характерные особенности внешнего строения и образа жизни птиц в связи со средой обитания. Охраняемые виды птиц. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. | Л/Р №20 Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. | Устный опрос | | |
29. | Урок 12. Обобщающий урок по теме: «Бактерии, грибы-разрушители органического вещества» | Обобщение материала по теме. | Тест | | | |
Бактерии – разрушители органического вещества. Лишайники. (3 часа) |
30. | Урок 1. Царство Бактерий. Царство Грибов. п. 49,50. | Характерные признаки царства Бактерии. Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера Разнообразие бактерий. Строение и размножение. Средообразующая роль бактерий в биосфере. Общая характеристика грибов. Признаки сходства и различия с растениями и животными. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Микориза — симбиоз мицелия с корнями высших растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Л/Р №21 Строение плодовых тел шляпочных грибов | | Мультимедийная презентация | |
31. | Урок 2. Роль грибов в природе и для человека. Лишайники. п. 51,52. | Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Отличительные особенности экологических групп грибов. Грибы-паразиты. Средообразующая роль грибов. Определение съедобных и ядовитых грибов. | | Устный опрос. | | |
32. | Урок 3. Обобщающий урок по теме: «Бактерии, грибы-разрушители органического вещества» | Обобщающий урок | | Тест. | | |
Биоразнообразие (2 часа) |
33. | Урок 1. Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека. п. 53, 54. | Биологическое разнообразие, его компоненты. Видовое разнообразие —результат эволюции. Сокращение видового разнообразия в процессе антропогенной деятельности. Устойчивость экосистем. Экосистемное разнообразие. Лесные и степные экосистемы. Сокращение разнообразия лесных экосистем, преобразование степных экосистем. | | Устный опрос | | |
34. | Урок 2, Пути сохранения биоразнообразия. | Пути сохранения видового разнообразия. Красные книги. Заповедники — эталоны дикой природы, их роль в сохранении видового и экосистемного разнообразия. Меры охраны экосистемного разнообразия. | | Устный опрос. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
С на основании приказа директора МОУ "Средняя школа №32 имени В.В. Терешковой" «Средняя школа №32 имени В.В. Терешковой» № переведен на обучение по адаптированной образовательной программе (по данным психолого – педагогической экспертизы) Курбанов Магомед, для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).