Учебно-воспитательный комплекс школа-гимназия №67
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
«Биология. Человек»
для 8 класса
Составитель:
преподаватель биологии
Колесникова Л.А.
- Бишкек -
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье». Данная программа реализуется посредством УМК: Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2006.
В ней предусмотрены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для обучающихся 8 класса раскрывает биосоциальную природу человека, определяет место человека в окружающем мире, предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, знакомит с разноуровневой организацией организма человека. Также обучающиеся знакомятся с особенностями строения и функций органов и систем органов человека, с основными биохимическими процессами обмена веществ и энергии, значением и структурой нервной и гуморальной систем, их связями. Определяется значимость процессов восприятия окружающего мира через анализаторы, поведения и психики для социализации личности.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
Цель курса: развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья, понимания места и роли человека в системе органического мира,
Основными задачами данного курса является:
Ознакомление обучающихся с анатомией, морфологией, физиологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития и значением
Формирование знаний об особенностях строения и функций органов и систем органов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека.
Раскрытие взаимосвязи человека и природы, как важного единения для сохранения собственного здоровья и поддержания процесса формирования здоровой нации.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии человека и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения человека.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.
Определение представлений о единстве живой природы.
Программа предусматривает возрастные особенности развития обучающихся, внутрипредметные и межпредметные связи. Распределение изучаемых тем предполагает получение знаний обучающимися через систему уроков, ориентируемых на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся при использовании разноуровневых заданий и заданий, предложенных для самостоятельной работы в тетрадях с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков, способствующих развитию компетентностей, предусмотренных образовательным стандартом.
Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.
Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.
Предметно-ориентированные: освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе
Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
В процессе обучения используется практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов урочного времени, 2 часа в неделю.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены различные формы и методы. Основными методами диагностики знаний и умений обучающихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные, практические работы. К письменным формам контроля относят тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, зачеты.
Основными видами проверки знаний считают стартовый, текущий и итоговый контроль.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Отметка «5» - Полно раскрыто содержание материала в объёме материала учебника. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины. Для доказательства использованы различные умения, выводы из опытов и наблюдений. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4» - Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» - Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно. Определения понятий недостаточно чёткие. Не использованы в качестве доказательства все выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2» - Основное содержание учебного материала не раскрыто.Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Отметка «5» - Правильно определена цель работы. Самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта. Научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4» - Правильно определена цель работы. Самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов, при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки. В целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта. В описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3» - Правильно определена цель опыта. Подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта проведены с помощью учителя. Допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировке выводов.
Отметка «2» - Не определена самостоятельно цель опыта. Не подготовлено оборудование .Допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Обучающийся должен знать:
- место человека в системе органического мира, основные этапы эволюции человека, их особенности; отличительные признаки расы;
- черты сходства человека и животных, биологические и социальные факторы антропосоциогенеза;
- клеточное строение организма человека, функции частей и органоидов клетки;
- строение и значение тканей, органы и системы органов;
- основные функции эндокринных желез; роль эндокринного аппарата в организме человека;
- строение, функции и роль нервной системы в регуляции функций организма человека и связи организма с окружающей средой;
- роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга;
- строение, функции и значение органов чувств человека, роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды;
- основные отделы скелета (кости) и группы мышц;
- значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушения осанки, развития плоскостопия;
-основные компоненты внутренней среды, значение и строение форменных элементов крови;
- сущность понятий «иммунитет», необходимость и способы его поддержания;
- состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма;
- суть и значение обмена веществ и энергии;
- строение кожи и ее функции, соблюдение гигиенических требований;
- сущность процесса оплодотворения, индивидуального развития организма;
- этиологию, возможность предупреждения и профилактики распространенных заболеваний;
- особенности высшей нервной деятельности человека.
Обучающийся должен уметь:
- выявлять особенности строения тела человека, проводить сравнительный анализ;
- распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках органы, системы органов, отделы скелета;
- анализировать и объяснять совершенствование человека в процессе его эволюции;
- называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;
- распознавать основные железы внешней и внутренней секреции;
- сравнивать строение нервной системы человека и животных;
- работать с учебником, различными источниками информации;
- осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения;
- применять полученные знания для выполнения гигиенических требований и правил;
- характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
- оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, кровотечениях и других повреждениях;
- подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
- обосновывать вредное воздействие табакокурения, применения наркотических веществ, алкоголя; - соблюдать правила здорового питания для сохранения здоровья;
- пропагандировать значение ведения здорового образа жизни,
- проводить сравнительный анализ процессов размножения и развития зародыша и плода млекопитающих животных и человека;
- характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения;
- обобщать и делать выводы о значении медицины и общества, личной ответственности при планировании семьи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Биология. Человек» для 8 класса
/учебник «Биология. Человек», Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тема практической/лабораторной работа |
| Глава 1. Науки, изучающие организм человека | 2 часа | |
1 | Введение Становление наук о человеке. | 1 | |
2 | Биосоциальная природа человека. | 1 | |
| Глава 2. Происхождение человека | 2 часа | |
3 | Систематическое положение человека | 1 | |
4 | Историческое прошлое людей. Расы человека. | 1 | |
5 | Общий обзор организма. | 1 | «Распознавание органов и систем органов человека» |
6 | Клеточное строение организма. Строение и химический состав клетки. Физиология клетки. | 1 | |
7 | Типы тканей и их свойства | 1 | «Изучение микроскопического строения тканей» |
8 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | 1 | |
9 | Обобщение изученного материала по теме «Строение организма» | 1 | Контрольная работа |
| Глава 4. Опорно-двигательная система | 8 часов | |
10 | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. | 1 | |
11 | Скелет головы и туловища. | 1 | |
12 | Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | 1 | «Изучение внешнего вида отдельных костей» |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. | 1 | «Мышцы человеческого тела» |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | «Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия» |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | |
17 | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | Тестовая контрольная работа |
| Глава 5. Внутренняя среда организма | 3 часа | |
18 | Компоненты внутренней среды | 1 | «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | |
20 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | |
| Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 часов | |
21 | Транспортная система организма | 1 | «Положение венозных клапанов. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение». |
22 | Круги кровообращения. | 1 | |
23 | Строение и работа сердца. | 1 | |
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | 1 | «Определение скорости кровотока. Природа пульса» |
25 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | 1 | «Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку». |
26 | Виды кровотечения | 1 | Первая помощь при кровотечениях |
27 | Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфати-ческая системы» | 1 | Зачет по теме |
| Глава 7. Дыхательная система | 4 часа | |
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | 1 | |
29 | Значение и механизм дыхания. | 1 | «Измерение обхвата грудной клетки. Функциональная проба» |
30 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | |
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания | 1 | |
| Главы 8-9. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии | 9 часов | |
32 | Питание и пищеварение | 1 | |
33 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | «Действие ферментов слюны на крахмал» |
34 | Пищеварение в желудке | 1 | |
35 | Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. | 1 | |
36 | Регуляция пищеварения | 1 | |
37 | Гигиена органов пищеварения | 1 | |
38 | Обмен веществ и энергии. Нормы питания | 1 | |
39 | Витамины. | 1 | «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» |
40 | Обобщающий урок по теме «Пищеваритель-ная система и обмен веществ» | 1 | «Установление зависимости нагрузки и уровнем энергетического обмена» |
| Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция | 4 часа | |
41 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи | 1 | |
42 | Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей | 1 | |
43 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе | 1 | |
44 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | |
| Главы 11-12. Нервная система человека. Анализаторы. Органы чувств | 11 часов | |
45 | Значение и строение нервной системы. | 1 | |
46 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | |
47-48 | Головной мозг. Его строение. | 2 | «Пальцевая проба. Рефлексы продолговатого и среднего мозга». |
49 | Вегетативная нервная система, строение и функции. | 1 | «Штриховое раздражение кожи» |
50 | Анализатор. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | |
51 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1 | «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным». |
52 | Гигиена зрения | 1 | |
53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | |
54 | Кожно-мышечная чувствительность. Органы обоняния и вкуса | 1 | |
55 | Зачет «Нервная система. Органы чувств» | 1 | |
| Глава 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 часов | |
56 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | 1 | |
57 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | «Выработка зеркального письма» |
58 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | |
59 | Особенности ВНД человека. Познаватель-ные процессы. Воля, эмоции, внимание. | 1 | «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» |
60 | Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» | 1 | |
| Главы 14-15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). Индивидуальное развитие организма | 8 часов | |
61 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | |
62 | Роль гормонов и обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | |
63 | Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | |
64 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | 1 | |
65 | Развитие ребенка после рождения. | 1 | |
66 | Интересы, склонности, способности | 1 | |
67 | Обобщить знания, полученные за курс 8 класса | 1 | |
68 | Зачет по разделу «Биология. Человек» | 1 | |
Итого | За учебный год урочного времени | 68 часов | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Биология. Человек» для 8 класса
/учебник «Биология. Человек», Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./
Глава 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Историю становления наук, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена, и методы исследования. Биосоциальная природа человека.
Глава 2. Происхождение человека (2 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как биологический вид.
Глава 3. Строение организма (5 часов)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Клеточное строение организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Глава 4. Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.
Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма человека (7 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Глава 7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких.
Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Главы 8-9. Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии (9 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Главы 11-12. Нервная система человека. Анализаторы. Органы чувств (11 часов)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Главы 14-15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). Индивидуальное развитие организма (8 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Биология. Человек. 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006.
Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Колесова Д. В. – М.: Дрофа, 2017.
Методическое обеспечение для учителя:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)
Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.
Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод.пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.
Рекомендуемая литература для учащихся
Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)
Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
«Анатомия в картинках», 2005;
«Анатомия в игровой форме», 2005г.,
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия», «Уроки биологии в 8 классе».
«Анатомический атлас», 2005,
«Биологический энциклопедический словарь»
15