СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек". Включает пояснительную записку, раскрывает содержание учебного курса биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии человека»

Учебно-воспитательный комплекс школа-гимназия №67










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

«Биология. Человек»

для 8 класса











Составитель:

преподаватель биологии

Колесникова Л.А.






- Бишкек -


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье». Данная программа реализуется посредством УМК: Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2006.

В ней предусмотрены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для обучающихся 8 класса раскрывает биосоциальную природу человека, определяет место человека в окружающем мире, предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, знакомит с разноуровневой организацией организма человека. Также обучающиеся знакомятся с особенностями строения и функций органов и систем органов человека, с основными биохимическими процессами обмена веществ и энергии, значением и структурой нервной и гуморальной систем, их связями. Определяется значимость процессов восприятия окружающего мира через анализаторы, поведения и психики для социализации личности.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.

Цель курса: развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья, понимания места и роли человека в системе органического мира,

Основными задачами данного курса является:

  • Ознакомление обучающихся с анатомией, морфологией, физиологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития и значением

  • Формирование знаний об особенностях строения и функций органов и систем органов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека.

  • Раскрытие взаимосвязи человека и природы, как важного единения для сохранения собственного здоровья и поддержания процесса формирования здоровой нации.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии человека и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения человека.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.

  • Определение представлений о единстве живой природы.

Программа предусматривает возрастные особенности развития обучающихся, внутрипредметные и межпредметные связи. Распределение изучаемых тем предполагает получение знаний обучающимися через систему уроков, ориентируемых на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся при использовании разноуровневых заданий и заданий, предложенных для самостоятельной работы в тетрадях с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков, способствующих развитию компетентностей, предусмотренных образовательным стандартом.

Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.

Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.

Предметно-ориентированные: освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе

Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

В процессе обучения используется практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов урочного времени, 2 часа в неделю.



































КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены различные формы и методы. Основными методами диагностики знаний и умений обучающихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные, практические работы. К письменным формам контроля относят тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, зачеты.

Основными видами проверки знаний считают стартовый, текущий и итоговый контроль.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Отметка «5» - Полно раскрыто содержание материала в объёме материала учебника. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины. Для доказательства использованы различные умения, выводы из опытов и наблюдений. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.

Отметка «4» - Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» - Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно. Определения понятий недостаточно чёткие. Не использованы в качестве доказательства все выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2» - Основное содержание учебного материала не раскрыто.Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Отметка «5» - Правильно определена цель работы. Самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта. Научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4» - Правильно определена цель работы. Самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов, при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки. В целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта. В описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3» - Правильно определена цель опыта. Подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта проведены с помощью учителя. Допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировке выводов.

Отметка «2» - Не определена самостоятельно цель опыта. Не подготовлено оборудование .Допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.








Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса


Обучающийся должен знать:

- место человека в системе органического мира, основные этапы эволюции человека, их особенности; отличительные признаки расы;

- черты сходства человека и животных, биологические и социальные факторы антропосоциогенеза;

- клеточное строение организма человека, функции частей и органоидов клетки;

- строение и значение тканей, органы и системы органов;

- основные функции эндокринных желез; роль эндокринного аппарата в организме человека;

- строение, функции и роль нервной системы в регуляции функций организма человека и связи организма с окружающей средой;

- роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга;

- строение, функции и значение органов чувств человека, роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды;

- основные отделы скелета (кости) и группы мышц;

- значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушения осанки, развития плоскостопия;

-основные компоненты внутренней среды, значение и строение форменных элементов крови;

- сущность понятий «иммунитет», необходимость и способы его поддержания;

- состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма;

- суть и значение обмена веществ и энергии;

- строение кожи и ее функции, соблюдение гигиенических требований;

- сущность процесса оплодотворения, индивидуального развития организма;

- этиологию, возможность предупреждения и профилактики распространенных заболеваний;

- особенности высшей нервной деятельности человека.


Обучающийся должен уметь:

- выявлять особенности строения тела человека, проводить сравнительный анализ;

- распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках органы, системы органов, отделы скелета;

- анализировать и объяснять совершенствование человека в процессе его эволюции;

- называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;

- распознавать основные железы внешней и внутренней секреции;

- сравнивать строение нервной системы человека и животных;

- работать с учебником, различными источниками информации;

- осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения;

- применять полученные знания для выполнения гигиенических требований и правил;

- характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

- оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, кровотечениях и других повреждениях;

- подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;

- обосновывать вредное воздействие табакокурения, применения наркотических веществ, алкоголя; - соблюдать правила здорового питания для сохранения здоровья;

- пропагандировать значение ведения здорового образа жизни,

- проводить сравнительный анализ процессов размножения и развития зародыша и плода млекопитающих животных и человека;

- характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения;

- обобщать и делать выводы о значении медицины и общества, личной ответственности при планировании семьи.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Биология. Человек» для 8 класса

/учебник «Биология. Человек», Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тема практической/лабораторной работа


Глава 1. Науки, изучающие организм человека

2 часа


1

Введение Становление наук о человеке.

1


2

Биосоциальная природа человека.

1



Глава 2. Происхождение человека

2 часа


3

Систематическое положение человека

1


4

Историческое прошлое людей. Расы человека.

1


5

Общий обзор организма.

1

«Распознавание органов и систем органов человека»

6

Клеточное строение организма. Строение и химический состав клетки. Физиология клетки.

1


7

Типы тканей и их свойства

1

«Изучение микроскопического строения тканей»

8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

1


9

Обобщение изученного материала по теме «Строение организма»

1

Контрольная работа


Глава 4. Опорно-двигательная система

8 часов


10

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

1


11

Скелет головы и туловища.

1


12

Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

1

«Изучение внешнего вида отдельных костей»

13

Строение мышц. Обзор мышц человека.

1

«Мышцы человеческого тела»

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия

1

«Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия»

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1


17

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1

Тестовая контрольная работа


Глава 5. Внутренняя среда организма

3 часа


18

Компоненты внутренней среды

1

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1


20

Иммунология на службе здоровья.

1



Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

7 часов


21

Транспортная система организма

1

«Положение венозных клапанов. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

22

Круги кровообращения.

1


23

Строение и работа сердца.

1


24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

1

«Определение скорости кровотока. Природа пульса»

25

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

«Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».

26

Виды кровотечения

1

Первая помощь при кровотечениях

27

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфати-ческая системы»

1

Зачет по теме


Глава 7. Дыхательная система

4 часа


28

Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.

1


29

Значение и механизм дыхания.

1

«Измерение обхвата грудной клетки. Функциональная проба»

30

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1


31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания

1



Главы 8-9. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии

9 часов


32

Питание и пищеварение

1


33

Пищеварение в ротовой полости

1

«Действие ферментов слюны на крахмал»

34

Пищеварение в желудке

1


35

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

1


36

Регуляция пищеварения

1


37

Гигиена органов пищеварения

1


38

Обмен веществ и энергии. Нормы питания

1


39

Витамины.


1

«Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

40

Обобщающий урок по теме «Пищеваритель-ная система и обмен веществ»

1

«Установление зависимости нагрузки и уровнем энергетического обмена»


Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция

4 часа


41

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи

1


42

Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей

1


43

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе

1


44

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1



Главы 11-12. Нервная система человека. Анализаторы. Органы чувств

11 часов


45

Значение и строение нервной системы.

1


46

Строение и функции спинного мозга.

1


47-48

Головной мозг. Его строение.

2

«Пальцевая проба. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».

49

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

«Штриховое раздражение кожи»

50

Анализатор. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1


51

Орган зрения и зрительный анализатор

1

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным».

52

Гигиена зрения

1


53

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1


54

Кожно-мышечная чувствительность. Органы обоняния и вкуса

1


55

Зачет «Нервная система. Органы чувств»

1



Глава 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5 часов


56

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

1


57

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

«Выработка зеркального письма»

58

Биологические ритмы. Сон и его значение

1


59

Особенности ВНД человека. Познаватель-ные процессы. Воля, эмоции, внимание.

1

«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

60

Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

1



Главы 14-15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). Индивидуальное развитие организма

8 часов


61

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1


62

Роль гормонов и обмене веществ, росте и развитии организма.

1


63

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1


64

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.

1


65

Развитие ребенка после рождения.

1


66

Интересы, склонности, способности

1


67

Обобщить знания, полученные за курс 8 класса

1


68

Зачет по разделу «Биология. Человек»

1


Итого

За учебный год урочного времени

68 часов






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Биология. Человек» для 8 класса

/учебник «Биология. Человек», Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./

Глава 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

Историю становления наук, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена, и методы исследования. Биосоциальная природа человека.

Глава 2. Происхождение человека (2 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного проис­хождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как биологический вид.

Глава 3. Строение организма (5 часов)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Клеточное строение организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Ор­ганоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль фер­ментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физио­логического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Глава 4. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их мак­ро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособ­ление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связан­ные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их ре­гуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выяв­ление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суста­вов.

Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лим­фа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и формен­ные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной за­щите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болез­ни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.

Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма человека (7 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Довра­чебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Глава 7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыха­тельных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздуш­ной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюоро­графия. Туберкулез и рак легких.

Первая помощь утопающему, при уду­шении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологи­ческая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Ре­анимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Главы 8-9. Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии (9 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых су­ществ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нор­мы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ем­кость пищи.

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зави­симости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болез­ни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обмо­рожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная по­мощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение.

Главы 11-12. Нервная система человека. Анализаторы. Органы чувств (11 часов)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная ду­га. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значе­ние. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Пря­мые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие.

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достовер­ность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их пре­дупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нерв­ной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие централь­ного торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-тор­можения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: ус­ловные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стерео­тип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Снови­дения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших пси­хических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представле­ния, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмо­циональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Вни­мание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его ос­новные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, па­мяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Главы 14-15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). Индивидуальное развитие организма (8 часов)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины сахарного диабета.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в оп­ределении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Обра­зование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беремен­ность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкого­ля, парко гиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, пе­редающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилак­тика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ре­бенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, об­щественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхож­дения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Биология. Человек. 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Колесова Д. В. – М.: Дрофа, 2017.


Методическое обеспечение для учителя:

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

  3. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.

  4. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  5. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;

  6. РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

  7. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  8. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  9. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  10. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

  11. Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.

  12. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.

  13. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.

  14. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод.пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.


Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  2. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  3. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982


MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

«Анатомия в картинках», 2005;

«Анатомия в игровой форме», 2005г.,

«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия», «Уроки биологии в 8 классе».

«Анатомический атлас», 2005,

«Биологический энциклопедический словарь»








15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!