СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии за курс 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА ПРЕПОДАВАНИЕ 2 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии за курс 11 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от ___31.08.20г.№ 99

____________ Е.А. Качурина

печать


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»_

наименование учебного предмета (курса)


среднее общее образование -11 класс

уровень образования

Количество часов, в неделю

11класс – 2 часа


Общее количество часов на 2020-21 учебный год

в 11 классе - 63 часа




Учитель Просвирина Наталья Александровна.





Учебники, используемые при реализации программы:

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы.  М. Дрофа, 2019.





2020 год

Раздел 1.Пояснительная записка к рабочей программе по биологии

Название курса

биология

Класс

11

Срок реализации

1 год (2020-2021 уч. год)

Разработана на основе:

-.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 года.


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2017 г.);

УМК

- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2017 г.);

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы.  М. Дрофа, 2019.

Поурочные планы. 10 – 11 классы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.

Количество часов

11 класс: 63 ч (в неделю- 2ч), из них 2 тестовых работы, 6 лабораторных работ, 3 контрольных работы, 2 зачета.

Составители

Просвирина Наталья Александровна.

Цель курса


Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Формирование ЗУН


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

  • знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;биологическую терминологию и символику;


уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать

  • элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Краткое содержание курса 5класс

Основы учения об эволюции.-18 Л.р.1,2,3

Основы селекции и биотехнологии - 7 К.р№1

Антропогенез - 7. Зачет№1

Основы экологии. 20 К.р№3 Л.р.4,5,6

Эволюция биосферы и человек. 12 Зачет №2

Промежуточная аттестация

Итого: 63 часа.







Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.



Учащийся научится:

■ раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

■ понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:

биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

■ понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

■ использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению

биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

■ формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты их проверки;

■ сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

■ обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых

организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

■ приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

■ распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных)

по описанию, на схематических изображениях; устанавливать

связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

■ распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

■ описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

■ объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

■ классифицировать биологические объекты, на основании одного

или нескольких существенных признаков (типы питания, способы

дыхания и размножения, особенности развития);

■ объяснять причины наследственных заболеваний;

■ выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

■ выявлять морфологические, физиологические, поведенческие

адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

■ составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

■ приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

■ оценивать достоверность биологической информации, полученной

из разных источников, выделять необходимую информацию для

использования её в учебной деятельности и решении практических задач;

■ представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,

графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

■ оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в

практической деятельности человека и собственной жизни;

■ объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

■ объяснять последствия влияния мутагенов;

■ объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащийся получит возможность научиться:

■ давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности, изменчивости;

■ характеризовать современные направления в развитии биологии;

описывать их возможное использование в практической деятельности;

■ сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

■ решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

■ решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления

(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

■ решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы

наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

■ устанавливать тип наследования и характер проявления признака

по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

■ оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей

среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и

целых природных сообществ.


Раздел 3. Содержание программы.

Теория эволюции.

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека.

Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.












Раздел 4. Тематическое планирование курса биологии.

Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, практические и исследовательские работы, домашние работы, проекты, самостоятельные работы.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Контроль





1.




Основы учения об эволюции.




18






Л.р.1,2,3

2.


Основы селекции и биотехнологии


7


К.р№1


3.


Антропогенез


7.


Зачет№1


4.


Основы экологии.

20


К.р№3

Л.р.4,5,6



5.








Эволюция биосферы и человек.



12

Зачет №2

Промежуточная аттестация







Итого:



63 часа.




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №15

от _31.08.20 г. г. №_1__

Председатель ШМС

________ И.А.Кравченко


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ И.А.Кравченко

_31.08.20 г.

































Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.





п/п

Дата

Кол-во часов

Раздел, тема урока, темы контрольных, практических и лабораторных работ.

Вид контроля

1.

2.09

18



1

I. Основы учения об эволюции.

Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.


2.

7.09

1

Чарльз Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии.


3.

9.09

1

Входная диагностика.

Тест

4.

14.09

1

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида».

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида


5.

16.09

1

Популяции. Генетический состав популяций.

Устный опрос


6.

21.09

1

Изменения генофонда популяций.

Устный опрос


7.

23.09

1

Борьба за существование и её формы.

Естественный отбор и его формы.


Устный опрос


8.

28.09

1

Л.Р.№2 Выявление приспособлений к среде обитания».

Л.Р.№2 Выявление приспособлений к среде обитания».

9.

30.09

1

Естественный отбор и его формы.

Устный опрос


10.

5.10

1

Изолирующие механизмы.

Устный опрос

11.

7.10

1

Видообразование.

Устный опрос


12.

12.10

1

Макроэволюция, её доказательства.

Устный опрос

13.

14.10

1

Л.Р.№3Выявление признаков сходства зародышей».

Л.Р.№3Выявление признаков сходства зародышей».

14.

19.10

1

Система растений и животных – отображение эволюции.

Устный опрос


15.

21.10

1

Главные направления эволюции органического мира.

Устный опрос


16.

26.10

1

Главные направления эволюции органического мира. Семинар.

Устный опрос


17.

9.11

1

обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

Устный опрос


18.

11.11

1

Контрольная работа №1

«Основы учения об эволюции».

К.Р.

№1



19.

16.11

7



1

II Основы селекции и биотехнологии.

Методы изучения селекции и биотехнологии.


20.

18.11

1

Методы селекции растений.

Устный опрос


21.

23.11

1

Методы селекции растений.Семинар

Устный опрос


22.

25.11

1

Методы селекции животных.

Устный опрос


23.

30.11

1

Селекция микроорганизмов.

Устный опрос


24.

2.12

1

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Устный опрос


25.

7.12

1

Контрольная работа №2 по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

К.Р.

№2

26.

9.12

7

1

III. Антропогенез. 7 ч.

Положение человека в системе органического мира.


27.

14.12

1

Основные стадии антропогенеза.

Устный опрос


28.

16.12

1

Основные стадии антропогенеза.Семинар.

Устный опрос


29.

21.12

1

Движущие стадии антропогенеза.

Устный опрос


30.

23.12

1

Прародина человека.

Устный опрос


31.

28.12

1

Расы и их происхождение.

Устный опрос


32.

30.12

1

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Антропогенез».

Зачет№1.

33.

11.01

20

1

IV. Основы экологии.


Что изучает экология.


34.

13.01

1

Среда обитания организмов и её факторы.


Устный опрос


35.

18.01

1

Среда обитания организмов и её факторы.

Устный опрос


36.

20.01

1

Местообитание и экологические ниши.

Устный опрос


37.

25.01

1

Основные типы экологических взаимодействий.

Устный опрос


38.

27.01

1

Конкурентные взаимодействия

Устный опрос


39

1.02

1

Основные экологические характеристики популяции

Устный опрос


40.

3.02

1

Динамика популяции.

Устный опрос


41.

8.02

1

Экологические сообщества.

Устный опрос


42.

10.02

1

Л.Р.№4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях».


43.

15.02

1

Структура сообщества.


Л.Р.№4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях».

44.

17.02

1

Взаимосвязь организмов в сообществах.Пищевые цепи.


Устный опрос


45.

22.02.

1

Л.Р.№5»Составление схем передачи веществ и энергии».

Устный опрос


46.

1.03

1

Экологические пирамиды.

Л.Р.№5»Составление схем передачи веществ и энергии».

47.

3.03

1

Экологические сукцессии.

Устный опрос


48.

10.03

1

Влияние загрязнений на живые организмы.

Устный опрос


49.

15.03

1

Влияние загрязнений на живые организмы.

Устный опрос


50.

17.03

1

Основы рационального природопользования.

Устный опрос


51

5.04

1

Л.Р.№6 «Решение экологических задач».

Л.Р.№6 «Решение экологических задач».

52.

7.04

1

Контрольная работа №3 по теме

«Основы экологии».

К.Р.

№3

53.

12.04

13


1

V. Эволюция биосферы и человек

Гипотезы о происхождении жизни.


54.

14.04

1

Современные представления о происхождении жизни.

Устный опрос


55.

19.04

1

Основные этапы развития жизни на Земле.

Устный опрос


56.

21.04

1

Основные этапы развития жизни на Земле. Семинар.

Устный опрос


57.

26.04

1

Эволюция биосферы.

Устный опрос


58.

28.04

1

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

Устный опрос


59.

5.05

1

Антропогенное воздействие на биосферу.

Устный опрос


60.

12.05

1

Зачетно-обобщающий урок по теме

«Эволюция биосферы и человек
















Зачет№2

61.

17.05

1

Повторение темы «Основы цитологии».

Устный опрос


62.

19.05

1

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

Устный опрос


63.

24.05

1

Промежуточная аттестация за курс 11 класса.

Тест

Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета. 24.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Диагностическая работа по биологии за курс 10 класса.

Вариант - 1

Задание А

Выберите один правильный ответ, обведите его кружком и аккуратно занесите цифры правильных ответов в таблицу ответов в конце задания.

А1.Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам-

1)цитология

2)селекция

3)систематика

4)биогеография

А2.Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых сформулировали

1)закон зародышевого сходства

2)хромосомную теорию наследственности

3)клеточную теорию

4)закон гомологических рядов

А3.Мономерами белка являются

1)аминокислоты

2)моносахариды

3)жирные кислоты

4)нуклеотиды

А4.Хлоропласты в растительной клетке

1)выполняют защитную функцию

2)осуществляют связь между частями клетки

3)обеспечивают накопление воды

4)осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А5.Рибонуклеиновые кислоты в клетке участвуют в

1) регуляции обмена веществ

2) образовании углеводов

3) хранении наследственной информации

4 ) биосинтезе белка

А6.Фаза деления клетки в которой хроматиды расходятся к полюсам

1) метафаза

2) профаза

3) анафаза

4) телофаза

А7.Какой генотип является гомозиготным

1) АвАв

2) ВВАА

3) ВвАа

4) АВАВ

А8.Какая изменчивость проявится у черенков смородины, взятых, с одного куста и выращенных в разных условиях

1)комбинативная

2)модификационная

3)генотипическая

4)мутационная

А9.К движущим силам эволюции относят

1)многообразие видов

2)видообразование

3)приспособленность

4)наследственную изменчивость

А10.Какой фактор ограничивает возможность жизни растений на больших глубинах океанов

1)отсутствие света

2)колебание температур

3)концентрация углекислого газа

4)высокая соленость воды

А11.По венам малого круга кровообращения течет

1)к легким

2) артериальная кровь

3)от сердца

4) венозная кровь

А12.Образование условных рефлексов возможно благодаря деятельности

1)продолговатого мозга

2)мозжечка

3)коры больших полушарий

4)среднего мозга

А13.Форма тела головастика, наличие у него боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствует об их родстве с

1)рыбами

2)ланцетниками

3)моллюсками

4)пресмыкающимися

А14.Побег появился впервые у растений отдела

1)покрытосеменные

2)папоротникообразные

3)голосеменные

4) мохообразные

А15.Клетки грибов в отличие от клеток бактерий, имеют

1)цитоплазму

2)ядро

3)плазматическую мембрану

4)рибосомы

Таблица ответов задания А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15


















Задание В

В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1.Какие структуры характерны только растительной клетке

1.клеточная стенка из хитина

2.клеточная стенка из целлюлозы

3.эндоплазматическая сеть

4.вакуоли с клеточным соком

5.митохондрии

6.лейкопласты и хлоропласты








В2.Выберите признаки характерные классу Земноводных

1.трехкамерное сердце и два круга кровообращения

2.четырехкамерное сердце и два круга кровообращения

3.дышат легкими и кожей

4.дышат жабрами

5.кожа тонкая, сухая, лишена желез

6.кожа голая и влажная








При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В3.Установите соответствие между особенностью регуляции физиологических функций в организме человека и её типом

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ТИП РЕГУЛЯЦИИ

А) осуществляется с помощью 1) нервная

гормонов 2) гуморальная

Б) осуществляется с помощью

электрических импульсов

В) имеет высокую скорость реакции

на внешнее воздействие

Г) процесс протекает медленно

Д) воздействие осуществляется через кровь



А

Б

В

Г

Д








При выполнении задания В4 установите правильную последовательность процессов или явлений. Запишите в таблице буквы ответов в той последовательности, которую вы составили.



В4.Установите последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей

А) семейство Бобовые

Б) вид Клевер луговой

В) род Клевер

Г) отдел Покрытосеменные

Д) класс Двудольные










Задание С

На задание С1 дайте полный развернутый ответ

С1. Фрагмент кодирующей цепи ДНК имеет следующую последовательность: ГТГТТТГАГЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и число водородных связей во фрагменте молекулы ДНК.

Контрольная работа №1. .

. Критерии оценивания теста.

Все задания разделены по уровням сложности.

  • Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по1 баллу.

  • Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по2 балла.



V. Ориентировочное время выполнения итогового теста -40 минут.

VI. Содержание теста:

Тема 1. «Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ж.Ламарка».

Задание 1. Кто автор первого эволюционного учения?

1.К.Линней 2.Ч.Дарвин 3.Ж.-Л. Бюффон 4. Ж.-Б. Ламарк

Сложность 1 балл

Задание 2. Движущей силой эволюции, по Ламарку, являются:

1.Бог 2.естественные законы природы 3.стремление организмов к совершенству 4.естественный отбор.

Сложность 1 балл

Задание 3. Среди приведённых фактов выбери те, которые опровергают положение Ламарка о наследовании приобретённых в течение жизни признаков:

1. у собак определённых пород (боксёров, доберманов, ризенов) вскоре после рождения купируют хвосты и уши;

2. дети спортсмена должны активно тренироваться, чтобы стать спортсменами;

3.потомки талантливого музыканта всегда обладают музыкальными способностями;

4.крот слеп потому, что ему не нужно зрение под землёй и, следовательно, он его не упражнял.

Сложность 2 балла

Задание 4. Закончи предложение.Впервые описал и систематизировал более 8000 видов…

Правильный ответ: К.Линней.

Сложность 1 балл.

Тема 2. «Учение Ч.Дарвина»

Задание5. Согласно взглядам Ч.Дарвина, естественный отбор приводит к:

1.выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;

2.гибели в поколениях наименее приспособленных особей;

3.возникновению приспособленности (адаптаций) у организмов к условиям существования;

4.изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.

Сложность 1 балл

Задание 6. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч.Дарвину:

1. наследственность 2.изменчивость 3.естественный отбор 4.борьба за существование

Сложность 1 балл

Задание 7. Согласно взглядам Ч.Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе - это:

1. несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды;

2. ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;

3. отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;

4.постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.

Сложность 1 балл



Задание 8. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч.Дарвину:

  1. изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;

  2. наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

  3. изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

  4. наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Сложность 1 балл



Задание 9. Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.

  1. В тундре все деревья карликовые.

  2. В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.

  3. На кислой почве получили плохой урожай.

  4. Густые всходы растений вытягиваются.

  5. Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.





1

2

3

4

5

в

б

в

а

б



Сложность 2 балла.



Тема 3. «Микроэволюция. Вид и его критерии.Популяция-структурная единица эволюции.»



Задание10. Установи последовательность систематических единиц клевера лугового, начиная с наименьшей единицы.

1.род Клевер 2.отдел Покрытосеменные 3. вид Клевер луговой

4. семейство Бобовые 5. класс Двудольные

Правильный ответ: 3,1,4,5,2.

Сложность 2 балла.



Задание 11. Укажи последовательность, которая отражает систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы:

1.класс Насекомые 2. вид Капустная белянка 3. отряд Чешуекрылые 4. тип Членистоногие 5.семейство Белянки

Правильный ответ: 2,5,3,1,4.

Сложность 2 балла.



Задание 12.Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора-с другой,приводит к видообразованию:

1.симпатрическому 2. экологическому 3. внезапному 4. аллопатрическому

Сложность 1 балл



Задание 13. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяции выступает изоляция:

1.географическая 2. генетическая 3. экологическая 4. этологическая

Сложность 1 балл

Тема 4. «Борьба за существование. Естественный отбор»

Задание 14. Назови вид борьбы за существование, которая является наиболее напряжённой:

1.межвидовая 2. внутривидовая 3. между организмом и факторами неживой природы

Сложность 1 балл

Задание 15. Что является исходным материалом для естественного отбора?

1.модификации 2. мутации 3. адаптации

Сложность 1 балл

Задание 16. Выбери правильные утверждения:

1.Эволюция-это резкое, скачкообразное изменение в органическом мире.

2.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.

3.Единицей микроэволюции является популяция.

4.Результаты макроэволюции можно только предполагать.

5.При биологическом прогрессе ареал вида расширяется.

Сложность 2 балла.

Задание 17. Выбери правильные утверждения.

1.Основателем научной систематики организмов был К.Линней.

2.Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер.

3.Стабилизирующий естественный отбор сохраняет существующие фенотипы.

4.Причиной естественного отбора является борьба за существование.

5.Модификационные изменения передаются по наследству.

Сложность 2 балла.

Задание 18.Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.



Ответ: стабилизирующий отбор.

Сложность 2 балла.

Задание 19. Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.





Ответ: движущий отбор.

Сложность 2 балла.



Тема 5. «Главные направления эволюции органического мира»



Задание 20. Из приведённых ниже примеров выбери описания признаков ароморфозов речного окуня:

1.замкнутая кровеносная система 2.внутренний скелет

3.наличие плавников 4.тело покрыто слизью 5.наличие головного и спинного мозга

Сложность 2 балла

Задание 21. Из приведённых ниже признаков выбери описания идиоадаптаций речного окуня:

1.наличие плавников 2.тело покрыто слизью 3.замкнутая кровеносная система

4.боковая линия 5.внутренний скелет

Сложность 2 балла.

Задание22. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:

1.появление двусторонней симметрии а) ароморфоз

2.втягивающие когти у кошачьих б) идиоадаптация

3.крючковатый клюв у орла в) дегенерация

4.появление цветка у покрытосеменных

5.появление полового размножения

6.отсутствие кишечника у свиного цепня

1

2

3

4

5

6

а

б

б

а

а

в

Сложность 2 балла.

Задание 23. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:

1.образование семени а) ароморфоз

2.появление фотосинтеза б) идиоадаптация

3.отсутствие корня у повилики(паразит) в) дегенерация

4.крылышки у семян клёна

5.покровительственная окраска у насекомых

1

2

3

4

5

а

а

в

б

б

Сложность 2 балла.

Задание 24.Пример общей дегенерации (катагенеза) в эволюции:

  1. недоразвитие органов зрения у крота и слепыша.

  2. исчезновение хвоста у головастика в процессе превращения в лягушку.

  3. отсутствие волосяного покрова на коже китов и дельфинов.

  4. отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей.

Сложность 1 балл.

Тема 6 «Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.»

Задание25. Что из ниже перечисленного НЕ является приспособлением к окружающей среде?

  1. высокая рождаемость 2. инстинкты 3. мимикрия

4. высокая смертность 5. маскировочная окраска

Сложность 1 балла

Задание 26. Каким термином называется развитие вида в направлении накопления всё большего числа различий между отдельными группами организмов благодаря приспособлению их к различным условиям обитания?

1. конвергенция 2.дивергенция 3. параллелизм 4. естественный отбор 5. адаптация

Сложность 1 балла

Задание 27.Рассмотрите рисунок, на котором изображён морской конек.

Определите тип адаптации его к водной среде обитания.

1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость

Сложность 2 балла

Задание 28. Рассмотрите рисунок, на котором изображены насекомые.



Определите тип адаптации животного к среде обитания

1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость

Сложность 2 балла

Контрольная работа №2 по теме «Селекция. Биотехнология .

В-1



Уровень А. Выберите один правильный ответ.

1.Какое из определений селекции наиболее точно?

А. Селекция – это отбор наиболее ценных для человека растений и пород животных.

Б. Селекция – род практической деятельности людей, связанный с выведением новых сортов растений и пород животных.

В. Селекция – это наука о культурных сортах растений и породах животных.



2.Изменение генотипа методом встраивания гена одного организма в геном другого организма.

А) биотехнология; Б) генная инженерия; В) клонирование.



3. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся наследственно стойкими особенностями строения и продуктивности.

А) порода; Б) сорт; В) штамм.



4. Какую форму искусственного отбора применяют в селекции животных?

А) массовый; Б) индивидуальный.

5.Для каких целей осуществляют, близкородствен¬ное скрещивание?

А) усиление жизненной силы, Б) усиление доминантности признака, В)получение чистой линии.



6.В селекционной работе с микроорганизмами используют...

А. Близкородственное разведение. Б. Методы получения гетерозиса.

В. Отдаленную гибридизацию. Г. Экспериментальное получение мутаций.



7.Бесплодие межвидовых растительных гибридов возможно преодолевать с помощью...

А. Гетерозиса. В. Индивидуального отбора.

Б. Массового отбора. Г. Полиплоидии.



8.Около 90 видов культурных растений, в том числе кукуруза, происходят из центра...

А. Восточноазиатского. В. Центральноамериканского.

Б. Южноазиатского Г. Абиссинского тропического.



9.В селекционной работе с растениями не используют...

А. Отдаленную гибридизацию. Б. Массовый отбор.

В. Испытание производителей по потомству. Г. Индивидуальный отбор.



10.Отбор, проводимый по генотипу, называется:

А) Естественным Б)Бессознательным В)Индивидуальным Г)Методическим.



11 .Использование микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается:

А)Генная инженерия Б)Клеточная инженерия В)Цитология

Г) Микробиологический синтез.



12.Какая группа растений относится к Средиземноморскому центру происхождения культурных растений:

а. Рис, лен, шелковица.

б. Хлопчатник, арбуз, кофе.

в. Капуста, брюква, люпи

Уровень В.

В-1 Установи соответствие:

1. Близкородственное скрещивание А) Гетерозис

2. Всплеск гибридной мощности Б) Направленный мутагенез

3. Процесс сознательного повышения количества мутаций В) Гибридизация

4.Скрещивание организмов с различной наследственностью Г) Инбридинг

Уровень С.

Найдите в учебном тексте ошибочные предложения, укажите их номер и сформулируйте их правильно:

С-1.

1.Дарвин является основателем селекции, так как он разработал учение об искусственном отборе. 2. Дарвин также открыл центры происхождения культурных растений. 3. Дарвин выделял четыре условия эффективности искусственного отбора. 4. Большой вклад в селекцию внес и Н.И. Вавилов, являющийся автором закона гомологических рядов наследственной изменчивости. 5. Этот закон утверждает, что даже в самых отдаленных группах живых организмов наблюдаются схожие ряды признаков наследственной изменчивости.

С-2.

1.Инбридинг применяют с целью повышения разнообразия генетического материала.

2.Инбридинг – близкородственное скрещивание.

3.Гетерозисом называют явление перехода генов в гетерозиготное состояние.

4.Генная инженерия позволяет встраивать гены одного организма в геном другого организма.

5. В биотехнологии используют в основном микроорганизмы.

Максимальное количество баллов – 20.

18-20 баллов- оценка «5».

15-17 баллов – оценка «4».

12-14 баллов-оценка «3»



Контрольная работа по теме «Селекция. Биотехнология». В-2.



Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Научная и практическая деятельность человека по улучшению старых и выведению новых пород сортов и штаммов микроорганизмов.

А) генетика; Б) эволюция; В) селекция. Г) биотехнология.

2.Использование живых организмов и биологических процессов в производстве.

А) биотехнология; Б) генная инженерия; В) клонирование. Г)генетика.



3.Первым этапом селекции животных является….

А. Бессознательный отбор. Б. Гибридизация.

В. Одомашнивание. Г. Методический отбор.



4. У каких организмов встречается полиплоидия?

А) растения; Б) животные; В) микробы.

5.Совокупность пород животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся наследственно стойкими особенностями строения и продуктивности.

А) порода; Б) сорт; В) штамм.



6.Для каких целей осуществляют, близкородствен¬ное скрещивание?

А) усиление жизненной силы, Б) усиление доминантности признака, в) получение чистой линии.



7.Метод выделения отдельных особей среди сельскохозяйст¬венных культур и получения от них потомства называется...

А. Массовым отбором. Б. Межлинейной гибридизацией.

В. Отдаленной гибридизацией. Г. Индивидуальным отбором.



8.Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, называют:

А) гетерозисом Б)полиплоидией В)мутагенезом Г)гибридизацией



9. Изменение генотипа методом встраивания гена одного организма в геном другого организма.

А) биотехнология; Б) генная инженерия; В) клонирование. Г) клеточная инженерия.

10. В селекционной работе с животными не используют...

А. Родственное скрещивание. Б.Полиплоидию.

В. Межлинейную гибридизацию. Г. Неродственное скрещивание.



11.Родиной многих клубненосных растений, в том числе кар¬тофеля, является центр...

А. Южноазиатский В. Южноамериканский тропический.

Б. Средиземноморский. Г. Центральноамериканский.



12.Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при:

А) Подборе исходного материала для получения нового сорта;

Б) Определении числа мутантных генов у сорта;

В) Изучении дрейфа аллельных генов в популяциях.

Уровень В.

В-1 Установи соответствие:

1. Близкородственное скрещивание А) Гетерозис

2. Всплеск гибридной мощности Б) Направленный мутагенез

3. Процесс сознательного повышения количества мутаций В) Гибридизация

4.Скрещивание организмов с различной наследственностью Г) Инбридинг

Уровень С.

Найдите в учебном тексте ошибочные предложения, укажите их номер и сформулируйте их правильно:

С-1.

1.Слово «селекция» означает отбор. 2.В основе селекционного процесса лежит естественный отбор. 3.Чистые линии растений получают путем самоопыления. 4. При массовом отборе обязательно учитывают генотип особей, отбираемых для дальнейшего скрещивания. 5.Полиплоидию вызывают, воздействуя на клетки колхицином.

С-2

1.Важным направлением селекции микроорганизмов является создание штаммов, производящих полезные для человека вещества, например, антибиотики. 2. Ранее для выведения таких штаммов использовали метод естественного мутагенеза. 3. В настоящее время активно применяют искусственный мутагенез, для чего группы микроорганизмов, производящих полезный для человека продукт, сразу же обрабатывают мутагенами. 4. Для получения продуктивного штамма методы мутагенеза чередуются с методами гибридизации. 5. Для создания штаммов, производящих полезные вещества, можно использовать и метод генной инженерии. 6. Этот метод положительно себя зарекомендовал при получении инсулина.



Максимальное количество баллов – 20.

18-20 баллов- оценка «5».

15-17 баллов – оценка «4».

12-14 баллов-оценка «3».

Ответы контрольная работа по теме «Селекция».



В-1 2

1в в

2б а

3б в

4б а

5б а

6г в

7г г

8в в

9в б

10г-б

11г в

12в а



Уровень В

1-г

2-а

3-б

4-в



С1- 1,2,3 2

С2 – 1,3. 2, 4



Контрольная работа №3 по теме: «Основы экологии». В-1 .

1. Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель; Б) Э. Геккель; В) Ч. Дарвин; Г) В.И. Вернадский

2. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением

деятельности человека, называют:

а) абиотическими факторами; б) антропогенными условиями;в) природными условиями; г) окружающей средой.

3.) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а) протокооперацией; б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) аменсализмом.

4.) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями; б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

5.) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие; б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

6.) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных; б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры; г) имеют разнообразную кормовую базу.

7.) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) остается неизменным; г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

8.) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

В 1. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

В=2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

С1. Почему считают конкурентными отношения между щукой и окунем в экосистеме реки?

С2 Объясните преимущество биологических методов борьбы вредителями над химическими.

Контрольная работа по теме: «Основы экологии». В-2

1.Понятие «биогеоценоз» ввел: А) В. Сукачев; Б) В. Вернадский; В) Аристотель; В) В. Докучаев.

2.Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют: а) симбиозом; б) паразитизмом; в) анабиозом; г) аменсализмом.

3.) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) комменсализмом; б) мутуализмом; в) протокооперацией; г) нейтрализмом.

4.) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность; б) площадь территории; в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

5) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов; б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

6.) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

а) к автотрофам; б) гетеротрофам; в) продуцентам; г) хемотрофам.

7.) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы; б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания; г) саморегуляцией.

8.) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных; б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества; г) увеличение чистой продукции сообщества.

Уровень В.

Выберите три верных ответа и запишите их цифры в порядке возрастания.

1. Функция грибов в биоценозах состоит в том, что они:

1) являются продуцентами 2) из неорганических веществ синтезируют органические

3) являются редуцентами 4) поглощают СО2 и выделяют О2

5) поглощают О2 и выделяют СО2 6) разлагают органические вещества

2.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

ПРИМЕРЫ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) росянка и насекомые 1) конкуренция

Б) щука и судак 2) хищничество

В) блохи и кот 3) паразитизм

Г) клевер и шмель 4) симбиоз

Д) корова и печёночный сосальщик

Е) лось и зубр

Ж) водоросль и гриб в слоевище лишайника З) уж и лягушка

Уровень С.

1. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры берёзовой рощи?

2. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие

организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик,

циклопы , гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите

не менее трёх доказательств.

КЛЮЧИ.

1-б 2-б 3-в 4-в 5-а 6-а 7-а 8-в

В1—3,5,6

В2—а-2, б1,в3,г4,д3,е1, ж4,з2

Промежуточная аттестация по биологии за курс 11 класса.

1.Характеристика, структура и содержание экзаменационной работы

Цель работы – оценить уровень и качество подготовки выпускников школы за курс « Общая биология».

Проверочные материалы, включённые в контрольную работу, объединены в три части тестовых заданий, отличающихся по сложности.

Первая часть включает в себя 10 заданий с выбором ответа, вторая часть – 6 заданий с кратким ответом. В третью часть входит 2 задачи с развернутым ответом.

Оценивание работы.

Все тестовые задания оцениваются в баллах:

Таким образом, при правильных ответах по всем заданиям общее количество баллов составит:

  • 1 часть из 10 заданий – 10 баллов;

  • 2 часть из 6 заданий – 12 баллов;

  • 3 часть из 2 заданий ( по 3 балла за каждый) – 6 баллов.

Всего за ответы можно набрать 28 баллов.

Оценка уровня и качества подготовки учащихся проводится по пятибальной системе с учётом количества баллов, набранных за правильные ответы, исходя из следующих критериев.

Оценка «неудовлетворительно» («2») выставляется в случае, если учащийся дал менее 50% правильных ответов и набрал 0 -13 баллов.

Оценка «удовлетворительно» («3») выставляется в случае, если учащийся показал до 75% правильных ответов и набрал 14 -21 балла.

Оценка «хорошо» («4») выставляется в случае, если учащийся показал (представил) от 75% до 89% правильных ответов и набрал 22-25 баллов.

Оценка «отлично» («5») выставляется, если учащийся показал (представил) более 90% правильных ответов и набрал 26 – 28 баллов.

Ответы: В-1.

А1-3; А2-2; А3-1; А4-1; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-2; А9-4; А10-1.

В 1. – 2,4,6; В 2. – 2,4,6; В 3. – БАААББ; В 4. – АББАААБ; В 5. – 51324; В 6. – 31245;

С 1. Абиотические, биотические , антропогенные.

С 2. 1) Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания

2) Сбалансированным круговоротом веществ

3) Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

Ответы: В-2.

А1-4; А2-3; А3-2; А4-2; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-3; А9-1; А10-3.

В 1.- 1,4,6; В 2, - 1,5,6; В 3, -АБАБАБ; В 4. – АБАББА В 5. – 23154;

В 6. – 54312;

С 1. Способствует накоплению мутаций в популяции.

С 2. 1) Создают органические вещества из неорганических

2) Аккумулируют солнечную энергию

3) Обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Промежуточная аттестация по биологии за курс 11 класса

1 вариант

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

  1. Плоская форма тела у ската

  2. Покровительственная окраска у кузнечика

  3. Четырехкамерное сердце у птиц

  4. Редукция пищеварительной системы у паразитических червей

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

  1. Индивидуального развития организма

  2. Исторического развития органического мира

  3. Эмбрионального развития организма

  4. Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищников происходит

  1. Увеличение числа новорожденных особей

  2. Уменьшение числа половозрелых особей

  3. Увеличение числа женских особей

  4. Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

  1. Рациональное природопользование

  2. Строительство плотин на реках

  3. Сельскохозяйственная деятельность человека

  4. Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

  1. Физиологическим

  2. Морфологическим

  3. Генетическим

  4. Биохимическим

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

  1. Движущим

  2. Методическим

  3. Стабилизирующим

  4. Массовым

А 7. Основу естественного отбора составляет

  1. Мутационный процесс

  2. Видообразование

  3. Биологический прогресс

  4. Относительная приспособленность

А 8. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

  1. Древнейших людей

  2. Древних людей

  3. Неандертальцев

  4. Кроманьонцев

А 9. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

  1. Ярусным расположением животных

  2. Числом экологических ниш

  3. Распределением организмов в горизонтах леса

  4. Многообразием обитающих в нем организмов

А10. Биогеоценоз считают открытой системой, так как в нем постоянно происходит

  1. Приток энергии

  2. Саморегуляция

  3. Круговорот веществ

  4. Борьба за существование.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. К факторам эволюции относят

  1. Кроссинговер

  2. Мутационный процесс

  3. Модификационную изменчивость

  4. Изоляцию

  5. Многообразие видов

  6. Естественный отбор

В 2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

  1. Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

  2. Волки ограничивают рост численности кабанов

  3. Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

  4. Численность белок зависит от урожая семян ели

  5. Популяция кабанов поностью уничтожается волками

  6. Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В заданиях В3 и В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы Направления эволюции

  1. Страус эму А) биологический прогресс

  2. Серая крыса Б) биологический регресс

  3. Домовая мышь

  4. Синезеленые (цианобактерии)

  5. Орел беркут

  6. Уссурийский тигр

В 4. Установите сответствие между признаками отбора и его видами

Признаки отбора Вид отбора

  1. Сохраняет особей с полезными в данных условиях признаками

  2. А) естественный

  3. Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений Б) искусственный

  4. Способствует созданию организмов с нужными человеку

    1. Изменениями

  5. Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида

  6. Действует в природе миллионы лет

  7. Приводит к образованию новых видов 7.Проводится человеком

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

  1. Тля

  2. Паук

  3. Божья коровка

  4. Грач

  5. Листья растений

В 6. – Установите хронологическую последовательность антропогенеза

  1. Человек умелый

  2. Человек прямоходящий

  3. Дриопитек

  4. Неандерталец

  5. Кроманьонец.

C 1 Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

С 2. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?



Промежуточная аттестация по биологии за курс 11 класса

2 вариант.

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1. Какой ароморфоз способствовал выходу позвоночных животных на сушу

  1. Жаберное дыхание

  2. Появление конечностей

  3. Наличие позвоночника

  4. Появление легочного дыхания

А 2. Общую территорию, которую занимает вид, называют

  1. Экологической нишей

  2. Биоценозом

  3. Ареалом

  4. Кормовой территорией

А 3. Биомасса растений в океане уменьшается на глубине в следствии

  1. Понижения температуры воды

  2. Уменьшения освещенности

  3. Уменьшения числа животных

  4. Уменьшения питательных веществ в воде

А 4. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

  1. Кислорода

  2. Углекислого газа

  3. Сернистого газа

  4. Паров воды

А 5. Уровень организации любой лягушки остромордой

  1. Молекулярно – клеточный

  2. Биосферно – биотический

  3. Популяционно – видовой

  4. Организменный

А 6. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается

  1. В аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза

  2. Избирательном накоплении химических элементов организмами

  3. Круговороте химических элементов, входящих в состав организмов

  4. Переносе органических веществ и энергии по цепям питания

А 7. Согласно взглядам Ч. Дарвина результатом естественного отбора является

  1. Выживание наиболее приспособленных особей

  2. Гибель наименее приспособленных особей

  3. Появление приспособленности у организмов

  4. Появление изменчивости признаков у организмов

А 8. Элементарным материалом для эволюции служат

  1. Фенотипы группы особей популяции

  2. Генотипы отдельных особей популяции

  3. Мутации генов у особей популяции

  4. Модификации генотипов у особей популяции

А 9. Увеличение числа видов в экосистеме, образование разветвленных цепей питания, ярусность – это признак

  1. Устойчивого развития экосистемы

  2. Перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

  3. Отмирания экосистемы

  4. Смены одной экосистемы другой

А10. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

  1. Культурные растения вытесняются сорняками

  2. Он не может существовать без удобрений и ухода

  3. Он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

  4. Усиливается конкуренция между культурными растениями.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. Устойчивые биогеоценозы характеризуются

  1. Сложными пищевыми цепями

  2. Простыми пищевыми цепями

  3. Отсутствием видового разнообразия

  4. Наличием естественного отбора

  5. Зависимостью от деятельности человека

  6. Устойчивым состоянием

В 2. Почему популяцию считают единицей эволюции

  1. В ней происходит свободное скрещивание

  2. Многие виды состоят из ряда популяций

  3. Особи популяции подвергаются мутациям

  4. Особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания

  5. Происходит саморегуляция численности популяций

  6. Под воздействием естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями

В заданиях В3 и В 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости Виды изменчивости

  1. Изменение признака исчезает после прекращения А) модификации

действия вызвавшего его фактора Б) мутации

  1. изменение возникает внезапно

  2. изменение имеет ненаправленный характер

  3. возникающее изменение, как правило, соответствует

изменениям среды

  1. проявляется у всех особей вида

  2. проявляется у отдельных особей вида

В 4. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

Характеристики Направления эволюции

  1. Расширение ареала А) Биологический прогресс

  2. Снижение приспособленности Б) Биологический регресс

  3. Возрастание численности

  4. Уменьшение численности

  5. Уменьшение разнообразия

  6. Увеличение разнообразия

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

  1. Жук жужелица

  2. Листья

  3. Гусеницы

  4. Сова

  5. Синица.

В 6. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

  1. Голосеменные

  2. Цветковые

  3. Папоротникообразные

  4. Псилофиты

  5. Водоросли

С 1. Какое значение для эволюции имеет изоляция популяций?

С 2, Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?








































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №15

от __________ г. №___

Председатель ШМС

________ И.А.Кравченко



































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ И.А.Кравченко

_____________ г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!