Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
которые являются документами, регламентирующими организацию и содержание образования в виде перечня образовательных областей, объёма учебных нагрузок по ним, соотношение инвариантной и вариативной частей плана, последовательность и продолжительность учебных предметов.
Федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение обучающимися обязательным минимумом образовательных программ разных уровней и адаптацию в общество, реализуется за счёт часов инвариантного компонента. Данный предмет изучается в инвариантной части учебного плана.
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально – личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя»
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, школьники учатся выделять главную мысль произведения, составлять характеристики героев с помощью учителя, обосновывать своё отношение к действующим лицам; составлять план в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя; различать оттенки значений слов в тексте; пересказывать содержание прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста; знать основные сведения о жизни писателей; заучивать наизусть стихотворения, прозаические отрывки. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц, они предусматривают систематическое чтение книг из школьной библиотеки.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко.
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, С.А. Есенина, Р.И. Фраермана, А.Т. Твардовского, К.Г. Паустовского, Л.А. Кассиль В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, Р.П. Погодина.
Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо".
Пословицы и поговорки.
Баллады.
В.А. Жуковский «Перчатка», И.З. Суриков «Нашла коса на камень»
Былины. Былина «Садко»(отрывок)
Урок внеклассного чтения «Любимые сказки школьников». Просмотр фильма-сказки на выбор.
А. С. Пушкин. Биографические сведения.
М.Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «записки о Пушкине», А. С. Пушкин, "Цветок", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде» Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С. Пушкина.
Урок внеклассного чтения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Вспоминаем прочитанное.
И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова.
И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела». Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова.
Н. А. Некрасов. Биографические сведения.
Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
Урок внеклассного чтения «Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".
И.С. Тургенев. Биографическая справка. И.С. Тургенев «Муму». Проверка техники чтения.
Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).
А. П. Чехов. Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения. «У книжной полки»
М. Горький. биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра»
С. А. Есенин. Биографические сведения. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»
А.П. Платонов. Биографическая справка. «Разноцветная бабочка»
А.Н. Толстой. Биографические сведения. «Русский характер».
Н.А. Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка»
Урок внеклассного чтения «"Стихи С. А. Есенина"»
К.Г. Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
Р.И. Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).
Л.А. Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы».
А.Т. Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».
Библиотечный урок.
В.М. Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин».
В.П. Астафьев. Биографическая справка. "Далекая и близкая сказка".
Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.
Р.П. Погодин. Биографическая справка. "Альфред".
А.А. Суриков. Биографическая справка. «Родина»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание | Виды деятельности | Коррекционная работа | Д/з |
план | факт |
Устное народное творчество (9 ч. + 1 ч. вн. чт.) |
1 | Устное народное творчество. Сказки | 1 | | | Чтение статьи об УНТ. | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
2 | Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо» | 1 | | | Работа над сказкой Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
3 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Деление на части. | 1 | | | Работа над сказкой Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
4 | Пословицы и поговорки | 1 | | | Работа над пословицами и поговорками Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение по ролям, анализ произведения | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
5 | Баллада-жанр народного творчества | 1 | | | Работа с текстом Баллады Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
6 | В.А. Жуковский «Перчатка» | 1 | | | Работа над произведением Работа с иллюстрацией. Чтение по ролям. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
7 | И.З. Суриков «Нашла коса на камень» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
8 | Былины-жанр народного творчества. Проверка техники чтения. | 1 | | | Работа над былинами, работа с иллюстрациями | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи. | |
9 | Былина «Добрыня и змей» | 1 | | | Работа над былиной | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
10 | Внеклассное чтение сказок и былин | 1 | | | Работа над сказками и былинами | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения. | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Произведения русских писателей XIX века (58 ч. + 5 ч. вн. чт.) |
Александр Сергеевич Пушкин |
11 | Страницы жизни и творчества А. С. Пушкина | 1 | | | Портрет, работа над биографией писателя | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, речи, эмоционально – волевой сферы | |
12 | Чтение статьи М.Я. Басина «Публичное испытание» | 1 | | | Работа над статьёй | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
13 | И.И. Пущин Записки о Пушкине | 1 | | | Работа над записками о Пушкине». | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
14 | А.С. Пушкин «Памятник» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
15 | А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд». Подготовка к заучиванию наизусть | 1 | | | Работа над стихотворением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
16 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» (словесное рисование) | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
17 | Главная тема стихотворений «И.И. Пущину» и «19 октября 1827» | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
18 | А.С. Пушкин «Няне», заучивание наизусть | 1 | | | Работа над стихотворениями Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
19 | Тема любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах», «Сожжённое письмо», «Я Вас любил» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
20 | Чтение и работа над содержанием «Сказки о Попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина | 1 | | | Работа над сказкой Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
21 | Чтение и работа над содержанием «Сказки о Попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина | 1 | | | Работа над сказкой | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
22 | Внеклассное чтение по сказкам Ф.А. Искандер «Молельное дерево» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
Михаил Юрьевич Лермонтов |
23 | Чтение страниц из жизни и творчества поэта Михаила Юрьевича Лермонтова | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
24 | Работа над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
25 | Тема родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
26-27 | Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Сосна» | 2 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, речи | |
28 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
29 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
30 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 3-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
31 | Обобщающий урок по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
32 | Внеклассное чтение. Н.М. Рубцов «Стихотворения» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
Иван Андреевич Крылов |
33 | Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова. | 1 | | | Работа над биографией баснописца, поэта Словарная работа | Выразительное осмысленное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
34 | Басня «Волк на псарне» Деление на логические части | 1 | | | Работа над басней Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
35 | Мораль басни «Осёл и соловей» | 1 | | | Работа над басней Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
36 | Басня «Муха и пчела» Чтение по ролям | 1 | | | Работа над басней Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
37 | Обобщающий урок по теме: «Мораль сей басни такова…» | 1 | | | Кроссворд «Басни», иллюстрации к различным басням | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
38 | Внеклассное чтение по произведению Ю.В. Бондарева «Батальон просит огня» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
| Николай Алексеевич Некрасов |
39-40 | Николай Алексеевич Некрасов – поэт печали и гнева народного. Биографический очерк | 2 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
41 | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Работа над содержанием | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
42 | Доля русской женщины в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
43-44 | Чтение отрывка из поэмы «Мороз красный нос» | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
45-46 | «Русские женщины» (отрывок). Работа над содержанием | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Иван Саввич Никитин |
47 | Тема родины в стихах Ивана Саввича Никитина. | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
48 | «Русь» (отрывок). Подготовка к заучиванию. | 1 | | | Работа над стихотворением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
49 | «Утро на берегу озера». Чтение по ролям. | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
50 | Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | 1 | | | Презентация В.П. Астафьева. Тексты произведения. | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Иван Сергеевич Тургенев |
51-52 | Иван Сергеевич Тургенев Биографический очерк. Страницы жизни и творчества писателя. | 2 | | | Работа над биографией Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
53 | Рассказ «Муму». Чтение 1-ой части. История создания, знакомство с героями. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
54 | Рассказ «Муму». Чтение 2-ой части. Заучивание прозаического отрывка. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
55 | Рассказ «Муму». Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
56 | Рассказ «Муму». Чтение 4-ой и 5-ой частей. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
57 | Рассказ «Муму». Чтение 6-ой и 7-ой частей. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
58 | Рассказ «Муму». Чтение 8-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
59-60 | И.С. Тургенев «Муму». Обобщение по повести. | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
61-62 | Изложение по одной из частей рассказа «Муму» | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
63 | Внеклассное чтение. С.А. Есенин «Стихотворения» | 1 | | | Работа над стихотворениями | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Лев Николаевич Толстой |
64-65 | Лев Николаевич Толстой. Биографический очерк. | 2 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
66 | «После бала» Л.Н. Толстой Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над произведением. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
67 | «После бала» Л.Н. Толстой Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
68 | Обобщающий урок по произведению Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | | | Работа по произведениям Л.Н. Толстого | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Произведения русских писателей 1-ой половины XX века (33 ч. + 4 ч. вн. чт.) |
Антон Павлович Чехов |
69-70 | Антон Павлович Чехов Биографический очерк. О жизни и творчестве писателя. | 2 | | | Текст, пятиминутки. Работа в тетради. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение. | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
71 | Чтение рассказа «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
72 | Работа над содержанием рассказа «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова | 1 | | | Работа над произведением. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
73 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | 1 | | | Работа над произведением. Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Владимир Галактионович Короленко |
74-75 | Владимир Галактионович Короленко Биографический очерк. О жизни и творчестве писателя. | 2 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, словарная работа | Коррекция внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
76 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 1-ой и 2-ой частей. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
77 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
78 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 4-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
79 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 5-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
80 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 6-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
81 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 7-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
82 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 8-ой и 9-ой частей. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
83 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести) В.Г. Короленко. Чтение 10-ой и 11-ой частей. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Максим Горький |
84-85 | Максим Горький Биографический очерк. | 2 | | | Работа над биографией Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
86-87 | Чтение и работа над содержанием рассказа «Макар Чудра» М. Горького. | 2 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
88 | Внеклассное чтение произведений «Легенда о Ларе», «Легенда о Данко». | 1 | | | Работа по произведениям М. Горького | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
Сергей Александрович Есенин |
89 | Сергей Александрович Есенин. Страницы жизни. Биографический очерк. | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
90 | Стихотворение «Спит ковыль» С.А. Есенина. Подготовка к заучиванию наизусть. | 1 | | | Работа над стихотворением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
91 | Стихотворение «Пороша» С.А. Есенина. Подготовка к заучиванию наизусть. | 1 | | | Работа над стихотворением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
92 | Стихотворение «Отговорила роща золотая» С.А. Есенина. Тематика стихотворения. | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
93 | Внеклассное чтение. А.А. Сурков «Стихотворения» | 1 | | | Работа над стихотворением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Андрей Платонович Платонов |
94-95 | Андрей Платонович Платонов. Тема материнской любви в сказке «Разноцветная бабочка» | 2 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Алексей Николаевич Толстой |
96 | Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над биографией Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
97 | Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
98 | Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Николай Алексеевич Заболоцкий |
99-100 | Николай Алексеевич Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка». Тема красоты человека в произведениях поэта. | 2 | | | Работа над биографией Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
101 | Внеклассное чтение. К.М. Симонов «Стихотворения» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Произведения русских писателей 2-ой половины XX века (35 ч. + 2 ч. вн. чт.) |
Константин Георгиевич Паустовский |
102 | Константин Георгиевич Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Работа над содержанием 1-ой части. | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
103 | Рассказ «Телеграмма». Работа над содержанием 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
104 | Рассказ «Телеграмма». Работа над содержанием 3-ей и 4-ой частей. Главная мысль произведения. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Рувим Исаевич Фраерман |
105 | Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
106 | «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
107 | «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
108-109 | «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Чтение 4-ой части. | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
110-111 | «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Чтение 5-ой части. | 2 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Лев Абрамович Кассиль |
112 | Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы». Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
113 | «Пекины бутсы». Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
114 | «Пекины бутсы». Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Александр Трифонович Твардовский |
115-116 | Александр Трифонович Твардовский. Краткие биографические сведения. | 2 | | | Работа над биографией | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
117 | Чтение отрывков из поэмы «Василий Теркин»: «Гармонь» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
118 | Чтение отрывков из поэмы «Василий Теркин»: «Кто стрелял?» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
119 | Чтение отрывков из поэмы «Василий Теркин»: «В наступлении» | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Василий Макарович Шукшин |
120-121 | Василий Макарович Шукшин. Чтение рассказа «Гринька Малюгин». | 2 | | | Работа над биографией Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
122-123 | Работа над содержанием рассказа «Гринька Малюгин» В.М. Шукшина | 2 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
124 | Внеклассное чтение. В.М. Шукшин «Сны матери» | 1 | | | Работа над произведением | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Виктор Петрович Астафьев |
125 | Виктор Петрович Астафьев. Чтение глав из повести «Далёкая и близкая сказка" | 1 | | | Работа над биографией Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
126 | Составление плана повести «Далёкая и близкая сказка" В. П. Астафьева | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
127 | Составление словесных портретов героев повести «Далёкая и близкая сказка" В. П. Астафьева | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Радий Петрович Погодин |
128 | Радий Петрович Погодин. Рассказ «Алфред». Чтение 1-ой части. | 1 | | | Работа над биографией Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
129 | Рассказ «Алфред». Чтение 2-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
130 | Рассказ «Алфред». Чтение 3-ей части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
131 | Рассказ «Алфред». Чтение 4-ой части. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
132-133 | Рассказ «Алфред». Чтение 5-ой части. Обобщающий урок по прочитанному. | 1 | | | Работа над произведением Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
Алексей Александрович Сурков |
134 | Алексей Александрович Сурков. Тема Родины в стихах поэта. | 1 | | | Работа над биографией Работа над стихотворениями Словарная работа | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | |
135 | Внеклассное чтение стихотворений русских поэтов о Родине. | 1 | | | Работа по стихотво-рениям А.А. Суркова | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |
136 | Повторение и обобщение изученного. Задание на лето. | 1 | | | Работа над произведениями | Совершенствование техники чтения, выразительное осмысленное чтение, анализ произведения, словарная работа | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи | |