Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Войскоровская основная общеобразовательная школа»
| Приложение к адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 30.08.2018 № 111 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Чтение и развитие речи
5-9 классы
Составитель: учитель русского языка и литературы
Глинка И.С.
Войскорово
2018
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 классы 2009 /авторы программ: И.М. Бгажникова, Г.В. Савельева Издат. «Просвещение» 2012. И.М. Малышева Издат. «Просвещение»2014. Допущено Министерством Образования РФ (Электронный вариант)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета для обеспечения реализации целей и задач адаптированной образователной программы школы, достижения планируемых результатов. Рабочая программа предназначена для развития у учащихся их мышления через совершенствование техники чтения понимание содержания художественных произведений.
На уроках чтения и развития речи учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы и жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения и жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.
В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе образования трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.
Идет процесс обучения полно, правильно отвечать на поставленные вопросы; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев.
На уроках чтения и развития речи учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы и жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения и жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.
В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.
Идет процесс обучения полно, правильно отвечать на поставленные вопросы; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
3.Цели и задачи рабочей программы по чтению и развитию речи для детей с у.о.
Цели: Развитие речи и мышления: отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно и правильно передавать содержание прочитанного, устанавливать не сложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы и обобщения. Воспитывать и развивать социальную адаптацию в плане общего развития а также положительные нравственные качества.
Задачи реализации данного курса: Формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельности чтения. Развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям драматизации. А также пересказывать кратко, полно, выборочно, от лица различных героев произведения.
Формирование нравственно-этетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы.
4. Место учебного предмета в учебном плане.
Объем часов на изучение учебного предмета по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ VIII вида определяется индивидуальным учебным планом в зависимости от способа получения образования.
Класс | Чтение и развитие речи. (кол. часов в в неделю, в год) |
неделя | год |
5 | 4 | 136 |
6 | 4 | 136 |
7 | 3 | 102 |
8 | 3 | 102 |
9 | 3 | 102 |
5.Общие учебные умения, навыки, способы деятельности.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Типы урока:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения
материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых
знаний.
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический
урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-
обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в
систему.
• Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная
работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями,
умениями и навыками
• Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий
урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)
наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с
картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино,
мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и
письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;
- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль).
Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15минут.
Навыки чтения:
Продолжение работы над техникой чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующих лиц.
Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к эти типам текстов и пересказ по плану.
Работа над кратким пересказом с элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.
6.Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
1. Формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», выделяя главную мысль произведения, соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии.
2. Учить отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, обосновывая своё отношение к героям и их поступкам.
3. Учить пересказывать содержание прочитанного; составлять рассказ по предложенной теме на материале нескольких произведений.
4. Формировать знания основных сведений о жизни писателей.
5. Учить заучивать стихотворения и прозаические отрывки.
6. Формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов.
В содержаниеучебногокурса «Чтение и развитиеречи» включеноизучениерассказов, статей, стихотворений о прошломнашегонарода, о егогероизме в труде и ратныхподвигах; о политическихсобытиях в жизнистраны, о труделюдей, ихотношении к Родине, друг к другу; о роднойприроде и бережном к нейотношении, о жизниживотных.
5 класс 136 ч. (4 ч. в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).Чтение «про себя» с выполнением заданий.Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.Ответы на вопросы к тексту.Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению. Урок внеклассного чтения проводится один раз в меся
Рекомендуемая литература (на выбор)
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнеч
ный камень», «Горный мастер».
В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чу
довище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных коро
лей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
А. П. Гайдар «Чук и Гек».
Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине»,
«Компас».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказоч
ка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказ
ка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Н. Н. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы»,
«Веселая семейка».
В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
\\.К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».
Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Б. Н. Полевой «Сын полка».
М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи»,
«В краю дедушки Мазая».
Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка»,
«Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».
.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
наизусть 6—10 стихотворений.
6 класс 136ч.(4 ч. в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное состав
ление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанно
го по заданию учителя, называние главных действующих лиц, вы
явление своего к ним отношения. Внеклассное чтение проводится один раз в месяц.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Русские народные сказки.Сказки народов мира.
В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Бело-
грудка», «Злодейка».
П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень»,
«Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Ат
лантиды».
В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Су
масшедшая птица», «Морской чертенок».
А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна забро
шенного замка».
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать: наизусть 8 стихотворений.
7 класс 102 ч.(3 ч. в неделю)
Примерная тематика
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».
А. Р. Беляев «Чудесное око».
В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо
чок», «Мышарик», «Вести из леса»
.Жюль Берн «Дети капитана Гранта».
А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».
Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
В. П. Катаев «Хуторок в степи».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;выделять главную мысль произведения;характеризовать главных действующих лиц;пересказывать содержание прочитанного. Учащиеся должны знать:наизусть 10 стихотворений.
8 класс 102 ч (3 ч. в неделю)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова.
Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характерагероев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.Знание основных сведений о жизни писателей.Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
1.В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
А. Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Ю. В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон
просит огня».
К. Я. Ваншенкт Стихотворения.
А. П. Гайдар «Школа».
С. А. Есенин Стихотворения.
Ф. А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
В. А. Каверин «Два капитана».
А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Я. М. Рубцов Стихотворения.
К. М. Симонов Стихотворения.
А. А. Сурков Стихотворения.
А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;выделять главную мысль произведения;давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
9 класс 102ч. (3 ч. в неделю)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
А. А. Ахматова Стихотворения.
А. Р. Беляев «Человек-амфибия».
В. О. Богомолов «Иван». (
Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
Жюль Берн «Таинственный остров».
3. Воскресенская «Сердце матери».
А. М. Горький «В людях», «Мои университеты».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;выделять главную мысль произведения;давать характеристику главным героям;высказывать свое отношение к героям и их поступкам;пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Чтение и развитие речи 5 класс
№ п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устное народно творчество | 15 | Разбор текста по вопросам. Выделение темы произведения, соотнесение темы произведения с заглавием текста. Коллективное определение идеи произведения. Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Полный и частичный пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). •Правильно читать вслух доступный текст целым словом, в трудных случаях по слогам; • читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя; • отвечать на вопросы учителя; • пересказывать несложные по содержанию тексты, используя картинный план; • выражать свое отношение к поступкам героев (хорошо — плохо, правильно — неправильно, почему); • знать наизусть 6—8 стихотворений (объемом в 8 строк). |
2 | Сказки | 10 |
3 | Картины родной природы | 40 |
4 | Басни | 10 |
4 | Поэты о ВОВ | 10 |
5 | Писатели и поэты 19 в. | 25 |
6 | О животных | 10 |
7 | Зарубежная литература | 16 |
Чтение и развитие речи 6 класс
№ п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устное народное творчество | 3 | Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся. Развитие у школьников умения ставить вопросы к тексту. Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение темы с заглавием текста. Деление текста на части по данному плану, коллективное озаглавливание выделенных частей текста. Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц. Выражение элементарной оценки их поступков. Полный и частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений в соответствии с текстом оригинала с предварительным их выделением. Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. • Правильно читать вслух доступные тексты целым словом; • читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий; • отвечать на вопросы и выражать свое отношение к покупкам героев; • пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова; • знать наизусть 6—8 стихотворений (объемом 8—10 строк). |
2 | Древнерусская литература | 1 |
3 | Произведения русских писателей 18 в | 29 |
4 | Произведения русских писателей 19 в. | 22 |
5 | Писатели улыбаются | 4 |
6 | Произведения русских писателей 20 в. | 14 |
7 | Из литературы народов России | 11 |
8 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 в. | 8 |
9 | Из зарубежной литературы | 10 |
Чтение и развитие речи 7 класс
№ п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устное народное творчество | 6 | Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Выделение характерных черт героя произведения в связи с его поступками. Пополнение словаря определений, называющих черты характера. Обсуждение вопросов о возможном развитии событий в будущем. Составление воображаемых диалогов главных действующих лиц. Коллективное составление плана к отдельным частям текста, предназначенного для пересказа. Чтение диалогов, участие в драматизации. Умение различать сказку, рассказ, басню, стихотворение. • Читать вслух правильно, целым словом; • читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и отвечать на вопросы; • давать оценку поступкам действующих лиц; • пересказывать текст по плану; • знать наизусть не менее 8—10 стихотворений (объем не менее 10 строк). |
2 | Древнерусская литература | 1 |
3 | Произведения русских писателей 19 в. | 42 |
4 | Стихотворения о родной природе | 13 |
5 | Произведения русских писателей 20 в. | 40 |
Чтение и развитие речи 8 класс
№ п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устное народное творчество | 3 | Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин. Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера. Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя). Выделение частей текста. Определение основной мысли каждой части текста. Составление плана. Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного текста. Составление пересказа от имени одного из героев. • Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения; • читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их; • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится — не нравится, почему); • пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику; • выделять незнакомые слова и давать им объяснения с помощью словаря); • знать наизусть 8—10 стихотворений (объем 12 строк). |
2 | Из древнерусской литературы | 2 |
3 | Из русской литературы 19 в. | 32 |
4 | Стихотворения о родной природе | 15 |
5 | Из литературы 20 в. | 35 |
6 | Писатели о ВОВ | 6 |
7 | Стихи и песни о войне | 3 |
8 | Из зарубежной литературы | 6 |
Чтение и развитие речи 9 класс
№ п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устное народное творчество | 2 | Продолжение работы по установлению учащимися логических связей описываемых событий определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя). Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Оценка нравственных качеств действующих лиц. Составление характеристики персонажей произведения по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица. Работа с незнакомыми словами текста, их самостоятельное объяснение с помощью одноклассников или с использованием словаря. Работа над образными средствами языка, Выделение в тексте описаний и повествований. Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики. Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру. • Читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения; читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их; • называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам; • пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику; • знать наизусть 8—10 стихотворений (объем не менее 12 строк). |
2 | Из древнерусской литературы | 2 |
3 | Шедевры русской литературы 19 в. | 56 |
4 | Литература 20 в. | 27 |
5 | Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 в.в. | 6 |
6 | Из зарубежной литературы | 9 |
7. Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностными результатами «Чтение и развитие речи» является
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является сформированность следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень
-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
- читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя;
- отвечать на вопросы учителя полным ответом;
- наизусть 3- 4 стихотворения;
Достаточный уровень
- наизусть 3-5 стихотворений
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
6 класс
Минимальный уровень
- наизусть 4-5 стихотворений;
-читать вслух правильно, выразительно доступные тексты и (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя;
- пересказывать текст по данному плану;
Достаточный уровень
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-определять основные черты характера действующих лиц;
- отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс
Минимальный уровень
- наизусть 4-5 стихотворений;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя;
- давать оценку поступкам действующих лиц;
- пересказывать текст по плану;
Достаточный уровень
- отвечать на вопросы по содержанию теста;
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-пересказывать содержание прочитанного;
- учить стихотворения наизусть.
8 класс
Ми нимальный уровень
- пересказывать прочитанный текст с опорой на план;
-выделять незнакомые слова и давать им объяснения;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уровень
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
- учить стихотворения наизусть.
9 класс
Ми нимальный уровень
-читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их с опорой на авторскую лексику;
- читать вслух правильно, выразительно ;
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уровень
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
-участвовать в анализе произведения;
-учить стихотворения наизусть.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся 5 класса должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию -самостоятельно.
Обучающиеся 6 класса должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-определять основные черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Обучающиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
8. Перечень учебно-методического обеспечения.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради).
Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2014г.
Линия УМК «Чтение» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида создана по программе под редакцией В. В. Воронковой
Детские книги разных типов из круга детского чтения
Детская справочная литература, словари по русскому языку
Методические пособия для учителя.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
Репродукции картин и художественные фотографии.
Портреты поэтов и писателей.