СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»









УТВЕРЖДАЮ


Директор _________Н.Н. Ильянова












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Экология















2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего среднего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 17.03. 2015 года № 06-259, примерной программой, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07. 2015 года).


Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»»


Разработчики:

Видрюченко Елена Васильевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.


РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК преподавателей


общеобразовательных, естественнонаучных,

Зам. директора колледжа по УВР

гуманитарных и социально-экономических

_______________ О.А. Ломакина

дисциплин


Протокол от «____» ___________ 2017 г. № ___


Председатель ЦМК


_______________ В.Г. Самтонова






СОДЕРЖАНИЕ


стр.



1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.условия реализации учебной дисциплины

9

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10



1. паспорт РабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, входящих в состав укрупненной группы профессий социально-экономического и гуманитарного профиля:

38.02.01 по специальности 38.00.00. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» и 44.00.00. 44.02.01. «Дошкольное образование».

Экология изучается как базовый предмет:

при освоении специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля в учреждениях – в объеме 52 часов;


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.


Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

  • метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

  • предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

В результате изучения учебной дисциплины «Экология» студент должен:

Знать:

- объект изучения экологии. Определять роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;

- предмет изучения социальной экологии;

- основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды;

- экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города;

- основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности;

- основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

- основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;

- историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы.


Уметь:

- демонстрировать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования;

- применять полученные знания по экологии для объяснения разнообразных экологических явлений выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду;

- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу;

- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

- определять экологические параметры современного человеческого жилища;

- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области экологии для: развития лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»;

- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

- определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;

- пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране;

- использовать приобретенные знания в обеспечении безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 52 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;

самостоятельной работы студента 16 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

16

итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень обученности

1

2

3


Введение

Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

2

1

Тема 1. Экология, как научная дисциплина

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие загрязнение воды. Прикладная экология. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

2

2

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция симбиоз, хищничество, паразитизм.

2

2

Практическое занятие 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

2


Самостоятельная работа. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

2


Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2

3

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строения.

2

2

Дороги и дорожное строительство в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

2

2

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и экологические проблемы.


2

3

Практическое занятие № 2 Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

2


Практическое занятие № 3 Описание жилища человека, как экологической системы.

2


Самостоятельная работа. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе.

6


Тема 3. Концепция устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

2

3

Возникновение экологических понятий «Устойчивость» и «устойчивое развитие».

2

2

Практическое занятие №4 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивость, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

2


Практическое занятие № 5 Решение экологических задач на устойчивость и развитие

2


Самостоятельная работа. Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

4


Тема 4. Охрана природы

Природоохранная деятельность. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические проблемы России.

2

2

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

2

2

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.

2

2

Практическое занятие № 6 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

2


Самостоятельная работа. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих развитию охране природы. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов.)

4


Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

  • информационно-коммуникационные средства;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- презентации к урокам.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

Валова В.Д. Экология. - М., 2012.

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2014.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М., 2013.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 - 11 классы. - М., 2014.

Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10 - 11 классы. - М., 2014.

Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А. Ягодина. - М., 2011.



Дополнительные источники:

Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М., 2011.

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М., 2012.


Интернет-ресурсы:

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


демонстрировать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

отчет по практической работе

применять полученные знания по экологии для объяснения разнообразных экологических явлений

выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду

индивидуальные творческие задания

формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу

отчет по практической работе

приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

определять экологические параметры современного человеческого жилища

тестирование

отчет по практической работе

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области экологии для: развития лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды

тестирование

формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

написание докладов

работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

исследовательская работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

написание докладов и сообщений

определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

индивидуальные творческие задания

пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

написание докладов и сообщений

использовать приобретенные знания в обеспечении безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

творческие индивидуальные задания

Знания:


знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей

тестирование

знакомство с предметом изучения социальной экологии

тестирование

знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды

исследовательская работа

знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города

тестирование

отчет по практической работе

знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности

тестирование

отчет по практической работе

знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения

отчет по практической работе

знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

индивидуальные творческие задания

знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.

исследовательская работа