МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор _________Н.Н. Ильянова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего среднего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 17.03. 2015 года № 06-259, примерной программой, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07. 2015 года).
Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»»
Разработчики:
Видрюченко Елена Васильевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
РАССМОТРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ЦМК преподавателей | |
общеобразовательных, естественнонаучных, | Зам. директора колледжа по УВР |
гуманитарных и социально-экономических | _______________ О.А. Ломакина |
дисциплин | |
Протокол от «____» ___________ 2017 г. № ___ | |
Председатель ЦМК | |
_______________ В.Г. Самтонова | |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.условия реализации учебной дисциплины | 9 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт РабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, входящих в состав укрупненной группы профессий социально-экономического и гуманитарного профиля:
38.02.01 по специальности 38.00.00. 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» и 44.00.00. 44.02.01. «Дошкольное образование».
Экология изучается как базовый предмет:
при освоении специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля в учреждениях – в объеме 52 часов;
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате изучения учебной дисциплины «Экология» студент должен:
Знать:
- объект изучения экологии. Определять роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;
- предмет изучения социальной экологии;
- основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды;
- экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города;
- основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности;
- основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;
- основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;
- историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы.
Уметь:
- демонстрировать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования;
- применять полученные знания по экологии для объяснения разнообразных экологических явлений выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду;
- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу;
- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- определять экологические параметры современного человеческого жилища;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области экологии для: развития лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;
- пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране;
- использовать приобретенные знания в обеспечении безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;
самостоятельной работы студента 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень обученности |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. | 2 | 1 |
Тема 1. Экология, как научная дисциплина | Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие загрязнение воды. Прикладная экология. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 2 | 2 |
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция симбиоз, хищничество, паразитизм. | 2 | 2 |
Практическое занятие 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося | 2 | |
Самостоятельная работа. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. | 2 | |
Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 2 | 3 |
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строения. | 2 | 2 |
Дороги и дорожное строительство в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. | 2 | 2 |
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и экологические проблемы. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2 Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 2 | |
Практическое занятие № 3 Описание жилища человека, как экологической системы. | 2 | |
Самостоятельная работа. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. | 6 | |
Тема 3. Концепция устойчивого развития | Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 2 | 3 |
Возникновение экологических понятий «Устойчивость» и «устойчивое развитие». | 2 | 2 |
Практическое занятие №4 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивость, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития. | 2 | |
Практическое занятие № 5 Решение экологических задач на устойчивость и развитие | 2 | |
Самостоятельная работа. Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». | 4 | |
Тема 4. Охрана природы | Природоохранная деятельность. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические проблемы России. | 2 | 2 |
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. | 2 | 2 |
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 6 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. | 2 | |
Самостоятельная работа. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих развитию охране природы. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов.) | 4 | |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
информационно-коммуникационные средства;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- презентации к урокам.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Валова В.Д. Экология. - М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М., 2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 - 11 классы. - М., 2014.
Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10 - 11 классы. - М., 2014.
Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А. Ягодина. - М., 2011.
Дополнительные источники:
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М., 2012.
Интернет-ресурсы:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
демонстрировать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования | отчет по практической работе |
применять полученные знания по экологии для объяснения разнообразных экологических явлений выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду | индивидуальные творческие задания |
формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу | отчет по практической работе |
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; определять экологические параметры современного человеческого жилища | тестирование отчет по практической работе |
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области экологии для: развития лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды | тестирование |
формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» | написание докладов |
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; | исследовательская работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; | написание докладов и сообщений |
определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу | индивидуальные творческие задания |
пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране | написание докладов и сообщений |
использовать приобретенные знания в обеспечении безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды | творческие индивидуальные задания |
Знания: | |
знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей | тестирование |
знакомство с предметом изучения социальной экологии | тестирование |
знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды | исследовательская работа |
знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города | тестирование отчет по практической работе |
знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности | тестирование отчет по практической работе |
знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения | отчет по практической работе |
знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | индивидуальные творческие задания |
знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. | исследовательская работа |