МБОУ Ольшанская ОШ
Смоленского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании педсовета школы Протокол № 1 от « » августа 2018г | Согласовано Зам директора по УВР _________Капырина Ю.М. «___»__________2018 г | Утверждаю Директор школы _________ Акулина Г.В. «___»__________2018 г Приказ № __ от .08. 2018г. |
Рабочая учебная программа
Геометрия. 7 класс.
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее образование
(уровень образования)
2018/2019 учебный год
(срок реализации учебной программы)
Геометрия. ФГОС. 7-9классы. Сборник рабочих программ.
Москва, «Просвещение», 2014год
(наименование программы)
Составитель Бурмистрова Татьяна Антоновна
(автор программы)
Михайлова Людмила Валентиновна
учитель первой квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
с. Ольша
2018г.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" для учащихся 7 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Основной образовательной программы основного общего образования.
Приказ №55 от 31 августа 2015года
УП МБОУ Ольшанской ОШ 2018-2019 учебного года
5) Сборник рабочих программ. ФГОС. « Геометрия. ФГОС. 7-9классы»
Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва. Издательство «Просвещение». 2014г.
УМК: Базовый учебник для 7 класса для общеобразовательных учреждений. «Геометрия.7-9»
Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Москва. Издательство «Просвещение».2016г.
Планирование составлено по первому варианту примерной программы – 2 часа в неделю.
Всего – 68 часов
Количество контрольных работ -6 ( в том числе и промежуточная аттестация)
В программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем, так как изучение геометрии начинается с первой четверти Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Сравнительная таблица
№ п/п | Содержание материала | Примерная программа Л.С.Атанасяна | Рабочая программа |
1 | Начальные геометрические сведения. | 7 | 10 |
2 | Треугольники. | 14 | 17 |
3 | Параллельные прямые | 9 | 13 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16 | 18 |
5 | Повторение. | 4 | 8 |
6 | Резерв | | 2 |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится в 7 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Отношения
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объёма при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические построения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выпускник получит возможность научиться в 7 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление
для описания реальных процессов и явлений.
Геометрические фигуры
Оперировать понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Отношения
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма;
проводить простые вычисления на объёмных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
2. Содержание учебного предмета
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
Точки, прямая и отрезок. . Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Перпендикулярные прямые .Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.
Глава 2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Глава 3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. 10 час.
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3.1. Тематическое планирование
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности учащегося | Формы организации учебных занятий |
Глава I. Начальные геометрические сведения. 10час | Объясняют, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объясняют, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с простейшими фигурами | Фронтальная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа Парная работа Групповая работа Работа с учебником Контрольная работа Тестирование |
Глава II. Треугольники. 17час. | Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулируют и доказывают теоремы о признаках равенства треугольников; объясняют, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулируют и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулируют определение окружности; объясняют, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решают простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи | Фронтальная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа Парная работа Групповая работа Работа с учебником Контрольная работа Тестирование Проектная работа |
Глава III. Параллельные прямые. 13час. | Формулируют определение параллельных прямых; объясняют с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулируют и доказывают теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объясняют, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулируют аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. | Фронтальная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа Парная работа Групповая работа Работа с учебником Контрольная работа Тестирование |
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника. 18час. | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. | Фронтальная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа Парная работа Групповая работа Работа с учебником Контрольная работа Тестирование Проектная работа |
Повторение. 10час. | Решать задачи, связанные с простейшими фигурами; более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми | Индивидуальная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Тестирование Проектная работа |
3.2. Календарно-тематическое планирование геометрии в 7 классе
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
| | по плану | фактически |
| Глава I. Начальные геометрические сведения. 10час | | |
1 | Прямая и отрезок | | |
2 | Луч и угол | | |
3 | Сравнение отрезков и углов | | |
4 | Измерение отрезков, длина отрезка. | | |
5 | Измерение углов, градусная мера угла | | |
6 | Измерение углов | | |
7 | Смежные и вертикальные углы | | |
8 | Перпендикулярные прямые | | |
9 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | | |
| Глава II. Треугольники (17 ч) | | |
11 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Треугольник | | |
12 | Первый признак равенства треугольников | | |
13 | Решение задач на первый признак равенства треугольников | | |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | | |
15 | Равнобедренный треугольник и его свойства | | |
16 | Решение задач на свойства равнобедренного треугольника | | |
17 | Второй и третий признаки равенства треугольников | | |
18 | Решение задач на второй и третий признаки равенства | | |
19 | Решение задач на признаки равенства треугольников | | |
20 | Окружность. Построения циркулем и линейкой | | |
21 | Задачи на построение | | |
22 | Задачи на построение | | |
23 | Решение задач по теме: «Треугольники» | | |
24 | Решение задач по теме: «Треугольники» | | |
25 | Подготовка к контрольной работе | | |
26 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | | |
27 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | | |
| Глава III. Параллельные прямые (13 ч) | | |
28 | Параллельные прямые | | |
29 | Признаки параллельности двух прямых | | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | | |
31 | Решение задач на признаки параллельности двух прямых | | |
32 | Аксиома параллельных прямых | | |
33 | Свойства параллельных прямых | | |
34 | Свойства параллельных прямых | | |
35 | Решение задач на свойства параллельных прямых | | |
36 | Решение задач на свойства параллельных прямых | | |
37 | Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых | | |
38 | Подготовка к контрольной работе | | |
39 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | | |
40 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | | |
| Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) | | |
41 | Сумма углов треугольника | | |
42 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
43 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
44 | Неравенство треугольника | | |
45 | Решение задач на соотношение между сторонами и углами треугольника | | |
46 | Решение задач на соотношение между сторонами и углами треугольника | | |
47 | Подготовка к контрольной работе | | |
48 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | |
49 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | | |
50 | Прямоугольные треугольники и их свойства | | |
51 | Прямоугольные треугольники и их свойства | | |
52 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | |
54 | Решение задач на признаки равенства прямоугольных треугольников | | |
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | | |
56 | Построение треугольника по трем элементам | | |
57 | Построение треугольника по трем элементам | | |
58 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | | |
| Повторение. (10ч) | | |
59 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение. Треугольник. | | |
60 | Повторение. Признаки равенства треугольников | | |
61 | Повторение. Решение задач на признаки треугольников | | |
62 | Повторение. Признаки параллельности двух прямых | | |
63 | Повторение. Решение задач на свойства параллельных прямых | | |
64 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
65 | Промежуточная аттестация | | |
66 | Анализ промежуточной аттестации и работа над ошибками | | |
| Резерв. 2часа. | | |