СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2018-2019 учебный год

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии в 7 классе предназначена для учителей математики на 2018-2019учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2018-2019 учебный год»


МБОУ Ольшанская ОШ

Смоленского района Смоленской области


Рассмотрено

на заседании педсовета

школы

Протокол № 1

от « » августа 2018г

Согласовано

Зам директора по УВР


_________Капырина Ю.М.


«___»__________2018 г


Утверждаю

Директор школы

_________ Акулина Г.В.


«___»__________2018 г


Приказ № __

от .08. 2018г.



Рабочая учебная программа

Геометрия. 7 класс.

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее образование

(уровень образования)


2018/2019 учебный год

(срок реализации учебной программы)

Геометрия. ФГОС. 7-9классы. Сборник рабочих программ.

Москва, «Просвещение», 2014год

(наименование программы)

Составитель Бурмистрова Татьяна Антоновна

(автор программы)

Михайлова Людмила Валентиновна

учитель первой квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

















с. Ольша

2018г.


Аннотация к рабочей программе


Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" для учащихся 7 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

  2. Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования.

Приказ №55 от 31 августа 2015года

  1. УП МБОУ Ольшанской ОШ 2018-2019 учебного года

5) Сборник рабочих программ. ФГОС. « Геометрия. ФГОС. 7-9классы»

Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва. Издательство «Просвещение». 2014г.


УМК: Базовый учебник для 7 класса для общеобразовательных учреждений. «Геометрия.7-9»

Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Москва. Издательство «Просвещение».2016г.



Планирование составлено по первому варианту примерной программы – 2 часа в неделю.

Всего – 68 часов

Количество контрольных работ -6 ( в том числе и промежуточная аттестация)


В программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем, так как изучение геометрии начинается с первой четверти Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к учащимся.


Сравнительная таблица



п/п

Содержание материала

Примерная программа Л.С.Атанасяна

Рабочая программа

1

Начальные геометрические сведения.

7

10

2

Треугольники.

14

17

3

Параллельные прямые

9

13

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

16

18

5

Повторение.


4

8

6

Резерв


2










1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Выпускник научится в 7 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)


Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

  • задавать множества перечислением их элементов;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;

  • приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • применять формулы периметра, площади и объёма при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе

  • развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.


Выпускник получит возможность научиться в 7 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях


Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;

  • задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;

  • оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);

  • строить высказывания, отрицания высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;

использовать множества, операции с множествами, их графическое представление

для описания реальных процессов и явлений.

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;

  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

  • доказывать геометрические утверждения;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма;

  • проводить простые вычисления на объёмных телах;

  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;

  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

  • свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,

  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;







2. Содержание учебного предмета


Глава 1. Начальные геометрические сведения.

Точки, прямая и отрезок. . Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Перпендикулярные прямые .Смежные и вертикальные углы, их свойства.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд­ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.

Глава 2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач - на построение с по­мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабо­чим аппаратом всего курса геометрии. Применение призна­ков равенства треугольников при решении задач дает возмож­ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при­знаков равенства треугольников целесообразно использовать за­дачи с готовыми чертежами.

Глава 3. Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий ­понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио­му параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни­ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур­се стереометрии.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важ­ные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео­метрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит­ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение. При решении задач на построение в 7 классе следует ограни­читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство­вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. 10 час.

Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3.1. Тематическое планирование

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащегося

Формы организации учебных занятий


Глава I. Начальные геометрические сведения.

10час

Объясняют, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объясняют, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с простейшими фигурами

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Парная работа

Групповая работа

Работа с учебником

Контрольная работа

Тестирование



Глава II. Треугольники.

17час.


Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулируют и доказывают теоремы о признаках равенства треугольников; объясняют, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулируют и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулируют определение окружности; объясняют, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решают простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Парная работа

Групповая работа

Работа с учебником

Контрольная работа

Тестирование

Проектная работа


Глава III. Параллельные прямые.

13час.


Формулируют определение параллельных прямых; объясняют с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулируют и доказывают теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объясняют, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулируют аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.


Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Парная работа

Групповая работа

Работа с учебником

Контрольная работа

Тестирование



Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

18час.


Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.


Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Парная работа

Групповая работа

Работа с учебником

Контрольная работа

Тестирование

Проектная работа

Повторение.

10час.


Решать задачи, связанные с простейшими фигурами; более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Тестирование

Проектная работа














3.2. Календарно-тематическое планирование геометрии в 7 классе



п/п

Тема урока

Дата проведения урока



по плану

фактически


Глава I. Начальные геометрические сведения. 10час



1

Прямая и отрезок



2

Луч и угол



3

Сравнение отрезков и углов



4

Измерение отрезков, длина отрезка.



5

Измерение углов, градусная мера угла



6

Измерение углов



7

Смежные и вертикальные углы



8

Перпендикулярные прямые



9

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»



10

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»




Глава II. Треугольники (17 ч)



11

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Треугольник



12

Первый признак равенства треугольников



13

Решение задач на первый признак равенства треугольников



14

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника



15

Равнобедренный треугольник и его свойства



16

Решение задач на свойства равнобедренного треугольника



17

Второй и третий признаки равенства треугольников



18

Решение задач на второй и третий признаки равенства



19

Решение задач на признаки равенства треугольников



20

Окружность. Построения циркулем и линейкой



21

Задачи на построение



22

Задачи на построение



23

Решение задач по теме: «Треугольники»



24

Решение задач по теме: «Треугольники»



25

Подготовка к контрольной работе



26

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»



27

Анализ контрольной работы и работа над ошибками




Глава III. Параллельные прямые (13 ч)



28

Параллельные прямые



29

Признаки параллельности двух прямых



30

Признаки параллельности двух прямых



31

Решение задач на признаки параллельности двух прямых



32

Аксиома параллельных прямых



33

Свойства параллельных прямых



34

Свойства параллельных прямых



35

Решение задач на свойства параллельных прямых



36

Решение задач на свойства параллельных прямых



37

Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых



38

Подготовка к контрольной работе



39

Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые»



40

Анализ контрольной работы и работа над ошибками




Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)



41

Сумма углов треугольника



42

Соотношения между сторонами и углами треугольника



43

Соотношения между сторонами и углами треугольника



44

Неравенство треугольника



45

Решение задач на соотношение между сторонами и углами треугольника



46

Решение задач на соотношение между сторонами и углами треугольника



47

Подготовка к контрольной работе



48

Контрольная работа № 4 по теме:

«Соотношения между сторонами и углами треугольника»



49

Анализ контрольной работы и работа над ошибками



50

Прямоугольные треугольники и их свойства



51

Прямоугольные треугольники и их свойства



52

Признаки равенства прямоугольных треугольников



53

Признаки равенства прямоугольных треугольников



54

Решение задач на признаки равенства прямоугольных треугольников



55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.



56

Построение треугольника по трем элементам



57

Построение треугольника по трем элементам



58

Контрольная работа № 5 по теме:

«Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»




Повторение. (10ч)



59

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение. Треугольник.



60

Повторение. Признаки равенства треугольников



61

Повторение. Решение задач на признаки треугольников



62

Повторение. Признаки параллельности двух прямых



63

Повторение. Решение задач на свойства параллельных прямых



64

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника



65

Промежуточная аттестация



66

Анализ промежуточной аттестации и работа над ошибками




Резерв. 2часа.