Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Глубокинская казачья СОШ №1)
Утверждаю |
Директор МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1 _________________ М.С.Некрасова приказ от «_____»_____________20___г №___-___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ_________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
среднее общее образование, 7а,б класс
количество часов:34
учитель Щербина Юлия Николаевна
квалификационная категория первая
2019- 2020учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана в соответствии с :
- законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС ООО
- Федеральным перечнем учебников, утверждённым приказом Минобрнауки от 28.12.2018 г. № 345, с внесёнными изменениями;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1;
- с учётом Примерной программы основного общего образования поинформатике и ИКТ и авторской программы основного общего образования Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
- устава ОУ;
- учебного плана МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1 на 2019-2020уч.год;
- с настоящим Положением оструктуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34часа (из расчёта 1 час в неделю) согласно:
- годовому календарному графику работы школы на 2019-2020уч.год, утвержденного приказом от 30.08.2019г. №03-192,
- учебному плану образовательного учреждения и расписанию занятий на 2019-2020 учебный год, утвержденных приказом от 29.08.2019г. №03-188,
- Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 875 "О переносе выходных дней в 2020году",с учетом исключения праздничных дней.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Л.Л. Босоваи реализуется на основе УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы :7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–7 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Результаты освоения учебного предмета, курса
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Информация и информационные процессы:
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Содержание учебного предмета
Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Информация и информационные процессы (9 часов)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Требования безопасности и организация рабочего места.Информация и её свойства.Информационные процессы. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение и передача информации.Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации. Дискретная форма представления информации.
Компьютер – как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер.Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:программное обеспечение компьютера, системное программное обеспечение, файлы и файловые структуры
Обработка графической информации (4 часа)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Практика на компьютере:работа по созданию графических объектов
Обработка текстовой информации (9 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст.
Практика на компьютере:создание текстовых документов, редактирование и форматирование текстовых документов
Мультимедиа (5 часов)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных
Практика на компьютере: создание мультимедийной презентации.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | Контрольная работа по теме: «Информация, единицы измерения информации» |
2 | Компьютер – как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | Проверочная тестовая работа: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
3 | Обработка графической информации | 4 | |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | Практическая контрольная работа: «Обработка текстовой информации» |
5 | Мультимедиа | 5 | Защита проекта: «Мультимедиа» |
| Итого часов | 34 | |
Календарно тематическое планирование 7 а,б класса
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание. Причина корректировки |
Раздел I. Информация и информационные процессы - 9 часов | |
1 | 1.1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Требования безопасности и организация рабочего места. | 1 | 06.09.19 | | |
2 | 1.2 | Информация и её свойства | 1 | 13.09.19 | | |
3 | 1.3 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | 20.09.19 | | |
4 | 1.4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | 27.09.19 | | |
5 | 1.5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | 1 | 04.10.19 | | |
6 | 1.6 | Представление информации | 1 | 11.10.19 | | |
7 | 1.7 | Дискретная форма представления информации | 1 | 18.10.19 | | |
8 | 1.8 | Практическая работа: «Единицы измерения информации» | 1 | 25.10.19 | | |
9 | 1.9 | Контрольная работа по теме «Информация, единицы измерения информации» | 1 | 08.11.19 | | |
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией - 7часов | |
10 | 2.1 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | 15.11.19 | | |
11 | 2.2 | Персональный компьютер. | 1 | 22.11.19 | | |
12 | 2.3 | Практическая работа: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение» | 1 | 29.11.19 | | |
13 | 2.4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | 06.12.19 | | |
14 | 2.5 | Практическая работа: «Файлы и файловые структуры» | 1 | 13.12.19 | | |
15 | 2.6 | Пользовательский интерфейс | 1 | 20.12.19 | | |
16 | 2.7 | Проверочная тестовая работа: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | 1 | 27.12.19 | | |
Раздел III. Обработка графической информации - 4 часа | |
17 | 3.1 | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | 17.01.20 | | |
18 | 3.2 | Компьютерная графика | 1 | 24.01.20 | | |
19 | 3.3 | Практическая работа: «Создание графических изображений» | 1 | 31.01.20 | | |
20 | 3.4 | Практическая работа: «Создание графических изображений» | 1 | 07.02.20 | | |
Раздел IV. Обработка текстовой информации - 9 часов | |
21 | 4.1 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | 14.02.20 | | |
22 | 4.2 | Практическая работа: «Создание текстовых документов на компьютере» | 1 | 21.02.20 | | |
23 | 4.3 | Практическая работа: «Прямое форматирование» | 1 | 28.02.20 | | |
24 | 4.4 | Практическая работа: «Стилевое форматирование» | 1 | 06.03.20 | | |
25 | 4.5 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | 13.03.20 | | |
26 | 4.6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | 20.03.20 | | |
27 | 4.7 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | 03.04.20 | | |
28 | 4.8 | Оформление реферата. История вычислительной техники | 1 | 10.04.20 | | |
29 | 4.9 | Практическая контрольная работа: «Обработка текстовой информации». | 1 | 17.04.20 | | |
Раздел V. Мультимедиа - 5 часов |
30 | 5.1 | Технология мультимедиа. | 1 | 24.04.20 | | |
31 | 5.2 | Практическая работа: «Компьютерные презентации» | 1 | 08.05.20 | | |
32 | 5.3 | Практическая работа: «Создание мультимедийной презентации» | 1 | 15.05.20 | | |
33 | 5.4 | Практическая работа: «Создание мультимедийной презентации» | 1 | 22.05.20 | | |
34 | 5.5 | Защита проекта: «Мультимедиа» | | 29.05.20 | | |
СОГЛАСОВАНО Руководитель методического объединения учителей математики и информатики _____________/Масютина Н.А./(ФИО) «___» _____________ 20____ года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________/_______________ (ФИО) «___» ________________ 20___ года |