Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Принято Педагогическим советом протокол от 29.08.2018 года №1 введено в действие приказом от 29.08.2018 года №209 Директор МБОУ «СОШ №6» _________________Т.А.Малахова |
«
Рабочая программа
по предмету «Информатика» для 7-а,б класса (1 час в неделю, 35 часов в год)
Составитель: Шишкова Е.С.
(учитель математики и информатики)
«Согласовано»
Заместитель директора ___________ / Залеева Г.Р./
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от _____.08.2018 г. № 1
Руководитель МО _____________ /Шафранская Е.А./
2018 год
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
|
Информация и информационные процессы | различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; | углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; | владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, владение умениями соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ). | наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
Компьютер – универсальное устройство обработки данных | классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров | осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. |
|
Обработка графической информации | описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; | научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита; | владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). | наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
Обработка текстовой информации | перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; | познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; |
|
| классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; | систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; | владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; | владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
Мультимедиа | применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; | Понимать сущность основных приемов обработки информации в текстовых редакторах; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Информация и информационные процессы | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и её свойства. Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. | 8 |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Программное обеспечение компьютера. | 7 |
Обработка графической информации | Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений. | 4 |
Обработка текстовой информации | Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов. | 9 |
Мультимедиа | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. | 4 |
Обобщающее повторение | | 2 + 1 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 7 класса
Л.Л.БосоваА.Ю.Босова «Информатика» для 7 класса – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018, – 223 с.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Дата план | Дата факт |
| Информация и информационные процессы, 8 |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | | |
2 | Информация и её свойства | 1 | | | |
3 | Информационные процессы. Обработка Информации | 1 | | | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | | | | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | | | | |
6 | Представление информации | 1 | | | |
7 | Дискретная форма представления информации | 1 | | | |
8 | Единицы измерения информации | | | | |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией, 7 |
9 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | | | |
10 | Персональный компьютер. | 1 | | | |
11 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | | | |
12 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | | | |
13 | Файлы и файловые структуры | 1 | | | |
14 | Пользовательский интерфейс | 1 | | | |
15 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | | | |
| Обработка графической информации, 4 |
16 | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | | | |
17 | Компьютерная графика | 1 | | | |
18 | Создание графических изображений | 1 | | | |
19 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | | | |
| Обработка текстовой информации, 9 |
20 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | | | |
21 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | | | |
22 | Прямое форматирование | 1 | | | |
23 | Стилевое форматирование | 1 | | | |
24 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | | | |
25 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | | | |
26 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | | | |
27 | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 | | | |
28 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа | 1 | | | |
| Мультимедиа, 4 |
29 | Технология мультимедиа. | 1 | | | |
30 | Компьютерные презентации | 1 | | | |
31 | Создание мультимедийной презентации | 1 | | | |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 | | | |
| Итоговое повторение |
33 | Основные понятия курса. | 1 | | | |
34 | Подготовка к тестированию | 1 | | | |
35 | Итоговое тестирование. | 1 | | | |
Промежуточная аттестационная работа по информатике за курс 7 класса
Вариант 1
1. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
1) полной;3)актуальной;
2)полезной;4)достоверной.
2. Тактильную информацию человек получает посредством:
1) специальных приборов;3) органов слуха;
2) органов осязания;4) термометра.
3. Примером текстовой информации может служить:
1)таблица умножения на обложке школьной тетради;
2)иллюстрация в книге;
3)правило в учебнике родного языка;
4)фотография;
4. Перевод текста с английского языка на русский язык можно назвать:
1) процессом хранения информации;
2) процессом получения информации;
3) процессом защиты информации;
4) процессом обработки информации.
5. Обмен информацией – это:
1) выполнение домашней работы;
2) просмотр телепрограммы;
3) наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
4) разговор по телефону.
6. Система счисления — это:
1) знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита;
2) произвольная последовательность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
3) бесконечна последовательность цифр 0, 1;
4) множество натуральных чисел и знаков арифметических действий.
7. Десятичное число 35 соответствует двоичному числу:
1) 1110
2) 10010
3) 100111
4)100011
8. Число 11001 соответствует числу:
1) 153) 35
2) 254)45
9. За единицу количества информации принимается:
1) 1 байт;
2) 1 бит;
3) 1 бод;
4) 1 см.
10. Какое из устройств предназначено для ввода информации:
1) процессор;
2) принтер;
3) клавиатура;
4) монитор.
11. Компьютерные вирусы:
1) возникают в связи сбоев в аппаратной части компьютера;
2) имеют биологическое происхождение;
3) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК;
4) являются следствием ошибок в операционной системе.
12. Текстовый редактор – программа, предназначенная для:
1) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
2) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
3) управление ресурсами ПК при создании док3ументов;
4) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды.
13. К числу основных функций текстового редактора относятся:
1) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
2) создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
3) строгое соблюдение правописания;
4) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
14. Курсор – это:
1) устройство ввода текстовой информации;
2) клавиша на клавиатуре;
3) наименьший элемент отображения на экране;
4) метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен текст, вводимый с клавиатуры.
15. Форматирование текста представляет собой:
1) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
2) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
3) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
4) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
16. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве:
1) в виде файла;
2) таблицы кодировки;
3) каталога;
4) директории.
17. Одной из основных функций графического редактора является:
1) ввод изображения;
2) хранение кода изображения;
3) создание изображений;
4) просмотр вывод содержимого на экран.
18. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
1) точка экрана (пиксель);
2) прямоугольник;
3) круг;
4) палитра цветов.
19. Поисковой системой НЕ является:
1) Google
2) FireFox
3) Rambler
4) Яндекс
20. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?
1) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит
2) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
3) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт
4) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Вариант 2
1. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
1) полной;3)достоверной
2)полезной;4)актуальной;
2. Тактильную информацию человек получает посредством:
1) органов осязания;3) органов слуха;
2) специальных приборов;4) термометра.
3. Примером текстовой информации может служить:
1)таблица умножения на обложке школьной тетради;
2)иллюстрация в книге;
3)правило в учебнике английского языка;
4)фотография;
4. Перевод текста с английского языка на русский язык можно назвать:
1) процессом защиты информации;
2) процессом получения информации;
3)процессом хранения информации;
4) процессом обработки информации.
5. Обмен информацией – это:
1) наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
2) разговор по телефону;
3)выполнение домашней работы;
4)просмотр телепрограммы.
6. Система счисления — это:
1)бесконечна последовательность цифр 0, 1;
2) произвольная последовательность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
3) знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита
4) множество натуральных чисел и знаков арифметических действий.
7. Десятичное число 35 соответствует двоичному числу:
1) 1110
2) 100011
3) 100111
4) 1001
8. Число 11001 соответствует числу:
1) 253) 35
2) 154)45
9. За единицу количества информации принимается:
1) 1 байт;
2) 1 бит;
3) 1 бод;
4) 1 см.
10. Какое из устройств предназначено для ввода информации:
1) процессор;
2) принтер;
3) монитор;
4) клавиатура;
11. Компьютерные вирусы:
1) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК;
2) имеют биологическое происхождение;
3) возникают в связи сбоев в аппаратной части компьютера;
4) являются следствием ошибок в операционной системе.
12. Текстовый редактор – программа, предназначенная для:
1) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;
2) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
3) управление ресурсами ПК при создании док3ументов;
4) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
13. К числу основных функций текстового редактора относятся:
1) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
2) строгое соблюдение правописания;
3) создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
4) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
14. Курсор – это:
1) наименьший элемент отображения на экране;
2) клавиша на клавиатуре;
3) устройство ввода текстовой информации;
4) метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен текст, вводимый с клавиатуры.
15. Форматирование текста представляет собой:
1) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
2) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
3) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
4) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
16. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве:
1) каталога;
2) таблицы кодировки;
3) в виде файла;
4) директории.
17. Одной из основных функций графического редактора является:
1) ввод изображения;
2) хранение кода изображения;
3) просмотр вывод содержимого на экран;
4) создание изображений.
18. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
1) прямоугольник;
2) точка экрана (пиксель);
3) круг;
4) палитра цветов.
19. Поисковой системой НЕ является:
1) Rambler
2) FireFox
3) Google
4) Яндекс
20. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?
1) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит
2) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
3) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
4) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт
Ответы к тесту
7 класс
Варинат 1 | Вариант 2 |
3 | 4 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 4 |
4 | 2 |
1 | 3 |
4 | 2 |
2 | 1 |
2 | 2 |
3 | 4 |
3 | 1 |
1 | 4 |
4 | 4 |
4 | 4 |
1 | 2 |
1 | 3 |
4 | 3 |
1 | 2 |
2 | 2 |
4 | 3 |
Критерии оценивания:
Работа рассчитана на один час.
В работе 20 заданий, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
На «3» - 15-12 баллов
На «4» - 18-16 баллов
На «5» - 20-19 баллов