СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс Босова

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс Босова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа

Карельский филиал




Рассмотрена и рекомендована к утверждению

методическим советом

Протокол №1 от 31.08.2018


Утверждена

приказом директора школы

№ 308 от 31.08.2018









Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ»

для 8 класса


Срок реализации: 2018 - 2019 учебный год

1 час в неделю, 35 часов в год








Составитель

Кривоногова В.А.,

учитель информатики







Карели 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа разработана на основе Программы  по информатике и ИКТ   5-9 классы Л.Л.Босовой. Курс рассчитан на 35 часов, 1 раз в неделю

Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики, изучаемого в 7-9 классах.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.

  2. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.

  3. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. ФГОС, / Бородин М. Н. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.

Рабочая программа включает разделы:

  1. пояснительная записка

  2. общая характеристика учебного предмета

  3. результаты освоения информатики.

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. содержание учебного предмета

  6. учебно-тематическое планирование

  7. планируемые результаты изучения информатики

  8. критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся

  9. перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и икт для 8 класса.

  10. календарно-тематическое планирование


Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ; практические работы на компьютере



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Математические основы информатики (13 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации (10 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования на языке Паскаль (10 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Таблица тематического распределения количества часов



Тема



Количество часов


1

Математические основы информатики

13

2

Основы алгоритмизации

10

3

Начала программирования на языке Паскаль

10


Резерв

2


ИТОГО:

35


Количество контрольных и практических работ


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Математические основы информатики

13

5

1

2

Основы алгоритмизации

10

4

1

3

Начала программирования на языке Паскаль

10

6

1


ИТОГО:

35

15

3


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8 классе


Учащиеся получат представление:

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА.

Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 8 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Перечень цифровых образовательных ресурсов


  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


Технические средства обучения:

  • классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • персональный компьютер для учителя;

  • персональный компьютер для учащихся;

  • МФУ.

Программные средства обучения:

  • обучающие компьютерные программы;

  • программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.

  • операционными система Windows 7

Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • стол компьютерный (15 шт.);

  • компьютерные кресла (15 шт.);

Сокращения, используемые в рабочей программе:

У – учебник.

РТ – рабочая тетрадь



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Информатика и ИКТ» 8 класс (ФГОС)


урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Тип уроков

Вид, форма контроля

Дата по

плану

факту

1

Математические основы информатики

13 ч.






1


Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.


Знать: историю счёта, определение системы счисления, определение основания системы счисления, алфавит двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системы счисления, правила перевода целых и дробных десятичных чисел в системы счисления с основанием q, правила перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления, правила перевода чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, общие принципы сложения и вычитания в любой позиционной системе счисления

Уметь: отличать системы счисления, переводить целые и дробные

десятичные числа в системы счисления с основанием q, переводить двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа в десятичную систему счисления, переводить числа между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, выполнять операции сложения и вычитания в 2, 3, 4...16-х системах счисления



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


01.09


2

Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024


Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


08.09


3

Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024.

Практическая работа № 1

Вычисления с помощью программного калькулятора.



Урок-практика

Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика

Практическая работа


15.09


4

Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную


Урок-практика

Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


22.09


5

Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную

Практическая работа № 2

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.




Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика

Практическая работа

29.09


6

Двоичная арифметика.



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


06.10


7

Двоичная арифметика.

Практическая работа № 3

Арифметические вычисления в различных системах счисления


Проект «Системы счисления»



Урок-практика

Практическая работа

13.10


8

Логика высказываний (элементы алгебры логики).


Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


20.10


9

Логика высказываний (элементы алгебры логики).


Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


27.10


10

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Практическая работа № 4 Построение таблиц истинности для логических выражений.



Урок-практика

Практическая работа

10.11


11

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.


Урок-практика

Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


17.11


12

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Практическая работа № 5 Работа с логическими схемами.



Урок-практика

Практическая работа

24.11


13

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.


Тест 1 «Математические основы информатики»


Урок контроля знаний

тестирование

01.12



Основы алгоритмизации

10ч





14

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов.



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


08.12


15

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей.

Практическая работа № 6: Работа с исполнителями алгоритмов.



Урок-практика

Практическая работа

15.12


16

Способы записи алгоритмов.




Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос

22.12


17

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Практическая работа № 7

Запись алгоритма с помощью блок-схем.




Урок-практика

Практическая работа

29.12


18

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Фронтальный опрос

12.01


19

Линейные программы.


Практическая работа № 8 Преобразование записи алгоритма из одной формы в другую.




Урок-практика

Практическая работа

19.01


20

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


26.01


21

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Фронтальный опрос

02.02


22

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение.


Практическая работа № 9 Создание алгоритмических конструкций по условию поставленной задачи.




Урок-практика

Практическая работа

09.02


23

Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Тест 2 «Основы алгоритмизации»




Урок контроля знаний


тестирование

16.02



Начала программирования

10ч.





24

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика


02.03


25

Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных.



Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


16.03


26

Правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание.


Практическая работа №10

Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения.




Урок-практика

Практическая работа

06.04


27

Правила записи основных операторов: ввод, вывод, присваивание.


Практическая работа № 11

Разработка линейной программы с использованием символьных данных




Урок-практика

Практическая работа

13.04


28

Правила записи основных операторов: ветвление.


Практическая работа № 12

Разработка программы, содержащей оператор ветвления.




Урок-практика

Практическая работа

20.04


29

Правила записи основных операторов: ветвление.


Практическая работа № 13

Разработка программы, содержащей составной оператор ветвления.




Урок-практика

Практическая работа

27.04


30

Правила записи основных операторов: цикл.





Лекция-беседа с использованием наглядных материалов


Фронтальный опрос

04.05


31

Правила записи основных операторов: цикл.

Практическая работа № 14

Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным условием




Урок-практика

Практическая работа

11.05


32

Правила записи основных операторов: цикл.

Практическая работа № 15 Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным числом повторений.

Проект «Создание теста в среде программирования»



Урок-практика

Практическая работа

18.05


33

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Тест 3 «Начала программирования».






Урок контроля знаний

тестирование

25.05


34 - 35

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.


2


Урок повторение





Всего

35








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!