СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатики 5 класс Босова Л.Л.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Наименование учебного предмета Информатика

Класс: 5

Уровень образования: основное общее образование

Количлану: всего 34 часов в год; в неделю 1 час

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатики 5 класс Босова Л.Л.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края





Рассмотрено

МО

протокол

от _____2019 №___


Согласовано

МС

протокол

от _____ 2019 №___


Утверждено

Директор

_______

«___»_______201__









Рабочая программа


Наименование учебного предмета Информатика

Класс: 5

Уровень образования: основное общее образование

Учитель: Тимошенко А.В.

Срок реализации программы, учебный год: 2019/2020

Количество часов по учебному плану: всего 34 часов в год; в неделю 1 час



















Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»).

В классе имеются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для них с учетом специальных требований разработаны задания базового уровня по каждому разделу, теме.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса "Информатика" 5 класс


Раздел 1. Компьютер для начинающих.

Учащиеся должны

знать:

  • аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • устройства компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • устройства, с помощью которых может быть реализован ввод информации(текста, звука, изображения) в компьютер;

  • средства передачи информации;

  • виды информационных процессов;

  • перспективы развития информационного общества;

  • признаки информационной культуры личности;

уметь:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами( изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств;

  • производить различные действия с информацией;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

ученик получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

Раздел 2Информация вокруг нас.

Учащиеся должны

знать:

  • многообразие окружающих человека кодов;

  • роль кодирования информации для ее обработки, хранения и передачи;

  • что такое координатная плоскость;

  • приемы работы с текстом: ввод, редактирование, форматирование;

  • отличия различных текстовых редакторов;

  • о различных наглядных формах информации: таблице, схеме, диаграмме;

  • о типах обработки информации;

уметь:

  • кодировать и декодировать информацию с помощью кодировочных таблиц;

  • расставлять координаты точек на координатной плоскости и строить по ним простейшие изображения;

  • создавать и сохранять текстовые документы, вносить в них изменения;

  • редактировать и форматировать как весь текст, так и его фрагменты;

  • создавать и оформлять таблицы, вносить в них информацию в виде рисунка или текста;

  • использовать таблицы для построения диаграмм и графиков, устанавливать параметры диаграммы;

  • применять различные способы обработки и представления информации на уроках смежных дисциплин;

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

Раздел 3Информационные технологии.

Учащиеся должны

знать:

  • о видах компьютерной графики;

  • основные и дополнительные устройства компьютера для работы с компьютерной графикой;

  • программное обеспечение для работы с графикой;

  • о способах преобразования изображений с помощью программ;

  • о видах обработки информации: систематизации, поиске, кодировании, преобразовании по заданным правилам, преобразовании путем рассуждений;

уметь:

  • запускать графический редактор, настраивать его интерфейс, пользоваться инструментами;

  • создавать, редактировать и сохранять графические изображения;

  • планировать работу в графическом редакторе;

  • создавать простейшие презентации;

  • создавать анимацию;

  • обрабатывать информацию различными способами: систематизировать, кодировать, отбирать, преобразовывать по заданным правилам;

  • использовать сеть Интернет для поиска информации;

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

4

2

2

2

Информация вокруг нас

5

2

3

3

Информационные технологии

23

11

12


Резерв

4

2

1


Итого:

34

16

18


Содержание учебного предмета, курса "Информатика"

Раздел 1. Компьютер для начинающих.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Раздел 2Информация вокруг нас.

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Раздел 3. Информационные технологии.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.


Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике для 5 класса
  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows

  2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice

  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

Календарно - тематическое планирование

5 класс

п/п

Содержание учебного материала (тема урока)

Количество часов

Запланированная дата

Дата проведения

Осваиваемые учебные действия (умения) и модели

Домашнее задание

Учебно-методическое обеспечение, оборудование



Цели

Предметные результаты обучения

Компьютер для начинающих (4ч)

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

4.09


Ввести понятие техники безопасности и правила поведения за компьютером, информация вокруг нас

Знать понятие техники безопасности и правила поведения за компьютером, уметь определять информацию вокруг нас

Введение, §1, §2(3)

Интерактивная доска, презентация «Техника безопасности»

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

11.09


Ввести понятия устройства компьютера

Знать устройства компьютера

§2

Интерактивная доска, презентация «Компьютер- как универсальное средство обработки»

3

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

18.09


Ввести понятие об устройствах ввода информации и способы ввода информации

Уметь использовать компьютерный тренажер

§3

Интерактивная доска, презентация «Компьютер- как универсальное средство обработки»

4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

25.09


Изучить способы управления компьютером

Уметь использовать компьютерный тренажер

§4

Интерактивная доска, презентация «Компьютер- как универсальное средство обработки» , раздаточный материал

ОВЗ: выбирать и запускать нужную программу;работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами( изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств.

Информация вокруг нас (5ч)

5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

2.10



Ввести понятие хранение информации

Знать основные способы хранения информации

§5

Интерактивная доска, презентация «Процессы обработки информации»

6

Передача информации.

1

9.10



Ввести понятие передача информации

Знать способы передачи информации

§6 (1)

Интерактивная доска, презентация «Процессы обработки информации»

7

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

16.10



Ввести понятие электронной почты

Уметь пользоваться электронной почтой

§6 (2)

Интерактивная доска, презентация «Электронная почта»

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

23.10



Ввести понятие код и кодирование

Уметь осуществлять процесс кодирования

§7 (1)

Интерактивная доска, презентация «Кодирование»

9

Метод координат.

1

6.11



Ввести понятие метод координат

Уметь кодировать информацию методом координат

§7 (2)

Интерактивная доска, презентация «Кодирование» , раздаточный материал

ОВЗ: кодировать и декодировать информацию с помощью кодировочных таблиц;расставлять координаты точек на координатной плоскости и строить по ним простейшие изображения;создавать и сохранять текстовые документы, вносить в них изменения;редактировать и форматировать как весь текст, так и его фрагменты.

Информационные технологии (23ч)

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

13.11



Ввести понятие текст, ознакомить с инструментами подготовки текста

Уметь использовать компьютер как средство подготовки текста

§8 (1, 2)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

11

Ввод текста. Форматирование текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

20.11



Ввести способы форматирования текста

Знать способы форматирования текста

§8 (3, 4)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

12

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

27.11



Ввести способы редактирования текста

Знать способы редактирования текста

§8 (5)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

4.12



Вести способы редактирования текстового фрагмента

Знать способы редактирования текстового фрагмента

§8 (6)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

14

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

11.12



Ввести способы форматирования текста

Знать способы форматирования текста

§8 (7)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

18.12



Ввести способы представления информации в табличной форме

Знать способы представления информации в табличной форме

§9 (1)

Интерактивная доска, презентация «Текст. Редактирование и форматирование текста»

16

Табличный способ решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

25.12



Вести метод решения логических задач табличным способом

Уметь решать логические задачи табличным способом

§9 (2)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

17

Наглядные формы представления информации

1

15.01



Ввести наглядные формы представления информации

Знать наглядные формы представления информации

§10 (1)

Интерактивная доска, презентация «Формы представления информации»

18

От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

1

22.01



Ввести наглядные формы представления информации

Знать наглядные формы представления информации

§10 (2)

Интерактивная доска, презентация «Диаграммы»

19

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

29.01



Ввести понятие диаграмма

Уметь строить диаграммы

§10 (3)

Интерактивная доска, презентация «Диаграммы»

20

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

5.02



Ввести понятие графический редактор

Знать графический интерфейс редактора

§11 (1)

Интерактивная доска, презентация «Графический редактор и его инструменты»

21

Устройства ввода графической информации.

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

12.02



Ввести понятие графический редактор

Уметь применять графический редактор

§11 (2)

Интерактивная доска, презентация «Графический редактор и его инструменты» , раздаточный материал

22

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

19.02



Ввести способы и методы создания графических изображений

Уметь создавать графические объекты

§11 (1, 2)

Интерактивная доска, презентация «Графический редактор и его инструменты»

23

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

26.02



Ввести понятие систематизации информации

Уметь систематизировать информацию

§12 (1, 2)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

24

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

4.03



Ввести понятие упорядочивание информации

Уметь упорядочивать информацию

§12 (2)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

25

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

11.03



Ввести способы поиска информации

Уметь осуществлять поиск информации

§12 (3)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

26

Изменение формы представления информации

1

18.03



Ввести способы изменения формы представления информации

Знать способы изменения формы представления информации

§12 (4)

Интерактивная доска, презентация «Формы представления информации»

27

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

1.04



Ввести понятие преобразование информации по заданным правилам

Знать способы преобразования информации по заданным правилам

§12 (5)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

28

Преобразование информации путём рассуждений

1

8.04



Ввести понятие преобразование информации путем рассуждения

Знать способы преобразования информации путем рассуждения

§12 (6)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

29

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

15.04



Ввести понятие преобразование информации путем записи плана действий

Ввести понятие преобразования информации путем записи плана действий

§12 (7)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач»

30

Табличная форма записи плана действий и его запись.

1

22.04



Ввести понятие преобразование информации путем записи плана действий

Ввести понятие преобразования информации путем записи плана действий

§12 (7)

Интерактивная доска, презентация «Методы решения логических задач», раздаточный материал

31

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

1

29.04


Ввести понятие движущиеся объекты

Уметь создавать движущиеся объекты

§12 (8)

Интерактивная доска, презентация «Анимация»

32

Итоговое тестирование

1

6.05



Ввести понятие движущиеся объекты

Уметь создавать движущиеся объекты


Интерактивная доска, презентация «Анимация»

ОВЗ: запускать графический редактор, настраивать его интерфейс, пользоваться инструментами; создавать, редактировать и сохранять графические изображения; планировать работу в графическом редакторе; создавать простейшие презентации.

Резерв (2ч)

33

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).


1

13.05



Ввести понятие движущиеся объекты

Уметь создавать движущиеся объекты

§12 (8)

Интерактивная доска, презентация «Анимация»

34

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

20.05



Контроль знаний, умений и навыков



Интерактивная доска, проекты учащихся, тест



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!