Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО на заседании ШМО классных руководителей Протокол № от « __ » _____ 2022 г. Афанасьева А.А. _____________ | СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по ВР Директор Тазетдинова Р.Р.___________ Заболотный В.В.__________ «__» ______________2022 г. «__»________________2022 г. |
Рабочая программа
по классному руководству
срок реализации 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Ганиева Фануза Раилевна,
учитель высшей категории
Ермолаево 2022
Пояснительная записка
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. А выбор целей, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация развития государства и общества.
В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации – пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.
В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.
Теоретическую основу деятельности классных руководителей составляют идеи системно-деятельностного подхода в теории воспитательных систем. Доказано, что класс нужно рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе и внес свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество. Целенаправленная и постоянная работа педагога по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива позволяет достичь определенных результатов в воспитательной деятельности.
Работа классных руководителей планируется в рамках реализации программы личностно-ориентированного развития ребенка. Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми
Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, классному руководителю необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - "мажорный") тон жизнедеятельности детского ученического коллектива.
Классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Срок реализации: 2022-2023 учебный год.
Участники программы: обучающиеся школы, педагоги, родители.
Цель программы воспитания:
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
образовательные (приобретение конкретных знаний и умений);
воспитательные ( развитие лидерских качеств, содействие нравственному становлению учащихся, формирование мотивации к социально значимой деятельности, развитие психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей, активизация ученического самоуправления, создание благоприятного психологического климата, формирование классного и общешкольного коллективов и др.);
развивающие (развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры и др.).
Основные принципы
построения воспитательной системы
систематичность;
оптимальность, эффективность;
точное целеполагание, конкретность;
информационность, открытость;
принципы здравого смысла и обратной связи;
демократизм, гуманизм;
дисциплина и порядок;
стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы
Возрастные особенности учащихся. Старшие подростки. Старшеклассники.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частые самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, творческий выбор.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Учет возрастных особенностей учащихся в процессе воспитательной работы позволяет говорить о модели выпускника школы. Школа предполагает 3 ступени:
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа.
Модель выпускника средней общеобразовательной школы
Выпускник, получивший среднее (полное) образование, - это человек, который:
- Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана.
- Овладел основами компьютерной грамотности, программирования.
- Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.
- Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать.
-Умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.
- Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации.
- Уважает свое и чужое достоинство.
- Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.
- Ведет здоровый образ жизни.
- Творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно эстетически.
- Занимает твердую гражданскую позицию.
- Способен делать выбор и принимать решения.
Работа с обучающимися
1.Психолого-педагогическая диагностика учащихся
2.Составление индивидуальных характеристик учащихся
3.Индивидуальные беседы сучащимися
4.Индивидуальная помощь учащимся, имеющим проблемы в выполнении норм и правил поведения в школе и вне ее пределов
5.Взаимодействие с педагогическим коллективом
6.Взаимодействие с социумом
7.Диагностика результатов ученика
Список класса.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, повышение психолого – педагогических знаний родителей.
Родительские собрания:
Классные – проводить 1 раз в четверть или по мере необходимости, общешкольные – 1 раз в год.
Открытые уроки, внеклассные мероприятия, Дни открытых дверей.
Индивидуальные тематические консультации.
Совместные творческие дела:
Проведение праздников, экскурсии, выставки, походы, выпускные вечера в 4,9, и 12 классах.
Социологические опросы, анкетирование, тестирование.
Участие родителей в управлении школы;
Управляющий совет школы;
Родительские комитеты.
Родительские собрания.
№ п/п | Четверть | Тема собрания |
1 | | «Вот и стали мы на год взрослее» |
2 | | «Полезные и вредные привычки» |
3 | | «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника» |
4 | | « Еще раз о воспитании… |
5 | | «Не потеряй своего ребенка» |
Актив родителей класса
Функциональные обязанности в классе | Ф. И. О. родителей | Место работы, должность | Домашний адрес и телефон |
Член Совета школы | | | |
Председатель родительского комитета | | | |
Члены родительского комитета | | | |
| | |
| | |
| | |
2. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Направление «Гражданско - патриотическое воспитание»
Цель: приобщение к духовным ценностям Отечества, воспитание гражданственности, патриотизма; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, формирование соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
-поддерживать интерес к истории страны, выдающимся людям, участникам военных действий;
-воспитывать гражданственность, патриотизм и другие лучшие человеческие качества.
Формы реализации: встречи с участниками боевых действий; участие в конкурсах чтецов, певцов, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника Отечества; участие в праздновании Дня Победы; участие в военно-спортивной игре «Зарница; экскурсии в краеведческий музей;
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем;
- формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Формы работы: спецкурсы по нравственной и правовой тематике; экскурсии, виртуальное знакомство с историческими и памятными местами страны, края, села; встречи с представителями правоохранительных структур; праздники получения паспорта; 6 театральные и кинопросмотры с последующим обсуждением и творческими работами; организация экскурсий; литературная гостиная как форма изучения нравственно-эстетического наследия страны.
Направление «Художественно- эстетическое воспитание»
Цели и задачи:
-воспитание у учащихся понимания красоты труда человека и природы как источника художественного творчества; понимания прекрасного в произведениях искусства и в окружающей действительности;
-воспитывать интерес к художественному творчеству, стремление заниматься различными видами искусства.
-развивать у учащихся творческое мышление, актерское мастерство.
-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.
Формы работы личный пример; беседы; уроки рисования, музыки, МХК, занятия в кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера.
Направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»
Цели: - сохранение и укрепление здоровья учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи: - воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества;
- развивать задатки и склонности к различным видам спорта.
Формы работы: физкультминутки, соревнования, походы, товарищеские встречи, беседы, тематические классные часы, спартакиада, оформление стендов, спортивные секции, Дни здоровья.
Направление «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
Цели: Создание условий для социального становления и развития экологической культуры обучающихся через организацию совместной природоохранной деятельности; воспитание человека, приспособленного к требованиям общества.
Задачи:
- реализовать интересы и потребности подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;
-организовать значимые для подростков дела, акции, ролевые игры по сохранению природного наследия города;
-формировать нравственную экологическую позицию личности подростка;
-развивать у подростков личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.
-включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность
-развивать умения и навыки трудовой деятельности;
-воспитывать самостоятельность, предприимчивость, настойчивость, добросовестность;
-проводить профориентационную работу.
Формы работы: тематические классные часы, праздники, практико-ориентированные проекты экологической направленности, игровые проекты экологической направленности, родительские собрания; знакомство с типами, классами, группами профессий, условиями труда;посещение предприятий;проекты, презентации, творческие работы; встречи с представителями разных профессий;работа с психологической службой школы;
взаимодействие с Центром занятости населения;ремонт и уборка класса;благоустройство школьной спортплощадки и пришкольного участка;самостоятельное трудоустройство в летнее время.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь - месяц «Внимание, дети!»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Закон и порядок | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Все о здоровье. Что такое - ЗОЖ? | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Урок мира | | |
Беседа о ПДД | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Воспитатель- все о профессии | | |
Октябрь – месяц здоровья и права.
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Что мы называем малой Родиной | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | День пожилых - особый праздник | | |
Мой любимый учитель | | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Осенняя пора- очей очарованье | | |
| | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | ТБ во время каникул | | |
Ноябрь- месяц правовых знаний и профилактики правонарушений «Здоровое поколение».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Права и обязанности школьника | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Красота и здоровье- связаны ли они? | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | В здоровом теле- здоровый дух | | |
| | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Как помочь растениям перезимовать | | |
Декабрь- «Волшебница зима».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Конституция и мы | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Зима и природа | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Вредные привычки | | |
| | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Этикет и мы! Проблема разговорной речи | | |
Январь –«Мир профессий»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Город герой - Ленинград | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Жизнь дается один раз | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Как уберечь себя от ОРВИ, гриппа» | | |
| | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Твоя ответственность за общие дела | | |
Февраль- месяц военно-патриотического воспитания «Моё Отечество».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Солдат войну не выбирает ( День памяти воинов интернационалистов) | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Благодарная память народа хранит ваши имена | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | | | |
Как уберечь себя от беды» к международному дню борьбы с наркоманией | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Трудовой десант-помощь в чистке снега | | |
Март – «В мире прекрасного».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Мой дом - моя крепость | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Милые, женственные, сильные | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Веселые старты | | |
Проведение инструктажа по ПДД и ТБ | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | В мире профессий | | |
Апрель - Экологический месячник «Цвети Земля».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Весна победы | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Ю.А.гагарин - человек мира | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | | | |
Профилактика ПБ | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Субботники по уборке территории, участие в озеленении | | |
Май - Месячник воинской славы России «Поклонимся великим тем годам…»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Вспоминаем День войны | | |
| | |
| | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Подготовка к последнему звонку | | |
| | |
| | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | В человеке все должно быть прекрасно | | |
| | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Кем я буду | | |
4.Уровень воспитанности в классе (образец)
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
1.Трудолюбие
2.Эрудиция
3.Прилежание
4.Отношение к природе
5.Эстетические вкусы
6.Нравственные качества
7.Самовоспитание.
Уровень воспитанности определяется бальной системой оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
Карта воспитанности
Стержневые качества личности / ФИ учащегося | | | | | | | | | | | | | | |
Трудолюбие | | | | | | | | | | | | | | |
Эрудиция | | | | | | | | | | | | | | |
Прилежание | | | | | | | | | | | | | | |
Эстетические вкусы | | | | | | | | | | | | | | |
Нравственные качества | | | | | | | | | | | | | | |
Само- воспитание | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка результатов:
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)