СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по классному руководству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может заинтересовать классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по классному руководству»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ермолаевская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № от « __ » _____ 2022 г.

Афанасьева А.А. _____________


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР Директор

Тазетдинова Р.Р.___________ Заболотный В.В.__________

«__» ______________2022 г. «__»________________2022 г.








Рабочая программа

по классному руководству

срок реализации 2022 – 2023 учебный год



Составитель:

Ганиева Фануза Раилевна,

учитель высшей категории









Ермолаево 2022

Пояснительная записка

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. А выбор целей, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация развития государства и общества.

В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации – пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Теоретическую основу деятельности классных руководителей составляют идеи системно-деятельностного подхода в теории воспитательных систем. Доказано, что класс нужно рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе и внес свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество. Целенаправленная и постоянная работа педагога по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива позволяет достичь определенных результатов в воспитательной деятельности.

Работа классных руководителей планируется в рамках реализации программы личностно-ориентированного развития ребенка. Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.  Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми

Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, классному руководителю необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - "мажорный") тон жизнедеятельности детского ученического коллектива.

Классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению  положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • коммуникативную (организация общения);

  • координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

  • коррекционную (преобразование, изменение личности);

  • экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

  • административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Срок реализации: 2022-2023 учебный год.

Участники программы: обучающиеся школы, педагоги, родители.

Цель программы воспитания:

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

  • образовательные (приобретение конкретных знаний и умений);

  • воспитательные ( развитие лидерских качеств, содействие нравственному становлению учащихся, формирование мотивации к социально значимой деятельности, развитие психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей, активизация ученического самоуправления, создание благоприятного психологического климата, формирование классного и общешкольного коллективов и др.);

  • развивающие (развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры и др.).

Основные принципы

построения воспитательной системы

  • систематичность;

  • оптимальность, эффективность;

  • точное целеполагание, конкретность;

  • информационность, открытость;

  • принципы здравого смысла и обратной связи;

  • демократизм, гуманизм;

  • дисциплина и порядок;

  • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы

Возрастные особенности учащихся. Старшие подростки. Старшеклассники.

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частые самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать.

Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, творческий выбор.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.

Учет возрастных особенностей учащихся в процессе воспитательной работы позволяет говорить о модели выпускника школы. Школа предполагает 3 ступени:

  1. Начальная школа

  2. Основная школа

  3. Средняя школа.

Модель выпускника средней общеобразовательной школы

Выпускник, получивший среднее (полное) образование, - это человек, который:

- Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана.

- Овладел основами компьютерной грамотности, программирования.

- Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.

- Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать.

-Умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

- Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации.

- Уважает свое и чужое достоинство.

- Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.

- Ведет здоровый образ жизни.

- Творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно эстетически.

- Занимает твердую гражданскую позицию.

- Способен делать выбор и принимать решения.



Работа с обучающимися

1.Психолого-педагогическая диагностика учащихся

2.Составление индивидуальных характеристик учащихся

3.Индивидуальные беседы сучащимися

4.Индивидуальная помощь учащимся, имеющим проблемы в выполнении норм и правил поведения в школе и вне ее пределов

5.Взаимодействие с педагогическим коллективом

6.Взаимодействие с социумом

7.Диагностика результатов ученика




















Список класса.





Работа с родителями


Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, повышение психолого – педагогических знаний родителей.

  1. Родительские собрания:

Классные – проводить 1 раз в четверть или по мере необходимости, общешкольные – 1 раз в год.

  1. Открытые уроки, внеклассные мероприятия, Дни открытых дверей.

  2. Индивидуальные тематические консультации.

  3. Совместные творческие дела:

Проведение праздников, экскурсии, выставки, походы, выпускные вечера в 4,9, и 12 классах.

  1. Социологические опросы, анкетирование, тестирование.

  2. Участие родителей в управлении школы;

  3. Управляющий совет школы;

  4. Родительские комитеты.


Родительские собрания.



п/п


Четверть


Тема собрания


1


«Вот и стали мы на год взрослее»

2


«Полезные и вредные привычки»

3


«О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»

4


« Еще раз о воспитании…

5


«Не потеряй своего ребенка»










Актив родителей класса


Функциональные обязанности

в классе

Ф. И. О.

родителей

Место работы, должность

Домашний адрес и телефон


Член Совета школы





Председатель родительского комитета





Члены родительского комитета


























2. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Направление «Гражданско - патриотическое воспитание»

Цель: приобщение к духовным ценностям Отечества, воспитание гражданственности, патриотизма; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, формирование соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

-поддерживать интерес к истории страны, выдающимся людям, участникам военных действий;

-воспитывать гражданственность, патриотизм и другие лучшие человеческие качества.

Формы реализации: встречи с участниками боевых действий; участие в конкурсах чтецов, певцов, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника Отечества; участие в праздновании Дня Победы; участие в военно-спортивной игре «Зарница; экскурсии в краеведческий музей;

- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем;

- формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию;

обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Формы работы: спецкурсы по нравственной и правовой тематике; экскурсии, виртуальное знакомство с историческими и памятными местами страны, края, села; встречи с представителями правоохранительных структур; праздники получения паспорта; 6 театральные и кинопросмотры с последующим обсуждением и творческими работами; организация экскурсий; литературная гостиная как форма изучения нравственно-эстетического наследия страны.





Направление «Художественно- эстетическое воспитание»

Цели и задачи:

-воспитание у учащихся понимания красоты труда человека и природы как источника художественного творчества; понимания прекрасного в произведениях искусства и в окружающей действительности;

-воспитывать интерес к художественному творчеству, стремление заниматься различными видами искусства.

-развивать у учащихся творческое мышление, актерское мастерство.

-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.

Формы работы личный пример; беседы; уроки рисования, музыки, МХК, занятия в кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера.


Направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Цели: - сохранение и укрепление здоровья учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи: - воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества;

- развивать задатки и склонности к различным видам спорта.

Формы работы: физкультминутки, соревнования, походы, товарищеские встречи, беседы, тематические классные часы, спартакиада, оформление стендов, спортивные секции, Дни здоровья.


Направление «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Цели: Создание условий для социального становления и развития экологической культуры обучающихся через организацию совместной природоохранной деятельности; воспитание человека, приспособленного к требованиям общества.

Задачи:

- реализовать интересы и потребности подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;

-организовать значимые для подростков дела, акции, ролевые игры по сохранению природного наследия города;

-формировать нравственную экологическую позицию личности подростка;

-развивать у подростков личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.

-включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность

-развивать умения и навыки трудовой деятельности;

-воспитывать самостоятельность, предприимчивость, настойчивость, добросовестность;

-проводить профориентационную работу.

Формы работы: тематические классные часы, праздники, практико-ориентированные проекты экологической направленности, игровые проекты экологической направленности, родительские собрания; знакомство с типами, классами, группами профессий, условиями труда;посещение предприятий;проекты, презентации, творческие работы; встречи с представителями разных профессий;работа с психологической службой школы;

взаимодействие с Центром занятости населения;ремонт и уборка класса;благоустройство школьной спортплощадки и пришкольного участка;самостоятельное трудоустройство в летнее время.



Календарно-тематическое планирование

Сентябрь - месяц «Внимание, дети!»

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Закон и порядок









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Все о здоровье. Что такое - ЗОЖ?









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Урок мира



Беседа о ПДД



4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Воспитатель- все о профессии



Октябрь – месяц здоровья и права.

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Что мы называем малой Родиной









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


День пожилых - особый праздник



Мой любимый учитель






3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Осенняя пора- очей очарованье






4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

ТБ во время каникул



Ноябрь- месяц правовых знаний и профилактики правонарушений «Здоровое поколение».

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Права и обязанности школьника









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Красота и здоровье- связаны ли они?









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

В здоровом теле- здоровый дух






4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Как помочь растениям перезимовать



Декабрь- «Волшебница зима».

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Конституция и мы









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Зима и природа









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Вредные привычки






4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Этикет и мы! Проблема разговорной речи



Январь –«Мир профессий»

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Город герой - Ленинград









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Жизнь дается один раз









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Как уберечь себя от ОРВИ, гриппа»






4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Твоя ответственность за общие дела



Февраль- месяц военно-патриотического воспитания «Моё Отечество».

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Солдат войну не выбирает ( День памяти воинов интернационалистов)









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Благодарная память народа хранит ваши имена









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»




Как уберечь себя от беды» к международному дню борьбы с наркоманией



4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Трудовой десант-помощь в чистке снега





Март – «В мире прекрасного».

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Мой дом - моя крепость









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Милые, женственные, сильные









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Веселые старты



Проведение инструктажа по ПДД и ТБ



4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

В мире профессий



Апрель - Экологический месячник «Цвети Земля».


 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Весна победы









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Ю.А.гагарин - человек мира









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»




Профилактика ПБ



4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Субботники по уборке территории, участие в озеленении



Май - Месячник воинской славы России «Поклонимся великим тем годам…»

 №

п\п

Направление

Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

«Гражданско - патриотическое воспитание»


Вспоминаем День войны









2.

«Художественно - эстетическое воспитание»


Подготовка к последнему звонку









3.

«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

В человеке все должно быть прекрасно






4.

«Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Кем я буду







4.Уровень воспитанности в классе (образец)

Цель: Определить уровень воспитанности в классе.

Стержневые качества личности:

1.Трудолюбие

2.Эрудиция

3.Прилежание

4.Отношение к природе

5.Эстетические вкусы

6.Нравственные качества

7.Самовоспитание.

Уровень воспитанности определяется бальной системой оценки:

«1» - качество не проявляется.

«2» - проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.

«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.

«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.









Карта воспитанности

Стержневые качества личности /

ФИ учащегося















Трудолюбие















Эрудиция















Прилежание















Эстетические

вкусы















Нравственные качества















Само-

воспитание















Средний балл















Оценка результатов:                                                                                 

 По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда                                                                                          

4 – часто                                                                                           

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция 

Затем 5 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!