СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Ю.В. Лебедева на 102 часа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей - словесников Заместитель от 25. 08. 2019 г. директора по УВР Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./ Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г. ________/Шуличенко О. И./
| Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического _________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1 - 29
|
Рабочая программа
по литературе
10 класс
2019 – 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Ольга Ивановна
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа по литературе составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе;
- примерной программы основного общего образования по литературе / Сборник нормативных документов: Литература: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по литературе.- М: Дрофа, 2013 г.
- учебного плана школы на 2019-2020 г.
- авторской программы: В.Я. Коровина, В. П. Журавлев. Литература. 10 класс. / Литература. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы, 10 – 11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев. М.: Просвещение, 2014.
Согласно УП школы на изучение русского языка в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год)
Учебный предмет Литература – одна из важнейших частей образовательной области Филология. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствам данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
– обогащение духовного мира путем приобщения к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
В содержании образования по литературе в 10 классе основными критериями отбора художественных произведений являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения представлены в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения. Полученные на завершающемся этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений обучающихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Важнейшим компонентом методической системы являются методы и формы обучения.
Одним из признаков правильного понимания текста на уроках литературы в 10-11 классах является не только выразительность и понимание чтения обучающимися, но и постижение основ истории литературы. Формирование навыков выразительного чтения проводится в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкретному чтению (в классе, школе, районе). В учебники включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров и воспоминания о чтении произведений русскими писателями – классиками XIX –XX веков. Многообразен выбор стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть.
Результатом работы на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, исследовательской работы).
Особое внимание обращается на совершенствование речи обучающихся. В учебниках даны специальные рубрики, обращающие внимание на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову»), а также используются другие работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и др.)
Уроки внеклассного чтения имеют цель не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В 10 классе представлена литература XІX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы Фредерика Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным.
Монографическое изучение творчества великих классиков XІX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.
Особое внимание уделяется проблемам теории литературы (особенностям рода и жанра, их многообразию и развитию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
обучающиеся должны знать:
логику развития историко-литературного процесса в XX веке;
важнейшие литературные направления XX века;
биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений;
отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.
обучающиеся должны уметь:
владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя
эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым
этапам литературного процесса.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации метапредметной функции, которую литература выполняет в системе
школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой и интеллектуальной деятельности и предполагают развитие речемыслительных, аналитических и творческих способностей.
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования знаний по литературе в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (4 ч)
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Русская литературная критика второй половины XIX века. Славянофильство и западничество.
Пути развития русской литературы второй половины XIX века и ее особенности.
И. С. Тургенев (11 ч)
Духовный путь И. С. Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества. Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева («Записки охотника» - обзор) Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности.
Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики XIX - XX вв. Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы. «Лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. Базаров перед лицом смерти. Вн. чт. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Накануне».
Теория литературы: особенности эпоса как рода литературы, композиция, сюжет, поэтика, антитеза, контраст, «тайная психология», психологизм, система персонажей, художественный образ, художественное время и пространство, авторский замысел.
Н. Г. Чернышевский (3 ч)
Духовные искания Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). «Тайный» сюжет романа «Что делать?». Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе XIX века.
Теория литературы: система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя, утопия, антиутопия, проблематика, жанр, сюжет, фабула.
И. А. Гончаров (9 ч)
Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».
Илья Обломов и Андрей Штольц. Илья Обломов и Ольга Ильинская. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов». Историко-философский смысл романа «Обломов».
Любовь и смерть Обломова.
Теория литературы: художественная деталь, трилогия, колорит изображения, трагедия, трагическое, лирическое отступление, конфликт, автор- повествователь, рассказчик, персонаж, характер, тип, портрет, пейзаж, речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
А. Н. Островский (6 ч)
Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевные трагедии. Вн. чт. Если есть наказание, то в чем преступление? Урок семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница».
Теория литературы: форма и содержание художественного произведения, конфликт, литературные роды: эпос, лирика, драма, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Ф. И. Тютчев (4 ч)
Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Ф. И. Тютчева. Философская лирика Ф. И. Тютчева. Обучение анализу поэтического текста.
Теория литературы: мотив, лейтмотив.
Н. А. Некрасов (11 ч)
Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Своеобразие любовной лирики. Панаевский цикл. Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» - поэтическое завещание Н. А. Некрасова. Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Народ в споре о счастье. Народные «заступники» в поэме. Идейный смысл рассказов о грешниках. Народ и Гриша Добросклонов.
Творчество Курских писателей. Анализ произведений Е. И. Носова и К. Д. Воробьева.
Теория литературы: эпопея
А. А. Фет (3 ч)
Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Основные мотивы творчества А. А. Фета. Эпитет в лирике Фета.
Теория литературы: тропы, язык художественного произведения, риторический вопрос, афоризм, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, звукопись: аллитерация, ассонанс.
А. К. Толстой (2 ч)
Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.
Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.
Теория литературы: трилогия, сатира.
М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч)
Формирование сатирического дарования М. Е. Салтыкова - Щедрина.
«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. Градоначальники города Глупова как земные идолы. Пророческий смысл финала сатиры. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики (анализ сказки).
Теория литературы: «Эзопов язык», сатира, фигура умолчания, трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1 ч)
Ф. Стендаль «Красное и черное»; О. де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»; Ч. Диккенс «Домби и сын» (обзор).
Ф. М. Достоевский (10 ч)
Духовная биография Ф. М. Достоевского. «Маленький человек» в творчестве Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Концепция мира и человека в творчестве писателя. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Образ Петербурга в романе. «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога. Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле?
Теория литературы: интерьер как средство характеристики персонажа
Л. Н. Толстой (19 ч)
По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». Именины у Ростовых. Лысые горы.
Изображение войны 1805-1807г.г. Героизм и патриотизм глазами Толстого. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. «Ум ума» и «ум сердца» .
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. Изображение войны в романе 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Образ Наташи Ростовой. Женские образы в романе «Война и мир».
Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эпилог романа.
Вн. чт. Л. Н. Толстой «Анна Каренина».
Теория литературы: роман-эпопея
Н. С. Лесков (3 ч)
Художественный мир произведений Н. С. Лескова.
«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение национального русского характера в повести. Вн. чт. Н. С. Лесков «Тупейный художник».
Теория литературы: литературная реминисценция ( аллюзия) и ее роль в художественном произведении.
Страницы зарубежной литературы конца XIX - начала XX века (2 ч)
Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор)
А. П. Чехов (7 ч)
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XX века и ее отражение в литературе. А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Особенности малой прозы Чехова. Особенности чеховского диалога. Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Тема гибели души в рассказе «Ионыч».
Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица пьесы, тема ответственности человека за свою судьбу. Это все о России…» - по комедии «Вишневый сад».
Подведение итогов года (2 ч)
О мировом значении русской литературы.
Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.
Резерв (1 ч)
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Коли-чест-во часов | Из них | ||
Вн. чтение | Разви-тие речи | Контроль ные работы, тесты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение | 4 | - | - | - |
2 | И. С. Тургенев | 11 | 1 | 2 | - |
3 | Н. Г. Чернышевский | 3 | - | - | - |
4 | И. А. Гончаров | 9 | - | 1 | 1 |
5 | А. Н. Островский | 6 | 1 | 1 | - |
6 | Ф. И. Тютчев | 4 | - | 1 | - |
7 | Н. А. Некрасов | 11 | - | 2 | 1 |
8 | А. А. Фет | 3 | - | - | - |
9 | А. К. Толстой | 2 | - | - | - |
11 | М. Е. Салтыков-Щедрин | 4 | - | - | - |
12 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века | 1 | - | - | - |
13 | Ф. М. Достоевский | 10 | - | 1 | - |
14 | Л. Н. Толстой | 19 | 1 | 2 | - |
15 | Н. С. Лесков | 3 | 1 | - | - |
16 | Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века | 2 | - | - | - |
17 | А П. Чехов | 7 | - | - | 1 |
18 | Подведение итогов года | 2 | 1 | - | - |
19 | Резерв | 1 | - | - | - |
20 | Итого | 102 | 5 | 10 | 3 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения | Дата проведения по факту | Наименование разделов и тем уроков | ||
|
|
| Введение (4 ч) | ||
1 |
|
| Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. | ||
2 |
|
| Русская литературная критика второй половины XIX века. | ||
3 |
|
| Славянофильство и западничество. | ||
4 |
|
| Пути развития русской литературы второй половины XIX века и ее особенности. | ||
|
|
| Творчество И. С. Тургенева (11 ч) | ||
6 |
|
| Духовный путь И. С. Тургенева: между западниками и славянофилами. | ||
7 |
|
| Очерк жизни и творчества. | ||
8 |
|
| Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева («Записки охотника» - обзор) | ||
9 |
|
| Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности. | ||
10 |
|
| Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики XIX - XX вв. | ||
11 |
|
| Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы. | ||
12 |
|
| «Лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. | ||
13 |
|
| Базаров перед лицом смерти. | ||
14 |
|
| Р/р Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | ||
15 |
|
| Р/р Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | ||
16 |
|
| Вн. чт. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Накануне». | ||
|
|
| Творчество Н. Г. Чернышевского (3 ч) | ||
17 |
|
| Духовные искания Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). | ||
18 |
|
| «Тайный» сюжет романа «Что делать?». | ||
19 |
|
| Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе XIX века. | ||
|
|
| Творчество И. А. Гончарова (9 ч) | ||
20 |
|
| Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». | ||
21 |
|
| Образ главного героя в романе «Обломов». | ||
22 |
|
| Понятие «обломовщина». | ||
23 |
|
| Илья Обломов и Андрей Штольц. Илья Обломов и Ольга Ильинская. | ||
24 |
|
| Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». | ||
25 |
|
| Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов». | ||
26 |
|
| Историко-философский смысл романа «Обломов». Любовь и смерть Обломова. | ||
27 |
|
| Р/р Обучение сочинению в формате итогового сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». | ||
28 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману И. А. Гончарова «Обломов». | ||
|
|
| Творчество А. Н. Островского (6 ч) | ||
29 |
|
| Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. | ||
30 |
|
| Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | ||
31 |
|
| Город Калинов и его обитатели. | ||
32 |
|
| Образ Катерины. Ее душевные трагедии. | ||
33 |
|
| Р/р Подготовка к сочинению в формате итогового сочинения по пьесе «Гроза». Форма и содержание художественного произведения. | ||
34 |
|
| Вн. чт. Если есть наказание, то в чем преступление? Урок семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница». | ||
|
|
| Творчество Ф. И. Тютчева (4 ч) | ||
35 |
|
| Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. | ||
36 |
|
| Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Ф. И. Тютчева. | ||
37 |
|
| Философская лирика Ф. И. Тютчева. | ||
38 |
|
| Р/р Обучение анализу поэтического текста. Мотив, лейтмотив. | ||
|
|
| Творчество Н. А. Некрасова (10 ч) | ||
39 |
|
| Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. | ||
40 |
|
| Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. | ||
41 |
|
| Своеобразие любовной лирики. Панаевский цикл. | ||
42 |
|
| Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» - поэтическое завещание Н. А. Некрасова. | ||
43 |
|
| Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». | ||
44 |
|
| Народ в споре о счастье. | ||
45 |
|
| Административная контрольная работа ( тестирование) | ||
46 |
|
| Народные «заступники» в поэме. Идейный смысл рассказов о грешниках. | ||
47 |
|
| Народ и Гриша Добросклонов. | ||
48 |
|
| Р/р Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». | ||
49 |
|
| Р/р Творчество Курских писателей. Анализ произведений Е. И. Носова и К. Д. Воробьева. | ||
|
|
| Творчество А. А. Фета (3 ч) | ||
50 |
|
| Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. | ||
51 |
|
| Основные мотивы творчества А. А. Фета. | ||
52 |
|
| Эпитет в лирике Фета. | ||
|
|
| Творчество А. К. Толстого (2 ч) | ||
53 |
|
| Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. | ||
54 |
|
| Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. | ||
|
|
| Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 ч) | ||
55 |
|
| Формирование сатирического дарования М. Е. Салтыкова - Щедрина. | ||
56 |
|
| «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. | ||
57 |
|
| Градоначальники города Глупова как земные идолы. Пророческий смысл финала сатиры. | ||
58 |
|
| «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики (анализ сказки). | ||
|
|
| Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1ч) | ||
59 |
|
| Ф. Стендаль «Красное и черное»; О. де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»; Ч. Диккенс «Домби и сын» (обзор). | ||
|
|
| Творчество Ф. М. Достоевского (11 ч) | ||
60 |
|
| Духовная биография Ф. М. Достоевского. | ||
61 |
|
| «Маленький человек» в творчестве Достоевского. | ||
62 |
|
| Роман «Преступление и наказание». Концепция мира и человека в творчестве писателя. | ||
63 |
|
| Идея Раскольникова о праве сильной личности. Образ Петербурга в романе. | ||
64 |
|
| «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. | ||
65 |
|
| Раскольников и «сильные мира сего». | ||
66 |
|
| Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой. | ||
67 |
|
| Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога. | ||
68 |
|
| Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле? Урок семинар по творчеству Достоевского. | ||
69 |
|
| Р/р Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
|
|
| Творчество Л. Н. Толстого (19 ч) | ||
70 |
|
| По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой –человек, мыслитель, писатель. | ||
71 |
|
| «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. | ||
72 |
|
| Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. | ||
73 |
|
| Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». | ||
74 |
|
| Именины у Ростовых. Лысые горы. | ||
75 |
|
| Изображение войны 1805-1807г.г. Героизм и патриотизм глазами Толстого. | ||
76 |
|
| Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. | ||
77 |
|
| «Ум ума» и «ум сердца» - урок семинар по роману. | ||
78 |
|
| Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | ||
79 |
|
| Изображение войны в романе 1812 года. | ||
80 |
|
| Кутузов и Наполеон в романе. | ||
81 |
|
| «Мысль народная» в романе «Война и мир». | ||
82 |
|
| Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. | ||
83 |
|
| Образ Наташи Ростовой. | ||
84 |
|
| Женские образы в романе «Война и мир». | ||
85 |
|
| Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эпилог романа. | ||
86 |
|
| Вн. чт. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». | ||
87 |
|
| Р/р Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
88 |
|
| Р/р Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
|
|
| Творчество Н. С. Лескова (3 ч) | ||
89 |
|
| Художественный мир произведений Н. С. Лескова. | ||
90 |
|
| «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение национального русского характера в повести. | ||
91 |
|
| Вн. чт. Н. С. Лесков «Тупейный художник». | ||
|
|
| Страницы зарубежной литературы конца XIX начала XX веков (2 ч) | ||
92 |
|
| Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) | ||
93 |
|
| Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) | ||
|
|
| Творчество А. П. Чехова (6 ч) | ||
94 |
|
| Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XX века и ее отражение в литературе. | ||
95 |
|
| А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. | ||
96 |
|
| Особенности малой прозы Чехова. Особенности чеховского диалога. | ||
97 |
|
| Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | ||
98 |
|
| Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица пьесы, тема ответственности человека за свою судьбу. | ||
99 |
|
| «Это все о России…» - урок семинар по комедии «Вишневый сад». Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова. | ||
100 |
|
| Тестирование по выявлению читательского уровня | ||
|
|
| Подведение итогов года (1 ч) | ||
101 |
|
| Вн. чт. «Путешествие по страницам любимых книг». Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список летнего чтения. | ||
102 |
|
| Резерв. |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов, тем | Кол-во часов (всего) | Из них (кол-во часов) | |||
по плану | по факту | Вн. чтение | Разви-тие речи | Контро- льные работы | |||
|
|
| Введение | 4 | - | - | - |
1 |
|
| Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. | 1 |
|
|
|
2 |
|
| Русская литературная критика второй половины XIX века. | 1 |
|
|
|
3 |
|
| Славянофильство и западничество. | 1 |
|
|
|
4 |
|
| Пути развития русской литературы второй половины XIX века и ее особенности. | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество И. С. Тургенева | 11 | 1 | 2 | - |
5 |
|
| Духовный путь И. С. Тургенева: между западниками и славянофилами. | 1 |
|
|
|
6 |
|
| Очерк жизни и творчества. | 1 |
|
|
|
7 |
|
| Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева («Записки охотника» - обзор) | 1 |
|
|
|
8 |
|
| Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности. | 1 |
|
|
|
9 |
|
| Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики XIX - XX вв. | 1 |
|
|
|
10 |
|
| Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы. | 1 |
|
|
|
11 |
|
| «Лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. | 1 |
|
|
|
12 |
|
| Базаров перед лицом смерти. | 1 |
|
|
|
13 |
|
| Р/р Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | 1 |
| 1 |
|
14 |
|
| Р/р Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | 1 |
| 1 |
|
15 |
|
| Вн. чт. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Накануне». | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Творчество Н. Г. Чернышевского | 3 | - | - | - |
16 |
|
| Духовные искания Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). | 1 |
|
|
|
17 |
|
| «Тайный» сюжет романа «Что делать?». | 1 |
|
|
|
18 |
|
| Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе XIX века. | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество И. А. Гончарова | 9 | - | 1 | 1 |
19 |
|
| Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». | 1 |
|
|
|
20 |
|
| Образ главного героя в романе «Обломов». | 1 |
|
|
|
21 |
|
| Понятие «обломовщина». | 1 |
|
|
|
22 |
|
| Илья Обломов и Андрей Штольц. Илья Обломов и Ольга Ильинская. | 1 |
|
|
|
23 |
|
| Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». | 1 |
|
|
|
24 |
|
| Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов». | 1 |
|
|
|
25 |
|
| Историко-философский смысл романа «Обломов». Любовь и смерть Обломова. | 1 |
|
|
|
26 |
|
| Р/р Обучение сочинению в формате итогового сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». | 1 |
| 1 |
|
27 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману И. А. Гончарова «Обломов». | 1 |
|
| 1 |
|
|
| Творчество А. Н. Островского | 6 | 1 | 1 | - |
28 |
|
| Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. | 1 |
|
|
|
29 |
|
| Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | 1 |
|
|
|
30 |
|
| Город Калинов и его обитатели. | 1 |
|
|
|
31 |
|
| Образ Катерины. Ее душевные трагедии. | 1 |
|
|
|
32 |
|
| Р/р Подготовка к сочинению в формате итогового сочинения по пьесе «Гроза». Форма и содержание художественного произведения. | 1 |
| 1 |
|
33 |
|
| Вн. чт. Если есть наказание, то в чем преступление? Урок семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница». | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Творчество Ф. И. Тютчева | 4 | - | 1 | - |
34 |
|
| Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. | 1 |
|
|
|
35 |
|
| Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Ф. И. Тютчева. | 1 |
|
|
|
36 |
|
| Философская лирика Ф. И. Тютчева. | 1 |
|
|
|
37 |
|
| Р/р Обучение анализу поэтического текста. Мотив, лейтмотив. | 1 |
| 1 |
|
|
|
| Творчество Н. А. Некрасова | 11 | - | 2 | 1 |
38 |
|
| Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. | 1 |
|
|
|
39 |
|
| Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. | 1 |
|
|
|
40 |
|
| Своеобразие любовной лирики. Панаевский цикл. | 1 |
|
|
|
41 |
|
| Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» - поэтическое завещание Н. А. Некрасова. | 1 |
|
|
|
42 |
|
| Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». | 1 |
|
|
|
43 |
|
| Народ в споре о счастье. | 1 |
|
|
|
44 |
|
| Административная контрольная работа (тестирование) | 1 |
|
| 1 |
45 |
|
| Народные «заступники» в поэме. Идейный смысл рассказов о грешниках. | 1 |
|
|
|
46 |
|
| Народ и Гриша Добросклонов. | 1 |
|
|
|
47 |
|
| Р/р Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». | 1 |
| 1 |
|
48 |
|
| Р/р Творчество Курских писателей. Анализ произведений Е. И. Носова и К. Д. Воробьева. | 1 |
| 1 |
|
|
|
| Творчество А. А. Фета | 3 | - | - | - |
49 |
|
| Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. | 1 |
|
|
|
50 |
|
| Основные мотивы творчества А. А. Фета. | 1 |
|
|
|
51 |
|
| Эпитет в лирике Фета. | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество А. К. Толстого | 2 | - | - | - |
52 |
|
| Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. | 1 |
|
|
|
53 |
|
| Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина | 4 | - | - | - |
54 |
|
| Формирование сатирического дарования М. Е. Салтыкова - Щедрина. | 1 |
|
|
|
55 |
|
| «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. | 1 |
|
|
|
56 |
|
| Градоначальники города Глупова как земные идолы. Пророческий смысл финала сатиры. | 1 |
|
|
|
57 |
|
| «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики (анализ сказки). | 1 |
|
|
|
|
|
| Страницы истории западноевропейского романа XIX века | 1 | - | - | - |
58 |
|
| Ф. Стендаль «Красное и черное»; О. де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»; Ч. Диккенс «Домби и сын» (обзор). | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество Ф. М. Достоевского | 10 | - | 1 | - |
59 |
|
| Духовная биография Ф. М. Достоевского. | 1 |
|
|
|
60 |
|
| «Маленький человек» в творчестве Достоевского. | 1 |
|
|
|
61 |
|
| Роман «Преступление и наказание». Концепция мира и человека в творчестве писателя. | 1 |
|
|
|
62 |
|
| Идея Раскольникова о праве сильной личности. Образ Петербурга в романе. | 1 |
|
|
|
63 |
|
| «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. | 1 |
|
|
|
64 |
|
| Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой. | 1 |
|
|
|
65 |
|
| Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога. | 1 |
|
|
|
66 |
|
| Раскольников и «сильные мира сего» | 1 |
|
|
|
67 |
|
| Р/р «Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле?» Урок- семинар по творчеству Достоевского. | 1 |
|
|
|
68 |
|
| Р/р Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
| 1 |
|
|
|
| Творчество Л. Н. Толстого | 19 | 1 | 2 | - |
69 |
|
| По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. | 1 |
|
|
|
70 |
|
| «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. | 1 |
|
|
|
71 |
|
| Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. | 1 |
|
|
|
72 |
|
| Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». | 1 |
|
|
|
73 |
|
| Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 |
|
|
|
74 |
|
| Изображение войны 1805-1807г.г. Героизм и патриотизм глазами Толстого. | 1 |
|
|
|
75 |
|
| Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. | 1 |
|
|
|
76 |
|
| «Ум ума» и «ум сердца» - урок семинар по роману. | 1 |
|
|
|
77 |
|
| Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | 1 |
|
|
|
78 |
|
| Изображение войны в романе 1812 года. | 1 |
|
|
|
79 |
|
| Кутузов и Наполеон в романе. | 1 |
|
|
|
80 |
|
| «Мысль народная» в романе «Война и мир». | 1 |
|
|
|
81 |
|
| Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. | 1 |
|
|
|
82 |
|
| Образ Наташи Ростовой. | 1 |
|
|
|
83 |
|
| Женские образы в романе «Война и мир». | 1 |
|
|
|
84 |
|
| Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эпилог романа. | 1 |
|
|
|
85 |
|
| Вн. чт. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». | 1 | 1 |
|
|
86 |
|
| Р/р Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
| 1 |
|
87 |
|
| Р/р Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
| 1 |
|
|
|
| Творчество Н. С. Лескова | 3 | 1 | - | - |
88 |
|
| Художественный мир произведений Н. С. Лескова. | 1 |
|
|
|
89 |
|
| «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение национального русского характера в повести. | 1 |
|
|
|
90 |
|
| Вн. чт. Н. С. Лесков «Тупейный художник». | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Страницы зарубежной литературы конца XIX начала XX веков | 2 | - | - | - |
91 |
|
| Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) | 1 |
|
|
|
92 |
|
| Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) | 1 |
|
|
|
|
|
| Творчество А. П. Чехова | 7 | - | - | 1 |
93 |
|
| Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XX века и ее отражение в литературе. | 1 |
|
|
|
94 |
|
| А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. | 1 |
|
|
|
95 |
|
| Особенности малой прозы Чехова. Особенности чеховского диалога. | 1 |
|
|
|
96 |
|
| Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | 1 |
|
|
|
97 |
|
| Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица пьесы, тема ответственности человека за свою судьбу. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
|
|
|
98 |
|
| «Это все о России…» - урок семинар по комедии «Вишневый сад». Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова. | 1 |
|
|
|
99 |
|
| Тестирование по выявлению читательского уровня обучающихся. | 1 |
|
| 1 |
|
|
| Подведение итогов года | 2 | 1 | - | - |
100 |
|
| Вн. чт. Путешествие по страницам любимых книг». | 1 | 1 |
|
|
101 |
|
| Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список летнего чтения. | 1 |
|
|
|
102 |
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
Переделанная 2019
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Дата проведения | Дата проведения по факту | |||
Введение (4 ч) | ||||||
1 | Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. |
|
| |||
2 | Русская литературная критика второй половины XIX века. |
|
| |||
3 | Славянофильство и западничество. |
|
| |||
4 | Пути развития русской литературы второй половины XIX века и ее особенности. |
|
| |||
Творчество И. С. Тургенева (11 ч) | ||||||
6 | Духовный путь И. С. Тургенева: между западниками и славянофилами. |
|
| |||
7 | Очерк жизни и творчества. |
|
| |||
8 | Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева («Записки охотника» - обзор) |
|
| |||
9 | Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности. |
|
| |||
10 | Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики XIX - XX вв. |
|
| |||
11 | Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы. |
|
| |||
12 | «Лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. |
|
| |||
13 | Базаров перед лицом смерти. |
|
| |||
14 | Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
|
| |||
15 | Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
|
| |||
16 | Вн. чт. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Накануне». |
|
| |||
Творчество Н. Г. Чернышевского (3 ч) | ||||||
17 | Духовные искания Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). |
|
| |||
18 | «Тайный» сюжет романа «Что делать?». |
|
| |||
19 | Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе XIX века. |
|
| |||
Творчество И. А. Гончарова (9 ч) | ||||||
20 | Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». |
|
| |||
21 | Образ главного героя в романе «Обломов». |
|
| |||
22 | Понятие «обломовщина». |
|
| |||
23 | Илья Обломов и Андрей Штольц. Илья Обломов и Ольга Ильинская. |
|
| |||
24 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». |
|
| |||
25 | Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов». |
|
| |||
26 | Историко-философский смысл романа «Обломов». Любовь и смерть Обломова. |
|
| |||
27 | Обучение сочинению в формате итогового сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». |
|
| |||
28 | Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману И. А. Гончарова «Обломов». |
|
| |||
Творчество А. Н. Островского (6 ч) |
| |||||
29 | Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. |
|
| |||
30 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. |
|
| |||
31 | Город Калинов и его обитатели. |
|
| |||
32 | Образ Катерины. Ее душевные трагедии. |
|
| |||
33 | Подготовка к сочинению в формате итогового сочинения по пьесе «Гроза». Форма и содержание художественного произведения. |
|
| |||
34 | Вн. чт. Если есть наказание, то в чем преступление? Урок семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница». |
|
| |||
Творчество Ф. И. Тютчева (4 ч) | ||||||
35 | Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. |
|
| |||
36 | Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Ф. И. Тютчева. |
|
| |||
37 | Философская лирика Ф. И. Тютчева. |
|
| |||
38 | Обучение анализу поэтического текста. Мотив, лейтмотив. |
|
| |||
Творчество Н. А. Некрасова (11 ч) | ||||||
39 | Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. |
|
| |||
40 | Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. |
|
| |||
41 | Своеобразие любовной лирики. Панаевский цикл. |
|
| |||
42 | Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» - поэтическое завещание Н. А. Некрасова. |
|
| |||
43 | Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». |
|
| |||
44 | Народ в споре о счастье. |
|
| |||
45 | Административная контрольная работа (тестирование) |
|
| |||
46 | Народные «заступники» в поэме. Идейный смысл рассказов о грешниках. |
|
| |||
47 | Народ и Гриша Добросклонов. |
|
| |||
48 | Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». |
|
| |||
49 | Р/р Творчество Курских писателей. Анализ произведений Е. И. Носова и К. Д. Воробьева. |
|
| |||
Творчество А. А. Фета (3 ч) | ||||||
50 | Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. |
|
| |||
51 | Основные мотивы творчества А. А. Фета. |
|
| |||
52 | Эпитет в лирике Фета. |
|
| |||
Творчество А. К. Толстого (2 ч) | ||||||
53 | Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. |
|
| |||
54 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. |
|
| |||
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 ч) | ||||||
55 | Формирование сатирического дарования М. Е. Салтыкова - Щедрина. |
|
| |||
56 | «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. |
|
| |||
57 | Градоначальники города Глупова как земные идолы. Пророческий смысл финала сатиры. |
|
| |||
58 | «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики (анализ сказки). |
|
| |||
Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1 ч) | ||||||
59 | Ф. Стендаль «Красное и черное»; О. де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»; Ч. Диккенс «Домби и сын» (обзор). |
|
| |||
Творчество Ф. М. Достоевского (10 ч) | ||||||
60 | Духовная биография Ф. М. Достоевского. |
|
| |||
61 | «Маленький человек» в творчестве Достоевского. |
|
| |||
62 | Роман «Преступление и наказание». Концепция мира и человека в творчестве писателя. |
|
| |||
63 | Идея Раскольникова о праве сильной личности. Образ Петербурга в романе. |
|
| |||
64 | «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. |
|
| |||
65 | Раскольников и «сильные мира сего». |
|
| |||
66 | Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой. |
|
| |||
67 | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога. |
|
| |||
68 | Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле? Урок семинар по творчеству Достоевского. |
|
| |||
69 | Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». |
|
| |||
Творчество Л. Н. Толстого (19 ч) | ||||||
70 | По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой –человек, мыслитель, писатель. |
|
| |||
71 | «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. |
|
| |||
72 | Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. |
|
| |||
73 | Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». |
|
| |||
74 | Именины у Ростовых. Лысые горы. |
|
| |||
75 | Изображение войны 1805-1807г.г. Героизм и патриотизм глазами Толстого. |
|
| |||
76 | Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. |
|
| |||
77 | «Ум ума» и «ум сердца» - урок семинар по роману. |
|
| |||
78 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. |
|
| |||
79 | Изображение войны в романе 1812 года. |
|
| |||
80 | Кутузов и Наполеон в романе. |
|
| |||
81 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». |
|
| |||
82 | Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. |
|
| |||
83 | Образ Наташи Ростовой. |
|
| |||
84 | Женские образы в романе «Война и мир». |
|
| |||
85 | Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эпилог романа. |
|
| |||
86 | Вн. чт. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». |
|
| |||
87 | Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». |
|
| |||
88 | Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». |
|
| |||
Творчество Н. С. Лескова (3 ч) | ||||||
89 | Художественный мир произведений Н. С. Лескова. |
|
| |||
90 | «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение национального русского характера в повести. |
|
| |||
91 | Вн. чт. Н. С. Лесков «Тупейный художник». |
|
| |||
Страницы зарубежной литературы конца XIX начала XX веков (2 ч) | ||||||
92 | Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) |
|
| |||
93 | Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) |
|
| |||
Творчество А. П. Чехова (6 ч) | ||||||
94 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе. |
|
| |||
95 | А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. |
|
| |||
96 | Особенности малой прозы Чехова. Особенности чеховского диалога. |
|
| |||
97 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». |
|
| |||
98 | Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица пьесы, тема ответственности человека за свою судьбу. Подготовка к домашнему сочинению |
|
| |||
99 | Это все о России…» - урок семинар по комедии «Вишневый сад». Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова. |
|
| |||
100 | Тестирование по выявлению читательского уровня обучающихся. |
|
| |||
Подведение итогов года (1 ч) | ||||||
101 | Вн. чт. Путешествие по страницам любимых книг». Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список летнего чтения. |
|
| |||
102 | Резерв |
|
|
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков |
1 | Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. |
2 | Русская литературная критика второй половины XIX века. |
3 | Славянофильство и западничество. |
4 | Пути развития русской литературы второй половины XIX века и ее особенности. |
6 | Духовный путь И. С. Тургенева: между западниками и славянофилами. |
7 | Очерк жизни и творчества. |
8 | Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева («Записки охотника» - обзор) |
9 | Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности. |
10 | Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики XIX - XX вв. |
11 | Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы. |
12 | «Лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. |
13 | Базаров перед лицом смерти. |
14 | Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
15 | Обучающее классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
16 | Вн. чт. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Накануне». |
17 | Духовные искания Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). |
18 | «Тайный» сюжет романа «Что делать?». |
19 | Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе XIX века. |
20 | Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». |
21 | Образ главного героя в романе «Обломов». |
22 | Понятие «обломовщина». |
23 | Илья Обломов и Андрей Штольц. Илья Обломов и Ольга Ильинская. |
24 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». |
25 | Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов». |
26 | Историко-философский смысл романа «Обломов». Любовь и смерть Обломова. |
27 | Обучение сочинению в формате итогового сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». |
28 | Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману И. А. Гончарова «Обломов». |
29 | Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. |
30 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. |
31 | Город Калинов и его обитатели. |
32 | Образ Катерины. Ее душевные трагедии. |
33 | Подготовка к сочинению в формате итогового сочинения по пьесе «Гроза». Форма и содержание художественного произведения. |
34 | Вн. чт. Если есть наказание, то в чем преступление? Урок семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница». |
35 | Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. |
36 | Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Ф. И. Тютчева. |
37 | Философская лирика Ф. И. Тютчева. |
38 | Обучение анализу поэтического текста. Мотив, лейтмотив. |
39 | Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. |
40 | Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. |
41 | Своеобразие любовной лирики. Панаевский цикл. |
42 | Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» - поэтическое завещание Н. А. Некрасова. |
43 | Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». |
44 | Народ в споре о счастье. |
45 | Административная контрольная работа (тестирование) |
46 | Народные «заступники» в поэме. Идейный смысл рассказов о грешниках. |
47 | Народ и Гриша Добросклонов. |
48 | Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». |
49 | Р/р Творчество Курских писателей. Анализ произведений Е. И. Носова и К. Д. Воробьева. |
50 | Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. |
51 | Основные мотивы творчества А. А. Фета. |
52 | Эпитет в лирике Фета. |
53 | Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. |
54 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. |
55 | Формирование сатирического дарования М. Е. Салтыкова - Щедрина. |
56 | «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. |
57 | Градоначальники города Глупова как земные идолы. Пророческий смысл финала сатиры. |
58 | «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики (анализ сказки). |
59 | Ф. Стендаль «Красное и черное»; О. де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»; Ч. Диккенс «Домби и сын» (обзор). |
60 | Духовная биография Ф. М. Достоевского. |
61 | «Маленький человек» в творчестве Достоевского. |
62 | Роман «Преступление и наказание». Концепция мира и человека в творчестве писателя. |
63 | Идея Раскольникова о праве сильной личности. Образ Петербурга в романе. |
64 | «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. |
65 | Раскольников и «сильные мира сего». |
66 | Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой. |
67 | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога. |
68 | Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле? Урок семинар по творчеству Достоевского. |
69 | Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». |
70 | По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой –человек, мыслитель, писатель. |
71 | «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. |
72 | Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. |
73 | Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». |
74 | Именины у Ростовых. Лысые горы. |
75 | Изображение войны 1805-1807г.г. Героизм и патриотизм глазами Толстого. |
76 | Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. |
77 | «Ум ума» и «ум сердца» - урок семинар по роману. |
78 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. |
79 | Изображение войны в романе 1812 года. |
80 | Кутузов и Наполеон в романе. |
81 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». |
82 | Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. |
83 | Образ Наташи Ростовой. |
84 | Женские образы в романе «Война и мир». |
85 | Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эпилог романа. |
86 | Вн. чт. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». |
87 | Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». |
88 | Классное сочинение в формате итогового сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». |
89 | Художественный мир произведений Н. С. Лескова. |
90 | «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение национального русского характера в повести. |
91 | Вн. чт. Н. С. Лесков «Тупейный художник». |
92 | Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) |
93 | Г. Ибсен «Кукольный дом», Г. де Мопассан «Ожерелье», Б. Шоу «Пигмалион» (обзор) |
94 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе. |
95 | А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. |
96 | Особенности малой прозы Чехова. Особенности чеховского диалога. |
97 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». |
98 | Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица пьесы, тема ответственности человека за свою судьбу. Подготовка к домашнему сочинению |
99 | Это все о России…» - урок семинар по комедии «Вишневый сад». Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова. |
100 | Вн. чт. Путешествие по страницам любимых книг». Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список летнего чтения. |
101-102 | Резерв |
Нормы и критерии оценки по предмету
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1 | Ю. В. Лебедев. | Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. / Ю. В. Лебедев. - В 2 ч./ 3 – е изд.: М. : Просвещение, 2015 | 2018 | Просвещение |
1. Учебники
2. Методические пособия для учителя
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. | Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс | 2017 | Вако |
2. | Павлова, О.А. | Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы | 2017 | «Логия» |
3. | Аркин И.И | Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика | 2015 | Просвещение, |
4. | Лебедев Ю. В., Романова А. Н. | Литература. 10 класс. Поурочные разработки | 2015 | Просвещение |
Контрольно-измерительные материалы
1. | Зинин С.А. | ЕГЭ 2020, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий | 2017 | ФИПИ |
2. | Зинин С.А. | ЕГЭ 2020, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий | 2017 | ФИПИ |
3
| МИОО «СтатГРад», «Знак» | Тренировочные и диагностические работы по литературе в формате ЕГЭ | 2018-2019 | МИОО, Знак |
Пособия для обучающихся
1. | Крутецкая В.А | Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы | 2012 | СПб |
2. | М. Мещерякова. | Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь | 2012 | Айрис-Пресс |
Электронные ресурсы подготовки к ЕГЭ
1. | Федеральный институт педагогических измерений - | http://www.fipi.ru | (на сайте представлены демо- м атериалы | ФИПИ |
2. | Официальный портал Единого государственного экзамена | http://ege .edu.ru/ | на сайте -материалы для организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ) |
|
3. | Д.Гущин | РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/
| Типовые задания КИМы |
|
4. | Про школу . Интернет- портал | http://www.proshkolu.ru/
| Методические разработки: программы, планы подготовки, конспекты уроков, лекции, тесты, упражнения. ЭОРы |
|