СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

  1. Пояснительная записка

Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».




2.1. Планируемые результаты освоения предмета

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой;

– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Обучающиеся научатся:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать' различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;




2.2 Система оценивания

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

- беглость, правильность, осознанность, выразительность

Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.



Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2.Подбирать правильную интонацию.

3.Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.

Пересказ

Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.

Тест

Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

3 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтени я молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».



3.Содержание

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете (4 часа)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (15 часов)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели (24 часа)

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», A.C. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 часов)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкийы сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (10 часов)

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

Люби живое (15 часов)

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (8 часов)

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 часов)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.











4. Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов, отведённых на освоение темы

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

2

Самое великое чудо на свете

3

Устное народное творчество

14ч

4

Поэтическая тетрадь 1

11ч

5

Великие русские писатели

24ч

6

Поэтическая тетрадь 2

7

Литературные сказки

8

Были – небылицы

10ч

9

Поэтическая тетрадь 1

10

Люби живое

16ч

11

Поэтическая тетрадь 2

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12ч

13

По страницам детских журналов

14

Зарубежная литература


ИТОГО

136ч


5. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Дата по плану

Фактическая дата

ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 ч.

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.



САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. 4 ч.

2

Рукописные книги Древней Руси.



3

Первопечатник Иван Фёдоров.



4

О первопечатнике Иване Фёдорове.



5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 14 ч.

6

Русские народные песни.



7

Шуточные народные песни.



8

Докучные сказки.



9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.



10

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.



11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



12

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

 Проверка техники чтения.



14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».



15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».



16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».



17

Проект:

«Сочиняем волшебную сказку».



18

Проект:

«Сочиняем волшебную сказку».



19

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1. 11 ч.

20

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.



21

Ф.И. Тютчев

«Весенняя гроза».



22

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».



23

А.А. Фет

 «Мама! Глянь-ка из окошка...».



24

А.А. Фет

«Зреет рожь над жаркой нивой...».



25

И.С. Никитин

«Полно, степь моя...».



26

И.С. Никитин

«Встреча зимы».



27

И.З. Суриков «Детство».



28

И.З. Суриков «Зима».



29

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».



30

Первый снег.



ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. 24 ч.

31

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы...».



32

А.С. Пушкин

«Уж небо осенью дышало...».



33

А.С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета».



34

А.С. Пушкин

«Зимнее утро».

Проверка техники чтения.



35

А.С. Пушкин

«Зимний вечер».



36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



40

И.А. Крылов.

Подготовка сообщения об И.А. Крылове.



41

И.А. Крылов

 «Мартышка и очки».



42

И.А. Крылов

«Зеркало и обезьяна».



43

И.А. Крылов

«Ворона и Лисица».



44

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.



45

М.Ю. Лермонтов

«Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...».



46

М.Ю. Лермонтов «Утёс».



47

М.Ю. Лермонтов «Осень».



48

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.



49

Л.Н. Толстой «Акула».



50

Л.Н. Толстой «Акула».



51

Л.Н. Толстой «Прыжок».



52

Л.Н. Толстой

«Лев и собачка».



53

Л.Н. Толстой

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»



54

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2. 6 ч.

55

Н.А. Некрасов

«Славная осень!»



56

Н.А. Некрасов

«Не ветер бушует над бором».



57

Н.А. Некрасов

 «Дедушка Мазай и зайцы».



58

К.Д. Бальмонт

«Золотое слово».



59

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».



60

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».



ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. 8 ч.

61

Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения.



62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».



63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».



64

В.М. Гаршин

«Лягушка-путешественница».



65

В.М. Гаршин

«Лягушка-путешественница».



66

В.Ф. Одоевский

 «Мороз Иванович».



67

В.Ф. Одоевский

«Мороз Иванович».



68

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».



БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ. 10 ч.

69

М. Горький

«Случай с Евсейкой».



70

М. Горький

«Случай с Евсейкой».



71

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».



72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».



73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».



74

А.И. Куприн «Слон».



75

А.И. Куприн «Слон».



76

А.И. Куприн «Слон».



77

А.И. Куприн «Слон».



78

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1. 6 ч.

79

С. Чёрный

«Что ты тискаешь утёнка...»



80

С. Чёрный

«Воробей», «Слон».



81

А.А. Блок

«Ветхая избушка».



82

А.А. Блок

«Сны», «Ворона».



83

С.А. Есенин «Черёмуха».



84

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».



ЛЮБИ ЖИВОЕ. 16 ч.

85

М.М. Пришвин

«Моя Родина» (из воспоминаний).



86

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».



87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».



88

В.И. Белов

«Малька провинилась».



89

В.И. Белов

«Ещё про Мальку».



90

В.В. Бианки

«Мышонок Пик».



91

В.В. Бианки

«Мышонок Пик».



92

В.В. Бианки

«Мышонок Пик».



93

Б.С. Житков

«Про обезьянку».



94

B.C. Житков

«Про обезьянку».



95

B.C. Житков

«Про обезьянку».



96

B.C. Житков

«Про обезьянку».



97

В.Л. Дуров «Наша Жучка».



98

В.П. Астафьев

«Капалуха».



99

В.Ю. Драгунский

«Он живой и светится».



100

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2. 8 ч.

101

С.Я. Маршак

«Гроза днём».



102

С.Я. Маршак

 «В лесу над росистой поляной...».



103

А.Л. Барто

«Разлука».

Проверка техники чтения.



104

А.Л. Барто «В театре».



105

СВ. Михалков «Если».



106

Е.А. Благинина

 «Кукушка», «Котёнок».



107

Проект:

«Праздник поэзии»



108

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».



СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК. 12 ч.

109

Б.В. Шергин

«Собирай по ягодке -наберёшь кузовок».



110

А.П. Платонов

 «Цветок на земле».



111

А.П. Платонов

«Цветок на земле».



112

А.П. Платонов

«Ещё мама».



113

А.П. Платонов

«Ещё мама».



114

М.М. Зощенко

«Золотые слова».



115

М.М. Зощенко

«Великие путешественники».



116

М.М. Зощенко

 «Великие путешественники».



117

Н.Н. Носов

«Федина задача».



118

Н.Н. Носов

«Телефон».



119

В.Ю. Драгунский

«Друг детства».



120

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».



ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. 8 ч.

121

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.



122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».



123

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».



124

Г.Б. Остер

«Вредные советы».



125

Г.Б. Остер

«Как получаются легенды».



126

Р. Сеф

«Весёлые стихи».



127

Создание сборника добрых советов.



128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 8 ч.

129

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».



130

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».



131

Г.Х. Андерсен

 «Гадкий утёнок».



132

Г.Х. Андерсен

«Гадкий утёнок». Проверка техники чтения.



133

Г.Х. Андерсен

«Гадкий утёнок».



134

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».



135

Проверка техники чтения.



136

Итоговая диагностическая работа.




ИТОГО

136ч








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!