ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы», М: «Просвещение», 2011г.и УМК Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.«Литературное чтение» 3 класс– М. : Просвещение, 2012. », и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий МАОУ «Речицкая СОШ» на 2019-2020учебный год.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Речицкая СОШ»
Рабочая программа по Литературному чтению для 3 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 3класс– М. : ВАКО, 2013.
2.Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
3. Контрольно-измерительный материал по литературному чтению/ сост. С.В.Кутявина. -М: ВАКО, 2018
В соответствии с учебным планом МАОУ «Речицкая СОШ» на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю). Но в соответствии с учебным расписанием 1.05.2020,09.05.2020 приходятся на праздничные дни. В соответствие с этим рабочая программа будет выполнена в размере 134 часов. Корректировка Рабочей программы проведена за счёт уменьшения количества часов по темам: «Литературные сказки», «Люби живое».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты
Ученики научатся:
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Ученики получат возможность научиться:
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
-Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
- Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
- Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.
- Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.
- Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Ученики получат возможность научиться:
- Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
-Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
-Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»).
- Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.
- Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Ученики получат возможность научиться:
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
- Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
- Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания.
- Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
- Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Ученики получат возможность научиться:
- Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
- Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
- Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
- Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
В результате реализации рабочей программы по литературному чтению создаются условия для достижения всеми учащимися 3 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением комплексных текущих (вводный и промежуточный контроль) и итоговых работ (итоговый контроль) по текстам, в которые включены задания разного уровня сложности, дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.
Планируемые предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Ученики научатся:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Ученики получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Ученики научатся:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Ученики получат возможность научиться:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
Ученики научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Ученики получат возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета " Литературное чтение " в 3 классе
(134 часов)
№ | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Часы |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | 4 |
3 | Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». | 11 |
5 | Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | 24 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». | 6 |
7 | Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 7 |
8 | Были-небылицы М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха». | 6 |
10 | Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 15 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». | 8 |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; | 12 |
13 | По страницам детских журналов Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». | 8 |
14 | Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. Проект «Зарубежная литература» | 8 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол – во часов по авторской программе | Кол – во часов по рабочей программе | Проверочная работа | Контрольная работа | Тест | Проект |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 1 | | | | |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | 4 | | | | |
3 | Устное народное творчество | 14 | 14 | 1 | | | 1 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 11 | | 1 | | 1 |
5 | Великие русские писатели | 24 | 24 | | 1 | | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 6 | | 1 | | |
7 | Литературные сказки | 8 | 7 | | 1 | | |
8 | Были-небылицы | 10 | 10 | | 1 | | |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 6 | | | | |
10 | Люби живое | 16 | 15 | | 1 | | |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 8 | | | | 1 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | 12 | 1 | | | |
13 | По страницам детских журналов | 8 | 8 | 1 | | | |
14 | Зарубежная литература | 8 | 8 | | 1 | 1 | |
| Итого | 136 | 134 | 3 | 7 | 1 | 3 |
тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1ч. |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | Рукописные книги Древней Руси. | 1ч |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1ч |
4 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | 1ч |
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». | 1ч |
Устное народное творчество (14 часов) |
6 | Русские народные песни. | 1ч |
7 | Шуточные народные песни. | 1ч. |
8 | Докучные сказки. | 1ч |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка. | 1ч. |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч. |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч |
12 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | 1ч. |
13,14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 2ч. |
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1ч. |
16,17 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 2ч. |
18 | Проект №1 «Сочиняем волшебную сказку». | 1ч. |
19 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1 по разделу «Устное народное творчество». | 1ч. |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
20 | Проект №2 «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1ч |
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1ч |
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1ч. |
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1ч |
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1ч |
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1ч |
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1ч. |
27 | И.З. Суриков «Детство». | 1ч. |
28 | И.З. Суриков «Зима». | 1ч. |
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1 по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1ч. |
30 | Конкурс стихов «Первый снег». Проверка техники чтения. | 1ч. |
Великие русские писатели (24 часа) |
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | 1ч. |
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | 1ч. |
33 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1ч. |
34 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1ч. |
35 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. |
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. |
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. |
38,39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 2ч. |
40 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1ч. |
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1ч. |
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1ч. |
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1ч. |
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1ч. |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1ч. |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 1ч. |
47 | М.Ю. Лермонтов «Осень». | 1ч. |
48 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1ч. |
49 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1ч. |
50 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1ч. |
51 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1ч |
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1ч. |
53 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1ч. |
54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2 по разделу «Великие русские писатели». | 1ч. |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
55 | Знакомство с содержанием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1ч. |
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...». | 1ч. |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1ч. |
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1ч. |
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...». | 1ч. |
60 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1ч. |
Литературные сказки (7 часов) |
61 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | 1ч. |
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1ч. |
63 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1ч. |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1ч. |
65 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1ч. |
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1ч. |
67 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа № 4 по разделу «Литературные сказки». | 1ч. |
Были-небылицы (10 часов) |
68 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1ч. |
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1ч. |
70 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. |
73 | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. |
74 | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. |
75 | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. |
76 | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. |
77 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Контрольная работа № 5 по разделу «Были-небылицы». | 1ч. |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
78 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1ч. |
79 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1ч. |
80 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1ч. |
81 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1ч. |
82 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1ч. |
83 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1ч. |
Люби живое (15 часов) |
84 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1ч. |
85 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1ч. |
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1ч. |
87 | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1ч. |
88 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1ч. |
89 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1ч. |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1ч. |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1ч. |
92 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч. |
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч. |
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч. |
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч. |
96 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1ч. |
97 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1ч. |
98 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 6 по разделу «Люби живое». | 1ч. |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
99 | С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1ч. |
100 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | 1ч. |
101 | А.Л. Барто «Разлука». | 1ч. |
102 | А.Л. Барто «В театре». | 1ч. |
103 | С.В. Михалков «Если». | 1ч. |
104 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1ч. |
105 | Проект № 3 «Праздник поэзии» | 1ч. |
106 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1ч. |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) |
107 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1ч. |
108 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1ч. |
109 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1ч. |
110 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1ч. |
111 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1ч. |
112,113 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 2ч. |
114 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1ч. |
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1ч. |
116 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1ч. |
117 | Н.Н. Носов «Телефон», «Друг детства» | 1ч. |
118 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 2 по теме "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок". | 1ч. |
По страницам детских журналов (8 часов) |
119 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | 1ч. |
120 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1ч. |
121 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1ч |
122 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1ч. |
123 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1ч. |
124 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1ч. |
125 | Создание сборника добрых советов. | 1ч. |
126 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 3 по разделу «По страницам детских журналов». | 1ч. |
Зарубежная литература (8часов) |
127 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1ч. |
128 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 ч. |
129 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1ч. |
130 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1ч. |
131 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | 1ч. |
132 133 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Контрольная работа № 7 по разделу «Зарубежная литература». | 2 ч. |
134 | Итоговый контрольный тест | 1ч. |