СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Согласовано на МО учителей начальных классов руководитель МО _________ Мамычева В.И. протокол № 1 от « 28 » августа 2019г. |
| «Утверждаю» Директор школы __________И.А.Коденцев Приказ по школе № 202 от 29.08.2019 г.
|
«Марковская средняя общеобразовательная школа» Каменского муниципального района
Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 1 – 4 классы
Составители программы
учитель Зимина Светлана Николаевна, соответ.,
учитель Бахтиева Елена Николаевна ,соответ.,
учитель Мамычева Валентина Ивановна ,соответс.,
учитель Шпилева Светлана Ивановна , I к.к.
с.Марки
2019 г
Рабочая программа предмета « Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1—4 классы» (УМК ШколаРоссии).
Учебного плана МКОУ «Марковская СОШ»
Класс 1
Количество часов по учебному плану 124 ч
Всего 124 ч (1 четверть – 3ч/нед., 2 -4 четверти - 4 ч/нед.); 4 четверть - 8 недель
Класс 2
Количество часов по учебному плану 136 ч
Всего 136 ч (4 часа в неделю)
Класс 3
Количество часов по учебному плану 136 ч
Всего 136 ч (4 часа в неделю)
Класс 4
Количество часов по учебному плану 102 ч
Всего 102 ч (3 часа в неделю)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
II. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование
1класс
№ п/п | Раздел, тема урока | кол-во часов |
1 | Подготовительный период 16ч Знакомство с азбукой. Общее представление о речи. | 1 |
2 | Предложение и слово. | 1 |
3 | Слог. Ударение. | 1 |
4 | Представление о слогах. Внеклассное чтение Народные сказки | 1 |
5 | Слияние согласного и гласного. | 1 |
6 | Представление о звуке. | 1 |
7 | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 |
8. | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 |
9. | Роль гласных. | 1 |
10. | Роль гласных и согласных. | 1 |
11 | .Различие звуков и букв.
| 1 |
12. | Буквы А а, обозначающие звук [а]. | 1 |
13 | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 |
14 | Буквы И и, обозначающие звук [и]. | 1 |
15 | Буква ы, обозначающая звук [ы]. | 1 |
16 | Буква у, обозначающая звук [у]. | 1 |
17 | Букварный (основной) период 61ч Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. | 1 |
18 | Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′].
| 1 |
19 |
Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′].
| 1 |
20 | Буквы Т,т, обозначающие звуки [т],[т′]. | 1 |
21 | Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л ]
| 1 |
22 | Чтение слогов, слов, предложений с буквами Н н, С с, Кк,Т т, Л л. | 1 |
23 | Буквы Р,р, обозначающие звуки [р], [р′].
| 1 |
24 | Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′]. | 1 |
25 |
Буквы Е,е, обозначающие звуки |йэ|.
| 1 |
26 | Буквы П.п, обозначающие звуки [ п], [п′]. | 1 |
27 | Чтение текстов с буквами П,п
| 1 |
28 | Буквы М м, обозначающие звуки [м], [м′]. Чтение текстов и слов с буквами М,м.
| 1 |
29 | Буквы З,з, обозначающие звуки [з], [з′]. Чтение слов с буквами З,з | 1 |
30 | Буквы Б,б, обозначающие звуки [ б], [б′]. | 1 |
31 | Буквы Д,д, обозначающие звуки [д], [д′]. Чтение слов с буквами Д,д | 1 |
32 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 1 |
33 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 1 |
34 | Буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г′]. | 1 |
35 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. | 1 |
36 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. Сочетание ча. | 1 |
37 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 1 |
38 | Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. | 1 |
39 |
Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. Сочетание ши. | 1 |
40 | Чтение текстов с буквами Ч.ч, Ш ш.
| 1 |
41 | Чтение слов, предложений с буквами Ж, ж. Сочетания жи-ши | 1 |
42 | Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый звук [ж]. | 1 |
43 | Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо]. | 1 |
44 | Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]. | 1 |
45 | Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. | 1 |
46 | Чтение слов, предложений с буквами Ж ж. Й й, Х х. | 1 |
47 |
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [йу]. | 1 |
48 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
49 | Твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц.
| 1 |
50 | Буквы Э,э, обозначающие звук [э].
| 1 |
51 | Буквы Э,э, обозначающие звук [э].
| 1 |
52 | Мягкий звук [щ′]. Буквы Щщ. | 1 |
53 | Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ.
| 1 |
54 | Звуки [ф], [ф′]. Буквы Фф. Чтение предложений и текстов с буквой Ф, ф. | 1 |
55 | Знакомство с буквой ъ. | 1 |
| . Послебукварный период 35ч.
| 1 |
56-58 | Чтение текстов с изученными буквами. | 3 |
59-61 | Алфавит. | 3 |
62 | Обобщение «Веселая Азбука» | 1 |
63-64 | К.Ушинский. Наше отечество. | 1 |
65-66 | В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь. | 2 |
67 | Произведения А.С.Пушкина. и Толстого Л.Н. | 1 |
68-69 | К.И.Чуковский. Телефон. Путаница. | 2 |
70-71 | В.В.Бианки. Первая охота | 2 |
72-73 | С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два.
Весёлые рассказы | 2 |
74-75 | М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 2 |
76-77 | . А.Л.Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. | 2 |
78-79 | С.В.Михалков. Котята | 1 |
80-81 | В.А.Осеева. Печенье. Внеклассное чтение. Удивительные дети. | 2 |
82-83 | Б.В.Заходер. Два и три. Песенка-азбука. | 2 |
84-85
| В.Д.Берестов. Пёсья песня. Прощание с другом. | 2 |
86-87 | В.Д.Берестов. Непослушная кукла. Дерево. Нофелет.
| 2 |
88-90 | Обобщение «Прощание с Азбукой» | 3 |
Литературное чтение- 33ч.
№ п/п |
Раздел, тема урока | кол-во часов |
91 | Жили-были буквы – 7ч. В.Данько. Загадочные буквы
| 1 |
92 | И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Внеклассное чтение ( Рассказы В. Драгунского) | 1 |
93 | С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин. Почему А поётся, а Б нет | 1 |
94 | Г.Сапгир. Про медведя.
| 1 |
95 | Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит? Внеклассное чтение ( Рассказы В. Бианки) | 1 |
96 | С.Маршак. Автобус 27, | 1 |
97 | С.Маршак. Автобус 27, | 1 |
98 | Сказки, загадки, небылицы – 6 ч. Е.Чарушин. Теремок. Рукавичка
| 1 |
99 | Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы. Внеклассное чтение ( Русские народные сказки) | 1 |
100 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 |
101 | А.Пушкин. Отрывки из произведений.
| 1 |
102 | Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. | 1 |
103 | Обобщение по теме «Сказки , загадки , небылицы». Внеклассное чтение (Русские народные пословицы, поговорки, скороговорки) | 1 |
104 | Апрель, апрель! Звенит капель... – 5 ч. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники. | 1 |
105 | С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин. Внеклассное чтение (Стихи русских поэтов о природе) | 1 |
106 | Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна. В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. | 1 |
107 | А.Майков. Христос Воскрес. Обобщение по разделу.
| 1 |
108 | Обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель»
| 1 |
109 | И в шутку и всерьёз - 6 ч. И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры! | 1 |
110 | Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка. Внеклассное чтение ( сказки Г.Остера)
| 1 |
111 | К.Чуковский. Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. | 1 |
112 | К.Чуковский. Телефон
| 1 |
113 | М.Пляцковский. Помощник
| 1 |
114 | К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому
| 1 |
115 | Я и мои друзья - 5ч. Ю.Ермолаев. Лучший друг. Е.Благинина. Подарок.
| 1 |
116 | В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны. Р.Сеф. Совет. В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Дружба
| 1 |
117 | И.Пивоварова. Вежливый ослик. Я.Аким. Моя родня. С.Маршак. Хороший день. | 1 |
118 | М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу
| 1 |
119 |
Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы.
| 1 |
120 | О братьях наших меньших - 5ч. С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак.. В.Осеева. Плохо И.Токмакова. Купите собаку.
| 1 |
121 | С. Михалков «Важный совет» М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. | 1 |
122 | В.Берестов. Лягушата В.Лунин. Никого не обижай.
| 1 |
123 | Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы.
|
|
2класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
| |||||
Самое великое чудо на свете – (1ч) | ||||||||
1 | Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». Проект | 1 |
|
| ||||
Устное народное творчество (13ч.) |
| |||||||
2 | Русские народные песни. Вводная диагностическая работа. | 1 |
| |||||
3 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.Загадки, пословицы и поговорки. | 1 |
| |||||
4 | Вн. чт. Малые фольклорные жанры «На ярмарке» | 1 |
| |||||
5 | Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | 1 |
| |||||
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 |
| |||||
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 |
| |||||
8 | Вн. чт. Русские народные сказки | 1 |
| |||||
9 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. | 1 |
| |||||
10 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 |
| |||||
11 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 |
| |||||
12 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 |
| |||||
13 | Вн. чт. Викторина по сказкам (русские народные сказки) | 1 |
| |||||
14 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Тест № 1. | 1 |
| |||||
Люблю природу русскую! Осень (21 ч) |
| |||||||
15
| Люблю природу русскую. Осень. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …». К. Бальмонт «Поспевает брусника…»А. Плещеев «Осень наступила …» | 1 1 |
| |||||
16 | А. Фет «Ласточки пропали…». А. Толстой «Осень». | 1 |
| |||||
17 | Вн. чт. Стихи русских поэтов об осени. | 1 |
| |||||
18 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». | 1 |
| |||||
19 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». | 1 |
| |||||
20 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1. | 1 |
| |||||
21 | Вн. чт. Сказки русских писателей. | 1 |
| |||||
22 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | 1 |
| |||||
23 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | 1 |
| |||||
24 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
| |||||
25 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
| |||||
26 | Вн. чт. Викторина по сказкам А.С. Пушкина. | 1 |
| |||||
27 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 |
| |||||
28 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 |
| |||||
29 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | 1 |
| |||||
30 | Л.Н. Толстой «Филиппок». | 1 |
| |||||
31 | Вн. чт. Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского. | 1 |
| |||||
32 | Л.Н. Толстой «Правда, всего дороже». | 1 |
| |||||
33 | Л.Н. Толстой «Котёнок». | 1 |
| |||||
34 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. | 1 |
| |||||
35 | Вн. чт. Рассказы Л.Н. Толстого. | 1 |
| |||||
О братьях наших меньших – (13ч) |
| |||||||
36 | Н.И. Сладков «Они и мы».А.А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 |
| |||||
37 | Б. Заходер «Плачет киска …». И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 |
| |||||
38 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 |
| |||||
39 | М.М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 |
| |||||
40 | Вн. чт. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова. | 1 |
| |||||
41 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 |
| |||||
42 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | 1 |
| |||||
43 | В.В. Бианки «Музыкант». | 1 |
| |||||
44 | Вн. чт. Рассказы о животных Е. Чарушина. | 1 |
| |||||
45 | В.В. Бианки «Сова». | 2 |
| |||||
46 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Тест № 2. | 1 |
| |||||
47 | Знакомство с детскими журналами. | 1 |
| |||||
48 | Вн. чт. «Современные детские журналы» | 1 |
| |||||
49 | Д. Хармс «Игра». «Вы знаете?..» | 1 |
| |||||
50 | Д. Хармс «Весёлые чижи». Проект «Любимый детский журнал» | 1 |
| |||||
51 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». | 1 |
| |||||
52 | Вн. чт. «Весёлые стихи» Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова | 1 |
| |||||
53 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя». | 1 |
| |||||
54 | А.И. Введенский «Лошадка». | 1 |
| |||||
55 | Д. Хармс «Весёлый старичок». | 1 |
| |||||
56 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 3. | 1 |
| |||||
Люблю природу русскую! Зима (12ч) |
| |||||||
57 | Зима. Зимние загадки. | 1 |
| |||||
58 | И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» | 1 |
| |||||
59 | Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…». Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 |
| |||||
60 | С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». | 1 |
| |||||
61 | Вн. чт. Игра «Поле чудес» | 1 |
| |||||
62 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 |
| |||||
63 | С.В. Михалков «Новогодняя быль». А.Л. Барто «Дело было в январе …». С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 1
|
| |||||
64 | Весёлые стихи. Проверка техники чтения. | 1 |
| |||||
65 | Вн. чт. Стихи о зиме. | 1 |
| |||||
66 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №2. | 1 |
| |||||
67 | К.И. Чуковский. Биография. | 1 |
| |||||
68 69 | К.И. Чуковский «Путаница». | 2 |
| |||||
70 | К.И. Чуковский «Радость». | 1 |
| |||||
71 | Вн. чт. Сказки и стихи К. Чуковского. | 1 |
| |||||
72 73 74 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | 3 |
| |||||
75 | Вн. чт. Стихи о детях и для детей. | 1 |
| |||||
76 | С.Я. Маршак. Биография. С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 |
| |||||
77 | С.В. Михалков. Биография. С.В. Михалков «Мой секрет». | 1 |
| |||||
78 | Вн. чт. Стихи С.В. Михалкова. | 1 |
| |||||
79 | С.В. Михалков «Сила воли». | 1 |
| |||||
80 | С.В. Михалков «Мой щенок». | 1 |
| |||||
81 | А.Л. Барто «Верёвочка». | 1 |
| |||||
82 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 |
| |||||
83 | Вн. чт. Стихи А.Л. Барто. | 1 |
| |||||
84 | А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». | 1 |
| |||||
85 | Н.Н. Носов «Затейники». | 1 |
| |||||
86 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 1 |
| |||||
87 | Н.Н. Носов «На горке». | 1 |
| |||||
88 | Вн. чт. Рассказы и сказки Н. Носова. | 1 |
| |||||
89 | Скороговорки. Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Тест № 4. | 1 |
| |||||
90 | Я и мои друзья. Развитие речи. В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». | 1 |
| |||||
91 | Вн. чт. Твои защитники | 1 |
| |||||
92 | В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». | 1 |
| |||||
93 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 |
| |||||
94 | Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». | 1 |
| |||||
95 | Вн. чт. Богатырские сказки. Былины. В.А. Осеева «Волшебное слово». | 1 |
| |||||
96 | В.А. Осеева «Хорошее». | 1 |
| |||||
97 | В.А. Осеева «Почему?» | 1 |
| |||||
98 | Вн. чт. Мама – главное слово. | 1 |
| |||||
99 | В.А. Осеева «Почему?» | 1 |
| |||||
100 | Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи». | 1 |
| |||||
101 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2. | 1 |
| |||||
|
| |||||||
102 | Весна. Весенние загадки. | 1 |
| |||||
103 | Вн. чт. Стихи о весне. | 1 |
| |||||
104 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | 1 |
| |||||
105 | А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 |
| |||||
106 | А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 |
| |||||
107 | И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. | 1 |
| |||||
108 | Вн. чт. «Что? Где? Когда?: энциклопедии и справочники. | 1 |
| |||||
109 | А.Н. Плещеев «В бурю». | 1 |
| |||||
110 | Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 |
| |||||
111 | И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3. | 1 |
| |||||
112 | Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 |
| |||||
113 | Вн. чт. Творчество Э. Успенского. | 1 |
| |||||
114 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 1 |
| |||||
115 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». | 1 |
| |||||
116 | Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | 1. |
| |||||
117 | Вн. чт. Творчество Г. Остера. | 1 |
| |||||
118 | В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | 1 |
| |||||
119 | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». | 1 |
| |||||
120 | Г.Б. Остер «Будем знакомы». | 1 |
| |||||
121 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Вн. чт. Рассказы В.Ю. Драгунского. | 1 |
| |||||
122 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4. | 1 |
| |||||
Литература зарубежных стран – (28ч) |
| |||||||
123 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | 1 |
| |||||
124 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | 1 |
| |||||
125 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | 1 |
| |||||
126 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 1 |
| |||||
127 128 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 2 |
| |||||
129 130 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | 2 |
| |||||
131 132 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 2 |
| |||||
133
| Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 |
| |||||
134 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №3. | 1 |
| |||||
135 | Итоговая диагностическая работа. Проект «Мой любимый писатель – сказочник» | 1 |
| |||||
136 | Игра «Умники и умницы». Сочинение «Моя любимая книга». Читательская конференция. | 1 |
|
3 класс
№ п/п | Раздел, тема урока |
Кол-во часов
|
| |||
| ||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
| |||||
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 |
| |||
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
| |||||
2 | Рукописные книги Древней Руси. Знакомство с названием раздела. .Диагностическая работа. | 1 |
| |||
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
| |||
4 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 |
| |||
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. « Самое великое чудо на свете» | 1 |
| |||
Устное народное творчество (14 часов) |
| |||||
6 | Русские народные песни. Знакомство с названием раздела. | 1 |
| |||
7 | Шуточные народные песни. | 1 |
| |||
8 | Докучные сказки. | 1 |
| |||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | 1 |
| |||
10 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | 1 |
| |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
| |||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
| |||
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | 1 |
| |||
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 |
| |||
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 |
| |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 |
| |||
17 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
| |||
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
| |||
19 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. « Устное народное творчество» | 1 |
| |||
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
| |||||
20 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 |
| |||
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
| |||
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
| |||
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 |
| |||
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 |
| |||
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1 |
| |||
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
| |||
27 | И.З. Суриков «Детство». | 1 |
| |||
28 | И.З. Суриков «Зима». | 1 |
| |||
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1. «Поэтическая тетрадь» | 1 |
| |||
30 | Первый снег. | 1 |
| |||
Великие русские писатели (24 часа) | ||||||
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».. А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | 1 | ||||
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | 1 | ||||
33 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | 1 | ||||
34 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | 1 | ||||
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | ||||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | 1 | ||||
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | 1 | ||||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | 1 | ||||
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 | ||||
40 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1 | ||||
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | ||||
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | ||||
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | ||||
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | ||||
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | ||||
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 1 | ||||
47 | М.Ю. Лермонтов «Осень». | 1 | ||||
48 | Детство Л.Н. Толстого | 1 | ||||
49 50 | Л.Н. Толстой «Акула». | 2 | ||||
51 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | ||||
52 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | ||||
53 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | ||||
54 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | ||||
55 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2. « Великие русские писатели» | 1 | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | ||||||
56 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | ||||
57 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | ||||
58 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | ||||
59 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | ||||
60 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | | ||||
61 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3. За 1 полугодие | 1 | ||||
Литературные сказки (8 часов) | ||||||
62 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. |
| ||||
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1
| ||||
64 65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 | ||||
66 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | ||||
67 68 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 | ||||
69 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | ||||
70 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа. «Литературные сказки» | 1 | ||||
Были-небылицы (10 часов) | ||||||
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | ||||
72 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | ||||
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||||
74 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||||
75 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||||
76 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||||
77 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||||
78 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||||
79 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||||
80 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 2. «Были-небылицы» | 1 | ||||
81 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | ||||
82 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | ||||
83 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | ||||
84 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | ||||
85 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 | ||||
86 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест №2. «Поэтическая тетрадь» | 1 | ||||
87 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 | ||||
88 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | ||||
89 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | ||||
90 | В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | 1 | ||||
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||||
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||||
93 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||||
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||||
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||||
96 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||||
97 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 | ||||
98 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | ||||
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | ||||
100 101 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4. «Люби живое» | 2 | ||||
102 | С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1 | ||||
103 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | 1 | ||||
104 | А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | 1 | ||||
105 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | ||||
106 | С.В. Михалков «Если». | 1 | ||||
107 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | ||||
108 | Проект: «Праздник поэзии» | 1 | ||||
109 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 3. « поэтическая тетрадь» | 1 | ||||
110 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | ||||
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||||
112 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||||
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | ||||
114 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | ||||
115 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | ||||
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | ||||
117 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | ||||
118 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | ||||
119 | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 | ||||
120 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 1 | ||||
121 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 3. « Собирай по ягодке-наберешь кузовок» | 1 | ||||
По страницам детских журналов (8 часов) |
| |||||
122 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1 | ||||
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | ||||
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1 | ||||
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1 | ||||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». Создание сборника добрых советов. | 1 | ||||
127 128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 4. «По страницам детских журналов» | 2 | ||||
Зарубежная литература (8 часов) |
| |||||
129 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | ||||
130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | ||||
131 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | ||||
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | 1 | ||||
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | ||||
134 135 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №5. « Зарубежная литература» | 2 | ||||
136 | Проверка техники чтения. Итоговая диагностическая работа. | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 |
Летописи, былины, жития (8 часов) | ||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа | 1 |
3 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 |
4 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 |
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. | 1 |
6 |
| 1 |
7 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | 1 |
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | 1 |
Чудесный мир классики (19 часов) | ||
9 10 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» | 2 |
11 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | 1 |
12 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 1 |
13,14 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 |
15 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове | 1 |
16 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 1 |
17,18 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 2 |
19 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | 1 |
20 | Л.Н. Толстой «Детство» | 1 |
21 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | 1 |
22 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове | 1 |
23 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 |
24 | Тест №2 | 1 |
25 | А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения | 1 |
26 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 |
27 | Контрольная работа № 1 | 1 |
Поэтическая тетрадь (11 часов) | ||
28 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
29 | А.А. Фет. «Весенний дождь» | 1 |
30 | А.А. Фет. «Бабочка» | 1 |
31 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...» | 1 |
32 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 |
33 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 |
34 | Н.А. Некрасов «Школьник» | 1 |
35 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 |
36 | И.А. Бунин «Листопад». Тест № 3 | 1 |
37 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 2 | 1 |
38 | Картины природы | 1 |
Литературные сказки (11 часов) | ||
39,40 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 |
41,42 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 2 |
43,44 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 2 |
45,46 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 2 |
47 | Диагностическая работа. Проверка навыка чтения | 1 |
48 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа №3 | 1 |
49 | КВН «Литературные сказки» | 1 |
Делу время – потехе час (6 часов) | ||
50,51 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 2 |
52 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 |
53 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
54 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 |
55 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 | 1 |
Страна детства (6 часов) | ||
56,57 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 2 |
58,59 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 |
60 | М.М. Зощенко «Елка». Тест № 4 | 1 |
61 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа № 5 | 1 |
Поэтическая тетрадь (5 часов) | ||
62 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 |
63 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 |
64 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | 1 |
65 | М.И. Цветаева «Наши царства» | 1 |
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6 | 1 |
Природа и мы (10 часов) | ||
67,68 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 2 |
69,70 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 |
71 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 |
72 | Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 |
73,74 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Тест № 5 | 2 |
75 | Проект «Природа и мы» | 1 |
76 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа № 7 | 1 |
Поэтическая тетрадь (7 часов) | ||
77 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 |
78 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 |
79 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 |
80 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 |
81 | С.А. Есенин «Лебедушка». Проверка навыка чтения | 1 |
82 | Путешествие в мир поэзии | 1 |
83 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8 | 1 |
Родина (7 часов) | ||
84 | И.С. Никитин «Русь» | 1 |
85 | С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 |
86 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 |
87 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 |
88 | О Родине. Проект: «Они защищали Родину» | 1 |
89 | Обобщение по разделу «Родина». | 1 |
90 | Контрольная работа № 9 | 1 |
Страна Фантазия (4 часов) | ||
91 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 |
92,93 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 2 |
94 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа № 10
| 1 |
Зарубежная литература (8 часов) | ||
95,96 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 |
97,98 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 2 |
99,100 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Проверка навыка чтения | 2 |
101 | Итоговая диагностическая работа. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 |
102 | С. Лагерлеф «В Назарете» Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 |
22