СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с ФГОС (Школа России).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140007, Российская Федерация, Московская область, г. Люберцы, ул. Камова, д. 4

Тел. +7 (499) 110-49-43, e-mail: [email protected], www.stemschool.ru




СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МОУ

педагогического совета «Инженерно-технологический лицей» Протокол № ______________А.А. Игнатьев

от августа 2020 г. Приказ №___от августа 2020 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«Литературное чтение»





Уровень образования (класс): начальное общее образование (1-4 классы)





Составитель:

Корнюшина Н. В.









г. о. Люберцы

2020 год



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»


1 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;

  • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

  • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.


2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.


Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.



Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.



1 класс


В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд лите­ратуры, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Жили-были буквы (5 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (6 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмако­вой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (6 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла­гининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (4,5 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.



3. Тематическое планирование

1класс

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»


Наименование разделов

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный) период.

14

2

Букварный (основной) период.

57

3

Послебукварный (заключительный) период.

12


Итого:

83


Блок «Литературное чтение»


Наименование разделов

Количество часов

1

Введение.

1

2

Жили-были буквы.

5

3

Сказки, загадки, небылицы.

6

4

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

5

И в шутку и всерьёз.

5

6

Я и мои друзья.

6

7

О братьях наших меньших.

4,5


Итого:

32,5






















Календарно-тематическое планирование 1 «И» класс

по литературному чтению

(115,5 ч., 3,5 ч. в неделю.)


п/п

Тема урока

Планируемая

дата

Фактическая

дата


Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Добукварный (подготовительный) период ( 14 ч )



1/1

«Азбука» — первая учебная книга.

Речь устная и письменная.



2/2

Предложение. Слово и предложение.




3/3

Слог.



4/4

Ударение.




5/5

Звуки в окружающем мире и в речи.




6/6

Звуки в словах.




7/7

Слог – слияние.




8/8

Повторение и обобщение пройденного материала.




9/9

Гласный звук [а], буквы А, а.




10/10

Гласный звук [о], буквы О, о.




11/11

Гласный звук [и], буквы И, и.




12/12

Гласный звук [ы], буква ы.




13/13

Гласный звук [у], буквы У, у.




14/14

Гласный звук [у], буквы У, у. Обобщение изученного. Лента букв.




Букварный (основной) период ( 57 ч.)




15/1

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.




16/2

Согласные звуки [с], [с’], буквы С ,с.




17/3

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.




18/4

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.




19/5

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.




20/6

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.




21/7

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.




22/8

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.




23/9

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.




24/10

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.




25/11

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.




26/12

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.




27/13

Гласные буквы Е, е.




28/14

Гласные буквы Е, е.




29/15

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.




30/16

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.




31/17

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.




32/18

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.




33/19

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.




34/20

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.



35/21

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.




36/22

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.




37/23

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.



38/24

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.




39/25

Гласные буквы Я, я.




40/26

Гласные буквы Я, я.




41/27

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.




42/28

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.




43/29

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.




44/30

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.




45/31

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.



46/32

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.




47/33

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.




48/34

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.



49/35

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.




50/36

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.



51/37

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.



52/38

Гласные буквы Ё, ё.




53/39

Гласные буквы Ё, ё.




54/40

Звук й’, буквы Й, й.




55/41

Звук й’, буквы Й, й.




56/42

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.




57/43

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.




58/44

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х .




59/45

Гласные буквы Ю, ю.




60/46

Гласные буквы Ю, ю.




61/47

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.




62/48

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.




63/49

Гласный звук э, буквы Э, э.




64/50

Гласный звук э, буквы Э, э.




65/51

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.



66/52

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.



67/53

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.




68/54

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.




69/55

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.




70/56

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.




71/57

Русский алфавит.





Послебукварный (заключительный) период (12 ч.)




72/1

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».



73/2

74/3

Одна у человека мать, одна и родина.

К. Ушинский. «Наше Отечество».

История славянской азбуки.

В. Крупин. «Первоучители словенские».

«Первый букварь».



75/4

А. С. Пушкин. Сказки.




76/5

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.




77/6

К. Д. Ушинский Рассказы для детей.




78/7

К. И. Чуковский «Телефон», «Путаница».




79/8

В. В. Бианки. «Первая охота».




80/9

С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».




81/10

М. М. Пришвин. «Предмайское утро», « Глоток молока».



82/11

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С. Михалков, А. Барто.



83/12

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Проект: «Живая Азбука».





Блок «Литературное чтение»




Введение (1 ч.)



84/1

Вводный урок.

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.




Жили-были буквы (5 ч.)




85/1

В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».



86/2

С. Чёрный «Живая азбука»,

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».



87/3

Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?»



88/4

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».




89/5

Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».




Сказки, загадки, небылицы (6 ч.)




90/1

Е. Чарушин «Теремок».




91/2

Русская народная сказка «Рукавичка».




92/3

Загадки, песенки.

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».



93/4

Александр Сергеевич Пушкин.




94/5

95/6

Русская народная сказка «Петух и собака».

Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме

«Сказки, загадки, небылицы».




Апрель, апрель. Звенит капель! (5 ч.)




96/1

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна».

А. Плещеев «Сельская песенка».



97/2

Т. Белозёров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель».



98/3

Стихи-загадки писателей: И. Токмаковой,

Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.



99/4

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.



100/5

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

Проект: «Составляем сборник загадок».




И в шутку и всерьёз (5 ч.)




101/1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»



102/2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».




103/3

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»,

О. Григорьев «Стук».



104/4

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,

К. Чуковский «Телефон».



105/5

М. Пляцковский «Помощник».

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».




Я и мои друзья (6 ч.)




106/1

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок».



107/2

В. Орлов «Кто первый?»,

С. Михалков «Бараны».



108/3

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…»,

И. Пивоварова «Вежливый ослик»,

Я. Аким «Моя родня».



109/4

С. Маршак «Хороший день».

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,

Ю. Энтин «Про дружбу».



110/5

Из старинных книг.

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».



111/6

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.




О братьях наших меньших (4,5 ч.)




112/1

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».



113/2

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».




114/3

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».



115/4

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо».



115,5/0,5

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!