СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ростовской области‌‌

Администрация Ремонтненского района‌

МБОУ Большеремонтненская СШ







УТВЕРЖДЕНО

Директор Большеремонтненской школы

________________________

Торбенко Г.А.

Приказ № ____ от «____» 08. 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1104677)


учебного предмета «Литературное чтение»

для обучающихся 2 класса











с. Большое Ремонтное‌ 2023‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 учебные недели. На изучение предмета литературное чтение во 2 классе отводится 4 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице.



Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2023-2024

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

2

4 часа в неделю – 136 часов в год

130 часов

(понедельник, вторник, четверг, пятница)

6 часов

Праздничные дни –

01.09.2023 г.,

23.02.2024 г.,

08.03.2024 г.,

30.04.2024 г.,

01.05.2024 г.,

09.05.2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2 КЛАСС

О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева ‌и др.‌). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова ‌и др.‌).

Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» ‌и другие (по выбору)‌.

Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.

Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России ‌(1-2 произведения) и другие.‌

Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы ‌(по выбору, не менее пяти авторов)‌. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина ‌и др.‌) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди ‌и др.‌).

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» ‌и другие‌.

О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина ‌и др.‌). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» ‌и другие (по выбору)‌.

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» ‌и другие‌.

О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина ‌и др.‌). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.

Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» ‌и другие (по выбору)‌.

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях ‌(по выбору)‌. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» ‌и другое (по выбору)‌.

Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка ‌(не менее двух произведений)‌: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен ‌и др.‌). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

  • сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,

  • о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),

  • по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная

  • и литературная), рассказ, басня, стихотворение);

  • характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);

  • анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;

  • анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • соотносить иллюстрации с текстом произведения;

  • ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;

  • по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;

  • пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания

  • на заданную тему;

  • пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;

  • обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;

  • описывать (устно) картины природы;

  • сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;

  • участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;

  • удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;

  • контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении

  • (слушании) произведения;

  • проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • выбирать себе партнёров по совместной деятельности;

  • распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.


2 КЛАСС

  • объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

  • понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

  • описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

  • осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

  • сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;

  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

О нашей Родине

6

0



2

Фольклор (устное народное творчество)

16

1



3

Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)

10

1



4

О детях и дружбе

12

1



5

Мир сказок

12

1



6

Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима)

12

1



7

О братьях наших меньших

18

1



8

Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето)

18

1



9

О наших близких, о семье

13

1



10

Зарубежная литература

11

1



11

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

2

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

130

9

0


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Патриотическое звучание произведения Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору.

1



04.09.2023


2

Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь».

1



05.09.2023


3

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. С.Т. Романовский «Русь».

1



07.09.2023


4

Любовь к природе – тема произведений о Родине. К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона».

1



08.09.2023


5

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения.

1



11.09.2023


6

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве.

1



12.09.2023


7

Характеристика особенностей народных песен.

1



14.09.2023


8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок.

1



15.09.2023


9

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи.

1



18.09.2023


10

Ритм и счёт – основа построения считалок.

1



19.09.2023


11

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий».

1



21.09.2023


12

Пословицы как жанр фольклора.

1



22.09.2023


13

Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки.

1



25.09.2023


14

Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка».

1



26.09.2023


15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты.

1



28.09.2023


16

Особенности сказок о животных. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1



29.09.2023


17

Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».

1



02.10.2023


18

Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок.

1



03.10.2023


19

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).

1



05.10.2023


20

Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России.

1



06.10.2023


21

Произведения устного народного творчества.

1



09.10.2023


22

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор».

1

1


10.10.2023


23

Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор.

1



12.10.2023


24

Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Утро» и других на выбор.

1



13.10.2023


25

Наблюдение за художественными особенностями текста.

1



16.10.2023


26

Описание картин осеннего леса в произведениях писателей.

1



17.10.2023


27

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».

1



19.10.2023


28

Восприятие пейзажной лирики. К.Д. Бальмонт «Осень».

1



20.10.2023


29

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы».

1

1


23.10.2023


30

Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам.

1



24.10.2023


31

Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору.

1



26.10.2023


32

Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе».

1



27.10.2023


33

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор.

1



07.11.2023


34

Главный герой: общее представление. С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело».

1



09.11.2023


35

Оценка поступков и поведения главного героя. А.Е. Пермяк «Смородинка».

1



10.11.2023


36

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка».

1



13.11.2023


37

Представление темы труда в произведениях писателей. В.Г. Сутеев «Кто лучше?»

1



14.11.2023


38

Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М. Зощенко «Самое главное».

1



16.11.2023


39

Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка».

1



17.11.2023


40

Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор.

1



20.11.2023


41

Характеристика главного героя рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок».

1



21.11.2023


42

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

1



23.11.2023


43

Отражение темы дружбы в рассказах о детях.

1



24.11.2023


44

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе».

1

1


27.11.2023


45

Средства художественной выразительности: сравнение. З.Н. Александрова «Снежок».

1



28.11.2023


46

Наблюдение за описанием в художественном тексте. С.А. Иванов «Каким бывает снег».

1



30.11.2023


47

Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу».

1



01.12.2023


48

Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает».

1



04.12.2023


49

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою».

1



05.12.2023


50

Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А. Некрасов «Мороз-воевода».

1



07.12.2023


51

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам.

1



08.12.2023


52

Описание игр и зимних забав детей. И.З. Суриков «Детство».

1



11.12.2023


53

Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы Г.А. Скребицкого.

1



12.12.2023


54

Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях.

1



14.12.2023


55

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы».

1

1


15.12.2023


56

Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов.

1



18.12.2023


57

Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза».

1



19.12.2023


58

Фольклорная основа авторской сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка».

1



21.12.2023


59

Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка».

1



22.12.2023


60

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

1



25.12.2023


61

Составление плана сказки: части текста, их главные темы.

1



26.12.2023


62

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения.

1



28.12.2023


63

Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года».

1



29.12.2023


64

Здравствуй, праздник новогодний!

1



11.01.2024


65

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин.

1



12.01.2024


66

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев.

1



15.01.2024


67

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками.

1



16.01.2024


68

Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка.

1



18.01.2024


69

Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). Русская народная песня «Коровушка».

1



19.01.2024


70

Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса».

1



22.01.2024


71

Особенности сказок о животных. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1



23.01.2024


72

Фольклорные произведения народов России. Осетинская народная сказка «Человек и ёж».

1



25.01.2024


73

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях К.Д. Ушинского.

1



26.01.2024


74

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

1



29.01.2024


75

Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».

1



30.01.2024


76

Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение).

1



01.02.2024


77

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н. Толстого «Лев и мышь».

1



02.02.2024


78

Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок»

1



05.02.2024


79

Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок».

1



06.02.2024


80

Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте.

1



08.02.2024


81

Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей.

1



09.02.2024


82

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) М.М. Пришвин «Ребята и утята».

1



12.02.2024


83

Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных.

1



13.02.2024


84

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших».

1

1


15.02.2024


85

Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

1



16.02.2024


86

Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации.

1



19.02.2024


87

Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки.

1



20.02.2024


88

Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре).

1



22.02.2024


89

Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. А.П. Чехов «Весной» (отрывок).

1



26.02.2024


90

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

1



27.02.2024


91

Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. С.Я. Маршак «Весенняя песенка».

1



29.02.2024


92

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности

1



01.03.2024


93

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Сказки и рассказы Н.И. Сладкова.

1



04.03.2024


94

Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. А.А. Фет «Уж верба вся пушистая».

1



05.03.2024


95

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Г.А.Скребицкий «Весенняя песня».

1



07.03.2024


96

Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях.

1



11.03.2024


97

Тема прихода весны в произведениях В.А. Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны».

1



12.03.2024


98

Признаки весны, отражённые в произведениях писателей.

1



14.03.2024


99

Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг».

1



15.03.2024


100

Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей.

1



18.03.2024


101

Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам.

1



19.03.2024


102

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы».

1

1


21.03.2024


103

Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет).

1



22.03.2024


104

Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов.

1



01.04.2024


105

Тема семьи в творчестве писателей. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».

1



02.04.2024


106

Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок.

1



04.04.2024


107

Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери.

1



05.04.2024


108

Оценка взаимооотношений взрослых и детей. Е.А. Пермяка «Случай с кошельком».

1



08.04.2024


109

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья».

1



09.04.2024


110

Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Татарская народная сказка «Три дочери».

1



11.04.2024


111

Международный женский день – тема художественных произведений.

1



12.04.2024


112

Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Л.Н. Толстой «Лучше всех».

1



15.04.2024


113

Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый».

1



16.04.2024


114

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны.

1



18.04.2024


115

Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют».

1



19.04.2024


116

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье».

1

1


22.04.2024


117

Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье».

1



23.04.2024


118

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать

1



25.04.2024


119

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки».

1



26.04.2024


120

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты».

1



27.04.2024


121

Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения.

1



02.05.2024


122

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями.

1



03.05.2024


123

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

1



06.05.2024


124

Особенности построения волшебной сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

1



07.05.2024


125

Характеристика героев сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

1



13.05.2024


126

Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Э. Распе «Необыкновенный олень».

1



14.05.2024


127

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писатели-сказочники».

1

1


16.05.2024


128

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок.

1



17.05.2024


129

Книга как источник необходимых знаний. Г.А. Ладонщиков «Лучший друг».

1



20.05.2024


130

Проверочная работа по итогам изученного во 2 классе.

1

1


21.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

130

9

0


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение»
2. Методическое письмо об использовании в образовательном процессе учебников УМК Литературное чтение, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
3. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы https://shop.prosv.ru/gramotnyj-chitatel--obuchenie-smyslovomu-chteniyu---1-2-klassy15558
4. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2022. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

5. Методическая разработка по литературному чтению к учебнику ""Литературное чтение" 1-4 класс УМК "Школа России"
‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌1. https://resh.edu.ru/subject/32/1/
2. https://uchi.ru/
3. https://urok.1sept.ru/ http://school-collection.edu.ru/
4. https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-https://infourok.ru/
5. https://nsportal.ru/
6. Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library/
7. https://multiurok.ru/id26261694/



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Балабина Л.Н.

от __________ 2023 года № _______ _____________ 2023 г.

___________ Скиданова Л. В.