ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
________________ /Курмышова О. А./ «______»____________2017 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию
__________/Сытдыкова М.А./ |
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
для 1 класса
учителя Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2017 г.
Москва
2017-2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева» на 2017-2018 учебный год, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» (УМК «Школа России») и Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение» (УМК «Перспектива»).
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс литературного чтения в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебукварный - завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Место предмета в учебном плане
В первом классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урока в неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» - 23 недели (92 часа), на литературное чтение - 10 недель (40 часов).
Содержание курса
На уроках обучения грамоте дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов, с частичным переходом на чтение целыми словами, овладевают элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. Также развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. В содержании курса выделяются следующие разделы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
- воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии);
- воссоздавать картины жизни, представленные автором;
- устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях;
- выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы Х1Х-ХХ вв., а также современных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Неотъемлемой частью программы «Литературное чтение» является внеклассное чтение (1 раз в неделю 15-20 минут от урока).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | Название курса | Тема урока | Планируемые результаты |
| | 1 четверть (36 часов) | |
| Обучение грамоте (92 часа) | | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. |
1 | | «От пера до компьютера». Знакомство со школой, классом и первым школьным учебником «Азбука». | |
2 | | Речь устная и письменная. | |
3 | | Предложение. Слово. | |
4 | | Слово. Слог. | |
5 | | Деление на слоги. | |
6 | | Слог и ударение. | |
7 | | Упражнение в определении ударения. | |
8 | | Звук. Звуки в окружающем мире. | |
9 - 10 | | Гласные и согласные звуки. | |
11 | | Как образуется слог? | |
12 - 13 | | Закрепление знаний о звуках русского языка. | |
14 - 15 | | Буквы гласного Аа. Звук [а]. | |
16 - 17 | | Буквы гласного Оо. Звук [о]. | |
18 - 19 | | Буквы гласного Ии. Звук [и]. | |
20 - 21 | | Буква гласного ы. Звук [ы]. | |
22 - 23 | | Буквы гласного Уу. Звук [у]. | |
24 - 25 | | Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']. | |
26 - 27 | | Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']. | |
28 - 29 | | Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']. | |
30 - 31 | | Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']. | |
32 - 33 | | Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']. | |
34 | | Закрепление пройденного материала. | |
35 - 36 | | Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р'] | |
| | 2 четверть (28 часов) | |
37 - 38 | | Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']. | |
39 - 40 | | Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]. | |
41 | | Буква е – показатель мягкости согласного звука. | |
42 | | Закрепление пройденного материала. | |
43 - 44 | | Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']. | |
45 | | Закрепление пройденного материала. | |
46 - 47 | | Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']. | |
48 | | Закрепление пройденного материала. | |
49 - 50 | | Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']. | |
51 | | Закрепление пройденного материала. | |
52 - 53 | | Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']. | |
54 | | Закрепление пройденного материала. | |
55 - 56 | | Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д']. | |
57 | | Закрепление пройденного материала. | |
58 | | Буквы гласного Яя, обозначающие звуки [йа] ['а]. | |
59 | | Буква я – показатель мягкости согласного звука. | |
60 | | Урок повторения и самоконтроля. | |
61 - 62 | | Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г'] | |
63 - 64 | | Буквы согласного Чч. Звук [ч']. | |
| | 3 четверть (36 часов) | |
65 - 66 | | Буква ь - показатель мягкости согласного. | |
67 | | Разделительный ь. | |
68 | | Буквы согласного Шш. Звук [ш]. | |
69 | | Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки. | |
70 | | Буквы согласного Жж. Звук [ж]. | |
71 | | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж. | |
72 | | Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного. Буквосочетания ЖИ, ШИ. | |
73 - 74 | | Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]. | |
75 | | Буква ё – показатель мягкости согласного звука. | |
76 - 77 | | Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й']. | |
78 | | Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х']. | |
79 | | Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х']. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх. | |
80 - 81 | | Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]. | |
82 | | Буквы согласного Цц. Звук [ц]. | |
83 | | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц. | |
84 | | Буквы гласного Ээ. Гласный звук [э]. | |
85 | | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ. | |
86 | | Буквы согласного Щщ. Звук [щ']. | |
87 | | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ. | |
88 | | Формирование навыков чтения. Сочетания чу, щу. | |
89 | | Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф']. | |
90 | | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф. | |
91 | | Буква ъ. Разделительный ъ. | |
92 | | Разделительные ь и ъ. | |
| Литературное чтение (40 часов) | | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения. |
93 | | Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями. | |
94 | | С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге. | |
95 | | С. Михалков. Герои детских книг. | |
96 | | К. Чуковский Айболит. Инсценирование. | |
97 | | Песни, пословицы, загадки, считалки. | |
98 | | Пословицы и поговорки. | |
99 | | Произведения устного народного творчества. | |
100 | | Наш театр. Инсценирование. | |
| | 4 четверть (32 часа) | |
101 | | Сказка. Виды сказок. С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Русская народная сказка «Курочка Ряба». | |
102 | | Русская народная сказка «Кот, лиса и петух». | |
103 | | Т. Коти «Катя и буквы». | |
104 | | Л. Пантелеев «Две лягушки». | |
105 | | С. Михалков «Сами виноваты». Инсценирование. | |
106 | | В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». | |
107 | | И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». | |
108 | | И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». | |
109 | | С. Маршак «В зоопарке». Н. Сладков «Без слов». | |
110 | | Л.Н. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». | |
111 | | С. Маршак «Волк и лиса». | |
112 | | Рассказ, герой рассказа. Е. Пермяк «Самое страшное». | |
113 | | С. Михалков «Песенка друзей». | |
114 | | Е. Благинина «Паровоз, паровоз…». | |
115 | | М. Пляцковский «Солнышко на память». | |
116 | | Э. Шим «Брат и младшая сестра». | |
117 | | Л. Толстой «Косточка». | |
118 | | П. Воронько «Лучше нет родного края». | |
119 | | Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина о русской природе. | |
120 | | Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о русской природе. | |
121 | | С. Сухомлинский «Четыре сестры». | |
122 | | Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» | |
123 | | Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» А. Митяев «За что я люблю маму». | |
124 | | Е. Пермяк «Первая рыбка». | |
125 | | И. Косяков «Все она». | |
126 | | Л. Толстой «Мальчик и отец». | |
127 | | К. Ушинский «Лекарство». | |
128 | | В. Маяковский «Тучкины штучки». | |
129 - 132 | Резервные уроки. | | |