СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

________________ /Курмышова О. А./
«______»____________2017 г.




«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

__________/Сытдыкова М.А./





Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

для 1 класса

учителя Пинаевой Валентины Николаевны




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30.08.2017 г.






Москва

2017-2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева» на 2017-2018 учебный год, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» (УМК «Школа России») и Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение» (УМК «Перспектива»).

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Курс литературного чтения в начальной школе направлен на решение следующих задач:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебукварный - завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.


Место предмета в учебном плане

В первом классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урока в неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» - 23 недели (92 часа), на литературное чтение - 10 недель (40 часов).


Содержание курса

На уроках обучения грамоте дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов, с частичным переходом на чтение целыми словами, овладевают элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. Также развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. В содержании курса выделяются следующие разделы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:

- воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии);

- воссоздавать картины жизни, представленные автором;

- устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях;

- выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы Х1Х-ХХ вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Неотъемлемой частью программы «Литературное чтение» является внеклассное чтение (1 раз в неделю 15-20 минут от урока).



Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




  1. Календарно – тематическое планирование


урока п/п

Название курса

Тема урока

Планируемые результаты



1 четверть (36 часов)



Обучение грамоте (92 часа)


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.


1


«От пера до компьютера». Знакомство со школой, классом и первым школьным учебником «Азбука».


2


Речь устная и письменная.


3


Предложение. Слово.


4


Слово. Слог.


5


Деление на слоги.


6


Слог и ударение.


7


Упражнение в определении ударения.


8


Звук. Звуки в окружающем мире.


9 - 10


Гласные и согласные звуки.


11


Как образуется слог?


12 - 13


Закрепление знаний о звуках русского языка.


14 - 15


Буквы гласного Аа. Звук [а].


16 - 17


Буквы гласного Оо. Звук [о].


18 - 19


Буквы гласного Ии. Звук [и].


20 - 21


Буква гласного ы. Звук [ы].


22 - 23


Буквы гласного Уу. Звук [у].


24 - 25


Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н'].


26 - 27


Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с'].


28 - 29


Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к'].


30 - 31


Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т'].


32 - 33


Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л'].


34


Закрепление пройденного материала.


35 - 36


Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']




2 четверть (28 часов)


37 - 38


Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в'].


39 - 40


Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э].


41


Буква е – показатель мягкости согласного звука.


42


Закрепление пройденного материала.


43 - 44


Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п'].


45


Закрепление пройденного материала.


46 - 47


Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м'].


48


Закрепление пройденного материала.


49 - 50


Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з'].


51


Закрепление пройденного материала.


52 - 53


Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б'].


54


Закрепление пройденного материала.


55 - 56


Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].


57


Закрепление пройденного материала.


58


Буквы гласного Яя, обозначающие звуки [йа] ['а].


59


Буква я – показатель мягкости согласного звука.


60


Урок повторения и самоконтроля.


61 - 62


Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']


63 - 64


Буквы согласного Чч. Звук [ч'].




3 четверть (36 часов)


65 - 66


Буква ь - показатель мягкости согласного.


67


Разделительный ь.


68


Буквы согласного Шш. Звук [ш].


69


Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки.


70


Буквы согласного Жж. Звук [ж].


71


Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж.


72


Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного. Буквосочетания ЖИ, ШИ.


73 - 74


Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о].


75


Буква ё – показатель мягкости согласного звука.


76 - 77


Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й'].


78


Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].


79


Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х']. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх.


80 - 81


Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у].


82


Буквы согласного Цц. Звук [ц].


83


Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц.


84


Буквы гласного Ээ. Гласный звук [э].


85


Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ.


86


Буквы согласного Щщ. Звук [щ'].


87


Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ.


88


Формирование навыков чтения. Сочетания чу, щу.


89


Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф'].


90


Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф.


91


Буква ъ. Разделительный ъ.


92


Разделительные ь и ъ.



Литературное чтение (40 часов)


Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.




93


Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями.


94


С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге.


95


С. Михалков. Герои детских книг.


96


К. Чуковский Айболит. Инсценирование.


97


Песни, пословицы, загадки, считалки.


98


Пословицы и поговорки.


99


Произведения устного народного творчества.


100


Наш театр. Инсценирование.




4 четверть (32 часа)


101


Сказка. Виды сказок.

С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Русская народная сказка «Курочка Ряба».


102


Русская народная сказка «Кот, лиса и петух».


103


Т. Коти «Катя и буквы».


104


Л. Пантелеев «Две лягушки».


105


С. Михалков «Сами виноваты». Инсценирование.


106


В. Лунин «Никого не обижай».

Е. Благинина «Котенок».


107


И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла».

В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».


108


И. Пивоварова «Всех угостила».

С. Михалков «Зяблик».


109


С. Маршак «В зоопарке».

Н. Сладков «Без слов».


110


Л.Н. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».


111


С. Маршак «Волк и лиса».


112


Рассказ, герой рассказа.

Е. Пермяк «Самое страшное».


113


С. Михалков «Песенка друзей».


114


Е. Благинина «Паровоз, паровоз…».


115


М. Пляцковский «Солнышко на память».


116


Э. Шим «Брат и младшая сестра».


117


Л. Толстой «Косточка».


118


П. Воронько «Лучше нет родного края».


119


Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина о русской природе.


120


Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о русской природе.


121


С. Сухомлинский «Четыре сестры».


122


Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!»


123


Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»

А. Митяев «За что я люблю маму».


124


Е. Пермяк «Первая рыбка».


125


И. Косяков «Все она».


126


Л. Толстой «Мальчик и отец».


127


К. Ушинский «Лекарство».


128


В. Маяковский «Тучкины штучки».


129 - 132

Резервные уроки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!