СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при работе в 4 классе 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100» и разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников, в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренно количество часов.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатамиизучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- этические чувства совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средства достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 ч)

Круг детского чтения.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Произведения современной детской литературы разных жанров (5 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (11 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детскоечте-ние для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (20 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ-ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (33 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчествомдетских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.










II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название разделов

Общее количество часов

Вводный урок

1

Раздел 2 «Любимые книги»

5

Раздел 2 «У истоков русской детской литературы»

11

Раздел 3 « XIX век. Путешествие продолжается…»

20

Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

33

ИТОГО

70


III. Календарно-тематическое планирование



Дата

Тема

урока

Тип

урока

П

Ф

1



Вводный урок. Знакомство с учебником.

УОНМ1

2



Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

УОНМ

3



Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Сходство и различия сказочной и фантастической повести.

УРУиН

4



Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

Комбинированный

5



Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 1.

УКЗ

6



Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

УРУиН

7



А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». «Повесть временных лет». Расселение славян.

УРУиН

8



Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

УОНМ

9



«Поучения» Владимира Мономаха детям.

«О поселянине и медведице».

УОНМ

10



Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Комбинированный

11



Обобщение изученного материала.

Проверочная работа № 2.

УКЗ

12



Внеклассное чтение. Книги о книгах.

Комбинированный

13



Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги.

Комбинированный

14



Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».


УОНМ

15



Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова.

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова.

Комбинированный

16



Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 3.

УКЗ

17



Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

Комбинированный

18



Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська».

Характерные особенности жанра басни. И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом».

УОНМ

19



Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица».

УОНМ

20



Путешествие 5. Лето 1831 года. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой.

УРУиН

21



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Комбинированный

22



В.А. Жуковский «Спящая царевна».

УРУиН

23



Внеклассное чтение. Литературные сказки.

УРУиН

24-25



В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра).

УОНМ

26



А. Ишимова «Славяне».

УОНМ

27



Обобщение изученного материала.

Проверочная работа № 4.

УКЗ

28



Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

Комбинированный

29



Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф.Тютчева.

Комбинированный

30



Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

УРУиН

31



Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги.

УРУиН

32



Л.Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

УРУиН

33



Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город».

УРУиН

34



Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога».

Комбинированный

35



А.И. Куприн «Слон».

УРУиН

36



Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 5.

УКЗ

37



Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».

УОНМ

38



Внеклассное чтение. Мир Детства.

УРУиН

39



Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак.

Комбинированный

40



Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

УРУиН

41



Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон». Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

УРУиН

42



Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке».

УРУиН

43



Внеклассное чтение. Современные чудаки.

Комбинированный

44



Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!»

УОНМ

45



Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

УРУиН

46



Е. Шварц «Два брата».

УОНМ

47



Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему». Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н.Толстой «Фофка».

Комбинированный

48



А.П.Толстой «Кот – сметанный рот».

УРУиН

49



Птицы с характером. М.Пришвин «Изобретатель».

УОНМ

50



С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

УОНМ

51



Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 6.

УКЗ

52



Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах).

Комбинированный

53



Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий».

УОНМ

54



А. Барто «Снегирь». Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».

УОНМ

55



Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков».

Комбинированный

56



Путешествие 12.

Р. Фраерман «Гайдар и дети». А.Гайдар «Тимур и его команда».

УОНМ

57



А.Гайдар «Тимур и его команда».

УОНМ

58



Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача». В. Драгунский «Что любит Мишка».

УОНМ

59-60



Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника.

УРУиН

61



Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

УОНМ

62



Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

УРУиН

63



Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца.

Комбинированный

64



Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира. Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского.

УРУиН

65



Стихи С.Чёрного, В.Долиной. Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. Стихи Н.Матвеевой.

УРУиН

66



Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 7.

УКЗ

67



С. Козлов «Снежный цветок».

УОНМ

68



Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета».

УОНМ

69-70



Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать.

УРУиН



УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков; УРР – урок развития речи; УКЗ – урок контроля знаний











1