I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100» и разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников, в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренно количество часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатамиизучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средства достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 ч)
Круг детского чтения.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Произведения современной детской литературы разных жанров (5 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (11 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детскоечте-ние для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (20 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ-ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (33 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчествомдетских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов | Общее количество часов |
Вводный урок | 1 |
Раздел 2 «Любимые книги» | 5 |
Раздел 2 «У истоков русской детской литературы» | 11 |
Раздел 3 « XIX век. Путешествие продолжается…» | 20 |
Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» | 33 |
ИТОГО | 70 |
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока |
П | Ф |
1 | | | Вводный урок. Знакомство с учебником. | УОНМ1 |
2 | | | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | УОНМ |
3 | | | Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различия сказочной и фантастической повести. | УРУиН |
4 | | | Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Комбинированный |
5 | | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. | УКЗ |
6 | | | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. | УРУиН |
7 | | | А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». «Повесть временных лет». Расселение славян. | УРУиН |
8 | | | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | УОНМ |
9 | | | «Поучения» Владимира Мономаха детям. «О поселянине и медведице». | УОНМ |
10 | | | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | Комбинированный |
11 | | | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 2. | УКЗ |
12 | | | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | Комбинированный |
13 | | | Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. | Комбинированный |
14 | | | Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». | УОНМ |
15 | | | Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова. | Комбинированный |
16 | | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3. | УКЗ |
17 | | | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | Комбинированный |
18 | | | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська». Характерные особенности жанра басни. И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». | УОНМ |
19 | | | Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица». | УОНМ |
20 | | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой. | УРУиН |
21 | | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Комбинированный |
22 | | | В.А. Жуковский «Спящая царевна». | УРУиН |
23 | | | Внеклассное чтение. Литературные сказки. | УРУиН |
24-25 | | | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра). | УОНМ |
26 | | | А. Ишимова «Славяне». | УОНМ |
27 | | | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 4. | УКЗ |
28 | | | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | Комбинированный |
29 | | | Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф.Тютчева. | Комбинированный |
30 | | | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». | УРУиН |
31 | | | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. | УРУиН |
32 | | | Л.Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». | УРУиН |
33 | | | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город». | УРУиН |
34 | | | Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». | Комбинированный |
35 | | | А.И. Куприн «Слон». | УРУиН |
36 | | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5. | УКЗ |
37 | | | Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». | УОНМ |
38 | | | Внеклассное чтение. Мир Детства. | УРУиН |
39 | | | Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак. | Комбинированный |
40 | | | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | УРУиН |
41 | | | Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон». Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | УРУиН |
42 | | | Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке». | УРУиН |
43 | | | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | Комбинированный |
44 | | | Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!» | УОНМ |
45 | | | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | УРУиН |
46 | | | Е. Шварц «Два брата». | УОНМ |
47 | | | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему». Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н.Толстой «Фофка». | Комбинированный |
48 | | | А.П.Толстой «Кот – сметанный рот». | УРУиН |
49 | | | Птицы с характером. М.Пришвин «Изобретатель». | УОНМ |
50 | | | С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | УОНМ |
51 | | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6. | УКЗ |
52 | | | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах). | Комбинированный |
53 | | | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий». | УОНМ |
54 | | | А. Барто «Снегирь». Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом». | УОНМ |
55 | | | Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков». | Комбинированный |
56 | | | Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети». А.Гайдар «Тимур и его команда». | УОНМ |
57 | | | А.Гайдар «Тимур и его команда». | УОНМ |
58 | | | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача». В. Драгунский «Что любит Мишка». | УОНМ |
59-60 | | | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника. | УРУиН |
61 | | | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | УОНМ |
62 | | | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | УРУиН |
63 | | | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | Комбинированный |
64 | | | Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира. Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского. | УРУиН |
65 | | | Стихи С.Чёрного, В.Долиной. Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. Стихи Н.Матвеевой. | УРУиН |
66 | | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7. | УКЗ |
67 | | | С. Козлов «Снежный цветок». | УОНМ |
68 | | | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета». | УОНМ |
69-70 | | | Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать. | УРУиН |
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков; УРР – урок развития речи; УКЗ – урок контроля знаний
1