Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Примерной программы начального общего образования В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» и методических рекомендаций к программе для общеобразовательных учреждений, утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011);
- Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия № 14».
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачами курса литературного чтения, являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно - нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно учебному плану начального общего образования на предмет «Литературное чтение» для 4 класса в инвариантной части отводится 3 часа в неделю (34 учебные недели). Общее количество часов в год – 102. В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, допускается сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала.
Национально-региональный компонент в программе по литературному чтению
С целью приобщения учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к художественным произведениям детских писателей и поэтов Республики Бурятия в программе предусмотрено изучение устного народного творчества (бурятские и монгольские сказки, пословицы, поговорки, загадки); авторских литературных сказок; стихотворных и прозаических произведений бурятских писателей.
Основные задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета - произведений фольклора и детской литературы.
Введение национально-регионального компонента в программу по начальному литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с семейным (домашним) чтением. На уроках чтения возможно использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, скульптуры, изделий народно-прикладного искусства.
Изучение произведений, введенных в национально-региональный компонент, предполагает развитие художественно-творческих способностей младшего школьника: создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
Знакомство учащихся с литературой Бурятии предполагает работу по книге «Тоонто нютаг» (составители: Г.С. Санжадаева, О.П.Кушеева).
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению обучающимися 4 класса
Глава 1. Волшебная старина
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– чувства гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умения чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать этапы организации учебной работы;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять рефлексию и самооценку ,адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства соответствии задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– принимать участие в коллективных проектах, инсценировках, спектаклях;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях
жизни, отраженных в литературе;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности
Глава 2. Пленительные напевы
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными познавательными мотивами;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
– осознания нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;
– интереса к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;
– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания, что искусство и литература – значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, внимании, заботе о высоком чувстве любви.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу ,планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно работать с книгой учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов ,между выразительными средствами разных видов искусства;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Глава 3. Огонь волшебного рассказа
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными
и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев
литературных произведений;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– осознания нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;
– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания, что искусство и литература – значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в том числе в подготовке сообщений;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы
и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях
жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации.
Глава 4. Всё, что сердцу мило
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;
– осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;
– основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– общее представление о мире профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания, что искусство и литература – значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в том числе в подготовке со
общений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом
пространстве Интернета);
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи в форме монолога и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях
жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Тематическое планирование (102 часа)
Глава 1. Волшебная старина - 24 ч.
Глава 2. Пленительные напевы - 25 ч.
Глава 3. Огонь волшебного рассказа - 33 ч.
Глава 4. Всё, что сердцу мило - 20 ч.
В течение учебного года могут изменяться даты прохождения материала.