СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (татарском) языке для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на родном (татарском) языке

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (татарском) языке для 4 класса»



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса разработана на основе авторской программы по татарскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений. 1- 11 классы. Ч.М.Харисов и др. Татарское книжное издательство г.Казань, 2011г.

Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год

(утверждён приказом Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 года)

  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; (Постановление от 29.12.2010г. № 189);

Писем Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации:

  • «О проблемах и перспективах начального образования в Российской Федерации» от 11.12.1996 г. № 3/2.

  • «О сроках обучения в начальной школе» (от 26.06.1997 г. № 818 / 14-12).

  • «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе » (письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561 /14-15)



Программой предусмортрено формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом программы является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение на родном татарском языке, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.


Место курса в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке в 4 классе выделено 3ч в неделю. На изучение литературного чтения на родном языке выделено 34 часа из расчета 1 ч. в неделю.



Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

10. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на татарском языке.

11. Подробный пересказ текста на татарском языке;

12. Разделение текста на части, озаглавив части;

13. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном татарском языке;

14. Составление простого и сложного плана текста;

15. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);



Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение на родном языке»


В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Первая содержательная линия – это круг чтения и опыт читательской деятельности. Перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в 4 классе: Г.Тукай, И.Крылов, М.Гафури, Э.Исхак, М.Джалиль, А.Алиш, Г.Хасанов, Р.Бэшэр, Ш.Галиев, Р.Миннуллин, Х.Халиков, Ф.Яруллин, Ф.Якупов, Р.Хафизова, М.Зощенко, Р.Валиева, Н.Гайматдинова, В.Голявкин, Ю.Ермолаев, Г.Х.Андерсен, Д.Свифт, Л.Лерон и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – четвертая содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Устное народное творчество», «Писатели о детях», «О доброте и красоте», «Счастливое детство», «Счастливое детство».


















Календарно-тематическое планирование литературному чтению на родном языке

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

по плану

факт

1-3

Устное нродное творчество

Ветряная телега.Татарская нар.сказка

3

комбинированный

текущий

04.09 11.09 18.09


4


Жаворонок и солнце.

Миф. Ф.Амирхан.Девушка Зухра на луне.

1

Комбиниров.

текущий

25.09



5


Девушка Зухра на луне

1

Комбиниров.

текущий

02.10


6


Баит .Сак-Сок.


1

Комбиниров.

текущий

09.10


7


И.А.Крылов. Ворона и Лисица

М.Гафури.Стрекоза и Муравей

1

Комбиниров.

текущий

16.10


8


М.Гафури.Курица и Утка.

Г.Тукай.Молодое дерево

1

Комбиниров.

текущий

23.10


9


А.Исхак.Старый дуб и молодой парень.

Г.Тукай.Луна и Солнце. Г.Тукай.Фатыйма и Соловей

1

Комбиниров.

текущий

06.11


10


Г.Тукай.Шуралэ. М.Гафури.Луг. М.Джалиль.Дождь.

Речка

1

Комбинир

текущий

13.11



11


А.Алиш .Хвосты.

А.Алиш.Кому надо а кому –нет

1

Комбинир

текущий

20.11


12


Н. Даули. Маленькая туча. Р.Башар. Соловь иная белая речка. Г.Хасанов.Зимний лес.

1

Комбинир

текущий

27.11


13


Ф.Яруллин .Счастливая ночь. Ш.Галиев.Камырша

1

Комбинир

текущий

04.12


14


Ш.Галиев.Мой брат учит стихотворение.

1

Комбинир

текущий

11.12


15


Р.Минуллин .Мама я увидела собаку. Р.Минуллин.Новый вид спорта

1

Комбинир

текущий

18.12


16-17


Х.Халиков.Стихи.Дедушка. Сказка о воробушке.

2

Комбинир

текущий

25.12

15.01


18-19


Х.Халиков.Какая птица. Ф.Яруллин. Стихи.

2

Комбинир

текущий

22.01

29.01


20-21


Ф.Яруллин. Несмываемый позор.

2

Комбинир

текущий

05.02

12.02


22

О доброте и красоте

Р.Хафизова.Голубь и мальчик

1

Комбинир

текущий

19.02


23-24


С.Адхамова.Друзья.

2

Комбинир

текущий

26.02

05.03


25





А.Баян.Белочки рядом с собакой.

1

Комбинир

текущий

12.03


26-27


Д.Аппакова.Новые туфли.

2

Комбинир

текущий

19.03

02.04


28-29


М.Зощенко.Несчастный Федя.

2

Комбинир

текущий

09.04

16.04


30

Счастливое детство

Н.Гыйматдинова .Болтливая коза.

1

Комбинир

текущий

23.04


31


Ю.Ермолаев.Часы помогли.

1

Комбинир

текущий

30.04


32-33

Увлекательные приключения

Г.- Х. Андерсен Оловянный солдатик.

2

Комбинир

текущий

07.05 14.05



34


Л.Лерон.Сын Шуралэ.Сказка- пьеса

1

Комбинир

текущий

21.05




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для обучающихся:


  1. Учебник:Эдэби уку. 4класс.Ф.Х Гарифуллина, И.Х. Мияссарова и др.: Казань. Магариф – 2014.

Для учителя:

  1. Программа по татарскому языку Ч.М.Харисова, К.С.Фятхуллова, З.Н.Хабибуллиной, Казань 2011г.



Оборудование:

- Ноутбук

- Мульмедийный проектор

- DVD проектор

- экран

- портреты писателей


Интернет - ресурсы


Таткнигафонд. Электронно-библиотечная система. Книги на татарском языке

Татарское книжное издательство

Tatar.info — Энциклопедия о татарах

Татар телендә Интернет-белем үзәге

Поэма-сказка Шурале с параллельным переводом и иллюстрациями

Татарские MP3

Татар язучылары - Adiplar.Narod.Ru

Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру

Википедия Татарча













20