Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса разработана на основе авторской программы по татарскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений. 1- 11 классы. Ч.М.Харисов и др. Татарское книжное издательство г.Казань, 2011г.
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
(утверждён приказом Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 года)
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; (Постановление от 29.12.2010г. № 189);
Писем Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации:
«О проблемах и перспективах начального образования в Российской Федерации» от 11.12.1996 г. № 3/2.
«О сроках обучения в начальной школе» (от 26.06.1997 г. № 818 / 14-12).
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе » (письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561 /14-15)
Программой предусмортрено формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом программы является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение на родном татарском языке, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке в 4 классе выделено 3ч в неделю. На изучение литературного чтения на родном языке выделено 34 часа из расчета 1 ч. в неделю.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
10. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на татарском языке.
11. Подробный пересказ текста на татарском языке;
12. Разделение текста на части, озаглавив части;
13. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном татарском языке;
14. Составление простого и сложного плана текста;
15. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение на родном языке»
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Первая содержательная линия – это круг чтения и опыт читательской деятельности. Перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в 4 классе: Г.Тукай, И.Крылов, М.Гафури, Э.Исхак, М.Джалиль, А.Алиш, Г.Хасанов, Р.Бэшэр, Ш.Галиев, Р.Миннуллин, Х.Халиков, Ф.Яруллин, Ф.Якупов, Р.Хафизова, М.Зощенко, Р.Валиева, Н.Гайматдинова, В.Голявкин, Ю.Ермолаев, Г.Х.Андерсен, Д.Свифт, Л.Лерон и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – четвертая содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Устное народное творчество», «Писатели о детях», «О доброте и красоте», «Счастливое детство», «Счастливое детство».
Календарно-тематическое планирование литературному чтению на родном языке
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
по плану | факт |
1-3 | Устное нродное творчество | Ветряная телега.Татарская нар.сказка | 3 | комбинированный | текущий | 04.09 11.09 18.09 | |
4 | | Жаворонок и солнце. Миф. Ф.Амирхан.Девушка Зухра на луне. | 1 | Комбиниров. | текущий | 25.09 | | |
5 | | Девушка Зухра на луне | 1 | Комбиниров. | текущий | 02.10 | |
6 | | Баит .Сак-Сок. | 1 | Комбиниров. | текущий | 09.10 | |
7 | | И.А.Крылов. Ворона и Лисица М.Гафури.Стрекоза и Муравей | 1 | Комбиниров. | текущий | 16.10 | |
8 | | М.Гафури.Курица и Утка. Г.Тукай.Молодое дерево | 1 | Комбиниров. | текущий | 23.10 | |
9 | | А.Исхак.Старый дуб и молодой парень. Г.Тукай.Луна и Солнце. Г.Тукай.Фатыйма и Соловей | 1 | Комбиниров. | текущий | 06.11 | |
10 | | Г.Тукай.Шуралэ. М.Гафури.Луг. М.Джалиль.Дождь. Речка | 1 | Комбинир | текущий | 13.11 | |
11 | | А.Алиш .Хвосты. А.Алиш.Кому надо а кому –нет | 1 | Комбинир | текущий | 20.11 | |
12 | | Н. Даули. Маленькая туча. Р.Башар. Соловь иная белая речка. Г.Хасанов.Зимний лес. | 1 | Комбинир | текущий | 27.11 | |
13 | | Ф.Яруллин .Счастливая ночь. Ш.Галиев.Камырша | 1 | Комбинир | текущий | 04.12 | |
14 | | Ш.Галиев.Мой брат учит стихотворение. | 1 | Комбинир | текущий | 11.12 | |
15 | | Р.Минуллин .Мама я увидела собаку. Р.Минуллин.Новый вид спорта | 1 | Комбинир | текущий | 18.12 | |
16-17 | | Х.Халиков.Стихи.Дедушка. Сказка о воробушке. | 2 | Комбинир | текущий | 25.12 15.01 | |
18-19 | | Х.Халиков.Какая птица. Ф.Яруллин. Стихи. | 2 | Комбинир | текущий | 22.01 29.01 | |
20-21 | | Ф.Яруллин. Несмываемый позор. | 2 | Комбинир | текущий | 05.02 12.02 | |
22 | О доброте и красоте | Р.Хафизова.Голубь и мальчик | 1 | Комбинир | текущий | 19.02 | |
23-24 | | С.Адхамова.Друзья. | 2 | Комбинир | текущий | 26.02 05.03 | |
25 | | А.Баян.Белочки рядом с собакой. | 1 | Комбинир | текущий | 12.03 | |
26-27 | | Д.Аппакова.Новые туфли. | 2 | Комбинир | текущий | 19.03 02.04 | |
28-29 | | М.Зощенко.Несчастный Федя. | 2 | Комбинир | текущий | 09.04 16.04 | |
30 | Счастливое детство | Н.Гыйматдинова .Болтливая коза. | 1 | Комбинир | текущий | 23.04 | |
31 | | Ю.Ермолаев.Часы помогли. | 1 | Комбинир | текущий | 30.04 | |
32-33 | Увлекательные приключения | Г.- Х. Андерсен Оловянный солдатик. | 2 | Комбинир | текущий | 07.05 14.05 | |
34 | | Л.Лерон.Сын Шуралэ.Сказка- пьеса | 1 | Комбинир | текущий | 21.05 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
Учебник:Эдэби уку. 4класс.Ф.Х Гарифуллина, И.Х. Мияссарова и др.: Казань. Магариф – 2014.
Для учителя:
Программа по татарскому языку Ч.М.Харисова, К.С.Фятхуллова, З.Н.Хабибуллиной, Казань 2011г.
Оборудование:
- Ноутбук
- Мульмедийный проектор
- DVD проектор
- экран
- портреты писателей
Интернет - ресурсы
Таткнигафонд. Электронно-библиотечная система. Книги на татарском языке
Татарское книжное издательство
Tatar.info — Энциклопедия о татарах
Татар телендә Интернет-белем үзәге
Поэма-сказка Шурале с параллельным переводом и иллюстрациями
Татарские MP3
Татар язучылары - Adiplar.Narod.Ru
Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру
Википедия Татарча
20