ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, на основе основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.
Задачи программы:
обеспечение своевременного выявления детей с отклонениями в речевом развитии;
исправление нарушений в устной речи;
пропедевтика нарушений в письме, в развитии письменной речи или их исправление.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Говорим правильно» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Говорим правильно» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.
Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Говорим правильно» рассчитан на 35 учебных часов — по 1 часу в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Говорим правильно» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения.
Личностными результатами являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО» (35 ЧАСОВ)
Введение в программу (2 часа)
Вводная диагностика. Обследование ребенка. Составление речевой карты. Упражнения на развитие подвижного артикуляционного аппарата. Упражнения на развитие общей моторики. Упражнение на развитие мелких движений кистей рук и пальцев. Упражнения на развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. Упражнения на развитие подвижного артикуляционного аппарата.
Коррекция звуков [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л] (27 часов)
Знакомство с артикуляцией звука [Р]. Специальные артикуляционные упражнения для звука [Р]. Коррекция звука [Р]. Работа над звуком [Р]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Р]: звук в начале, в середине, в конце слова. Работа над звуком [Р]: звук в сочетании с другими согласными. Звук [Р] в словосочетании, в предложении. Звук [Р] в тексте.
Знакомство с артикуляцией звука [Л]. Специальные артикуляционные упражнения для звука [Л]. Закрепление артикуляционных упражнений для звука [Л]. Коррекция звука [Л]. Работа над звуком [Л]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Л]: звук в начале, в середине, конце слова. Работа над звуком [Л]: звук в сочетании с другими согласными. Звук [Л] в словосочетании, в предложении, в тексте. Дифференциация звуков [Р] и [Л].
Знакомство с артикуляцией звуков [С], [С'].Специальные артикуляционные упражнения для звуков [С], [С'].Закрепление артикуляционных упражнений для звуков [С], [С'].Коррекция звуков [С], [С'].Работа над звуками [С], [С']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуками [С], [С']: звук в начале, в середине, в конце слова. Работа над звуками [С], [С']: звук в сочетании с другими согласными. Звуки [С], [С'] в словосочетании, в предложении, в тексте. Дифференциация звуков [С] и [С'].
Знакомство с артикуляцией звуков [З], [З']. Работа над звуками [З], [З']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуками [З], [З']: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звуки [З], [З'] в предложении, в тексте. Стихи, скороговорки со звуками [З], [З']. Дифференциация [З] и [З'], [С] и [С'].
Знакомство с артикуляцией звука [Ц]. Работа над звуком [Ц]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Ц]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ц] в предложении, в тексте. Дифференциация [З], [З'], [С], [С'] и [Ц].
Знакомство с артикуляцией звука [Ш]. Специальные артикуляционные упражнения для звука [Ш]. Коррекция звука [Ш]. Работа над звуком [Ш]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Ш]: звук в начале, в середине, в конце слова, в сочетании с другими согласными. Звук [Ш] в словосочетании, в предложении, в тексте. Дифференциация [С] и [Ш].
Знакомство с артикуляцией звука [Ж]. Работа над звуком [Ж]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Ж]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ж] в предложении, в тексте. Дифференциация [З] и [Ж]. Итоговая диагностика.
Знакомство с артикуляцией звука [Щ]. Работа над звуком [Щ]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Щ]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Щ] в предложении, в тексте.
Знакомство с артикуляцией звука [Ч]. Работа над звуком [Ч]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. Работа над звуком [Ч]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ч] в предложении, в тексте. Дифференциация [Щ] и [Ч].
Дифференциация звуков [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л] (6 часов)
Дифференциация звуков [Р] и [Л]. Дифференциация [З] и [З'], [С] и [С']. Дифференциация [З], [З'], [С], [С'] и [Ц]. Дифференциация [С] и [Ш]. Дифференциация [З] и [Ж]. Дифференциация [Щ] и [Ч].Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л].Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л].Итоговая диагностика.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 35.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в программу | | Вводная диагностика. Обследование ребенка. Составление речевой карты. | 1 |
2 | | Упражнения на развитие подвижного артикуляционного аппарата. | 1 |
3 | Коррекция звуков [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л] | | Знакомство с артикуляцией звука [Р]. | 1 |
4 | | Работа над звуком [Р]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях, звук в начале, в середине, в конце слова. | 1 |
5 | | Работа над звуком [Р]: звук в сочетании с другими согласными. Звук [Р] в словосочетании, в предложении. Звук [Р] в тексте. | 1 |
6 | | Знакомство с артикуляцией звука [Л]. Специальные артикуляционные упражнения для звука [Л]. | 1 |
7 | | Работа над звуком [Л]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях, звук в начале, в середине, конце слова. | 1 |
8 | | Работа над звуком [Л]: звук в сочетании с другими согласными. Звук [Л] в словосочетании, в предложении, в тексте. | 1 |
9 | | Дифференциация звуков [Р] и [Л]. | 1 |
10 | | Знакомство с артикуляцией звуков [С], [С']. Специальные артикуляционные упражнения для звуков [С], [С']. | 1 |
11 | | Работа над звуками [С], [С']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях, звук в начале, в середине, в конце слова. | 1 |
12 | | Работа над звуками [С], [С']: звук в сочетании с другими согласными. Звуки [С], [С'] в словосочетании, в предложении, в тексте. | 1 |
13 | | Знакомство с артикуляцией звуков [З], [З']. Работа над звуками [З], [З']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
14 | | Работа над звуками [З], [З']: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звуки [З], [З'] в предложении, в тексте. | 1 |
15 | | Дифференциация [З] и [З'], [С] и [С']. | 1 |
16 | | Знакомство с артикуляцией звука [Ц]. Работа над звуком [Ц]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
17 | | Работа над звуком [Ц]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ц] в предложении, в тексте. | 1 |
18 | | Дифференциация [З], [З'], [С], [С'] и [Ц]. | 1 |
19 | | Знакомство с артикуляцией звука [Ш]. Работа над звуком [Ш]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
20 | | Работа над звуком [Ш]: звук в начале, в середине, в конце слова, в сочетании с другими согласными. Звук [Ш] в словосочетании, в предложении, в тексте. | 1 |
21 | | Дифференциация [С] и [Ш]. | 1 |
22 | | Знакомство с артикуляцией звука [Ж]. Работа над звуком [Ж]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
23 | | Работа над звуком [Ж]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ж] в предложении, в тексте. | 1 |
24 | | Дифференциация [З] и [Ж]. | 1 |
25 | | Знакомство с артикуляцией звука [Щ]. Работа над звуком [Щ]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
26 | | Работа над звуком [Щ]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Щ] в предложении, в тексте. | 1 |
27 | | Знакомство с артикуляцией звука [Ч]. Работа над звуком [Ч]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях. | 1 |
28 | | Работа над звуком [Ч]: звук в начале, в середине, в конце слова, звук в сочетании с другими согласными. Звук [Ч] в предложении, в тексте. | 1 |
29 | | Дифференциация [Щ] и [Ч]. | 1 |
30 | Дифференциация звуков [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л] | | Дифференциация звуков [Р] и [Л]. Дифференциация [З] и [З'], [С] и [С']. | 1 |
31 | | Дифференциация [З], [З'], [С], [С'] и [Ц]. Дифференциация [С] и [Ш]. | 1 |
32 | | Дифференциация [З] и [Ж]. Дифференциация [Щ] и [Ч]. | 1 |
33 | | Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л]. | 1 |
34 | | Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л]. | 1 |
35 | | Итоговая диагностика. | 1 |