Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
Рассмотрено: Руководитель МО: ________ / Е.Б.Молчанова/ протокол № 1 от «27» 08 2020 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № 1 от «28 » 08 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева/ приказ № _ от «01 » 09 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
1 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31 » 08 2020 г. | Составила: Токмакова Е.С. Должность: учитель начальных классов |
Улан-Удэ
2020
Пояснительная записка
Настоящая программа по математике составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2020-2021учебный год.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения по курсу « Математика» в 1 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по курсу « Математика» общим объемом 132 часа (4 часа в неделю) изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Особенности программного материала
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации матери. Учебник М.И.Моро построен по принципу минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Характерными особенностями содержания математики являются наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности, возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Предполагаемая программа построена на основе УМК « Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова. Основу курса математики в 1 классе
основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными
числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными
и измерительными приборами.
Программа по математике для начальных классов сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционного подхода. Опираясь на сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, она обеспечит ненасильственное вхождение учителя в современные образовательные системы и позволит реализовать цели и задачи ФГОС НОО.
Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения , содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические технологии. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компонента в содержание обучения математике.
Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. В связи с этим на уроках математики используются задачи с краеведческим содержанием. Решение данного вида задач осуществляется на уроках закрепления, применения знаний, умений и навыков, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные для составления задачи могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет и подбираются в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Решение задач, включающих краеведческую информацию, способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор учащихся, связывает математику с окружающей реальностью, развивает познавательные интересы школьников. Арифметическая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может в дальнейшем помочь учащимся использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
Большая часть задач взята из книги Хамнуевой С. В. «Решая задачи, изучаем родной край». Дидактические материалы к урокам математики в начальных классах. 2011г.
Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования по математике в 1 классе, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернет-
фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
подготовка к ВПР;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка и задачи
В соответствии с принципами развивающего обучения по системе « Школа России» настоящий курс математики ставит своей целью:
-математическое развитие младших школьников;
-освоение начальных математических знаний;
-развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
-привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
-развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Форма организации образовательного процесса. Педтехнологии.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами) . Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
-активные и интерактивные методы обучения;
-технология развития критического мышления через чтение и письмо;
-метод проектов;
-технология уровневой дифференциации;
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровые технологии;
-исследовательская технология обучения;
-здоровьесберегающие технологии
Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:
учёт особенностей аудитории;
создание благоприятного психологического фона на уроке;
использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения учащихся;
инициация разнообразных видов деятельности;
предупреждение гиподинамии.
Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья;
- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;
- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:
1. Снижение заболеваемости среди детей
2. Создание сплоченного коллектива учащихся
3. Личностный рост учащихся
4. Повышение качества обучения
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование знаний , требующих поиска, переработка информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы :
Основные разделы курса математики в 1 классе:
1.Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. (9 часов)
2.Числа от 1 до 10. Нумерация. (28 часов)
3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (59 часов)
4.Числа от 11 до20. Нумерация.(12 часов)
5. Числа от 1 до20. Табличное сложение и вычитание. (19 часов)
6. Итоговое повторение. (5 часов)
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы , которая включает вопрос по основным проблемам курса, арифметического диктанта, самостоятельной работы, математического диктанта, проверочной работы .
Формы и методы контроля :
Предполагаемый результат
1. Осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
2.Применение общеучебных умений и применение моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действий.
3.Способность проводить исследование предмета , явления, факта с точки зрения математической сущности.
4.Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами.
Планируемые результаты обучения
по математике
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о следующих понятиях и явлениях:
- натуральное число; число нуль;
- нумерация чисел в десятичной системе счисления;
- величина;
знает:
- название и последовательность чисел от 1 до 20;
- названия и обозначение действий сложения и вычитания; использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», называть компоненты действий;
- геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (прямоугольник), круг;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания;
умеет:
- считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение выражения в 1-2 действия (без скобок) в пределах 10;
- решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины;
- находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки величины предметов на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
владеет компетенциями:
- информационно- коммуникативной;
- рефлексивной;
- коммуникативной;
- ценностно-ориентированной;
- смыслопоисковой;
- личностного саморазвития.
В результате изучения курса обучающийся должен ориентироваться в окружающем пространстве, сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам, решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями, оценивать предметы на глаз, уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; этапы развития - сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы и творческих способностей; принципы организации - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение математических знаний, развитие познавательных способностей младших школьников, формирование основ логического мышления и речи детей, практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, дифференцированный подход к обучению.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
-исследования предмета, явления, факта с точки зрения математической сущности;
-пользования необходимой учебной и справочной литературой;
-владения необходимыми компетентностными навыками, математическими знаниями и практическими действиями для общего умственного развития детей.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения
учебного предмета «Математика»
Первый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
– Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
– Производить счет двойками, пятерками; осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам;
– Находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, выполнять разностное сравнение чисел;
– Выполнять арифметические действия сложения и вычитания, в том числе с применением переместительного свойства сложения (в пределах 20 — устно и письменно);
– Называть и различать компоненты и результаты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); знать взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
– Знать и понимать переместительное свойство сложения;
– Находить неизвестный компонент сложения;
– Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос), устанавливать зависимости между данными и искомой величиной, моделировать условие и решение (используя предметную модель, рисунок), записывать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
– Сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); выполнять разностное сравнение длин (больше/меньше на);
– Знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и соотношение между ними;
– Выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки, сравнивать длины реальных объектов с помощью некоторой мерки;
– Различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
– Устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека, понимать связь между объектом и его отражением;
– На нелинованной бумаге – изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг, чертить отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге – чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
– Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания;
– Группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку; находить и называть примеры закономерностей в ряду объектов повседневной жизни;
– Различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
– Дополнять рисунок, схему числовыми данными;
– Выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.
Содержание обучения математике
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Календарно-тематический план
по математике
1 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на : | Дата |
контроль-ные раб. | развитие речи | лабор. и практ.раб. | планируе-мая | фактическая |
Раздел « Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»-9 ч. |
1 | Предмет математика. Счет предметов. | 1 | | | | | |
2 | Пространственные отно-шения «вверху», « внизу», «слева»,»справа». | 1 | | | | | |
3 | Временные отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом». | 1 | | | | | |
4 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | | | | | |
5 | Сравнение групп предметов. | 1 | | | | | |
6 | Уравнивание предметов и групп предметов. | 1 | | | | | |
7 | Закрепление пройденного материала. https://education.yandex.ru | 1 | | | | | |
8 | Проверочная работа по теме «Сравнение предметов». | 1 | 1 | | | | |
9 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
Раздел « Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»-28 часов. |
10 | Много. Один. Цифра 1. | 1 | | | | | |
11 | Числа 1,2. Цифра 2. | 1 | | | | | |
12 | Числа 1.2.3. Цифра 3. | 1 | | | | | |
13 | Знаки «плюс»(+), «минус» (-), «равно» (=). | 1 | | | | | |
14 | Числа 1.2,3,4. Цифра 4. | 1 | | | | | |
15 | Отношения «длиннее», «короче». | 1 | | | | | |
16 | Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5. | 1 | | | | | |
17 | Состав числа 5. | 1 | | | | | |
18 | Числа 1-5. Состав чисел 2-5. | 1 | | | | | |
19 | Точка. Кривая линия. Прямая. Отрезок. | 1 | | | | | |
20 | Ломаная линия. Звено ломаной. | 1 | | | | | |
21 | Состав чисел2-5 | 1 | | | | | |
22 | Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». | 1 | | | | | |
24 | Многоугольники. | 1 | | | | | |
25. | Числа 6-7. Цифра 6. | 1 | | | | | |
26 | Числа 1,2,3,4,5,6,7. Цифра 7. | 1 | | | | | |
27 | Числа 8-9. Цифра 8. | 1 | | | | | |
28 | Числа 1.2,3,4,5,6,7,8,9. Цифра 9. | 1 | | | | | |
29 | Число 10. | 1 | | | | | |
30 | Числа 1-10. Проект « Мой город в задачах». | 1 | | | 1 | | |
31 | Сантиметр- единица измерения длины. | 1 | | | | | |
32 | Увеличение и уменьшение чисел. | 1 | | | | | |
33 | Число 0. Цифра 0. | 1 | | | | | |
34 | Сложение с нулем. Вычитание нуля. | 1 | | | | | |
35 | Проверочная работа по теме « Числа от 1 до 10». | 1 | 1 | | | | |
36 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
37 | Закрепление пройденного материала. https://uchi.ru | 1 | | | | | |
38 | Прибавить и вычесть число1. | 1 | | | | | |
39 | Прибавить и вычесть число 2 | 1 | | | | | |
40 | Прибавить и вычесть число 2 | 1 | | | | | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | | | | | |
42 | Задача. | 1 | | | | | |
43 | Составление и решение задач. | 1 | | | | | |
44 | Таблица сложения и вычитания с числом 2. | 1 | | | | | |
45 | Закрепление пройденного | 1 | | | | | |
46 | Решение задач и числовых выражений. | 1 | | | | | |
47 | Решение задач и числовых выражений. | 1 | | | | | |
48 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
49 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
50 | Прибавить и вычесть число 3. | 1 | | | | | |
51 | Прибавить и вычесть число 3. | 1 | | | | | |
52 | Прибавить и вычесть число 3. | 1 | | | | | |
53 | Таблица сложения и вычитания с числом 3. | 1 | | | | | |
54 | Состав чисел 7,8,9,10. | 1 | | | | | |
55 | Прибавить и вычесть число 3. | 1 | | | | | |
56 | Решение задач. | 1 | | | | | |
57 | Решение задач. | 1 | | | | | |
58 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
59 | Проверочная работа по теме «Нумерация чисел» https://uchi.ru | 1 | 1 | | | | |
60 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
61 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
62 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
63 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
64 | Проект» Я умею…» | 1 | | | | | |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. | 1 | | | | | |
66 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | | | |
67 | Решение числовых выражений. | 1 | | | | | |
68 | Прибавить и вычесть число 4. | 1 | | | | | |
69 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
70 | Сравнение чисел. Задачи на сравнение. | 1 | | | | | |
71 | Сравнение чисел. Задачи на сравнение. | 1 | | | | | |
72 | Прибавить и вычесть число 4. | 1 | | | | | |
73 | Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. | 1 | | | | | |
74 | Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. | 1 | | | | | |
75 | Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. | 1 | | | | | |
76 | Перестановка слагаемых. | 1 | | | | | |
77 | Состав чисел первого десятка. | 1 | | | | | |
78 | Состав числа 10. Решение задач. | 1 | | | | | |
79 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
80 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
81 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | | | |
83 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | | | |
84 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
85 | Название чисел при вычитании. | 1 | | | | | |
86 | Вычитание из чисел 6,7. | 1 | | | | | |
87 | Вычитание из чисел 6,7. Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | | | |
88 | Вычитание из чисел 8,9. | 1 | | | | | |
89 | Вычитание из чисел 8,9. | 1 | | | | | |
90 | Вычитание из числа 10. | 1 | | | | | |
91 | Вычитание из чисел 8.9,10.Связь сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
92 | Единица массы- килограмм. | 1 | | | | | |
93 | Единица вместимости -литр. | 1 | | | | | |
94 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
95 | Проверочная работа по теме « Состав чисел». https://education.yandex.ru | 1 | 1 | | | | |
96 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
Раздел « Числа от11 до 20»-12 часов. |
97 | Устная нумерация чисел в пределах 20. | 1 | | | | | |
98 | Устная нумерация чисел в пределах 20. | 1 | | | | | |
99 | Письменная нумерация чисел от 11 до 20. | 1 | | | | | |
100 | Единица длины –дециметр. | 1 | | | | | |
101 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 1 | | | | | |
102 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 1 | | | | | |
103 | Проект» Учись…учиться» | 1 | | | | | |
104 | Проект» Учись…учиться» | 1 | | | | | |
105 | Решение задач. | 1 | | | | | |
106 | Решение задач. | 1 | | | | | |
107 | Составные задачи | 1 | | | | | |
108 | Составные задачи. | 1 | | | | | |
Раздел « Табличное сложение и вычитание чисел»-19 часов. |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | | | | |
110 | Случаи сложения +2,+3. | 1 | | | | | |
111 | Случаи сложения +4. | 1 | | | | | |
112 | Случаи сложения +5. | 1 | | | | | |
113 | Случаи сложения +6. | 1 | | | | | |
114 | Случаи сложения +7. | 1 | | | | | |
115 | Случаи сложения ++8,+9. | 1 | | | | | |
116 | Таблица сложения. | 1 | | | | | |
117 | Решение задач и выражений. | 1 | | | | | |
118 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
119 | Прием вычитания с переходом через десяток. | 1 | | | | | |
120 | С лучаи вычитания 11- | 1 | | | | | |
121 | С лучаи вычитания 12- | 1 | | | | | |
122 | С лучаи вычитания 13- | 1 | | | | | |
123 | С лучаи вычитания 14- | 1 | | | | | |
124 | С лучаи вычитания 15- | 1 | | | | | |
125 | С лучаи вычитания 16- | 1 | | | | | |
126 | Случаи вычитания 17- , 18- | 1 | | | | | |
127 | С лучаи вычитания 17- , 18- | 1 | | | | | |
Раздел» Итоговое повторение «-5 часов. |
128 | Контрольная работа №5 за 1 класс | 1 | 1 | | | | |
129 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
130 | Закрепление пройденного. Наши проекты. | 1 | | | | | |
131 | Закрепление пройденного. https://education.yandex.ru | 1 | | | | | |
132 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | | |
| Итого: | 132 | 5 | | | | |