РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
1 класс
на 2020 – 2021 уч. г.
Учитель: Голованова.Н.П.
МБОУ СШ№7 г.Волгодонска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Математика» М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.
Классификация программы: типовая
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФГОС НОО
Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;
Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2020-2021 учебный год.
Цель программы:
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 132 урока в течение учебного года (4 часа в неделю).
Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания:
1. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2018.
2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD-ROM), автор М.И. Моро.
3. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020.
4. Математика. 1-4 классы. Проверочные работы / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020.
Содержание программы
Раздел | Количество часов | Из них |
Проверочные работы | Контрольные работы | Проекты |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 | 1 | | |
Числа от 1 до 10.Число 0 Нумерация Сложение и вычитание | 83 28 55 | 3 | | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
Числа от 1 до 20. Нумерация Сложение и вычитание | 33 13 20 | 2 | 1 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
Итоговое повторение | 3 | | | |
Итого: | 127 | 6 | 1 | 2 |
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «вер но/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.Чтение столбчатой диаграммы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе изучения математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности:
обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире;
прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа;
планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение;
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин;
анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера);
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
К концу обучения в первом классе обучающиеся должны знать:
Состав каждого однозначногочисла в пределах 10 (табличныеслучаи сложения и соответствующие случаи вычитания).
Разрядный состав двузначныхчисел и соотношение междуразрядными единицами.
Термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл.
Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними.
Переместительное и сочетательное свойства сложения.
Единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения между ними; единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда)
Названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч)
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше на...», «меньше на...»
Уметь:
Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100.
Складывать и вычитать «круглые» десятки.
Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки.
Соотносить предметные действия с математическими выражениями.
Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот).
Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений.
Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и вычитания.
Распознавать геометрические фигуры на чертеже;
Интерпретировать эти отношения на предметных, вербальных, схематических и символических моделях
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатамиизучения курса «Математика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатамиизучения курса «Математика»в 1-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатамиизучения курса «Математика»в 1-м классе
являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ (127часов)
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения |
| Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества | 01.09 |
| Счёт предметов | 02.09 |
| Вверху, внизу, слева, справа | 03.09 |
| Раньше, позже, сначала, потом | 07.09 |
| Столько же, больше, меньше | 08.09 |
| На сколько больше? На сколько меньше? | 09.09 |
| На сколько больше? На сколько меньше? | 10.09 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» Проверочная работа №1 | 14.09 |
| Много. Один | 15.09 |
| Число и цифра 2 | 16.09 |
| Число и цифра 3 | 17.09 |
| Знаки +, -, = | 21.09 |
| Число и цифра 4 | 22.09 |
| Длиннее, короче | 23.09 |
| Число и цифра 5 | 24.09 |
| Числа от 1 до 5. Состав числа 5 | 28.09 |
| Странички для любознательных | 29.09 |
| Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | 30.09 |
| Ломаная линия | 01.10 |
| Закрепление изученного | 05.10 |
| Знаки «», « | 06.10 |
| Равенство. Неравенство | 07.10 |
| Многоугольник | 08.10 |
| Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 | 12.10 |
| Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 | 13.10 |
| Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 | 14.10 |
| Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 | 15.10 |
| Число 10 | 19.10 |
| Повторение и обобщение по теме «Числа от 1 до 10» | 20.10 |
| Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 21.10 |
| Сантиметр | 22.10 |
| Увеличить на…, уменьшить на… | 05.11 |
| Число 0 | 09.11 |
| Сложение и вычитание с числом 0 | 10.11 |
| Странички для любознательных | 11.11 |
| Что узнали. Чему научились | 12.11 |
| Сложение и вычитание вида □ + 1, □ - 1 | 16.11 |
| Сложение и вычитание вида □ + 1 + 1, □ – 1 - 1 | 17.11 |
| Сложение и вычитание вида □ + 2, □ – 2 | 18.11 |
| Слагаемые. Сумма | 19.11 |
| Задача | 23.11 |
| Составление задач по рисунку | 24.11 |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 2 | 25.11 |
| Присчитывание и отсчитывание по 2 | 26.11 |
| Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 30.11 |
| Странички для любознательных | 01.12 |
| Что узнали. Чему научились | 02.12 |
| Странички для любознательных | 03.12 |
| Сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3 | 07.12 |
| Прибавление и вычитание числа 3 | 08.12 |
| Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков | 09.12 |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 3 | 10.12 |
| Присчитывание и отсчитывание с числом 3 | 14.12 |
| Решение задач | 15.12 |
| Решение задач | 16.12 |
| Странички для любознательных | 17.12 |
| Что узнали. Чему научились | 21.12 |
| Решение задач. | 22.12 |
| Закрепление изученного. | 23.12 |
| Решение задач.Проверочная работа №2 | 24.12 |
| Закрепление изученного. | 28.12 |
| Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 | 29.12 |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 11.01 |
| Задачи на уменьшение числа несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 12.01 |
| Сложение и вычитание вида □ + 4, □ - 4 | 13.01 |
| Закрепление изученного | 14.01 |
| На сколько больше? На сколько меньше? | 18.01 |
| Решение задач | 19.01 |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 4 | 20.01 |
| Решение задач | 21.01 |
| Перестановка слагаемых | 25.01 |
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | 26.01 |
| Таблицы для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | 27.01 |
| Состав чисел в пределах 10. | 28.01 |
| Состав чисел в пределах 10. Закрепление | 01.02 |
| Закрепление изученного. Решение задач | 02.02 |
| Что узнали. Чему научились | 03.02 |
| Закрепление изученного. Проверочная работа №3 | 04.02 |
| Связь между суммой и слагаемыми | 15.02 |
| Связь между суммой и слагаемыми | 16.02 |
| Решение задач | 17.02 |
| Уменьшаемое, вычитаемое, разность | 18.02 |
| Вычитание вида 6 - □, 7 - □ | 22.02 |
84 | Закрепление приёма вычислений вида 6 - □, 7 - □. Решение задач | 24.02 |
85 | Вычитание вида 8 - □, 9 - □ | 25.02 |
86 | Закрепление приёма вычислений вида 8 - □, 9 - □. Решение задач | 01.03 |
87 | Вычитание вида 10 - □. | 02.03 |
88 | Закрепление изученного. Решение задач | 03.03 |
89 | Килограмм | 04.03 |
90 | Литр | 09.03 |
91 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №4 | 10.03 |
92 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 11.03 |
93 | Образование чисел второго десятка | 15.03 |
94 | Запись и чтение чисел второго десятка | 16.03 |
95 | Дециметр | 17.03 |
96 | Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 - 10 | 18.03 |
97 | Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 - 10 | 29.03 |
98 | Странички для любознательных | 30.03 |
99 | Что узнали. Чему научились | 31.03 |
100 | Проверочная работа №5 | 01.04 |
101 | Закрепление изученного. Работа над ошибками | 05.04 |
102 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия | 06.04 |
103 | Составная задача | 07.04 |
104 | Составная задача | 08.04 |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. 23 ч. |
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 12.04 |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3 | 13.04 |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4 | 14.04 |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5 | 15.04 |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6 | 19.04 |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 7 | 20.04 |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9 | 21.04 |
112 | Таблица сложения. | 22.04 |
113 | Странички для любознательных | 26.04 |
114 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №6 | 27.04 |
115 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток | 28.04 |
116 | Вычитание вида 11 - □ | 29.04 |
117 | Вычитание вида 12 - □ | 04.05 |
118 | Вычитание вида 13 - □ | 05.05 |
119 | Вычитание вида 14 - □ | 06.05 |
120 | Вычитание вида 15 - □ | 11.05 |
121 | Вычитание вида 16 - □ | 12.05 |
122 | Вычитание вида 17 - □, 18 - □ | 13.05 |
123 | Странички для любознательных.Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 17.05 |
124 | Контроль и учёт знаний | 18.05 |
125 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 19.05 |
126 | Повторениеизученного | 20.05 |
127 | Повторениеизученного | 24.05 |
4