Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пуровск
Пуровского района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»
начальных классов п.Пуровск
_______________________ ________________ ____________ ______________________ ___________
Протокол № _____ Приказ № ______________
от «___» _____________ 2021г. от «___» _____________ 2021г.
Руководитель МО:
__________________________
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика» для 1-А класса
4 часа в неделю (всего 132 часа)
учитель Купцова Елена Михайловна
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск.
Данная программа ориентирована на содержание и реализуется посредством УМК:
1. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
2. М. И. Моро, С. И. Волкова. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2019.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения математики
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
целостное восприятие окружающего мира;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей;
начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических знаков, символов, терминов математической речи;
первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
первоначальные умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач;
способность излагать своё мнение и аргументировать его;
начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
способность определять общую цель и пути её достижения;
способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре).
В результате изучения математики первоклассник научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20;
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч);
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету;
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
В результате изучения математики первоклассник получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати;
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия;
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи;
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами;
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см);
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Критерии оценки учебной деятельности по предмету
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени, начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС и динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 8 часов |
2. | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 28 часов |
3. | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 58 часа |
4. | Числа от 11 до 20. Нумерация. | 14 часов |
5. | Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание. | 20 часов |
6. | Итоговое повторение. | 4 часа |
| ИТОГО | 132 часа |
Содержание программы
Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Пространственные и временные представления (8 ч) Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева – справа, перед - за, между; вверху – внизу; ближе – дальше и др. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч) Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путём прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счёте. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (58 ч) Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20. Нумерация (14 ч) Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 8,18 - 8,18 - 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины. Единицы массы: килограмм. Единицы объёма: литр.
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (20 ч) Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (3 ч) Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Наименование разделов и тем |
план | факт |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) |
1(1). | | | 1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
2(2). | | | 1 | Счет предметов. |
3(3). | | | 1 | Вверху. Внизу. Слева. Справа. |
4(4). | | | 1 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. |
5(5). | | | 1 | Столько же. Больше. Меньше. |
6(6). | | | 1 | На сколько больше? На сколько меньше? |
7(7). | | | 1 | На сколько больше? На сколько меньше? |
8(8). | | | 1 | Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел». |
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 часов) |
9(1). | | | 1 | Много. Один. Письмо цифры 1. |
10(2). | | | 1 | Число и цифра 2. |
11(3). | | | 1 | Число и цифра 3. |
12(4). | | | 1 | Знаки «+», «–», «=». |
13(5). | | | 1 | Число и цифра 4. |
14(6). | | | 1 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. |
15(7). | | | 1 | Число и цифра 5. |
16(8). | | | 1 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
17(9). | | | 1 | Странички для любознательных. |
18(10). | | | 1 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
19(11). | | | 1 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
20(12). | | | 1 | Закрепление изученного. |
21(13). | | | 1 | Знаки «», « |
22(14). | | | 1 | Равенство. Неравенство. |
23(15). | | | 1 | Многоугольник. |
24(16). | | | 1 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. |
25(17). | | | 1 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. |
26(18). | | | 1 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. |
27(19). | | | 1 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. |
28(20). | | | 1 | Число 10. Запись числа 10. |
29(21). | | | 1 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». |
30(22). | | | 1 | Повторение изученного. Наши проекты. |
31(23). | | | 1 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. |
32(24). | | | 1 | Увеличить на…. Уменьшить на…. |
33(25). | | | 1 | Число и цифра 0. Свойства 0. |
34(26). | | | 1 | Сложение и вычитание с числом 0. |
35(27). | | | 1 | Странички для любознательных. |
36(28). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (58 часов) |
37(1). | | | 1 | Сложение и вычитание вида х + 1, х – 1. |
38(2). | | | 1 | Сложение и вычитание вида х – 1 –1, х + 1 + 1. |
39(3). | | | 1 | Сложение и вычитание вида х + 2, х – 2. |
40(4). | | | 1 | Слагаемые. Сумма. |
41(5). | | | 1 | Задача. |
42(6). | | | 1 | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. |
43(7). | | | 1 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. |
44(8). | | | 1 | Присчитывание и отсчитывание по 2. |
45(9). | | | 1 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
46(10). | | | 1 | Угол. Прямой угол. |
47(11). | | | 1 | Странички для любознательных. |
48(12). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
49(13). | | | 1 | Странички для любознательных. |
50(14). | | | 1 | Сложение и вычитание вида х + 3, х – 3. |
51(15). | | | 1 | Прибавление и вычитание числа 3. |
52(16). | | | 1 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. |
53(17). | | | 1 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. |
54(18). | | | 1 | Присчитывание и отсчитывание по 3. |
55(19). | | | 1 | Решение задач. |
56(20). | | | 1 | Решение задач |
57(21). | | | 1 | Странички для любознательных. |
58(22). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
59(23). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
60(24). | | | 1 | Закрепление изученного. |
61(25). | | | 1 | Закрепление изученного. |
62(26). | | | 1 | Проверочная работа. |
63(27). | | | 1 | Закрепление изученного. |
64(28). | | | 1 | Закрепление изученного. |
65(29). | | | 1 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. |
66(30). | | | 1 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
67(31). | | | 1 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. |
68(32). | | | 1 | Сложение и вычитание вида х + 4, х – 4. |
69(33). | | | 1 | Закрепление изученного. |
70(34). | | | 1 | На сколько больше? На сколько меньше? |
71(35). | | | 1 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. |
72(36). | | | 1 | Решение задач. |
73(37). | | | 1 | Перестановка слагаемых. |
74(38). | | | 1 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида х + 5, 6, 7, 8, 9. |
75(39). | | | 1 | Таблицы для случаев вида х + 5, 6, 7, 8, 9. |
76(40). | | | 1 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
77(41). | | | 1 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
78(42). | | | 1 | Закрепление изученного. Решение задач. |
79(43). | | | 1 | Прямоугольник. Квадрат. |
80(44). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
81(45). | | | 1 | Закрепление изученного. Проверка знаний. |
82(46). | | | 1 | Связь между суммой и слагаемыми. |
83(47). | | | 1 | Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач. |
84(48). | | | 1 | Решение задач. |
85(49). | | | 1 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
86(50). | | | 1 | Вычитание вида 6 – х, 7 – х. |
87(51). | | | 1 | Закрепление приёма вычислений 6 – х, 7 – х. Решение задач. |
88(52). | | | 1 | Вычитание вида 8 – х, 9 – х. |
89(53). | | | 1 | Закрепление приёма вычислений 8 – х, 9 – х. Решение задач. |
90(54). | | | 1 | Вычитание вида 10 – х. |
91(55). | | | 1 | Закрепление изученного. Решение задач. |
92(56). | | | 1 | Килограмм. |
93(57). | | | 1 | Литр. |
94(58). | | | 1 | Проверочная работа. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (14 часов) |
95(1). | | | 1 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. |
96(2). | | | 1 | Образование чисел второго десятка. |
97(3). | | | 1 | Запись и чтение чисел второго десятка. |
98(4). | | | 1 | Дециметр. |
99(5). | | | 1 | Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. |
100(6). | | | 1 | Сложение и вычитание вида 7 + 8, 15 – 8. |
101(7). | | | 1 | Странички для любознательных. |
102(8). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
103(9). | | | 1 | Проверочная работа. |
104(10). | | | 1 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. |
105(11). | | | 1 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. |
106(12). | | | 1 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. |
107(13). | | | 1 | Составная задача. |
108(14). | | | 1 | Составная задача. |
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (20 ч.) |
109(1). | | | 1 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
110(2). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 2, х + 3. |
111(3). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 4. |
112(4). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 5. |
113(5). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 6. |
114(6). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 7. |
115(7). | | | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида х + 8, х + 9. |
116(8). | | | 1 | Таблица сложения. |
117(9). | | | 1 | Таблица сложения. |
118(10). | | | 1 | Странички для любознательных. |
119(11). | | | 1 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. |
120(12). | | | 1 | Вычитание вида 11 – х. |
121(13). | | | 1 | Вычитание вида 12 – х. |
122(14). | | | 1 | Вычитание вида 13 – х. |
123(15). | | | 1 | Вычитание вида 14 – х. |
124(16). | | | 1 | Вычитание вида 15 – х. |
125(17). | | | 1 | Вычитание вида 16 – х. |
126(18). | | | 1 | Вычитание вида 17 – х, 18 – х.. |
127(19). | | | 1 | Закрепление изученного. |
128(20). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
Итоговое повторение (4 часа) |
129(1). | | | 1 | Годовая контрольная работа. |
130(2). | | | 1 | Закрепление изученного. |
131(3). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |
132(4). | | | 1 | Что узнали. Чему научились. |