Рабочая программа по математике
Предмет: математика
Класс: 2
Всего часов: 136
Количество часов в неделю: 4 часа в неделю
Составила: Леонова Анастасия Вадимовна, учитель начальных классов
г. Закаменск, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» М.: «Просвещение», 2016г. К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 2 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2016г.
Учебный курс «Математика 2 класс» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю).
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствиями с правилами порядка выполнения арифметических действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего ми различного во внешних признаках (форма, размер), а так же в числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.
На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимость между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимости отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Методическое содержание позволяет развивать и организационные умения, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математики школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и
соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)
-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Основное содержание предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2. Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1. | Числа от 1 до 20. | 1 |
2. | Числа от 1 до 20. | 1 |
3. | Десяток. Счёт десятками до 100 | 1 |
4. | Числа от 11 до 100. Образование, чтение и запись числа | 1 |
5. | Поместное значение цифр. | 1 |
6. | Однозначные и двузначные числа. | 1 |
7. | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 |
8. | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 |
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 |
10 | Входящая контрольная работа | 1 |
11 | Анализ контрольной работы. Метр. Таблица единиц длины. | 1 |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5 , 35 – 30 , 35 – 5 | 1 |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 |
14 | Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними. | 1 |
15 | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | 1 |
16 | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 |
17. | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 100. Нумерация.»№ 2 | 1 |
18. | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 |
19 | Задачи, обратные данной. | 1 |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
22, 23 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 |
24 | Час. Минута. Соотношение между ними. | 1 |
25 | Длина ломаной. | 1 |
26 | Закрепление по теме «Длина ломаной» Страничка для любознательных. | 1 |
27 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 |
28 | Порядок действий. Скобки. | 1 |
29 | Числовые выражения. | 1 |
30 | Сравнение числовых выражений. | 1 |
31 | Периметр многоугольник | 1 |
32 | Свойства сложения. | 1 |
33 | Свойства сложения. | 1 |
34 | Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 1 |
35 | Странички для любознательных. | 1 |
36 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 1 |
37 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 |
38 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
39 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 1 |
40 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания | 1 |
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 ,36 + 20 | 1 |
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2 ,36 – 20 | 1 |
43 | Приём вычисления для случаев вида26 + 4, 95+5 | 1 |
44 | Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 | 1 |
45 | Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 | 1 |
46 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 |
47 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 |
48 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 |
49 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | 1 |
50 | Приём вычисления для случаев вида35 – 7 | 1 |
51 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | 1 |
52 | Закрепление изученногопо теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» (тестовая форма) | 1 |
53 | Странички для любознательных. | 1 |
54 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
55 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
56 | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» № 4 | 1 |
57 | Анализ контрольной работы. Буквенные выраженияБуквенные выражения. | 1 |
58 | Буквенные выражения. | 1 |
59 | Знакомство с уравнениями. | 1 |
60 | Уравнение. Закрепление | 1 |
61 | Проверка сложения. | 1 |
62 | Проверка вычитания. | 1 |
63 | Контрольная работа за 1 полугодие (№5) | 1 |
64 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
65 | Письменный прием сложения вида 45 + 23 | 1 |
66 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | 1 |
67 | Проверка сложения и вычитания | 1 |
68 | Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания» | 1 |
69 | Угол. Виды углов. | 1 |
70 | Решение задач. | 1 |
71 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | 1 |
72 | Письменный прием сложения вида 37 + 53 | 1 |
73 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. | 1 |
74 | Прямоугольник. Закрепление изученного | 1 |
75 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | 1 |
76 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
77 | Письменный прием вычитания в случаях вида40 – 8 | 1 |
78 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24 | 1 |
79 | Странички для любознательных. | 1 |
80 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
81 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
82 | Контрольная работа № 6 | 1 |
83 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 |
84 | Письменный прием вычитания вида 52–24. | 1 |
85, 86 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 |
87 88 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
89 | Квадрат | 1 |
90 | Закрепление по теме «Квадрат» | 1 |
91 | Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. | 1 |
92 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» Странички для любознательных | 1 |
93 | Повторение. Решение задач. | 1 |
94 95 | Конкретный смысл действия умножения | 1 |
96 | Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой | 1 |
97 | Решение задач на умножение | 1 |
98 | Периметр многоугольника | 1 |
99 | Приёмы умножения единицы и нуля | 1 |
100 | Название компонентов и результата умножения | 1 |
101 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач | 1 |
102 | Переместительное свойство умножения | 1 |
103 | Переместительное свойство умножения. Закрепление | 1 |
104 | Конкретный смысл действия деления | 1 |
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление | 1 |
106 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | 1 |
107 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | 1 |
108 | Название компонентов и результата деления | 1 |
109 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
110 | Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление.» | 1 |
111 | Умножение и деление. Закрепление Страничка для любознательных. | 1 |
112 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 |
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 |
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 |
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 |
117 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 |
118 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление» (№ 8) | 1 |
119 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 |
120 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 |
121 | Приемы умножения числа 2 | 1 |
122 | Деление на 2. | 1 |
123 | Деление на 2. Закрепление | 1 |
124 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
125 | Странички для любознательных | 1 |
126 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
127 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 |
128 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 |
129 | Деление на 3 | 1 |
130 | Деление на 3 | 1 |
131 | Деление на 3. Закрепление. | 1 |
132 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
133 | Итоговая контрольная работа (№9) | 1 |
134 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе? | 1 |
135 | Повторение изученного во 2 классе | 1 |
136 | Повторение изученного во 2 классе | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п / п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные работы |
1. | «Числа от 1 до 100». «Нумерация» | 18 часов | Контрольная работа №1,№2 |
2. | «Числа от 1 до 100». « Сложение и вычитание» (устные вычисления). | 46часов | Контрольная работа №3,№4,№5. |
3. | «Числа от 1 до 100». « Сложение и вычитание» (письменные вычисления) | 29 часов | Контрольная работа №6 |
4. | «Числа от 1 до 100» «Умножение и деление» | 25 часов | Контрольная работа №7,№8. |
5. | Табличное умножение и деление. Повторение изученного во 2 классе | 18часов | Контрольная работа №9 |
| Итого | 136 часов | 9 |