Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МБОУ Наро-Фоминской
сош № 5 СУИОП
_______________Т.А. Подгорная
Приказ №____от«___»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
3А класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель начальных классов
Абрамова Марина Евгеньевна
г. Наро-Фоминск
2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
•умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметные результаты
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, массы, времени;
• выполнять табличное и внетабличное умножение и деление чисел;
• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся научится:
находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое;
обозначать геометрические фигуры буквами;
составлять и воспроизводить таблицу умножения и на её основе находить результаты деления;
решать задачи с разными величинами;
вычислять площадь прямоугольника;
находить долю числа и число по его доле;
распознавать и изображать окружность и круг;
выполнять умножение и деление двузначных чисел на основе изученных свойств;
выполнять деление с остатком;
выполнять проверку умножения и деления (в том числе – деления с остатком);
составлять, записывать, читать и сравнивать трёхзначные числа, заменять их суммой разрядных слагаемых;
применять алгоритмы письменного сложения и вычитания при вычислениях в пределах 1000;
применять алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число, и выполнять проверку этих действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Учебник: »Математика»,М.И.Моро,»Просвещение»,2016г.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач.
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата по плану | По факту |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9ч) |
1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 03.09 | |
2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 04.09 | |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении | 05.09 | |
4 | Решение уравнений. | 06.09 | |
5 | Решение уравнений. | 10.09 | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 11.09 | |
7 | Странички для любознательных | 12.09 | |
8 | Проверочная работа по теме «Повторение: сложение вычитание». | 13.09 | |
9 | Работа над ошибками. Геометрические фигуры. | 17.09 | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (57ч) |
10 | Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. | 18.09 | |
11 | Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. | 19.09 | |
12 | Входной контроль | 20.09 | |
13 | Четные и нечетные числа | 24.09 | |
14 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 25.09 | |
15 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 26.09 | |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 27.09 | |
17 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 01.10 | |
18 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 02.10 | |
19 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 03.10 | |
20 | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 04.10 | |
21 | Табличное умножение и деления с числом 4. | 15.10 | |
22 | Табличное умножение и деления с числом 4.Таблица Пифагора. | 16.10 | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 17.10 | |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 18.10 | |
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 22.10 | |
26 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 23.10 | |
27 | Табличное умножение и деления с числом 5 | 24.10 | |
28 | Задачи на кратное сравнение чисел | 25.10 | |
29 | Задачи на кратное сравнение чисел | 29.10 | |
30 | Задачи на кратное сравнение чисел | 30.10 | |
31 | Табличное умножение и деления с числом 6 . | 31.10 | |
32 | Табличное умножение и деления с числом 6. | 01.11 | |
33 | Решение задач. Решение задач. | 06.11 | |
34 |
35 | Табличное умножение и деления с числом 7. | 07.11 | |
36 | Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки». | 08.11 | |
37 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 12.11 | |
38 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление». | 13.11 | |
39 | Работа над ошибками | 14.11 | |
40 | Площадь. Единицы площади. | 15.11 | |
41 | Площадь. Единицы площади. Квадратный сантиметр. | 26.11 | |
42 | Площадь. Единицы площади. | 27.11 | |
43 | Площадь. Сравнение площадей фигур | 28.11 | |
44 | Нахождение площади прямоугольника. | 29.11 | |
45 | Табличное умножение и деления с числом 8. | 03.12 | |
46 | Табличное умножение и деления с числом 9. | 04.12 | |
47 | Табличное умножение и деления с числом 8 и 9. | 05.12 | |
48 | Квадратный дециметр. | 06.12 | |
49 | Сводная таблица умножения. Решение задач | 10.12 | |
50 | Квадратный метр. | 11.12 | |
51 | Решение задач. Страничка для любознательных. | 12.12 | |
52 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 13.12 | |
53 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 17.12 | |
54 | «Проверим себя и оценим свои достижения» Проверочная работа. | 18.12 | |
55 | Работа над ошибками. Умножение на 1. | 19.12 | |
56 | Умножение на 0. | 20.12 | |
57 | Умножение и деление с числами 1 и 0 | 24.12 | |
58 | Деление 0 на число. | 25.12 | |
59 | Закрепление пройденного. Страничка для любознательных. | 26.12 | |
60 | Доли. | 27.12 | |
61 | Окружность. Круг. | 09.01 | |
62 | Диаметр окружности (круга) Диаметр окружности (круга). | 10.01 | |
63 |
64 | Единицы времени. | 14.01 | |
65 | Страничка для любознательных. «Что узнали. Чему научились» | 15.01 | |
66 | «Что узнали. Чему научились». Готовимся к олимпиаде. | 16.01 | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (25 ч) |
67 | Внетабличное умножение и деление. | 17.01 | |
68 | Внетабличное умножение и деление. | 21.01 | |
69 | Умножение суммы на число. | 22.01 | |
70 | Прием умножения для случаев вида 23•4 . | 23.01 | |
71 | Умножение двузначного на однозначное число. | 24.01 | |
72 | Решение задач. Странички для любознательных. | 28.01 | |
73 | Деление суммы на число | 29.01 | |
74 | Деление суммы на число. | 30.01 | |
75 | Деление суммы на число. | 31.01 | |
76 | Проверка деления. | 04.02 | |
77 | Проверка деления. | 05.02 | |
78 | Нахождение частного подбором. | 06.02 | |
79 | Проверка умножения. | 07.02 | |
80 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления | 11.02 | |
81 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления.Странички для любознательных. | 12.02 | |
82 | Деление с остатком. | 13.02 | |
83 | Деление с остатком. | 14.02 | |
84 | Деление с остатком. | 25.02 | |
85 | Деление с остатком. | 26.02 | |
86 | Деление с остатком. | 27.02 | |
87 | Проверка деления с остатком. | 28.02 | |
88 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 04.03 | |
89 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект «Задачи-расчеты» | 05.03 | |
90 | Проверочная работа по теме «Деление с остатком» | 06.03 | |
91 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 07.03 | |
Числа от 1 до 1000 Нумерация (12ч) |
92 | Тысяча. | 11.03 | |
93 | Образование и названия трехзначных чисел. | 12.03 | |
94 | Запись трехзначных чисел. | 13.03 | |
95 | Письменная нумерация в пределах 100. | 14.03 | |
96 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | 18.03 | |
97 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 19.03 | |
98 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 20.03 | |
99 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 21.03 | |
100 | Сравнение трехзначных чисел | 25.03 | |
101 | Единицы массы. Грамм. Странички для любознательных. | 26.03 | |
102 | Странички для любознательных. «Задачи-расчеты» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 27.03 | |
103 | Проверочная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» | 28.03 | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11ч) |
104 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 01.04 | |
105 | Приемы устных вычислений. | 02.04 | |
106 | Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200 | 03.04 | |
107 | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90 | 05.04 | |
108 | Приемы письменных вычислений. | 15.04 | |
109 | Приемы письменных вычислений. | 16.04 | |
110 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 17.04 | |
111 | Виды треугольников | 18.04 | |
112 | Виды треугольников. Странички для любознательных. | 22.04 | |
113 | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | 23.04 | |
114 | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | 24.04 | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14ч) |
115 | Приёмы устных вычислений | 25.04 | |
116 | Приемы устного умножения и деления | 29.04 | |
117 | Приемы устного умножения и деления | 30.04 | |
118 | Виды треугольников Виды треугольников. Странички для любознательных. | 02.05 | |
119 |
120 | Приемы письменного умножения | 06.05 | |
121 | Алгоритм письменного умножения на трехзначное число. | 07.05 | |
122 | Приемы письменного умножения на однозначное число Приемы письменного умножения на однозначное число | 08.05 | |
123 |
124 | Приемы письменного деления на однозначное число | 13.05 | |
125 | Приемы письменного деления на однозначное число | 14.05 | |
126 | Проверка деления умножением Приемы письменного умножения на однозначное число. | 15.05 | |
127 | Проверка деления умножением Приемы письменного умножения на однозначное число. | 16.05 | |
128 | Итоговая контрольная работа. | 20.05 | |
Повторение пройденного(8ч) |
129 | Работа над ошибками. Знакомство с калькулятором. | 21.05 | |
130 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 22.05 | |
131 | Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание | 23.05 | |
132 | Повторение. Умножение и деление. | 27.05 | |
133 | Повторение. Порядок действий. | 28.05 | |
134 | Повторение. Решение задач. | 29.05 | |
135 | Повторение. Геометрические фигуры и величины. | 30.05 | |
136 | Обобщение пройденного. |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №____ от «____»_________________20____г.
Руководитель ШМО ___________/Абрамова М.Е./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________/Осипова Т.В./
«____»_________________2018г..