РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
3 класс
на 2018– 2019 уч. г.
Учитель: Голованова Н.П.
МБОУ СШ №7 г.Волгодонска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Математика» М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.
Классификация программы: типовая
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФГОС НОО
Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;
Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2018-2019 учебный год.
Цель программы:
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 132 урока в течение учебного года (4 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- целостное восприятие окружающего мира.
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов.
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания:
1.Математика.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2017г.
2 Контрольно-измерительные материалы. Математика 3 класс. Москва «Вако», 2017
3. Математика. 3 класс. Проверочные работы / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (9 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (53ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов; расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (25 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 60:3, 80:20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения и деления.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d, вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначных чисел суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание ( 10 ч )
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15ч )
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в пределах 1000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи.
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности;
- составлять равенства и неравенства.
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа; приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
Содержание программы
Раздел | Количество часов | Из них |
Проверочные работы | Контрольные работы | Проекты |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 | 1 | 1 | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 53 | 6 | 4 | Проект «Математическая сказка» |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 25 | 4 | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 14 | 2 | 1 | Проект «Задачи-расчёты». |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 10 | 1 | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 15 | 2 | 1 | |
Итоговое повторение | 6 | 1 | | |
Итого: | 132 | 17 | 9 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.) | |
1 | Повторение. Нумерация чисел | 03.09.18 |
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 04.09 |
3 | Выражения с переменной | 05.09 |
4 | Решение уравнений. Проверочная работа. | 06.09 |
5 | Решение уравнений | 10.09 |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами | 11.09 |
7 | Страничка для любознательных .Повторение пройденного. | 12.09 |
8 | Входная контрольная работа. | 13.09 |
9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 17.09 |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (53 ч.) | |
10 | Связь умножения и сложения | 18.09 |
11 | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа | 19.09 |
12 | Таблица умножения и деления на 3. Проверочная работа. | 20.09 |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 24.09 |
14 | Решение задач с понятием «масса» и «количество» | 25.09 |
15 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 26.09 |
16 | Закрепление. Решение задач. | 27.09 |
17 | Страничка для любознательных. Что узнали? Чему научились. | 01.10 |
18 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 02.10 |
19 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 03.10 |
20 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | 04.10 |
21 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. | 08.10 |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 09.10 |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 10.10 |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Проверочная работа. | 11.10 |
25 | Решение задач. | 15.10 |
26 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 16.10 |
27 | Задачи на кратное сравнение. | 17.10 |
28 | Задачи на кратное сравнение. Проверочная работа. | 18.10 |
29 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления | 22.10 |
30 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | 23.10 |
31 | Контрольная работа за 1 четверть | 24.10 |
32 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 25.10 |
33 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 06.11 |
34 | Решение задач | 07.11 |
35 | Странички для любознательных. Проект «Математическая сказка». | 08.11 |
36 | Площадь. Единицы площади. | 12.11 |
37 | Квадратный сантиметр. | 13.11 |
38 | Площадь прямоугольника. | 14.11 |
39 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. Проверочная работа. | 15.11 |
40 | Решение задач. | 19.11 |
41 | Решение задач. | 20.11 |
42 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | 21.11 |
43 | Квадратный дециметр. Проверочная работа. | 22.11 |
44 | Таблица умножения. | 26.11 |
45 | Решение задач. | 27.11 |
46 | Квадратный метр. | 28.11 |
47 | Решение задач. Тест. | 29.11 |
48 | «Странички для любознательных. Повторение пройденного. | 03.12 |
49 | Умножение на 1 | 04.12 |
50 | Умножение на 0 | 05.12 |
51 | Случаи деления вида: а:а, а:1, при а = 0 Проверочная работа. | 06.12 |
52 | Деление нуля на число. | 10.12 |
53 | Странички для любознательных. Решение задач. | 11.12 |
54 | Контрольная работа по теме: «Табличное умножение и деление». | 12.12 |
55 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Доли. | 13.12 |
56 | Окружность. Круг. | 17.12 |
57 | Диаметр окружности. | 18.12 |
58 | Решение задач. | 19.12 |
59 | Единицы времени. | 20.12 |
60 | Единицы времени. | 24.12 |
61 | Контрольная работа за 2 четверть | 25.12 |
62 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 26.12 |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (25 ч.) | |
63 | Умножение и деление круглых чисел | 10.01 |
64 | Деление вида 80:20 | 14.01 |
65 | Умножение суммы на число | 15.01 |
66 | Умножение суммы на число | 16.01 |
67 | Умножение двузначного числа на однозначное. Проверочная работа. | 17.01 |
68 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 21.01 |
69 | Решение задач. | 22.01 |
70 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». | 23.01 |
71 | Деление суммы на число. Проверочная работа. | 24.01 |
72 | Деление суммы на число. | 28.01 |
73 | Деление двузначного числа на однозначное | 29.01 |
74 | Связь между числами при делении. | 30.01 |
75 | Проверка деления. Проверочная работа. | 31.01 |
76 | Приёмы деления вида 87:29, 66:22 | 04.02 |
77 | Проверка умножения делением. | 05.02 |
78 | «Странички для любознательных». Что узнали? Чему научились? | 06.02 |
79 | Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление». | 07.02 |
80 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Деление с остатком. | 11.02 |
81 | Деление с остатком. | 12.02 |
82 | Деление с остатком методом подбора. | 13.02 |
83 | Решение задач на деление с остатком. Проверочная работа. | 14.02 |
84 | Случаи деления, когда делитель больше остатка. | 18.02 |
85 | Проверка деления с остатком. | 19.02 |
86 | «Странички для любознательных». Что узнали? Чему научились? Проект «Задачи-расчёты». | 20.02 |
87 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 21.02 |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч.) | |
88 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Тысяча. | 25.02 |
89 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 26.02 |
90 | Запись трёхзначных чисел | 27.02 |
91 | Письменная нумерация в пределах 1000 Проверочная работа. | 28.02 |
92 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | 04.03 |
93 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 05.03 |
94 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 06.03 |
95 | Сравнение трёхзначных чисел | 07.03 |
96 | Письменная нумерация в пределах 1000. Проверочная работа. | 11.03 |
97 | Единицы массы. Грамм | 12.03 |
98 | Закрепление изученного. | 13.03 |
99 | Сравнение трёхзначных чисел. | 14.03 |
100 | «Странички для любознательных». Что узнали? Чему научились? | 18.03 |
101 | Контрольная работа за 3 четверть. | 19.03 |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч.) | |
102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений . | 20.03 |
103 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | 21.03 |
104 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | 01.04 |
105 | Приёмы устных вычисление вида 260+310, 670-140 | 02.04 |
106 | Приёмы письменных вычислений | 03.04 |
107 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. Проверочная работа. | 04.04 |
108 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел | 08.04 |
109 | Виды треугольников | 09.04 |
110 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали? Чему научились». | 10.04 |
111 | Контрольная работа по теме: «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 11.04 |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. Приемы письменных вычислений (15 ч.) | |
112 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений | 15.04 |
113 | Приёмы устных вычислений | 16.04 |
114 | Приёмы устных вычислений | 17.04 |
115 | Виды треугольников. Странички для любознательных. | 18.04 |
116 | Закрепление изученного. | 22.04 |
117 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000 | 23.04 |
118 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное | 24.04 |
119 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 25.04 |
120 | Приёмы письменного деления в пределах 1000 | 29.04 |
121 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное | 30.04 |
122 | Проверка деления | 06.05 |
123 | Закрепление изученного | 07.05 |
124 | Закрепление изученного Знакомство с калькулятором. Проверочная работа. | 08.05 |
125 | Закрепление изученного | 13.05 |
126 | Итоговая контрольная работа | 14.05 |
| Повторение (6 ч.) | |
127 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 15.05 |
128 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | 16.05 |
129 | Умножение и деление. Решение задач. | 20.05 |
130 | Геометрические фигуры и величины. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 21.05 |
131 | Правила о порядке выполнения действий. | 22.05 |
132 | Решение задач | 23.05 |
17