МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Класс 3 «А» Количество часов в год – 136 часов
Учитель: Касторнова Елена Фёдоровна Категория высшая Стаж работы 28 лет
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина (2 части) и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» ________ 2019 года Рук. центра: Нечаева Л.В. _________ | Одобрена МС «____» ______________ 2019 года Зам. директора по НМР Гармаева Л.А.__________________ Зам. директора по УВР Касторнова Е.Ф._________________ |
I. Планируемые результаты
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника: формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
освоение начальных математических знаний: понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В системе Л. В. Занкова целью образования провозглашается общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений, навыков. Обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.
Дидактические принципы Занкова:
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
2. Ведущая роль теоретических знаний.
3. Быстрый темп прохождения материала.
4. Осознание школьниками процесса учения.
Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Личностные результаты
-Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
-Целостное восприятие окружающего мира.
-Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
-Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты
-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
-Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
-Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
-Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-Готовность слушать собеседника и вести диалог.
-Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
-Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
-Освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, таблицы и диаграммы, для решения математических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения. Учащиеся должны:
иметь общее представление:
о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);
о дробных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о
расположении этих чисел на числовом луче;
о зависимости изменения результатов действий при изменении одного или двух компонентов;
о неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;
о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;
о площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;
об окружности и круге, их связи и различии этих понятий;
о радиусе окружности;
о способах изображения объемных тел на плоскости;
знать:
- термины «дробь», «числитель дроби» и «знаменатель дроби», их математический смысл;
свойства арифметических действий;
таблицы сложения и умножения;
порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;
свойство радиусов одной окружности;
-единицу длины километр (км) и соотношения: 1 км = 1000м,1 м = 1000мм;
единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм.-), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
правило определения площади прямоугольника;
единицу измерения времени век;
единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°);
уметь:
читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
-читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
выполнять деление с остатком;
находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия;
решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;
находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений - 1-3 действия);
строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;
выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними;
составлять задачи, обратные данной;
-выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т. д.;
преобразовывать задачу с недостаточными или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;
преобразовывать данную задачу в более простую;
выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;
владеть компетенциями:
- работать с информацией, представленной в разных видах (текст, схема, таблица, чертеж и т. д.);
подводить объект под понятия разного уровня обобщения (фигура: многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат);
выдвигать гипотезу решения проблемы, выбирать способы ее решения;
уметь строить диалог: понимать и оценивать мнения участников общения;
уметь контролировать свою деятельность: соотносить цель и результат, находить ошибки в процессе и исправлять их;
уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать математические знания в жизненных ситуациях;
устанавливать связи между предметами;
сравнивать объекты по разным признакам;
искать дополнительную информацию для решения практических задач;
использовать разные способы проверки действий при работе с многозначными числами;
обобщать и презентовать свой опыт в научном обществе учащихся.
II. Содержание учебного предмета
136 часов в год
Числа и величины
Координатный луч.
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.
Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Разряды и классы.
Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.
Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел.
Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.
Римская письменная нумерация.
Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, С, D, М. Запись чисел с помощью всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Дробные числа.
Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел; дроби вокруг нас. Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями. Расположение дробных чисел на числовом луче. Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.
Величины.
Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин. Единицы измерения массы: грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг. Сравнение и упорядочивание однородных величин.
Арифметические действия Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Умножение и деление.
Кратное сравнение чисел.
Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).
Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.
Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.
Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.
Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.
Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.
Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.
Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.
Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной.
Построение математических выражений с помощью словосочетания «Для того чтобы ... , надо ...».
Работа с текстовыми задачами (в течение года)
Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной.
Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы).
Оформление решения задачи сложным выражением.
Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.
Пространственные отношения Геометрические фигуры.
Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.
Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
Построение окружностей с помощью циркуля.
Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
Окружность и круг, связь между ними.
Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы - прямоугольный параллелепипед.
Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.
Геометрические величины.
Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.
Знакомство с общепринятой единицей измерения углов градусом и его обозначением. Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.
Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины: 1 м = = 1000 мм, 1 км = 1000 м.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2:
Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S = а∙b) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.
Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.
Работа с информацией
Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.
Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).
Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.
Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.
Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.
Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.
Чтение готовой круговой диаграммы.
Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).
Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если ... , то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые»).
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов |
1 | Площадь и ее измерение. | 16 |
2 | Деление с остатком. | 11 |
3 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 20 |
4 | Сравнение и измерение углов. | 13 |
5 | Внетабличное умножение и деление. | 26 |
6 | Числовой (координатный) луч. | 11 |
7 | Изучение дробных чисел. | 24 |
8 | Изучение чисел: разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. | 15 |
Итого: | 136 |
III. Тематическое планирование курса «Математика 3 кл»
№ п/п № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Площадь и ее измерение (16 ч) | |
1 | Понятие о площади. | 1 | | |
2 | Однозначные, двузначные, трехзначные числа (повторение). | 1 | | |
3 | Сравнение площадей различных фигур визуально. | 1 | | |
4 | Сравнение площадей различных фигур визуально и наложением. | 1 | | |
5 | Использование произвольных мерок для измерения и сравнения площадей фигур | 1 | | |
6 | Входная контрольная работа. | 1 | | |
7 | Сравнение трехзначных чисел. | 1 | | |
8 | Новый вид краткой записи задачи: рисунок-схема. | 1 | | |
9 | Измерение площади произвольными мерками квадратной формы. | 1 | | |
10 | Таблица умножения, ее преобразование. | 1 | | |
11 | Знакомство с общепринятыми мерами площади, их связь с единицами длины. | 1 | | |
12 | Грамм – новая единица измерения. | 1 | | |
13-14 | Определение площади прямоугольника косвенным путем – умножением его длины на ширину. | 2 | | |
15 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
16 | Проверочная работа. | 1 | | |
Деление с остатком (11 ч) | | | |
17 | Деление чисел. Нахождение делимого на отрезке натурального ряда чисел, которые делятся на данное число. | 1 | | |
18 | Смысл действия деления с остатком. | 1 | | |
19,20 | Единицы измерения массы – центнер и тонна. Соотношение 1ц = 100 кг,, 1т = 10 ц. | 2 | | |
21 | Когда остаток равен 1. | 1 | | |
22 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | | |
23 | Когда остаток равен 2. | 1 | | |
24 | Наибольший остаток всегда на 1 меньше делителя. | 1 | | |
25 | Нахождение делимого по значению частного и остатку. | 1 | | |
26 | Проверь себя. Закрепление изученного | 1 | | |
27 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 | | |
Сложение и вычитание трехзначных чисел (20 ч) | | | |
28-29 | Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд единиц (подробная запись и решение в столбик). | 2 | | |
30 | Сложение трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц. | 1 | | |
31 | Запись решения составной задачи сложным выражением. | 1 | | |
32 | Соотношение между единицами площади: 1 дм2 = 100 см2, 1 см2 =100 мм2, 1 м2 = 100 дм2. | 1 | | |
33 | Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд единиц (подробная запись и решение в столбик) | 1 | | |
34 | Определение площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники. | 1 | | |
35 | Вычитание трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц. | 1 | | |
36 | Угол, виды углов. | 1 | | |
37 | Сравнение углов визуально и наложением | 1 | | |
38 | Сложение трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд десятков. | 1 | | |
39 | Использование таблицы для краткой записи задачи. | 1 | | |
40 | Вычитание трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд десятков. | 1 | | |
41 | Задачи с недостающими данными. | 1 | | |
42 | Окружность и круг. Связь между ними. Центр окружности. | 1 | | |
43 | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд десятков и единиц. | 1 | | |
44 | Радиус окружности. | 1 | | |
45 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
46 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». | 1 | | |
47 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Сравнение и измерение углов (13 ч) | | | |
48 | Сравнение углов по величине, визуально и наложением. | 1 | | |
49 | Сравнение углов при помощи произвольной мерки. | 1 | | |
50 | Понятие о центральном угле. | 1 | | |
51 | Основное свойство радиусов одной окружности. | 1 | | |
52 | Решение логических задач с помощью таблицы. | 1 | | |
53 | Единица измерения углов – градус. | 1 | | |
54 | Распределительный закон умножения относительно сложения. | 1 | | |
55 | Задачи с избыточными данными. Знакомство с транспортиром. | 1 | | |
56 | Величина прямого угла в градусах. | 1 | | |
57 | Распределительное свойство деления относительно сложения. | 1 | | |
58 | Построение углов заданной величины при помощи транспортира. | 1 | | |
59 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
60 | Проверочная работа по теме «Сравнение и измерение углов». | 1 | | |
Внетабличное умножение и деление (26 ч) | | | |
61 | Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель – многозначное число. | 1 | | |
62 | Определение значения произведения. | 1 | | |
63 | Различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число. | 1 | | |
64 | Решение уравнений с неизвестным множителем. | 1 | | |
65 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
66 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | | |
67 | Построение суммы и разности углов при помощи транспортира. | 1 | | |
68 | Деление десятков и сотен на однозначное число при помощи таблицы умножения. | 1 | | |
69 | Знакомство с системами неравенств. | 1 | | |
70 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
71 | Итоговая контрольная за 1-е полугодие. | 1 | | |
72 | Решение уравнений на нахождение неизвестного делимого. | 1 | | |
73 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | | |
74 | Преобразование задач с усложненной структурой в более простую. | 1 | | |
75 | Способы сокращения подробной записи умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
76-77 | Случаи умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 2 | | |
78 | Решение различных неравенств с переменной. | 1 | | |
79 | Художественные способы создания иллюзии объемности при изображении предметов на плоскости. | 1 | | |
80 | Разбиение делимого на удобные слагаемые. | 1 | | |
81 | Решение неравенств с переменной. | 1 | | |
82 | Запись деления в столбик. | 1 | | |
83 | Изображение невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром. | 1 | | |
84 | Деление в столбик с остатком. | 1 | | |
85 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
86 | Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | |
Числовой (координатный) луч (11ч) | | | |
87 | Знакомство с числовым лучом. Понятие «числовой луч». | 1 | | |
88 | Способы построения числового луча. | 1 | | |
89 | Понятие о производительности труда. | 1 | | |
90 | Единичный отрезок и его выбор. | 1 | | |
91 | Знакомство с правилами построение аксонометрической проекции объемных тел. | 1 | | |
92 | Понятие о координатной точке числового луча. | 1 | | |
93 | Место числового множителя в выражении с переменной | 1 | | |
94 | Восстановление единичного отрезка по координатам. | 1 | | |
95 | Высота пирамиды. | 1 | | |
96 | Понятие о скорости движения. Самостоятельная работа. | 1 | | |
97 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
Изучение дробных чисел (24 ч) | | | |
98 | Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел – дроби вокруг нас. | 1 | | |
99 | Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби. Сумма углов треугольников. | 1 | | |
100 | Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел. | 1 | | |
101 | Запись дробей с соответствующими числителями и знаменателями. | 1 | | |
102 | Масштаб и разные варианты его обозначения. | 1 | | |
103 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Понятия путь и расстояние. | 1 | | |
104 | Изображение предметов в масштабе, уменьшающем истинные размеры. Запись масштаба в соотношении. | 1 | | |
105 | Определение на координатном луче точек, соответствующих дробным числам. Двойные неравенства. | 1 | | |
106 | Изображение предметов в масштабе, увеличивающем истинные размеры. Путь и расстояние. | 1 | | |
107 | Нахождение доли числа. Решение сложных выражений. Двойные неравенства. | 1 | | |
108 | Знакомство со смешанными числами. Нахождение доли числа. Решение сложных выражений. | 1 | | |
109 | Смешанные числа –неправильные дроби. Определение числа по его доле. Выбор масштаба для изображения данного объекта. | 1 | | |
110 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
111 | Контрольная работа. | 1 | | |
112 | Сложение дробей с одинаковыми показателями. Задачи на движение. Решение сложных выражений с переменной. | 1 | | |
113 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение сложных выражений. Определение масштаба по истинной длине объекта. | 1 | | |
114 | Резервный урок. Контрольная работа. | 1 | | |
115 | Определение части числа в два действия. Решение уравнений, требующих выполнения нескольких тождественных преобразований. | 1 | | |
116 | Дроби, равные единице. Оформление решения задачи сложным выражением. | 1 | | |
117 | Дроби больше единицы. Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | |
118 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | |
119 | Проверь себя. Закрепление изученного. | 1 | | |
120 | Контрольная работа «Дробные числа». | 1 | | |
121 | Работа над ошибками. Закрепление. | | | |
Изучение чисел: разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч (15 ч) | | | |
122 | Образование новой единицы счета –тысяча – при счете сотнями. Запись числа тысяча (1000). Периметр многоугольника. | 1 | | |
123 | Запись числа тысяча. Количество разрядов в этой записи. Счет тысячами. | 1 | | |
124 | Образование тысячи как следующего числа натурального ряда. Составление обратных задач. | 1 | | |
125 | Образование тысячи при счете десятками. | 1 | | |
126 | Соотношение величин: 1м = 1000 мм, 1 км = 1000 м. Решение составной задачи разными способами. | 1 | | |
127 | Соотношение величин: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг. Решение логических задач. Простые и составные именованные числа. | 1 | | |
128 | Образование новой единицы счета –десяток тысяч –счетом тысяч. Решение уравнений, требующих 2–4 тождественных преобразований. | 1 | | |
129 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
130 | Образование десятка тысяч различными способами: 1) как следующего числа натурального ряда, 2) при счете сотнями и десятками. Деление трехзначного числа на однозначное | 1 | | |
131 | Сложение многозначных чисел. Понятие развертки объемного тела. | 1 | | |
132 | Образование сотни тысяч при счете разными единицами. | 1 | | |
133 | Образование сотни тысяч при счете разными единицами. Задачи на нахождение целого по его части, упрощение задачи. | 1 | | |
134 | Сравнение названий сотен и сотен тысяч. Деление трехзначного числа на однозначное. Римская нумерация, цифры D и М. | 1 | | |
135 | Вычитание многозначных чисел. Решение составной задачи, используя схему анализа. | 1 | | |
136 | Итоговый урок. | 1 | | |