СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина (2 части) и учебно-методической литературой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ

«Утверждаю»

Директор школы № 7

Очирова С.Х. _____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по математике


Класс 3 «А» Количество часов в год – 136 часов


Учитель: Касторнова Елена Фёдоровна Категория высшая Стаж работы 28 лет



Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина (2 части) и учебно-методической литературой.


Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство»


«___» ________ 2019 года Рук. центра: Нечаева Л.В. _________

Одобрена МС «____» ______________ 2019 года


Зам. директора по НМР Гармаева Л.А.__________________


Зам. директора по УВР Касторнова Е.Ф._________________





I. Планируемые результаты


Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника: формирование способности к интеллекту­альной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного во­ображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргумента­цию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, ос­нований для упорядочения, вариантов и др.).

  • освоение начальных математических знаний: понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В системе Л. В. Занкова целью образования провозглашается общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений, навыков. Обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.

Дидактические принципы Занкова:

1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

2. Ведущая роль теоретических знаний.

3. Быстрый темп прохождения материала.

4. Осознание школьниками процесса учения.

Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.



Личностные результаты

-Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к  семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

-Целостное восприятие окружающего мира.

-Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

-Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математи­ческой сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собствен­ные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных ма­тематических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.


Метапредметные результаты

-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

-Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

-Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

-Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог.

-Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

-Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

-Освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, таблицы и диаграммы, для решения математических задач.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения. Учащиеся должны:

иметь общее представление:

  • о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);

  • о дробных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о

  • расположении этих чисел на числовом луче;

  • о зависимости изменения результатов действий при изменении одного или двух компонентов;

  • о неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;

  • о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;

  • о площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;

  • об окружности и круге, их связи и различии этих понятий;

  • о радиусе окружности;

  • о способах изображения объемных тел на плоскости;

знать:

- термины «дробь», «числитель дроби» и «знаменатель дроби», их математический смысл;

  • свойства арифметических действий;

  • таблицы сложения и умножения;

  • порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;

  • свойство радиусов одной окружности;

-единицу длины километр (км) и соотношения: 1 км = 1000м,1 м = 1000мм;

  • единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм.-), квадратный метр 2), квадратный километр (км2) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;

  • правило определения площади прямоугольника;

  • единицу измерения времени век;

  • единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°);

уметь:

  • читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

  • устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записы­вать эти отношения с помощью знаков;

-читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;

  • представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

  • выполнять деление с остатком;

  • находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия;

  • решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

  • находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений - 1-3 действия);

  • строить прямоугольник с заданной длиной сторон;

  • строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

  • определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;

  • выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

  • выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними;

  • составлять задачи, обратные данной;

-выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т. д.;

  • преобразовывать задачу с недостаточными или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

  • преобразовывать данную задачу в более простую;

  • выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;

владеть компетенциями:

- работать с информацией, представленной в разных видах (текст, схема, таблица, чертеж и т. д.);

  • подводить объект под понятия разного уровня обобщения (фигура: многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат);

  • выдвигать гипотезу решения проблемы, выбирать способы ее решения;

  • уметь строить диалог: понимать и оценивать мнения участников общения;

  • уметь контролировать свою деятельность: соотносить цель и результат, находить ошибки в процессе и исправлять их;

уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать математические знания в жизненных ситуациях;

  • устанавливать связи между предметами;

  • сравнивать объекты по разным признакам;

  • искать дополнительную информацию для решения практических задач;

  • использовать разные способы проверки действий при работе с многозначными числами;

  • обобщать и презентовать свой опыт в научном обществе учащихся.









II. Содержание учебного предмета

136 часов в год


Числа и величины

Координатный луч.

Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.

Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.

Разряды и классы.

Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.

Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.

Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд ты­сяч и его место в записи чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.

Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единица­ми. Запись получившихся чисел.

Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочива­ние чисел классов тысяч и единиц.

Римская письменная нумерация.

Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, С, D, М. Запись чисел с помощью всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).

Дробные числа.

Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел; дроби вокруг нас. Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями. Расположение дробных чисел на числовом луче. Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.

Величины.

Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин. Единицы измерения массы: грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единица­ми измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг. Сравнение и упорядочивание однородных величин.

Арифметические действия Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.

Умножение и деление.

Кратное сравнение чисел.

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и за­пись в общем виде (буквенная запись).

Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.

Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.

Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.

Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.

Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наимень­ший и наибольший из возможных остатков.

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.

Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.

Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.

Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.

Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.

Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.

Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.

Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.

Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.

Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значени­ях переменной.

Построение математических выражений с помощью словосочетания «Для того чтобы ... , надо ...».

Работа с текстовыми задачами (в течение года)

Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.

Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной.

Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение при­чины невозможности выполнить решение.

Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с пол­ным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).

Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных.

Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.

Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.

Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем ра­боты).

Оформление решения задачи сложным выражением.

Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения Геометрические фигуры.

Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.

Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.

Построение окружностей с помощью циркуля.

Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).

Окружность и круг, связь между ними.

Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.

Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы - прямоугольный параллелепипед.

Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.

Геометрические величины.

Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.

Знакомство с общепринятой единицей измерения углов градусом и его обозначением. Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измере­ний и построения углов заданной величины.

Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины: 1 м = = 1000 мм, 1 км = 1000 м.

Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).

Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.

Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллимет­ром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром 2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.

Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2:

Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S = а∙b) различными спо­собами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.

Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.

Работа с информацией

Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.

Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).

Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.

Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.

Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.

Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.

Чтение готовой круговой диаграммы.

Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгорит­мов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).

Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если ... , то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые»).


п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

1

Площадь и ее измерение.

16

2

Деление с остатком.

11

3

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

20

4

Сравнение и измерение углов.

13

5

Внетабличное умножение и деление.

26

6

Числовой (координатный) луч.

11

7

Изучение дробных чисел.

24

8

Изучение чисел: разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.

15

Итого:

136


III. Тематическое планирование курса «Математика 3 кл»


п/п № п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

Площадь и ее измерение (16 ч)


1

Понятие о площади.

1



2

Однозначные, двузначные, трехзначные числа (повторение).

1



3

Сравнение площадей различных фигур визуально.

1



4

Сравнение площадей различных фигур визуально и наложением.

1



5

Использование произвольных мерок для измерения и сравнения площадей фигур

1



6

Входная контрольная работа.

1



7

Сравнение трехзначных чисел.

1



8

Новый вид краткой записи задачи: рисунок-схема.

1



9

Измерение площади произвольными мерками квадратной формы.

1



10

Таблица умножения, ее преобразование.

1



11

Знакомство с общепринятыми мерами площади, их связь с единицами длины.

1



12

Грамм – новая единица измерения.

1



13-14

Определение площади прямоугольника косвенным путем – умножением его длины на ширину.

2



15

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



16

Проверочная работа.

1



Деление с остатком (11 ч)




17

Деление чисел. Нахождение делимого на отрезке натурального ряда чисел, которые делятся на данное число.

1



18

Смысл действия деления с остатком.

1



19,20

Единицы измерения массы – центнер и тонна. Соотношение 1ц = 100 кг,, 1т = 10 ц.

2



21

Когда остаток равен 1.

1



22

Задачи на кратное сравнение.

1



23

Когда остаток равен 2.

1



24

Наибольший остаток всегда на 1 меньше делителя.

1



25

Нахождение делимого по значению частного и остатку.

1



26

Проверь себя. Закрепление изученного

1



27

Контрольная работа по теме «Деление с остатком».

1



Сложение и вычитание трехзначных чисел (20 ч)




28-29

Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд единиц (подробная запись и решение в столбик).

2



30

Сложение трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц.

1



31

Запись решения составной задачи сложным выражением.

1



32

Соотношение между единицами площади: 1 дм2 = 100 см2, 1 см2 =100 мм2, 1 м2 = 100 дм2.

1



33

Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд единиц (подробная запись и решение в столбик)

1



34

Определение площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники.

1



35

Вычитание трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц.

1



36

Угол, виды углов.

1



37

Сравнение углов визуально и наложением

1



38

Сложение трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд десятков.

1



39

Использование таблицы для краткой записи задачи.

1



40

Вычитание трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд десятков.

1



41

Задачи с недостающими данными.

1



42

Окружность и круг. Связь между ними. Центр окружности.

1



43

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд десятков и единиц.

1



44

Радиус окружности.

1



45

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



46

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».

1



47

Анализ контрольной работы.

1



Сравнение и измерение углов (13 ч)




48

Сравнение углов по величине, визуально и наложением.

1



49

Сравнение углов при помощи произвольной мерки.

1



50

Понятие о центральном угле.

1



51

Основное свойство радиусов одной окружности.

1



52

Решение логических задач с помощью таблицы.

1



53

Единица измерения углов – градус.

1



54

Распределительный закон умножения относительно сложения.

1



55

Задачи с избыточными данными. Знакомство с транспортиром.

1



56

Величина прямого угла в градусах.

1



57

Распределительное свойство деления относительно сложения.

1



58

Построение углов заданной величины при помощи транспортира.

1



59

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



60

Проверочная работа по теме «Сравнение и измерение углов».

1



Внетабличное умножение и деление (26 ч)




61

Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель – многозначное число.

1



62

Определение значения произведения.

1



63

Различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число.

1



64

Решение уравнений с неизвестным множителем.

1



65

Умножение двузначного числа на однозначное.

1



66

Умножение многозначного числа на однозначное

1



67

Построение суммы и разности углов при помощи транспортира.

1



68

Деление десятков и сотен на однозначное число при помощи таблицы умножения.

1



69

Знакомство с системами неравенств.

1



70

Подготовка к контрольной работе.

1



71

Итоговая контрольная за 1-е полугодие.

1



72

Решение уравнений на нахождение неизвестного делимого.

1



73

Деление многозначного числа на однозначное

1



74

Преобразование задач с усложненной структурой в более простую.

1



75

Способы сокращения подробной записи умножения многозначного числа на однозначное.

1



76-77

Случаи умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.

2



78

Решение различных неравенств с переменной.

1



79

Художественные способы создания иллюзии объемности при изображении предметов на плоскости.

1



80

Разбиение делимого на удобные слагаемые.

1



81

Решение неравенств с переменной.

1



82

Запись деления в столбик.

1



83

Изображение невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром.

1



84

Деление в столбик с остатком.

1



85

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



86

Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».

1



Числовой (координатный) луч (11ч)




87

Знакомство с числовым лучом. Понятие «числовой луч».

1



88

Способы построения числового луча.

1



89

Понятие о производительности труда.

1



90

Единичный отрезок и его выбор.

1



91

Знакомство с правилами построение аксонометрической проекции объемных тел.

1



92

Понятие о координатной точке числового луча.

1



93

Место числового множителя в выражении с переменной

1



94

Восстановление единичного отрезка

по координатам.

1



95

Высота пирамиды.

1



96

Понятие о скорости движения. Самостоятельная работа.

1



97

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



Изучение дробных чисел (24 ч)




98

Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел – дроби вокруг нас.

1



99

Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби. Сумма углов треугольников.

1



100

Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.

1



101

Запись дробей с соответствующими числителями и знаменателями.

1



102

Масштаб и разные варианты его обозначения.

1



103

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Понятия путь и расстояние.

1



104

Изображение предметов в масштабе, уменьшающем истинные размеры.

Запись масштаба в соотношении.

1



105

Определение на координатном луче точек, соответствующих дробным числам. Двойные неравенства.

1



106

Изображение предметов в масштабе, увеличивающем истинные размеры. Путь и расстояние.

1



107

Нахождение доли числа. Решение сложных выражений. Двойные неравенства.

1



108

Знакомство со смешанными числами. Нахождение доли числа. Решение сложных выражений.

1



109

Смешанные числа –неправильные дроби. Определение числа по его доле. Выбор масштаба для изображения данного объекта.

1



110

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

1



111

Контрольная работа.

1



112

Сложение дробей с одинаковыми показателями. Задачи на движение. Решение сложных выражений с переменной.

1



113

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение сложных выражений. Определение масштаба по истинной длине объекта.

1



114

Резервный урок. Контрольная работа.

1



115

Определение части числа в два действия. Решение уравнений, требующих выполнения нескольких тождественных преобразований.

1



116

Дроби, равные единице. Оформление решения задачи сложным выражением.

1



117

Дроби больше единицы. Решение задач на пропорциональное деление.

1



118

Решение задач на пропорциональное деление.

1



119

Проверь себя. Закрепление изученного.

1



120

Контрольная работа «Дробные числа».

1



121

Работа над ошибками. Закрепление.




Изучение чисел: разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч (15 ч)




122

Образование новой единицы счета –тысяча – при счете сотнями. Запись числа тысяча (1000). Периметр многоугольника.

1



123

Запись числа тысяча. Количество разрядов в этой записи. Счет тысячами.

1



124

Образование тысячи как следующего числа натурального ряда.

Составление обратных задач.

1



125

Образование тысячи при счете десятками.

1



126

Соотношение величин: 1м = 1000 мм,

1 км = 1000 м. Решение составной задачи разными способами.

1



127

Соотношение величин: 1 кг = 1000 г,

1 т = 1000 кг. Решение логических задач. Простые и составные именованные числа.

1



128

Образование новой единицы счета –десяток тысяч –счетом тысяч. Решение уравнений, требующих 2–4 тождественных преобразований.

1



129

Итоговая контрольная работа.

1



130

Образование десятка тысяч различными способами: 1) как следующего числа натурального ряда, 2) при счете сотнями и десятками. Деление трехзначного числа на однозначное

1



131

Сложение многозначных чисел. Понятие развертки объемного тела.

1



132

Образование сотни тысяч при счете разными единицами.

1



133

Образование сотни тысяч при счете разными единицами. Задачи на нахождение целого по его части, упрощение задачи.

1



134

Сравнение названий сотен и сотен тысяч. Деление трехзначного числа на однозначное. Римская нумерация, цифры D и М.

1



135

Вычитание многозначных чисел. Решение составной задачи, используя схему анализа.

1



136

Итоговый урок.

1