Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
4. Учебный план МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
Цели:
•Математическое развитие младших школьников.
•Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
2.ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду,к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметнымипонятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационнойсреде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (55ч)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (30ч)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание (12ч)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление (19ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
4. Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 55 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 30 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 12 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 19 |
7 | Резерв | 2 |
Ито-го: | | 140 |
Приложение
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 | | |
1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | 1 нед | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | |
3 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 | | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 1 | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 | 2 нед | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | | |
7 | «Странички для любознательных». | 1 | | |
8 | Входная контрольная работа №1 | 1 | | |
9 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. | 1 | 3 нед | |
Табличное умножение и деление. | 55 | | |
10 | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | |
11 | Чётные и нечётные числа. | 1 | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | | |
13 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | 4 нед | |
14 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | 1 | | |
15-16 | Порядок выполнения действий. | 2 | | |
17 | Закрепление. Решение задач. | 1 | 5нед | |
18 | «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление на 2 и 3». | 1 | | |
20 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | | |
21 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | 6нед | |
22 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. | 1 | | |
23-24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 | | |
25 | Задачи на числа уменьшение в несколько раз. | 1 | 7нед | |
26 | Решение задач. | 1 | | |
27 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 | | |
28-29 | Задачи на кратное сравнение. | 2 | 8нед | |
30 | Решение задач. | 1 | | |
31 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | | |
32-34 | Решение задач. | 3 | 9нед | |
35 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 | | |
36 | «Странички для любознательных». Проект «Математическая сказка». | 1 | | |
37 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 10 нед | |
38 | Контрольная работа №3 по теме«Табличное умножение и деление». | 1 | | |
39 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
40 | Площадь. Единицы площади. | 1 | | |
41 | Сравнение площадей | 1 | 11нед | |
42 | Квадратный сантиметр. | 1 | | |
43 | Площадь прямоугольника. | 1 | | |
44 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | | |
45 | Закрепление изученного. | 1 | 12нед | |
46 | Решение задач. | 1 | | |
47 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | | |
48 | Квадратный дециметр. | 1 | | |
49 | Таблица умножения. | 1 | 13нед | |
50 | Решение задач. | 1 | | |
51 | Квадратный метр. | 1 | | |
52 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
53 | «Странички для любознательных».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 14 нед | |
54 | Что узнали. Чему научились. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | |
55 | Умножение на 1. | 1 | | |
56 | Умножение на 0. | 1 | | |
57 | Умножение и деления вида: с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 | 15 нед | |
58 | Закрепление изученного. | 1 | | |
59 | Решение задач. Доли | 1 | | |
60 | Окружность. Круг. | 1 | | |
61 | Диаметр окружности (круга). Решение задач. | 1 | 16нед | |
62 | Единицы времени. | 1 | | |
63 | Контрольная работа № 4 | 1 | | |
64 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных». | 1 | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 30 | | |
65 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | 1 | 17нед | |
66 | Случаи деления вида 80 : 20. | 1 | | |
67-68 | Умножение суммы на число. | 2 | | |
69-70 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 2 | 18 нед | |
71 | Решение задач. | 1 | | |
72,73 | Деление суммы на число. | 2 | 19нед | |
74 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. | 1 | | |
75 | Связь между числами при делении. | 1 | | |
76 | Проверка деления. | 1 | | |
77 | Приём деления для случаев вида 87:29, 66 : 22. | 1 | 20нед | |
78 | Проверка умножения делением. | 1 | | |
79-80 | Решение уравнений. | 2 | | |
81 | Закрепление пройденного. | 1 | 21нед | |
82 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
83 | Контрольная работа № 5 по теме «Решение уравнений». | 1 | | |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | | |
85-87 | Деление с остатком. | 3 | 22нед | |
88 | Задачи на деление с остатком. | 1 | | |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | 23нед | |
90 | Проверка деления с остатком. | 1 | | |
91 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | | |
92 | Наш проект «Задачи-расчёты». | 1 | | |
93 | Контрольная работа № 6 по теме «Деление с остатком». | 1 | 24нед | |
94 | Анализ контрольной работы. Закрепление пройденного. | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 | | |
95 | Образование и название трехзначных чисел. | 1 | | |
96 | Разряды счётных единиц. Запись трехзначных чисел. | 1 | | |
97 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | 25нед | |
98 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 | | |
99 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | | |
100 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | 26нед | |
102 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | |
103 | Единицы массы. Грамм. | 1 | | |
104 | «Странички для любознательных». | 1 | | |
105 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | 27 нед | |
106 | Контрольная работа № 7 по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | | |
107 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 12 | | |
108 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. | 1 | | |
109 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. | 1 | 28 нед | |
110 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. | 1 | | |
111 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | | |
112 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. | 1 | | |
113 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | 29нед | |
114 | Виды треугольников. | 1 | | |
115 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
116 | Закрепление. «Странички для любознательных». | 1 | | |
117 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 30нед | |
118 | Контрольная работа № 8. «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 1 | | |
119 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 19 | | |
120 | Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. | 1 | | |
121 | Приёмы устных вычислений ьвида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. | 1 | 31нед | |
122 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. | 1 | | |
123 | Виды треугольников. | 1 | | |
124 | Закрепление изученного. | 1 | | |
125 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | 32 нед | |
126 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | | |
127,128 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | 2 | | |
129 | Приём письменного деления на однозначное число. | 1 | 33 нед | |
130 | Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 | | |
131 | Проверка деления. | 1 | | |
132 | Закрепление изученного. | 1 | | |
133 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 | 34 нед | |
134 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
135 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
136 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
137-140 | Резерв. | 4 | 35нед | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проекты.
Проект «Математическая сказка»
Проект «Задачи-расчеты»