Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №____ от « ___»_____________2016 г. Руководитель ШМО ________ /____________________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «_____»_____________2016 г. ____________/Русакова Т.А./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «Хотиловская СОШ» Приказ № ___ от «____»__________2016 г. __________/Абушенкова Н.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
4 класс
Учитель: Тукиш Ульяна Алексеевна
2016-2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование,авторской программы Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой «Математика» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики в 4 классе изучается по 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часов.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
• сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
• сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
• сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
• выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение, наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. В результате освоению предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математик будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом нужно понимать, что на первом месте стоит эффективное достижение целей, обозначенных Федеральный государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежат проблемно-диалогическая технолога технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
В курсе математики даны задачи разного уровня сложности. Это предоставляет возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель.
Именно по этой причине авторы не разделили материал учебника на основной и дополнительный - это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования.
В основу учебников математики заложен принцип минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненны» (компетентностными) задачами, совместные интеллектуальные усилия - ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания.
Домашнее задание состоит из двух частей:
общая для всех детей (инвариант);
) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть - это задания необходимого уровня, вторая задания программного и максимального уровней.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Ученик научится:
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Ученик получит возможность:
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
иметь представление о решении задач на части;
понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
находить вероятности простейших случайных событий;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметные универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личности развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащий познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и струю) структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системно мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Числа и операции над ними.
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1 000 000.
Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1 000 000 000.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
3. Тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
План. | Факт. | Количество часов. |
|
Повторение изученного в 3 классе (10 ч.) |
1 | 05.09 | | 1 | Вводный урок «Самый последний день каникул» | Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000. Уметь: – записывать и читать числа в пределах 1000; – представлять в виде суммы разрядных слагаемых |
2 | 06.09 | | 1 | Повторение изученного в 3 классе. Знакомство с учебником. |
3 | 07.09 | | 1 | Входная контрольная работа №1. Повторение |
4 | 08.09 | | 1 | Анализ контрольной работы. Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. |
5 | 12.09 | | 1 | Нумерация чисел в пределах 1000 и соответствующих случаев сложения и вычитания. | Уметь: – выполнять устные вычисления в пределах 1000; – решать задачи с пропорциональными величинами |
6 | 13.09 | | 1 | Порядок выполнения действий. Нахождение суммы нескольких слагаемых. | Знать: свойства действий над числами. Уметь решать задачи, раскрывающие смысл арифметических действий; уравнения изученных видов |
7 | 14.09 | | 1 | Письменные приемы вычитания для случаев с двумя переходами через разряд. | Знать: – правило нахождения площади прямоугольника; – правила устного деления многозначных чисел; – взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления. Уметь: – выполнять умножение и деление в пределах 1000; – решать комбинаторные задачи с по-мощью дерева выбора |
8 | 15.09 | | 1 | Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | Уметь: – выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, деление с остатком; – решать неравенства, задачи в 2–3 действия |
9 | 19.09 | | 1 | Письменные приемы умножения трехзначных чисел с 0 и 1. | Знать названия и последовательность разрядов в записи числа; Уметь выполнять устные вычисления, выполнять проверку |
10 | 20.09 | | 1 | Письменный прием деления трехзначных чисел на однозначные. Самостоятельная работа. |
Дроби (15 ч.) |
11 | 21.09 | | 1 | Дроби. Нахождение части от числа. | Иметь представление о дробных числах. |
12 | 22.09 | | 1 | Нахождение части от числа | Уметь: – находить часть от числа; – сравнивать дроби; – решать типовые задачи на пропорциональные величины; – находить число по его части |
13 | 26.09 | | 1 | Нахождение числа по его части. | Уметь: – находить число по его части; – читать и разъяснять информацию, представленную в различных видах |
14 | 27.09 | | 1 | Дроби. Нахождение числа по его части. | Знать последовательность действий при нахождении части от числа и числа по его части. Уметь выполнять действия с многозначными числами |
15 | 28.09 | | 1 | Сравнение дробей | Уметь: – наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур; – сравнивать дроби с разными (одинаковыми) числителями и разными (одинаковыми) знаменателями с помощью схем-отрезков и других вспомогательных модулей |
16 | 29.09 | | 1 | Сравнение дробей с разными (одинаковыми) числителями |
17 | 03.10. | | 1 | Сравнение дробей разными (одинаковыми) знаменателями |
18 | 04.10. | | 1 | Решение простых комбинаторных задач. Математический тест на тему «Сравнение дробей» | Уметь: – находить периметр и площадь прямоугольника; – решать простейшие комбинаторные задачи |
19 | 05.10. | | 1 | Решение задач на нахождение числа по его части и нахождение части от числа. | Уметь: – складывать дроби с одинаковыми знаменателями; – выполнять умножение и деление с многозначными числами |
20 | 06.10. | | 1 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
21 | 10.10. | | 1 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Уметь: – вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; – вычислять значения числовых выражений |
22 | 11.10. | | 1 | Решение составных задач. Составление схем и таблиц к задачам. | Уметь решать задачи в 2–3 действия арифметическим способом (с опорой на схемы и таблицы) |
23 | 12.10. | | 1 | Деление меньшего числа на большее | Знать правило деления меньшего числа на большее. Уметь выполнять вычисления |
24 | 13.10. | | 1 | Какую часть одно число составляет от другого Математический тест «Дроби» | Уметь: – узнавать, какую часть одно число составляет от другого; – находить часть от числа |
25 | 17.10. | | 1 | Решение составных задач. Путешествие первое. Не только математика… | Уметь: – читать и строить вспомогательные модели к составным задачам; – находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей |
Нумерация многозначных чисел (9 ч.) |
26 | 18.10. | | 1 | Турнир 2. «Самый взрослый, взрослый». | |
27 | 19.10. | | 1 | Административная контрольная работа за 1 четверть. Решение составных задач. | Уметь: – собирать нужную информацию; – составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей |
28 | 20.10. | | 1 | Работа над ошибками контрольной работы. Не только математика. Решение составных задач. | Знать названия и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 |
29 | 24.10. | | 1 | Многозначные числа . Разряды и классы. |
30 | 25.10. | | 1 | Чтение и запись многозначных чисел |
31 | 26.10. | | 1 | Сравнение чисел Разрядные слагаемые | Знать, как образуется каждая следующая единица. Уметь читать и записывать многозначные числа |
32 | 27.10. | | 1 | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000. | Знать соотношение между разрядами. Иметь представление о позиционности десятичной системы счисления Знать, сколько разрядов содержится в каждом классе. Уметь: – представлять многозначные числа в виде разрядных слагаемых; – решать составные задачи |
|
33 | 31.10. | | 1 | Умножение числа 1000. Сравнение многозначных чисел. | Уметь: – выполнять умножение и деление с круглыми числами; – вычислять значения числовых выражений со скобками и без них; – решать задачи в 2–3 действия |
34 | 01.11. | | 1 | Чтение и запись многозначных чисел |
Величины (17 ч.) | |
35 | 02.11. | | 1 | Миллион. Класс миллионов. Миллиард. | Знать: – сколько разрядов содержится в каждом классе; – значение каждой цифры в записи числа. Уметь читать и записывать многозначные числа |
36 | 14.11. | | 1 | Класс миллионов. Чтение и запись многозначных чисел | Знать: – названия и последовательность первых трех классов чисел в пределах 1 000 000 000; – решать задачи в 2–3 действия |
37 | 15.11. | | 1 | Проект «Не только математика» Компетентностная задача «План местности, полевые учения» | Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000; – решать простые и составные задачи – собирать нужную информацию, составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей |
38 | 16.11. | | 1 | Единицы длины. |
39 | 17.11. | | 1 | Единицы длины. Самостоятельная работа. | Знать единицы измерения длины и соотношения между ними. Уметь переводить заданную длину из одних единиц измерения в другие |
40 | 21.11. | | 1 | Единицы массы. Грамм, тонна. | Знать: – единицы измерения массы; – соотношения между ними. Уметь переводить заданную массу из одних единиц измерения в другие |
41 | 22.11. | | 1 | Единицы измерения величин. | Уметь: – читать и записывать именованные числа; – переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие |
42 | 23.11. | | 1 | Единицы площади | Знать: – единицы измерения площади; – соотношения между ними. Уметь переводить заданную площадь из одних единиц измерения в другие |
43 | 24.11. | | 1 | Единицы измерения площади. |
44 | 28.11. | | 1 | Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики. | Знать алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Уметь выделять из множества треугольников прямоугольный треугольник |
45 | 29.11. | | 1 | Единицы измерения величин. Площадь прямоугольного треугольника. |
46 | 30.11. | | 1 | Приближённое вычисление площадей. Палетка. | Уметь: – находить приближенное значение площадей с помощью палетки; – выполнять действия с числами |
47 | 01.12. | | 1 | Единицы объёма. Арифметический диктант. | Знать: – единицы измерения объема; – соотношения между ними. Уметь переводить заданный объем из одних единиц измерения в другие |
48 | 05.12. | | 1 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Величины» | Уметь сопоставлять скорость движения, скорость работы и скорость наполнения бассейна водой |
49 | 06.12. | | 1 | Решение задач на скорость движения и скорость работы. Точные и приближенные значения величин. Анализ проверочной работы и работа над ошибками. | Знать приближенное значение величины. Уметь находить приближенные значения величин |
50 | 07.12. | | 1 | Решение задач на движение. | Уметь: – округлять числа и находить приближенные значения величин; – сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин |
51 | 08.12. | | 1 | Решение задач на производительность. |
Сложение и вычитание многозначных чисел ( 6 ч. ) |
52 | 12.12. | | 1 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | Знать: – алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел; – соотношения между единицами измерения величин. Уметь: – называть разрядный состав многозначных чисел; – округлять числа до заданного разряда |
53 | 13.12. | | 1 | Постановка и группировка слагаемых. Письменные приемы сложения и вычитания. |
54 | 14.12. | | 1 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Нахождение неизвестного слагаемого. |
55 | 15.12. | | 1 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
56 | 16.12. | | 1 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. Самостоятельная работа. | Знать: – понятие «производительность»; – функциональную связь между производительностью труда, временем работы и работой. Уметь: – сопоставлять скорость движения и производительность; – устанавливать взаимосвязь работы, времени и производительности |
57 | 19.12. | | 1 | Задачи на увеличение и уменьшение многозначных чисел на несколько единиц, сформулированных в косвенной форме. | Уметь: – решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл зависимости между производительностью труда, временем работы; – составлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи |
Умножение и деление многозначных чисел (71ч.) |
58 | 20.12. | | 1 | Умножение чисел. Группировка множителей | Уметь: – производить устные вычисления с многозначными числами; – применять переместительное и сочетательное свойства умножения |
59 | 21.12. | | 1 | Арифметические действия над числами. Умножение чисел. |
60 | 22.12. | | 1 | Административная контрольная работа за 2 четверть. Арифметические действия над числами. | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами; проверку правильности вычислений |
61 | 26.12. | | 1 | Анализ и работа над ошибками. Арифметические действия над числами. | Уметь: – округлять числа до заданного разряда; – выполнять письменное умножение, когда один из множителей оканчивается на 0 |
62 | 27.12. | | 1 | Умножение многозначных чисел на однозначное. | Уметь: – собирать нужную информацию; – составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей |
|
63 | 28.12. | | 1 | Умножение чисел | Уметь: – выполнять вычисления с многозначными числами; – решать составные задачи |
64 | 29.12. | | 1 | Умножение многозначных чисел. Самостоятельная работа. |
65 | 10.01. | | 1 | Анализ самостоятельной работы. Турнир 4. «Школьные мастерские» Арифметические действия над числами. | Уметь: – округлять числа до заданного разряда; – производить вычисления с многозначными числами; – выполнять устное деление, когда делимое оканчивается на 0; – находить несколько решений неравенств подбором; – решать составные задачи на «работу» и «движение» |
66 | 11.01. | | 1 | Деление круглых чисел. |
67 | 12.01. | | 1 | Деление круглых чисел. Арифметические действия над числами. |
68 | 16.01. | | 1 | Деление числа на произведение | Уметь: – применять правило деления числа на произведение; – находить более удобный способ вычисления |
69 | 17.01. | | 1 | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа | Уметь: – применять алгоритм устного деления круглых чисел для многозначных чисел; – округлять многозначные числа; – делать прикидку результатов арифметических действий |
70 | 18.01. | | 1 | Упражнения в делении многозначных чисел на круглые. | Уметь: – применять метод подбора для устных случаев деления; – читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей |
71 | 19.01. | | 1 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | Уметь выполнять деление с остатком на 1000, устные вычисления |
72 | 23.01. | | 1 | Деление круглых чисел с остатком. Математический тест на тему «Деление круглых многозначных чисел» | Уметь: – применять правило деления числа на произведение; – выполнять деление на 10,100,1000; деление с остатком |
73 | 24.01. | | 1 | Уравнения. Нахождение неизвестного делимого, делителя. | Уметь решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз |
74 | 25.01. | | 1 | Деление круглых многозначных чисел. Арифметические действия над числами | Уметь: – производить вычисления с многозначными числами; – решать простейшие задачи на принцип Дирихле |
75 | 26.01. | | 1 | Уравнения. Нахождение неизвестного множителя. | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1 000 000 000 |
76 | 30.01. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначное | Уметь: – производить вычисления с четырехзначными числами; – осуществлять самопроверку |
77 | 31.01. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначное. Порядок действий в выражении. | Уметь: – выполнять письменное деление четырехзначных чисел на однозначное; – находить значение выражений в 2–4 действия |
78 | 01.02. | | 1 | Письменный прием деления многозначных чисел на однозначное число. Алгоритм выполнения действий. | Уметь: – сокращенно записывать деление в столбик, когда в записи частного есть 0; – производить прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного |
79 | 02.02. | | 1 | Контрольная работа по теме «Устные приемы деления и умножения многозначных чисел» |
80 | 06.02. | | 1 | Анализ контрольной работы. Деление многозначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули. |
81 | 07.02. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначное. Решение уравнений. |
82 | 08.02. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначное. Арифметические действия над числами. |
83 | 09.02. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначное. Решение задач на движение. Самостоятельная работа. |
84 | 13.02. | | 1 | Письменное деление многозначных чисел на круглые. Решение составных задач. | Уметь: – выполнять письменное деление с остатком многозначных чисел в столбик, проверку вычислений; – решать составные задачи |
85 | 14.02. | | 1 | Отработка умений делить многозначные числа на круглые. | Уметь: – выполнять деление многозначных чисел в столбик; – делать грубую прикидку результата деления, подсчитывая число знаков в частном и анализируя первую цифру в записи частного |
86 | 15.02. | | 1 | Письменное деление многозначных чисел на круглые «уголком». |
87 | 16.02. | | 1 | Решение задач на одновременное встречное движение. | Знать алгоритм решения задач на одновременное встречное движение двух объектов |
88 | 20.02. | | 1 | Решение задач на встречное движение. |
89 | 21.02. | | 1 | Умножение на двузначное число «Любителям математики» | Уметь: – представлять один из множителей в виде суммы разрядных слагаемых; – применять сочетательное свойство сложения и умножения |
90 | 22.02. | | 1 | Умножение многозначного числа на двузначное число | Уметь: – применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на двузначное; – представлять круглые многозначные числа в виде группы сомножителей, один из которых число 10, или 100, или 1000 и т. д.; |
91 | 27.02. | | 1 | Прием письменного умножения на двузначное число. |
92 | 28.02. | | 1 | Прием устного умножения многозначных чисел на трехзначное число | Знать алгоритм решения задач на удаление. Уметь решать задачи на движение |
93 | 01.03. | | 1 | Письменное умножение многозначных чисел на трехзначное число |
94 | 02.03. | | 1 | Административная контрольная работа за 3 четверть. Умножение многозначных чисел на трехзначное число. | Уметь: – применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на многозначное (когда в записи одного из множителей есть нули); – вычислять значение числовых выражений, содержащих 3–4 действия |
95 | 06.03. | | 1 | Анализ и работа над ошибками. Умножение многозначных чисел на трехзначное число |
96 | 07.03. | | 1 | Решение задач на движение в одном направлении. |
97 | 09.03. | | 1 | Решение задач на противоположное движение. | Уметь: – понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием; – находить значение выражений и осуществлять проверку |
98 | 13.03. | | 1 | Контрольная работа по теме «Письменное умножение и деление многозначных чисел» |
99 | 14.03. | | 1 | Анализ и работа над ошибками. Решение задач на движение. |
100 | 15.03. | | 1 | Письменное умножение и деление многозначных чисел. Решение задач на встречное движение. |
|
101 | 16.03. | | 1 | Решение задач на движение. Самостоятельная работа. | Знать алгоритм решения задач на удаление. Уметь решать задачи на движение |
102 | 20.03. | | 1 | Проект №5. «Играй и выигрывай» Компетентностная задача «Случайное блуждание частицы» | Уметь: – собирать нужную информацию и составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей |
103 | 21.03. | | 1 | Решение задач на движение. Арифметические действия над числами. | Знать устные и письменные приемы вычислений. Уметь применять изученные приемы вычислений |
104 | 22.03. | | 1 | Решение задач на движение. | Уметь выбирать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку |
105 | 23.03. | | 1 | Умножение многозначных чисел. Нестандартные задачи. |
106 | 03.04. | | 1 | Турнир 5. «Большая игра» |
107 | 03.04. | | 1 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. | Уметь: – выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; – делать прикидку результата деления по количеству цифр в частном; – переходить от одних единиц измерения к другим |
108 | 04.04. | | 1 | Деление многозначных чисел на однозначных. |
109 | 05.04. | | 1 | Письменный прием деления многозначных чисел на однозначные. Самостоятельная работа. |
110 | 06.04. | | 1 | Анализ самостоятельной работы. Деление многозначных чисел | Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них |
111 | 10.04. | | 1 | Упражнения в делении многозначных чисел. Решение задач на движение. |
112 | 11.04. | | 1 | Отработка умений делить многозначные числа на однозначные. Самостоятельная работа. |
113 | 12.04. | | 1 | Упражнения в делении многозначных чисел на однозначные «уголком» |
114 | 13.04. | | 1 | Среднее арифметическое | Уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел |
115 | 17.04. | | 1 | Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число | Уметь: – выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1 000 000; – вычислять значение числовых выражений, содержащих по 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий; – решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях |
116 | 18.04. | | 1 | Деление многозначных чисел на трехзначное число Самостоятельная работа. |
117 | 19.04. | | 1 | Анализ самостоятельной работы. Деление многозначных чисел на трехзначные. Решение задач на движение. |
118 | 20.04. | | 1 | Решение задач на противоположное движение. Деление многозначных чисел на трехзначные. Математический тест «Деление многозначных чисел» |
119 | 24.04. | | 1 | Решение задач на встречное движение. Письменный прием деления многозначных чисел на трехзначные. |
120 | 25.04 | | 1 | Круговая диаграмма |
121 | 26.04. | | 1 | Контрольная работа на тему «Деление многозначных чисел на трехзначные» | Уметь читать информацию с помощью круговых диаграмм |
122 | 27.04. | | 1 | Работа над ошибками. Арифметические действия над числами. |
123 | 01.05. | | 1 | Числовой луч. Координаты точки на числовом луче. | Уметь: – изображать часть натурального ряда с помощью числового отрезка; – изображать натуральные числа на числовом отрезке с помощью единичных отрезков; – находить координаты точки на луче |
124 | 02.05. | | 1 | Адрес в таблице. Пара чисел. | Уметь: – называть адрес ячейки; – читать информацию, записанную с помощью таблицы |
125 | 03.05. | | 1 | Административная контрольная работа за 4 четверть. ВПР. | Уметь: – находить координаты точки на плоскости; – вычислять значение числовых выражений |
126 | 04.05. | | 1 | Координаты точек на плоскости. Работа над ошибками. | Уметь: – выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; – делать прикидку результатов арифметических действий |
127 | 08.05. | | 1 | Устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000 | Уметь: – выполнять арифметические действия с многозначными числами и осуществлять проверку вычислений; – сравнивать многозначные числа |
128 | 10.05. | | 1 | Работа над ошибками. Арифметические действия над числами |
Повторение и обобщение изученного (8 ч.) | |
129-130 | 11.05. 15.05. | | 2 | Проект № 5. «Страница нового учебника». Путешествие «Воинская слава» Компетентностная задача «Таинственная записка» | Уметь: – собирать нужную информацию; – составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей |
131-132 | 16.05. 17.05. | | 2 | Нумерация. Повторение изученного материала | Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 000 |
133-134 | 18.05. 22.05. | | 2 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Порядок действий в выражении. Самостоятельная работа. | Знать: – изученную математическую терминологию; – устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Уметь: – вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников; – находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов – выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; – делать проверку правильности вычислений; – делать прикидку результатов арифметических действий; – решать составные задачи; – решать уравнения вида a + x = b; x – a = b и т. п. |
135 | 23.05. | | 1 | Сложение и вычитание многозначных чисел. |
136 | 24.05. | | 1 | Умножение и деление |
Итого:136 часов |
12