Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы основного начального образования МБОУ СОШ №3 и авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Волковой С.И. «Математика».
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год отведено на изучение предмета 132 часов (4 часов в неделю).
Методы работы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, видеометоды, практические методы.
Промежуточная аттестация будет проведена в форме контрольной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные УУД
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные УУД
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного исходного;
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной ;
- Строить отрезок заданной длины;
- Вычислять длину ломаной.
Содержание учебного предмета
Цель:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы первоначальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
- развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развивать пространственное воображение;
- развивать математическую речь;
- формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
- формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
- развивать познавательные способности;
- воспитывать стремления к расширению математических знаний;
- формировать критичность мышления;
- развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение пред метов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид контроля | Дата |
План | Факт |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) |
1 | Счет предметов. | | | |
2 | Пространственные представления. | | | |
3 | Временные представления. | | | |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | | | |
5 | На сколько больше (меньше)? | | | |
6 | На сколько больше (меньше)? | | | |
7 | Странички для любознательных. | | | |
8 | Странички для любознательных. | | | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов) |
9 | Много. Один. Письмо цифры 1. | | | |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | | | |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | | | |
12 | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | | | |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | | | |
14 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | | | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | | | |
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | | | |
17 | Странички для любознательных. | | | |
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. | | | |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | | | |
20 | Закрепление пройденного материала. | | | |
21 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | | | |
22 | Равенство. Неравенство. | | | |
23 | Многоугольник. | | | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | | | |
25 | Закрепление. Письмо цифры 7. | | | |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | | | |
27 | Закрепление. Письмо цифры 9. | | | |
28 | Число 10. Запись числа 10. | | | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | | | |
30 | Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». | | | |
31 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | | | |
32 | Число и цифра 0. Свойства 0. | | | |
33 | Число и цифра 0. Свойства 0. | | | |
34 | Странички для любознательных. | | | |
35 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
36 | Проверочная работа | | | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа) |
37 | +1, – 1. Знаки +, –, =. | | | |
38 | – 1 –1, +1+1. | | | |
39 | +2, –2. | | | |
40 | Слагаемые. Сумма. | | | |
41 | Задача. | | | |
42 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | | | |
43 | +2, –2. Составление таблиц. | | | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | | |
45 | Задачи на увеличение (умен.) числа на несколько единиц. | | | |
46 | Странички для любознательных. | | | |
47 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
48 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
49 | Странички для любознательных. | | | |
50 | +3, –3. Примеры вычислений. | | | |
51 | Закрепление. Решение текстовых задач. | | | |
52 | Закрепление. Решение текстовых задач. | | | |
53 | + 3. Составление таблиц. | | | |
54 | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | | | |
55 | Решение задач. | | | |
56 | Закрепление. | | | |
57 | Странички для любознательных. | | | |
58 | Странички для любознательных. | | | |
59 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
60 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
61 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
62 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
63 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | | | |
64 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | | | |
65 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | | | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | | | |
67 | + 4. Приемы вычислений. | | | |
68 | Задачи на разностное сравнение чисел. | | | |
69 | Задачи на разностное сравнение чисел. | | | |
70 | Решение задач. | | | |
71 | + 4. Составление таблиц. | | | |
72 | Закрепление. Решение задач. | | | |
73 | Перестановка слагаемых. | | | |
74 | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | | | |
75 | Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | | | |
76 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | | | |
77 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | | | |
78 | Повторение изученного. | | | |
79 | Странички для любознательных. | | | |
80 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
81 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | | | |
83 | Решение задач. | | | |
84 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | | | |
85 | Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7». | | | |
86 | Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9». | | | |
87 | Закрепление. Решение задач. | | | |
88 | Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». | | | |
89 | Килограмм. | | | |
90 | Литр. | | | |
91 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
92 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов) |
93 | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. | | | |
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | | | |
95 | Запись и чтение чисел. | | | |
96 | Дециметр. | | | |
97 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | | | |
98 | Закрепление. | | | |
99 | Странички для любознательных. | | | |
100 | Контроль и учет знаний. | | | |
101 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
102 | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | | | |
103 | Ознакомление с задачей в два действия. | | | |
104 | Решение задач в два действия. | | | |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа) |
105 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | | | |
106 | Сложение вида +2, +3. | | | |
107 | Сложение вида +4. | | | |
108 | Решение примеров вида + 5. | | | |
109 | Прием сложения вида + 6. | | | |
110 | Прием сложения вида + 7. | | | |
111 | Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9. | | | |
112 | Таблица сложения. | | | |
113 | Странички для любознательных. | | | |
114 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
115 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | | | |
116 | Вычитание вида 11–*. | | | |
117 | Вычитание вида 12 –*. | | | |
118 | Вычитание вида 13 –*. | | | |
119 | Вычитание вида 14 –*. | | | |
120 | Вычитание вида 15 –*. | | | |
121 | Вычитание вида 16 –*. | | | |
122 | Вычитание вида 17 –*, 18 –*. | | | |
123 | Промежуточная аттестация | | | |
124 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
125 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
126 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | | | |
Итоговое повторение (6 часов) |
127-132 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». | | | |