Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол №_14___ от «28» 05.2024г. Руководитель МО ______И.А.Ветчинова | Согласована на заседании педагогического совета протокол № 6 от 29.05.2024г. Председатель ПС ____________Н.А.Харпак | Введена в действие приказом по школе № 1-198 от 03.06.2024г. Директор школы – интерната ____________Н.В. Сотникова |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
4-а класс
на 2024 – 2025учебныйгод
Автор – составитель:
Ветчинова И.А.
г. Льгов
Курская область
СОДЕРЖАНИЕ:
| Стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
Приказ Минпровещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России от 21.02.2024г. №119;
АООП ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ» ;
Положение об адаптированной рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ» ;
Учебный план ОКОУ «Льговская школа-интернат» .
Цель:
1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой и общей моторики.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
1.формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
2.повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
3.воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
4.формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
5.формирование и развитие речи учащихся;
6.коррекция нарушений психофизического развития детей.
Общая характеристика учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связан с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально- трудовым знаниям и навыкам. Учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 4 класса курс «Математика» рассчитан на5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. (34 учебные недели). Для реализации данного планирования был выбран учебник Т.В.Алышева "Математика" для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
40ч. | 40ч. | 50ч. | 40ч. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
-знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);
-знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
-знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
-знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени их соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
-пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количество суток в месяцах;
-определение времени по часам (одним способом);
-решение , составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
-решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
-узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
-знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
-различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
-знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;
-счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
-откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
-знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
-знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1и0, деления 0 и деления на 1, на 10;
-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
-название порядка действий в примерах в два действия;
-знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
-знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
-определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
-решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
-краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление ломаной;
-узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
-вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Содержание программы учебного предмета
Повторение
(читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток; решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи, знание состава двузначных чисел)
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд
(выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи,
решение составных задач с помощью учителя)
Умножение и деление
(практически пользоваться переместительным свойством умножения; самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия, необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного)
Меры времени
(определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; различать
числа, полученные при счете и измерении; определение времени по часам хотя бы
одним способом)
Все действия в пределах 100
(выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи,
решение составных задач с помощью учителя)
Геометрический материал
(различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге, узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания; черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя)
Повторение
Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | дата |
| 1 четверть (40 часов) | | |
1 | Нумерация чисел 1-100 (повторение). Круглые десятки. | 1 | |
2 | Разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц | 1 | |
3 | Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100р | 1 | |
4 | Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | |
5 | Числовой ряд в пределах 100 | 1 | |
6 | Сравнение чисел | 1 | |
7 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 1 | |
8 | Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия | 1 | |
9 | Решение арифметических задач | 1 | |
10 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100» | 1 | |
11 | Работа над ошибками | 1 | |
12 | Числа, полученные при измерении мер стоимости | 1 | |
13 | Числа, полученные при измерении мер длины | 1 | |
14-15 | Мера длины - миллиметр | 2 | |
16-19 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 4 | |
20 | Увеличение и уменьшение на несколько единиц | 1 | |
21 | Присчитывание и отсчитывание равными числовыми группами по 2, 5 в пределах 100 | 1 | |
22-23 | Меры времени | 2 | |
24 | Замкнутые, незамкнутые кривые линии | 1 | |
25 | Окружность, дуга | 1 | |
26 | Умножение чисел | 1 | |
27-29 | Таблица умножения числа 2 | 3 | |
30 | Деление чисел | 1 | |
31-33 | Таблица деления на 2 | 3 | |
34 | Контрольная работа по теме: «Умножение числа 2, деление на 2» | 1 | |
35 | Работа над ошибками | 1 | |
36-37 | Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) | 2 | |
38-39 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд | 2 | |
40 | Ломаная линия | 1 | |
| 2 четверть (40 часов) | | |
1-2 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд | 2 | |
3-5 | Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) | 3 | |
6 | Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд | 1 | |
7-9 | Вычитание двузначных чисел | 3 | |
10 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии | 1 | |
11-13 | Таблица умножения числа 3 | 3 | |
14 | Решение задач | 1 | |
15-17 | Таблица деления на 3 | 3 | |
18 | Решение задач | 1 | |
19-21 | Таблица умножения числа 4 | 3 | |
22 | Решение задач | 1 | |
23-25 | Таблица деления на 4 | 3 | |
26 | Решение задач | 1 | |
27 | Длина ломаной линии | 1 | |
28-30 | Таблица умножения числа 5 | 3 | |
31 | Решение задач | 1 | |
32-34 | Таблица деления на 5 | 3 | |
35 | Решение задач | 1 | |
36 | Контрольная работа по теме «Умножение чисел 3, 4, 5, деление на 3, 4,5» | 1 | |
37 | Работа над ошибками | 1 | |
38 | Двойное обозначение времени | 1 | |
39 | Деление по содержанию | 1 | |
40 | Решение примеров в 2 действия | 1 | |
| 3 четверть (50 часов) | | |
1 | Решение примеров и задач | 1 | |
2-4 | Таблица умножения числа 6 | 3 | |
5 | Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости между ценой, количеством, стоимостью | 1 | |
6-8 | Деление на 6 | 3 | |
9 | Решение задач | 1 | |
10 | Прямоугольник | 1 | |
11-13 | Таблица умножения числа 7 | 3 | |
14-16 | Увеличение числа в несколько раз | 3 | |
17-19 | Деление на 7 | 3 | |
20-22 | Уменьшение числа в несколько раз | 3 | |
23 | Контрольная работа по теме «Умножение чисел 6, 7 и деление на 6,7» | 1 | |
24 | Работа над ошибками | 1 | |
25 | Квадрат | 1 | |
26-28 | Таблица умножения числа 8 | 3 | |
29 | Решение задач | 1 | |
30-32 | Деление на 8 | 3 | |
33 | Меры времени. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. | 1 | |
34-36 | Таблица умножения числа 9 | 3 | |
37 | Решение задач | 1 | |
38-40 | Деление на 9 | 3 | |
41 | Решение задач | 1 | |
42 | Пересечение фигур | 1 | |
43 | Умножение 1 и на 1 | 1 | |
44 | Деление на 1 | 1 | |
45 | Контрольная работа по теме «Умножение чисел 8,9,1 и деление на 8,9,1.» | 1 | |
46 | Работа над ошибками | 1 | |
47 | Решение примеров на порядок действий | 1 | |
48 | Решение задач | 1 | |
49 | Решение примеров и задач | 1 | |
50 | Решение примеров и задач | 1 | |
| 4 четверть (45 часов) | | |
1 | Решение примеров и задач | 1 | |
2-5 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (письменные вычисления) | 4 | |
6-13 | Сложение с переходом через разряд | 8 | |
14-21 | Вычитание с переходом через разряд | 8 | |
22 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 | |
23 | Работа над ошибками | 1 | |
24 | Умножение 0 и на 0 | 1 | |
25 | Деление 0 на число | 1 | |
26 | Взаимное положение геометрических фигур | 1 | |
27 | Умножение 10 и на10 | 1 | |
28 | Деление на 10 | 1 | |
29-30 | Нахождение неизвестного слагаемого | 2 | |
31 | Повторение . нумерация чисел в пределах 100 | 1 | |
32-33 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 2 | |
34 | Умножение и деление в пределах 100 | 1 | |
35 | Контрольная работа по теме «Вычислительные операции в пределах 100» | 1 | |
36 | Работа над ошибками | 1 | |
37 | Решение задач | 1 | |
38-40 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | 3 | |
С учетом рабочей программы воспитания, реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества;
использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
«Быстро учим таблицу умножения» О. В. Узорова, Е. А. Нефедова
«Математика» 4 класс. Учебник Т.В. Алышева, Яковлева И.М. Москва, «Просвещение», 2018 год (1 и 2 часть)
Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Математика .Тесты. Александров М.Ф, Волошина О.И. Учебно –методическое пособие. –М., 2006.
Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь по математике для 4 класса четырехлетней начальной школы (№1,2). - Смоленск, 2000.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989.