СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике. 4 класс»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»




Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №_14___

от «28» 05.2024г.

Руководитель МО

______И.А.Ветчинова



Согласована

на заседании

педагогического совета

протокол № 6 от 29.05.2024г.

Председатель ПС

____________Н.А.Харпак


Введена

в действие приказом

по школе № 1-198

от 03.06.2024г.

Директор школы – интерната

____________Н.В. Сотникова









Рабочая программа

по учебному предмету

«Математика»

4-а класс


на 2024 – 2025учебныйгод









Автор – составитель:

Ветчинова И.А.

г. Льгов

Курская область







СОДЕРЖАНИЕ:




Стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

  2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

  3. Приказ Минпровещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России от 21.02.2024г. №119;

  6. АООП ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ» ;

  7. Положение об адаптированной рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ» ;

  8. Учебный план ОКОУ «Льговская школа-интернат» .

Цель:

1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.

2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой и общей моторики.

3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Задачи программы:

1.формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

2.повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;

3.воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

4.формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

5.формирование и развитие речи учащихся;

6.коррекция нарушений психофизического развития детей.

Общая характеристика учебного предмета

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связан с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально- трудовым знаниям и навыкам. Учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 4 класса курс «Математика» рассчитан на5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. (34 учебные недели). Для реализации данного планирования был выбран учебник Т.В.Алышева "Математика" для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

40ч.

40ч.

50ч.

40ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты 

Минимальный уровень:

-знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

-знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

-знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

-знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

-знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени их соотношения;

-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

-пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количество суток в месяцах;

-определение времени по часам (одним способом);

-решение , составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

-решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

-узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

-знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

-различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

-знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;

-счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

-откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

-знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

-знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1и0, деления 0 и деления на 1, на 10;

-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

-название порядка действий в примерах в два действия;

-знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

-знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

-определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

-решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

-краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление ломаной;

-узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

-вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.


Содержание программы учебного предмета

Повторение

(читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток; решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи, знание состава двузначных чисел)

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд 

(выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; решать,

составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи,

решение составных задач с помощью учителя)

Умножение и деление

(практически пользоваться переместительным свойством умножения; самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия, необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного)

Меры времени 

(определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; различать

числа, полученные при счете и измерении; определение времени по часам хотя бы

одним способом)

Все действия в пределах 100

(выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; решать,

составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи,

решение составных задач с помощью учителя)

Геометрический материал

(различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге, узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания; черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя)

Повторение

Тематическое планирование

тема

Количество часов

дата


1 четверть (40 часов)



1

Нумерация чисел 1-100 (повторение). Круглые десятки.

1


2

Разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц

1


3

Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100р

1


4

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых

1


5

Числовой ряд в пределах 100

1


6

Сравнение чисел

1


7

Сложение и вычитание в пределах 100

1


8

Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия

1


9

Решение арифметических задач

1


10

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100»

1


11

Работа над ошибками

1


12

Числа, полученные при измерении мер стоимости

1


13

Числа, полученные при измерении мер длины

1


14-15

Мера длины - миллиметр

2


16-19

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

4


20

Увеличение и уменьшение на несколько единиц

1


21

Присчитывание и отсчитывание равными числовыми группами по 2, 5 в пределах 100

1


22-23

Меры времени

2


24

Замкнутые, незамкнутые кривые линии

1


25

Окружность, дуга

1


26

Умножение чисел

1


27-29

Таблица умножения числа 2

3


30

Деление чисел

1


31-33

Таблица деления на 2

3


34

Контрольная работа по теме: «Умножение числа 2, деление на 2»

1


35

Работа над ошибками

1


36-37

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления)

2


38-39

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

2


40

Ломаная линия

1



2 четверть (40 часов)



1-2

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

2


3-5

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления)

3


6

Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд

1


7-9

Вычитание двузначных чисел

3


10

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

1


11-13

Таблица умножения числа 3

3


14

Решение задач

1


15-17

Таблица деления на 3

3


18

Решение задач

1


19-21

Таблица умножения числа 4

3


22

Решение задач

1


23-25

Таблица деления на 4

3


26

Решение задач

1


27

Длина ломаной линии

1


28-30

Таблица умножения числа 5

3


31

Решение задач

1


32-34

Таблица деления на 5

3


35

Решение задач

1


36

Контрольная работа по теме «Умножение чисел 3, 4, 5, деление на 3, 4,5»

1


37

Работа над ошибками

1


38

Двойное обозначение времени

1


39

Деление по содержанию

1


40

Решение примеров в 2 действия

1



3 четверть (50 часов)



1

Решение примеров и задач

1


2-4

Таблица умножения числа 6

3


5

Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости между ценой, количеством, стоимостью

1


6-8

Деление на 6

3


9

Решение задач

1


10

Прямоугольник

1


11-13

Таблица умножения числа 7

3


14-16

Увеличение числа в несколько раз

3


17-19

Деление на 7

3


20-22

Уменьшение числа в несколько раз

3


23

Контрольная работа по теме «Умножение чисел 6, 7 и деление на 6,7»

1


24

Работа над ошибками

1


25

Квадрат

1


26-28

Таблица умножения числа 8

3


29

Решение задач

1


30-32

Деление на 8

3


33

Меры времени. Определение времени по часам с точностью до 1 мин.

1


34-36

Таблица умножения числа 9

3


37

Решение задач

1


38-40

Деление на 9

3


41

Решение задач

1


42

Пересечение фигур

1


43

Умножение 1 и на 1

1


44

Деление на 1

1


45

Контрольная работа по теме «Умножение чисел 8,9,1 и деление на 8,9,1.»

1


46

Работа над ошибками

1


47

Решение примеров на порядок действий

1


48

Решение задач

1


49

Решение примеров и задач

1


50

Решение примеров и задач

1



4 четверть (45 часов)



1

Решение примеров и задач

1


2-5

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (письменные вычисления)

4


6-13

Сложение с переходом через разряд

8


14-21

Вычитание с переходом через разряд

8


22

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд»

1


23

Работа над ошибками

1


24

Умножение 0 и на 0

1


25

Деление 0 на число

1


26

Взаимное положение геометрических фигур

1


27

Умножение 10 и на10

1


28

Деление на 10

1


29-30

Нахождение неизвестного слагаемого

2


31

Повторение . нумерация чисел в пределах 100

1


32-33

Сложение и вычитание в пределах 100

2


34

Умножение и деление в пределах 100

1


35

Контрольная работа по теме «Вычислительные операции в пределах 100»

1


36

Работа над ошибками

1


37

Решение задач

1


38-40

Сложение и вычитание с переходом через разряд

3


С учетом рабочей программы воспитания, реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

­ организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

­ установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

­ использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;

­ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества;

­ использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);

­ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);

Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

«Быстро учим таблицу умножения» О. В. Узорова, Е. А. Нефедова

«Математика» 4 класс. Учебник Т.В. Алышева, Яковлева И.М. Москва, «Просвещение», 2018 год (1 и 2 часть)

Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Математика .Тесты. Александров М.Ф, Волошина О.И. Учебно –методическое пособие. –М., 2006.

Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.

Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь по математике для 4 класса четырехлетней начальной школы (№1,2). - Смоленск, 2000.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989.